Понятие "средства массовой информации". Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества

(Воскресенский Ю.)

("Юрист", 2005, N 6)

Текст документа

ПОНЯТИЕ "СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ". РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ

И СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Ю. ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Воскресенский Ю., Белорусский государственный университет.

Термин "средства массовой информации" появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Каждое из слов этого термина несет определенную смысловую нагрузку.

Информация. Вне зависимости от того, как определяется данное понятие - как мера организации (Н. Винер [1]), как снятая неопределенность (К. Шеннон [2]) или как отраженное разнообразие (Д. Урсул [3, с. 20]), - оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация - отображение и, следовательно, та или иная версия (социального) мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда облекается в определенную форму и, таким образом, интерпретируется.

Массовость фиксирует взаимодействие массовидных субъектов: газетная статья или телепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу. Это придает коммуникации и информации особый характер - "сжатость", "свернутость", "упакованность", предполагает потерю определенных информационных нюансов, вместе с тем - неэлитарность и общедоступность. Вместе с тем "массовость" характеризует корпоративный характер производства информации [см. 4, с. 12 - 24, с. 156 - 158].

Коммуникация и информирование могут носить непосредственный (ситуация общения двух людей) и опосредованный характер. Когда говорят о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых стало возможным лишь на определенном этапе общественного развития. Эти технические посредники иногда именуются "коммуникативными" средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ (или масс-медиа) - это не просто канал сообщения, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию (как в известной формуле Маклюэна "the medium is the message" - посредник суть сообщение [5]). Едва ли случайно термин "информация" в данном словосочетании нередко заменяется термином "коммуникация". Это связано с увеличением интерактивного, воспитательного и пропагандистского потенциала масс-медиа. СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом.

В современном обществе, по определению белорусских исследователей В. Воробьева и Е. Дмитриева, "журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает как: 1) социальный институт; 2) система специальных, теоретических и прикладных знаний; 3) совокупность средств и приемов массовой информации; 4) профессиональная деятельность творческого характера; 5) институт политической системы общества". В свою очередь, отметим, что журналистика как социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением" [6, с. 7; см. также: 7, 8].

Исходя из сказанного, можно определить СМИ как многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

Итак, система СМИ определяется посредством нижеследующих характеристик:

- информативная насыщенность;

- публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

- наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;

- непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

- однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;

- непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радио - или телепередача, пр.) [см. 9, pp. 28 - 39, 212 - 243; 4, сс. 12 - 16, 18 - 20].

Исходя из технических способов распространения информации и налагаемых этими способами ограничений СМИ можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных подсистем:

1) пресса (печать) - средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;

2) радио - передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;

3) телевидение - передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн.

4) Фактически под определение "СМИ" подходит и Интернет, хотя законодательство большинства стран его к таковым не относит. Так, к примеру, Закон Республики Беларусь "О печати и других средствах массовой информации" дает следующее определение "СМИ": "Под средством массовой информации имеются в виду периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации" [10, ст. 1]. Таким образом, интернет-издания не упоминаются в Законе "О печати", хотя по своим формальным признакам ("периодическое распространение массовой информации") попадают в категорию СМИ. Интернет можно рассматривать как медиа-среду, аналогичную телевидению, радио и прессе. Под интернет-СМИ (e-media), согласно определению белорусского исследователя С. Дубовика, понимается "форма систематичного и регулярного распространения информации средствами сетевых мультимедийных технологий" [11, с. 179]. Следует иметь в виду, что сегодня многие обычные ("оффлайновые") СМИ имеют свои представительства в Интернете ("онлайновые" версии").

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия реципиентами [см. 8; 12].

Учитывая, что СМИ являются одним из основных инструментов коммуникации (которую можно также понимать в качестве синонима "информации"), в том числе политической коммуникации, необходимо рассмотреть ее место и роль в политической системе общества.

