Становление и развитие науки административного права КНР
(Вэнь Хэнго) ("Lex russica", 2014, N 1) Текст документаСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КНР <*>
ВЭНЬ ХЭНГО
Вэнь Хэнго, доктор юридических наук, доцент Хэйлунцзянского университета.
Административные задачи во всех странах сходные, но административно-правовая наука - разная. Развитие науки административного права в КНР началось с 80-х гг. прошлого века после провозглашения политики реформ и открытости. На ее становление и развитие оказали влияние романо-германская и англосаксонская правовые семьи и, конечно, советская административно-правовая наука. Все это не могло не сказаться на китайской правовой науке. В целом развитие науки административного права КНР всегда сопровождается развитием административного законодательства и нормоустановления. В процессе совместного развития наука административного права КНР играет роль путеводителя законодательства и правосудия, критика реалий правоприменения. В настоящее время китайская административная правовая отрасль уже создана, хотя у нее еще много недостатков. В дальнейшем будет осуществляться ее эволюция на основе достижений мировой и китайской науки. Наряду с указанными аспектами в статье дана характеристика этапов развития науки административного права Китая, в частности, выделены три периода (так называемый пробельный; становления; развития и преобразования), показаны характерные особенности разрабатываемых административно-правовой наукой проблем, например, вопросы приоритетности административно-правовой защиты по сравнению со структурой государственного административного аппарата, значения административных процедур, по сравнению с материальным правом и др. Кроме того, показана степень исследования принципов административного права.
Ключевые слова: юриспруденция, Китай, отрасль административного права, наука административного права, развитие, этапы, характерные черты, функции науки, административно-правовая защита, роль путеводителя и критика.
Formation and development of the science of administrative law of the People's Republic of China Wen Heng-guo
Wen Heng-guo - Doctor of Law, Associate Professor of the Heilongjiang University.
The administrative goals are similar in all states, however, the administrative legal sciences differ. Development of the science of administrative law in the People's Republic of China started in 1980s after the policy of reforms and openness was proclaimed. Its formation and development were influenced by the Roman-German and Anglo-Saxon legal families, as well as by the Soviet administrative law science. All of the above had its influence upon the Chinese legal science. Generally, the development of science of administrative law in the People's Republic of China is always followed by the development of administrative legislation and norm-making. The process of mutual development allows the science of administrative law of the People's Republic of China to lead the way for legislation and justice, and to provide criticism of legal practice. Currently the Chinese administrative legal branch is already formed, while it still has many weak points. In the future it shall evolve based upon the achievements of global and Chinese science. In addition to these aspects, the article contains analysis of stages of development of administrative law science in China. The author singles out three periods (the so-called "gap" period, the period of formation and development, and the reform), showing the characteristic features of problems subject to administrative legal scientific studies, such as the issues of priority of administrative legal protection in comparison with the structure of state administrative apparatus, importance of administrative procedures in comparison with material law, etc. Additionally, the author shows the degree of studying principles of administrative law.
Key words: jurisprudence, leading the way and criticism, role, administrative legal protection, functions of science, characteristic features, development, stages, science of administrative law, branch of administrative law, China.
Трансформация общества и особенно политические реформы неизбежно отражаются на содержании юридической науки. Английский ученый Мартин Лафлин убедительно обосновал публичное право сложной формой политической дискуссии <1>. Именно на фоне политики реформ и открытости развивается наука административного права КНР. Из-за отсутствия исторических предпосылок на ее становление и развитие оказывают влияние иностранные теории. Обсуждая вопрос о развитии российского административного права, Ю. Н. Старилов предлагал изучать его в контексте развития соответствующей науки в западноевропейских странах, "ибо основные положения европейской науки административного права рано или поздно переходили на российскую "почву" <2>. -------------------------------- <1> Лафлин Мартин. Публичное право и политическая теория / Пер. Чжэн Гэ. Пекин, 2002. С. 8. <2> Старилов Ю. Н. Российское полицейское (административное) право: Конец XIX - начало XX века: Хрестоматия. Воронеж, 1999. С. 9.
Это предложение является полезным и при изучении науки административного права КНР, к тому же нужно учитывать воздействие англосаксонского права.
Этапы развития науки административного права КНР
Развитие науки административного права КНР обычно подразделяется на следующие периоды: 1) так называемый пробельный период (1949 - 1978 гг.). После учреждения в 1949 г. Китайской Народной Республики новая власть отказалась от всех законов и политики Китайской Республики и приняла свои законы и постановления об административной организации и административном надзоре. Но критика идеи "верховенства закона" в 1957 г. привела к застою китайского административного права, а последующая Культурная революция полностью разгромила законность КНР. Вместе с переездом правительства Китайской Республики в Тайвань на материке Китая прекратилось и исследование административного права, поэтому ученые в области административного права в период Китайской Республики почти никак не влияли на становление и развитие науки административного права КНР. Новая социалистическая наука административного права в этот период пока не появлялась, хотя в 50-х гг. на факультетах некоторых университетов в Пекине кратковременно преподавалось советское административное право, но оно вскоре прекратилось; 2) период становления (1978 - 1989 гг.). После принятия решения о проведении политики реформ и открытости 3-м пленумом ЦК КПК 11-го созыва в 1978 г. правовая реформа в конце 70-х гг. положила начало установлению господства права в Китае. В этот период развитие административного права началось с восстановления законности в сфере государственного управления. Потом полномочия административных органов с принятием нормативных актов <3> были закреплены Конституцией в 1982 г. Административное производство было установлено законами в сфере разрешения трудовых споров и споров о патенте, товарном знаке. Все эти достижения заложили основу для становления науки административного права КНР. -------------------------------- <3> В Китае его принято называть "административным нормоустановлением".
Вместе с восстановлением законности в государственном управлении лекции по административном праву вернулись в университеты, появилась группа специальных исследователей этой отрасли. В последующем многие из них стали известными учеными в сфере административного права. В 1983 г. был издан первый общенациональный учебник <4> по административному праву, знаменующий становление административного права как самостоятельной учебной дисциплины. В этом учебнике нетрудно заметить воздействие советского административного права. Например, он содержит три раздела, первый из которых охватывает вопросы понятия, предмета и развития административного права и науки административного права; второй - вопросы принципов управления, управляющих органов, управляющей деятельности, юридического надзора и др. (Общая часть); третья (Особенная часть) касается управления в разных сферах. В 80-х гг. еще два учебника советского административного права перевели на китайский язык и издали в Китае <5>. -------------------------------- <4> Подробно см.: Ван Миньсань. Основы административного права. Пекин, 1983. В Китае Министерство образования не только устанавливает программы учебных дисциплин и их стандарты содержания, но и обеспечивает единый учебник для преподавания во всех вузах Китая. <5> См., например: Манохин В. М. Советское административное право / Пер. Хуан Даосю. Пекин, 1983; Василенков П. Т. Советское административное право (Общая часть) / Пер. Цзян Мин-ани. Пекин, 1985.
При зарождении административного права КНР советская административно-правовая наука конкурировала с соответствующей наукой западноевропейских стран и США. В 80-х гг. многие китайские ученые выпустили свои труды об административном праве европейских стран, США и Японии, одни из которых являлись переводами трудов иностранных ученых-административистов <6>, другие - подготовлены самими китайскими учеными <7>. С тех пор изучение новейших достижений административного права развитых стран превратилось в важную часть науки административного права КНР. Позднее китайские юристы стали больше обращать внимание на европейское и американское административное право, нежели на советское. Поэтому первый национальный единый учебник оказал слабое воздействие на последующее развитие науки административного права КНР; -------------------------------- <6> См., например: Бернард Шварц. Административное право / Пер. Сюй Бин. Пекин, 1986; Хироси Минами. Японское административное право / Пер. Ян Цзяньшуна. Пекин, 1988 и др. <7> См., например: Гун Сянжуй. Сравнительное конституционное право и административное право. Пекин, 1985; Ван Минян. Административное право Великобритании. Пекин, 1987; Он же. Административное право Франции. Пекин, 1989 и др.