Термин "политическая коммуникация" появился в конце 40-х - начале 50-х гг. прошлого века. Как считают М. Грачев и Ю. Ирхин, "началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период Первой мировой войны" [13, с. 127]. С демократизацией политических процессов в мире во второй половине XX века, развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием роли новых коммуникационных систем и технологий исследования политической коммуникации выделились в самостоятельное направление, которое находится на стыке социальных и политических наук.

Существует немало различных определений понятия "политическая коммуникация". Наиболее полным из них представляется определение, предложенное Р. Ж. Шварценбергом, который охарактеризовал ее как "процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой, а также между политической и социальной системами. Идет непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях" [14, с. 174]. Л. Пай вносит определенное уточнение: "Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации" [15, р. 442].

В современных исследованиях политическая коммуникация рассматривается как важнейший компонент и неотъемлемая составная часть политической системы общества, "которая устанавливает связи между институтами политической системы... Значение этой подсистемы велико, ибо люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации" [16, с. 109]. В связи с этим, в частности, К. Дойч рассматривал политическую систему как систему производства и воспроизводства информации по преимуществу [17, р. 27]. Информация - это структурированные отношения между событиями. Коммуникация - передача таких структурированных отношений. Каналы - пути передачи информации. Коммуникационные процессы имеют ключевое значение для функционирования политических структур, хотя жизнедеятельность последних не сводится к ним [17, р. 43].

Политическая коммуникация имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.

Таким образом, политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.

По мере технологического развития средств передачи информации претерпевает определенные изменения и система политической коммуникации, а следовательно - политическая система как таковая. Это связано со спецификой современного общества, в котором передаваемая посредством СМИ информация приобретает особую роль. Сегодня многие исследователи, в частности М. Анохин и М. Павлютенкова, рассматривают информацию как "важнейший источник власти" [16, с. 44]. "По сути, - отмечают эти авторы, - политическая система может рассматриваться как погруженная в информационное пространство" [16, с. 40]. Отталкиваясь от сходных предпосылок, И. Засурский отмечает: "Средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политического и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы" [18, с. 87].

"Информатизация" и "медиатизации" социальной жизни и политики фактически означают изменение роли СМИ, которые становятся "системообразующим элементом политики", приобретают в ней "новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль - просто средства, инструмента" [6, с. 5]. Согласно белорусским исследователям В. Воробьеву и Е. Дмитриеву, в современном обществе происходит информационный метаболизм, основу которого составляют "функциональные информационные системы (ФИС), то есть динамические, саморегулирующиеся системы, деятельность которых направлена на поддержание динамического равновесия в обществе... Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоническое единство политической системы и легитимность политического механизма" [6, с. 10].

Исходя из своего коммуникативного потенциала СМИ могут быть охарактеризованы как особая подсистема (институт) социально-политического целого, обладающая исключительной важностью: они являются одновременно и пронизывающим все общество каналом информационного обмена, и циркулирующей по этому каналу жидкостью (информацией). В этом отношении их роль подобна роли денег в экономике (универсальные посредники). С другой стороны, они играют активную роль, и в этом отношении могут быть уподоблены политическому действию как таковому (форс-идеям, выражаясь языком Бурдье [19, с. 202]).

Следовательно, СМИ не "локализованы" в каком-либо "месте" политической системы и являются одновременно ее средой и "внутренним" коммуникативным каналом. В рамках описанной выше модели ролевые задачи СМИ распределяются сразу по всем трем уровням (измерениям) политического процесса - формальному, содержательному, процессуальному:

1 1

А В

Politics Politicy

> > 2 Polity > >

СМИ СМИ

СМИ

input output

Рис. 1. Модель функционирования СМИ

На формальном уровне (polity) роль СМИ заключается в распространении и пропаганде общих коллективных целей и требований, которым подчиняется функционирование политической системы. Как пишет С. Дубовик, "мы на практике убедились, что общество не может выжить, если не обеспечивает одинакового понимания единых правил игры. ...Одним из главных инструментов такого обеспечения, безусловно, являются средства массовой информации" [11, с. 3 - 4].