3) период развития и преобразования (1989 г. до настоящего времени). Принятый в 1989 г. Кодекс КНР об административном процессе является вехой китайского административного права. С этого времени китайское административное право вошло в период быстрого развития. Утверждение рыночной экономики в поправке Конституции КНР 1993 г. и принципа законности управления государством в поправке 1999 г. также содействовали его дальнейшему формированию. В этот период Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет (ПК) приняли ряд важных законов, относящихся к этой отрасли, например Закон КНР "О государственной компенсации" 1994 г., "Об административных наказаниях" 1996 г., "Об административном надзоре" 1997 г., "О пересмотре административных действий" 1999 г., "Об административных лицензиях" 2003 г., "О государственных служащих" 2005 г. и "Об административном принуждении" 2011 г. До их принятия административное нормоустановление играло роль "законодательного эксперимента". Например, Государственным советом в 1993 г. было принято Положение КНР об административном надзоре; в 1990 г. Положение о государственных служащих. Затем на их основе ВСНП и его ПК приняли соответствующие законы. Одним из важнейших административных нормативных правовых актов является Положение о гласности информации, принятое Госсоветом КНР в 2007 г. Эти Законы и Положения хорошо защищают права граждан, укрепляют многие правила административной процедуры и юридической защиты. Все упомянутые достижения в законодательстве и нормоустановлении могут считаться результатами исследований науки административного права КНР, потому что перед их принятием властными органами содержание проектов обсуждалось учеными. Второй общенациональный учебник для вузов был составлен коллективом авторов во главе с профессором Пекинского университета Ло Хаоцаем <8> в 1989 г.; третий - авторским коллективом во главе с профессором Пекинского университета Цзян Мин-анем <9> в 1999 г. Эти учебники сильно отличаются от первого общенационального учебника как по структуре, так и по содержанию. Они не имели Особенную часть. Китайские ученые продолжают шире и глубже рекомендовать опыт и достижения административного права иностранных стран, но их внимание в основном ограничивается некоторыми странами (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония). Статус советского административного права был принижен, потому что в трудах китайских ученых советское административное право выступает как символ модели управления "приказ - подчинение" при неуважении к правам граждан, что подвергается критике. После вхождения в новое столетие китайские юристы вновь обратили внимание на российское административное право постсоветского периода, но, надо сказать, слабее, чем на данную отрасль права упомянутых стран. -------------------------------- <8> Административное право / Под ред. Ло Хаоцай. Пекин, 1989. <9> Административное право и административно-процессуальное право / Под ред. Цзян Мин-ани. Пекин, 1989.
При изучении зарубежных доктринальных исследований китайские ученые по административному праву выдвигают и свои мнения и взгляды, формируют различные школы. Самым известным является теория баланса, инициированная профессором Ло Хаоцаем <10>. Благодаря созданию ряда институтов административного права все больше внимания обращается на китайскую административную практику. Китайцы начали обсуждать принятым в международном общении языком свои китайские вопросы. -------------------------------- <10> Ло Хаоцай. Очерки современного административного права Китая. М., 2010.
Развитие науки за 30 лет заложило основные институты административного права, хотя некоторые важные законы пока не приняты, например закон об административных процедурах. На основе правовых теорий зарубежных стран молодая наука административного права КНР быстро "взрослеет", хотя у нее еще много нерешенных проблем.
Характерные черты науки административного права
В Китае административная правовая наука не имеет своего типичного содержания как административные договоры и государственные компенсации во Франции, административный акт в Германии, административные процедуры в Великобритании и США, административное руководство в Японии. Нетрудно заметить, что содержание китайской административной правовой науки сходно с правом некоторых зарубежных стран, в том числе России. Китай и Россия считают свою правовую систему близкой к континентально-европейскому праву. Русские читатели могут заметить много знакомых терминов в науке административного права КНР, например административно-правовые отношения, источники административного права, субъекты административного права, административный надзор и т. д. Иногда один и тот же предмет называют разным термином, например негосударственная организация как субъект административного права в случае ее наделения законом властными полномочиями; в китайской административно-правовой науке она называется "субъектом с делегированными законом полномочиями"; издание нормативных правовых актов - абстрактным административным действием, а ненормативных и индивидуальных правовых актов - конкретным административным действием и т. д. Несомненно, наука административного права Великобритании и США больше воздействуют на китайскую, чем на российскую административную правовую науку. Итак, по сравнению с российской административной правовой наукой в китайской административной правовой науке проявляются следующие характерные черты. 1. Вопрос административно-правовой защиты оказывается важнее вопроса структуры администрации. Принимая систему континентально-европейского права, китайская административная правовая наука обычно разделяет свой предмет на четыре части: основы административного права (включая основные понятия, историю развития и принципы административного права); структура администрации (включая субъекты административного права и государственные служащие); административные действия (включая абстрактные и конкретные административные действия и их процедуры); способы административно-правовой защиты (включая административный пересмотр, административный процесс и государственные компенсации). Известно, что в науке англо-американского административного права заложена совершенно иная система, состоящая из делегированного законодательства, административных процедур и судебного контроля. Американские юристы считают, что вопросы структуры администрации и административной ответственности относятся к науке управления, а не к административно-правовой науке <11>. Под воздействием англо-американского права в науке административного права КНР вопросы структуры администрации не занимают важное место, вопрос административной ответственности <12> граждан почти не упоминается. Проблемы обеспечения законности в управлении в российской административно-правовой науке превращаются в Китае в вопросы о правовой защите прав граждан и возмещении ущерба, причиненного неправомерными действиями административных органов и должностных лиц, так как "юридическую ответственность следует сводить к обязанности возместить причиненный ущерб" <13>. -------------------------------- <11> Шварц Бернард. Указ. соч. С. 2. <12> В китайской административно-правовой науке административная ответственность относится к административным органам, а не к гражданам. <13> Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 219.
2. Значение административных процедур, по сравнению с материальным правом, оказывается равным и даже выше. Это безусловно является результатом воздействия англо-американского права. Китайские юристы согласны с мнением о преимуществе процессуального права по сравнению с материальным правом при контроле над администрацией. Законом КНР "Об административных наказаниях" 1996 г. впервые в Китае введены институты административной процедуры. Нарушение правовой процедуры Законом "О административном процессе" рассматривается как одно из условий отмены административного решения. Типичным примером служит Закон "О наказаниях за нарушение общественного порядка". Самым важным изменением Положения о наказаниях за нарушение общественного порядка, принятого ПК ВСНП в 1986 г. при начале становления науки административного права КНР, вплоть до Закона "О наказаниях за нарушение общественного порядка", принятого ПК ВСНП в 2005 г., является дополнение ряда статьей о процедуре наказания. В китайской административно-правовой науке обсуждаются не вопросы о видах действий, нарушающих общественный порядок и их наказания, а вопросы о процедурах наказания. Все эти административные процедуры могут сводиться к квазисудебным процедурам. Характерной из них является административное слушание. Традиционное административное право стремилось к "пересадке" судебных институтов на "административное поле". Но с расширением административных дискреционных полномочий административные органы больше не просто исполняют законы, а принимают политические решения. А это "в сущности неизбежно считается законодательным процессом" <14>. Все больше и больше квазизаконодательных процедур появляется в административном праве, например административное слушание с законодательным характером. Этому явлению китайские юристы уделяют внимание и расширяют исследование в данной сфере, включая процедуры административного слушания при определении цены товара, процедуры административного слушания при проведении оценки окружающей среды, процедуры нормоустановления центральным правительством, министерством и локальным правительством. Для решения новых вопросов сходные процедуры иностранных стран полно и тщательно исследуются в китайской административной правовой науке. -------------------------------- <14> Ричард Б. Стюарт. Реформа американского административного права / Пер. Шэнь Куй. Пекин, 2002. С. 21.