На содержательном уровне (policy) осуществляемая посредством СМИ политическая коммуникация обеспечивает мобилизацию ресурсов общества, принятие управленческих решений, формирование политических программ. Иными словами, в силу своей природы политическая система нуждается не только в наличии базовых институциональных условий своего существования, но и в согласованном взаимодействии всех ее подсистем [см. 6, с. 4 - 5].

На процессуальном (politics) уровне СМИ обеспечивают артикуляцию и агрегацию интересов, их конверсию в целях политической социализации и политической поддержки.

Следует отметить, что на уровнях polity и policy роль СМИ, их коммуникативный вес примерно одинаков (с известными оговорками) во всех современных политических системах, и это, в частности, касается политической системы Беларуси. На этих уровнях государство и общество выступает как своего рода "консенсусное" образование, при котором "граждане и правительство рассматриваются как единое целое" [см. 12, с. 92]. Ролевая специфика СМИ выявляется скорее в процессуальном измерении - там, где происходят процессы "автономизации" субъектов политического процесса, т. е. процессы, определяемые как "борьба за власть" [см. 12, с. 90].

Поскольку белорусское общество "еще подходит к пониманию того факта, что... гражданское сообщество как институт реализации личности является наиболее оптимальной гражданской организацией" [11, с. 11], а потому "классические" акторы политического процесса - группы давления, партии, общественные объединения и т. д. - в Беларуси в полной мере не сформировались, государство вынуждено взять на себя представительство интересов всего общества. Таким образом СМИ оказываются в двойственной ситуации, которая, по меткому замечанию В. Дубовика, может быть охарактеризована как положение между "молотом" (властью) и наковальней (обществом) [11, с. 15]. При этом именно на государственные СМИ выпадает роль выразителя интересов государства, с одной стороны, и общества - с другой. В условиях, когда структуры гражданского общества пребывают в зачаточном, незрелом состоянии, это повышает роль государственных медиа в политическом процессе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Сов. радио, 1968. 245 с.

2. Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетике / Под ред. Р. Л. Добрушина, О. Б. Лупанова. М.: Иностранная литература, 1963. 829 с.

3. Урсул А. Д. Отражение и информация. М.: Мысль, 1973. 231 с.

4. Система средств массовой информации России / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. М.: Аспект-пресс, 2003. 259 с.

5. McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage, an Inventory of Effects - N. Y.: Wired Books, 1996. 160 p.

6. Воробьев В. П., Дмитриев Е. И. Информационное поле Беларуси: Социально-политический анализ. Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. 136 с.

7. Ананич Л. С., Воробьев В. П. Информационное пространство Беларуси. Мн.: МФЦП, 2003. 248 с.

8. Воробьев В. П. Система СМИ Беларуси. Мн.: Изд. центр БГУ, 2002. 252 с.

9. McLuhan M. Understanding media: The Extensions of Man. - N. Y.: McGraw-Hill, 1965. 359 p.

10. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г. "О печати и других средствах массовой информации", с дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 7 июня 1996 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. N 12.

11. Дубовiк С. В. CMI постсацыялiстычнай Беларусi: пошук новай рацыянальнасцi / С. В. Дубовiк. Мн.: БДУ, 2003. 303 с.

12. Решетников С. В. Теория процесса принятия управленческих решений: Монография. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. 152 с.

13. Грачев М. Н. К вопросу об определении понятий "политическая коммуникация" и "политическая информация" // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. N 4. С. 34 - 42.

14. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология: в 3-х ч. Ч. I. / Пер. с фр. М., 1992. 180 с.

15. Pye L. W. Communications and Political Development. - Columbia and Princeton: University Presses of California, Columbia and Princeton, 1963. 398 p.

16. Анохин М. Г., Павлютенкова М. Ю. Информационно-коммуникативные технологии в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 1999. N 1. С. 40 - 52.

17. Deutsch К. W. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. N. Y.: The Free Press, 1963. 176 p.

18. Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во Московского университета, 1999. 271 с.

19. Бурдье Пьер. Социология политики / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

Название документа