3. Исследование принципов административного права. Китайские юристы всегда уделяют большое внимание принципам административного права. Легко понять его причины при начале становления административной правовой науки, потому что ранее в Китае было мало законов и установлений для исследования. А ныне их место и роль в науке административного права КНР повышаются в связи с коллизией административно-правовых норм, неизбежной во всех странах. В Китае источники административного права устанавливаются разными субъектами, в связи с этим между ними есть различия и противоречия. Конечно, в Китае имеется механизм решения этого вопроса, но он мало используется из-за сложного и длительного порядка его использования. Итак, принципы административного права оказываются удобными инструментами понимания, толкования и оценки правовых норм, особенно для судей, решающих административные споры. Смешанный характер китайской административной правовой науки типично представляют ее проблемы о принципах, содержащие почти все важные и известные принципы и доктрины административного права в истории, в том числе материальные и процессуальные, континентально-правовые и англосаксонские. Например, в учебнике под ред. профессора Цзян Минаня "Административное и административно-процессуальное право" перечислено девять принципов. К материальным отнесены: принцип законности; принцип уважения и защиты прав человека; принцип превышения полномочий (ultra vires); принцип защиты доверия и принцип пропорциональности; к процессуальным - принцип надлежащей правовой процедуры; принцип гласности; принцип равенства и принцип справедливости. Принцип законности является общепризнанным во всем мире и основополагающим для всех правовых отраслей. "В странах англосаксонской системы принцип законности формулируется как принцип господства права... В странах континентальной правовой семьи принцип законности конкретизируется рядом принципов, из которых ведущими считаются принципы верховенства закона и основанности на законе" <15>. В Китае принцип законности понимается так же, как и в странах континентальной правовой семьи, только к нему добавляется принцип оговорки в законе. А принципы верховенства закона и основанности на законе, наоборот, не включены в систему принципов. Принцип господства права англосаксонской системы рассматривается как принцип превышения полномочий. Принцип уважения и защиты прав человека требует уважать право личности и основные свободы граждан, защищать их политические права и право собственности на основе Конституции КНР. Принцип надлежащей правовой процедуры основывается на естественной справедливости британского права, содержащей два правила поведения: 1) никто не может быть судьей в своем собственном деле; 2) заслушать доводы соответствующей стороны. Принцип гласности выступает против "темной комнаты", принцип равенства - против дискриминации; принцип справедливости - против произвола. -------------------------------- <15> Административное право зарубежных стран / Под ред. А. Н. Козырина и М. А. Штатиной. М., 2003. С. 24.
Среди всех принципов китайские юристы высоко ценят принципы защиты доверия и пропорциональности. Защита доверия как важный принцип административного права Германии был сформирован под воздействием гражданского и конституционного права, в основном обеспечивает стабильность и предсказуемость благоприятствующего административного действия, запрещая изменение или отмену предыдущего административного решения без веских на то оснований, предусматривая возмещение ущерба, причиненного необходимостью его изменения и отмены. Пропорциональность является одним из старых административных принципов, сформировавшихся в эпоху полицейского права в Германии. Этот принцип является собирательным, состоит из трех относительно самостоятельных принципов: 1) принципа необходимости, требующего принятия обременяющего административного действия административным органом при необходимости достижения административной цели; 2) принципа целесообразности, требующего принятия административным органом средств, соответствующих административной цели, после оценки интересов; 3) принципа минимального ущерба, т. е. пропорциональности в узком смысле, требующей принятия административным органом решения, влекущего по возможности минимальный ущерб для интересов граждан. С расширением властных полномочий администрации личное благополучие в значительной степени зависит от благоприятствующих административных действий, а принцип пропорциональности используется для разрешения самой трудной проблемы административного права - дискреционных полномочий, поэтому, по мнению китайского ученого Цзян Мин-ани, принцип защиты доверия и принцип пропорциональности - это важнейшие начала административного права <16>. -------------------------------- <16> Цзян Мин-ани. Указ. соч. С. 73.
4. Административно-процессуальное право является неотъемлемой частью административного права. После принятия Закона КНР об административном процессе в Китае не создавалась специальная система административных судов. Все административные дела принимаются к рассмотрению административными палатами при общих судах со специальным производством. Но суды не полномочны разрешать все административные споры. Круг административных дел, принимаемых судами, ограничивается рассмотрением законности конкретных действий внешней администрации. Другие вопросы административно-процессуального права в основном подобны соответствующим положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ о производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Сейчас административно-процессуальное право занимает важное место в административном праве КНР, потому что оно не только соединяет теорию административного права с его практикой, но и непрерывно предоставляет новые материалы для научных исследований административного права. Судебные толкования Высшего народного суда КНР становятся важным источником административного права, играют важную роль при отправлении административного правосудия. Но вопрос в том, что в Китае слишком мало административных дел, принятых и разрешенных судами. Так, в 2004 г. административными судами Франции разрешено около 150 тыс. дел <17>, а за это же время в Китае - 100 тыс. дел (см. график). Но надо иметь в виду, что население Франции составляет только 5% населения Китая. Приведенные данные говорят о том, что в среднем только 1 человек из каждых 10 тыс. китайцев возбудил административное производство. Вряд ли это положение отражает реалии исполнения законодательства административными органами. Число административных дел постепенно увеличивается, но все равно окажется ниже ожидаемого. 24 года прошли после принятия Закона КНР об административном процессе и, по нашему мнению, пора внести в него необходимые изменения. -------------------------------- <17> Ли Цзе. Главные черты административной юстиции Франции // http://sdfy. chinacourt. org/public/detail. php? id=2422.
ЧИСЛО ПРИНЯТЫХ И РАЗРЕШЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ В КИТАЕ
Функции науки административного права КНР
Научное исследование имеет собственный смысл и значение. Роль и ценность административно-правовой науки многоаспектны. Два момента привлекают особый интерес. Влияние административно-правовой науки на практику правоприменения. Китайская административно-правовая наука развивается в переходные периоды на фоне политики реформ и открытости, когда социальные мнения и ценностные ориентиры сильно меняются. Поэтому при ее становлении китайские юристы задавали вопрос о том, куда китайское административное право пойдет, а не о том, откуда оно пришло. До сих пор китайская административно-правовая наука стремится показать административному законодательству путь вперед, а не просто отражает реалии осуществления исполнительной власти. В Китае перед принятием почти каждого административного закона проводится долгосрочное и тщательное исследование соответствующих положений науки административного права. Китайские ученые-административисты имеют возможность участвовать в подготовке законопроекта и его правке. Они активно участвуют и пытаются влиять на содержание законопроектов. Эти авторитетные юристы университетов и научно-исследовательских институтов в Китае называются "теневыми законодателями". Наука административного права не только влияет на административное законодательство, но иногда и непосредственно определяет административное правосудие Китая. Примером может служить дело общества "Гуй Фэн" против Бюро планирования Харбина. Общество "Гуй Фэн" самовольно надстроило 6 дополнительных этажей на старые здания до получения положительного ответа Бюро планирования Харбина на свои заявления. Из-за нарушения смежных прав соседа и пейзажа Центрального проспекта Харбина Бюро планирования вынесло постановление о назначении административного наказания в адрес общества "Гуй Фэн", обязало снести незаконные постройки и уплатить высокие штрафы. Общество не согласилось с постановлением и обратилось с административным иском в Хэйлунцзянский суд. Адвокаты общества при судебном разбирательстве заявили, что Бюро планирования избрало слишком строгие способы административного наказания, нарушающие принцип пропорциональности, чтобы устранить негативные последствия незаконных действий. Тогда принцип пропорциональности не был утвержден законом, но уже стал общепризнанным в науке административного права. Суд принял во внимание мнение адвоката и изменил постановление о назначении административного наказания Бюро планирования в связи с "очевидной несправедливостью". Административно-правовая наука играет роль критики реалий. Разрыв бывает между идеалом и реальностью. Между наукой административного права и реальностью административного правоприменения в Китае возникают немалые различия. Китайские ученые-административисты привыкают к оценке этих различий с критическим подходом к реальности. Обстановка административного правоприменения действительно улучшается под давлением критики, но различия все еще остаются большими. Но следует заметить, что в настоящее время над китайской административно-правовой наукой витает тень кризиса. С одной стороны, китайская административно-правовая наука теряет уверенность в поддержке масс. Может быть, она удачно влияет на административное законодательство, но недостаточно помогает людям исполнять административные законы КНР. Люди часто не могут защитить свои права, когда они действуют по советам науки административного права. Административное право не считается честным и заслуживающим доверия после того, как неудачный результат раз за разом повторяется. Например, согласно Закону КНР "О ценах" слушание должно быть проведено административным ведомством по цене с участием заинтересованных сторон и масс при установлении цены на услуги коммунального хозяйства и социального обеспечения. Но цена всегда поднималась после любого слушания. За эти годы во многих городах слушания такого типа не удалось провести из-за отсутствия кворума участников. С другой стороны, большие успехи, достигнутые китайским Правительством за эти годы в сфере экономики, почти никак не отражаются на науке административного права КНР. Объяснение состоит в том, что за вопросы равенства отвечает административно-правовая наука, а за вопрос эффективности - наука управления. Такое объяснение больше не является удовлетворительным ответом. Разве китайское правительство и локальные администрации ничего не делали для содействия развитию экономического процветания или делали все за пределами закона? Даже при упомянутом объяснении роли права есть ли новый выход из текущей ситуации, кроме критики? Китайская административно-правовая наука должна и может лучше отражать реалии и особенности административного права КНР.
Заключение
В целом китайская административная правовая наука развивается очень стремительно. Ее достижения за 30 лет появились действительно "на пустом месте". Ее развитие подвергается ограничениям в связи с реформами политической системы КНР, но уже прошла ситуация, когда они "затрудняли выработку четкого и общепринятого понимания административного права китайскими юристами, вели к различиям во взглядах на формы административной деятельности, к отсутствию устоявшейся классификации актов органов государственного управления" <18>. Может быть, наука административного права КНР остается молодой и не настолько зрелой, как в Европе или США, но все-таки она уже вышла на орбиту устойчивого развития. Китайская административная правовая наука с помощью теорий иностранных стран будет активнее участвовать в развитии всего мира и в этом процессе приобретет свои характерные черты, найдет свое место. Цель обусловливает движение, она нуждается лишь во времени. -------------------------------- <18> Административное право зарубежных стран / Под ред. А. Н. Козырина. М., 1996. С. 185.
Библиография
1. Административное право зарубежных стран / Под ред. А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М., 2003. 2. Административное право зарубежных стран / Под ред. А. Н. Козырина. М., 1996. 3. Административное право и административно-процессуальное право / Под ред. Цзян Мин-ани. Пекин, 1989. 4. Шварц Бернард. Административное право / Пер. Сюй Бин. Пекин, 1986. 5. Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988. 6. Лафлин Мартин. Публичное право и политическая теория / Пер. Чжэн Гэ. Пекин, 2002. 7. Стюарт Ричард Б. Реформа американского административного права / Пер. Шэнь Куй. Пекин, 2002. 8. Старилов Ю. Н. Российское полицейское (административное) право: конец XIX - начало XX века: Хрестоматия. Воронеж, 1999.
References
1. Administrativnoe pravo zarubezhnykh stran / Pod red. A. N. Kozyrina, M. A. Shtatinoi. M., 2003. 2. Administrativnoe pravo zarubezhnykh stran / Pod red. A. N. Kozyrina. M., 1996. 3. Administrativnoe pravo i administrativno-protsessual'noe pravo / Pod red. Tszyan Min-ani. Pekin, 1989. 4. Shvarts Bernard. Administrativnoe prava / Per. Syui Bin. Pekin, 1986. 5. Breban G. Frantsuzskoe administrativnoe pravo. M., 1988. 6. Laflin Martin. Publichnoe pravo i politicheskaya teoriya / Per. Chzhen Ge. Pekin, 2002. 7. Styuart Richard B. Reforma amerikanskogo administrativnogo prava / Per. Shen' Kui. Pekin, 2002. 8. Starilov Yu. N. Rossiiskoe politseiskoe (administrativnoe) pravo: konets XIX - nachalo XX veka: Khrestomatiya. Voronezh, 1999.
Название документа