Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве

(Грибанов Д. В.) ("Бизнес, Менеджмент и Право", 2013, N 1) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Д. В. ГРИБАНОВ

Грибанов Д. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права УрГЮА.

В статье проведен анализ правовых основ государственной поддержки инновационной деятельности, отраженных в современном законодательстве. Особый акцент сделан на характеристике форм государственной поддержки инновационной деятельности на основе последних изменений в законе о науке и государственной научно-технической политике и на основе региональных правовых актов.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственная поддержка, законодательство.

The state support of the innovation activities in the present legislation. D. V. Gribanov

The article includes the analysis of the legal basis of the innovation activities state support, that reflected in the legislation. The particular emphasis is placed on the characteristic of the innovation activities state support forms based on the latest changes to the law about the science and State Science and Technology Policy and based on regional regulations.

Key words: innovation, innovation activities, the state support, legislation.

Государственная поддержка инновационной деятельности как одно из ключевых направлений государственной инновационной политики является важнейшим условием на пути инновационного развития общества. До недавнего времени правовую основу государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации составляли стратегические и программные документы, в правовой форме определяющие направления и перспективы инновационного развития Российского государства. С принятием в июле 2011 г. Федерального закона от 21.07.2011 N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" <1> был сделан значительный шаг на пути развития законодательства в области инноваций. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2011. N 30. Ст. 4602.

Большое внимание в ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" отводится вопросам государственной поддержки инновационной деятельности как одному из стратегических направлений государственной инновационной политики. Следует подчеркнуть, что законодатель не только определяет субъектный состав и формы государственной поддержки инновационной деятельности, полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки инновационной деятельности, но и закрепляет концептуальные основы данного ведущего направления государственной инновационной политики, выражающиеся в целях и принципах государственной поддержки. Государственная поддержка инновационной деятельности в ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" определена как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. В Законе представлена целостная система форм государственной поддержки инновационной деятельности, включающая: 1) предоставление льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей. Одной из наиболее значимых и приоритетных мер государственной поддержки инновационной деятельности является налоговое стимулирование, направленное на поощрение исследований, развитие науки и технологий, создание благоприятного инновационного климата. Налоговое стимулирование доказало свою эффективность в ведущих мировых державах, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики. Отдельные мероприятия в данном направлении принимаются и в нашей стране. Подтверждением этому являются нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие введение налоговых льгот, распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Например, в ст. 149 НК РФ к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), отнесено выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. Для отдельных категорий субъектов инновационной деятельности налоговое законодательство предусматривает предоставление определенного вида налоговых льгот исходя из особого (специального) характера их деятельности. Например, ст. 9 Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" <2> предусмотрено дополнение части второй Налогового кодекса РФ ст. 145.1, в которой для участников проекта установлено освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет. -------------------------------- <2> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Также в отношении участников инновационного проекта "Сколково" ст. 246.1 НК РФ предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль. Для организаций технико-внедренческих особых экономических зон, правовой режим которых установлен Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <3>, по налогу на прибыль согласно п. 1 ст. 284 НК РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, но не ниже 13,5%, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по этой деятельности и от остальных доходов и расходов. -------------------------------- <3> Российская газета. 30.09.2010. N 220.

По налогу на имущество организаций Налоговым кодексом РФ предусмотрены налоговые льготы как в отношении организаций - резидентов особой экономической зоны (п. 17 ст. 381 НК РФ), так и в отношении управляющих компаний и участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (п. п. 19 - 20 ст. 381 НК РФ). При этом согласно п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ для резидентов особой экономической зоны налоговая льгота действует в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны. Указанная льгота действует в течение 5 лет с момента постановки на учет такого имущества. Представляется, что прямое указание на осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности; 2) предоставление образовательных услуг. С учетом главенствующей роли научных знаний в инновационных процессах стали предъявляться более высокие требования к уровню квалификации работников, качеству подготовки кадров. Инновационная экономика - это, прежде всего, экономика знаний, это подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией. И построение инновационной экономики должно сопровождаться долгосрочной кадровой политикой. На первом месте сегодня стоит подготовка кадров по новым приоритетным направлениям развития техники и технологий, экономики и управления, повышение роли дополнительного профессионального образования, формирование у работников умений вырабатывать инновации самостоятельно, в процессе трудовой деятельности, находить новое в опыте других и использовать его в своей работе; 3) предоставление информационной поддержки. Научно-техническая и инновационная деятельность, как никакие другие виды деятельности, нуждаются в соответствующем информационном обеспечении. Информация о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, информация о рыночной конъюнктуре в соответствующих сегментах, о патентах и ноу-хау, о предложениях на научно-технические и экспериментальные услуги является стратегически важным ресурсом в руках ее обладателя. Все это свидетельствует о важности создания и развития различных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, и на этой основе осуществления полноценного информационного обеспечения и информационной поддержки инновационной деятельности; 4) предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации также играет немаловажную роль на пути стимулирования инновационной деятельности. Проектный подход к развитию инноваций предполагает сложность многих организационных аспектов, что с неизбежностью требует квалифицированной помощи в документальном оформлении инновационного проекта; 5) формирование спроса на инновационную продукцию. Экономика в ее современном виде, основанном на рыночном подходе, сосредоточена на строго рациональных позициях соотношения доходов и расходов, организации общественной деятельности, направленной на получение прибыли. Несомненно, государство, реализуя свою экономическую функцию, применяя властно-распорядительные рычаги управления, участвует в формировании спроса на рынке. В особенности это актуально для рынка интеллектуальных благ, рынка инновационной продукции, опыта формирования которого пока объективно недостаточно, и требуются специальные механизмы для его активного развития и функционирования. В этом аспекте ведущая роль принадлежит экономической науке, которая, используя специальные методы, формирует экономические модели становления и развития отношений в инновационной сфере с точки зрения наиболее быстрого и эффективного развития рынка, обеспечивающего прирост ВВП и обогащение субъектов хозяйственной деятельности. Такая информация должна служить для юристов ориентиром при разработке правотворческих актов. Право, с одной стороны, представляет самостоятельное средство реализации экономической функции государства, а с другой - самостоятельное средство государственного регулирования инновационных отношений наряду с иными средствами и инструментами экономического и административного характера; 6) финансовое обеспечение (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал). Предоставление мер финансовой поддержки является важным и действенным стимулом на пути развития инновационной деятельности. Отдельные мероприятия в этом направлении уже активно реализуются в нашей стране. Например, грантовая поддержка. Предоставление гранта легализует поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок и осуществляется путем предоставления денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов в установленном порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Так, Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования" учреждены гранты Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Выделение грантов Правительства Российской Федерации осуществляется в форме субсидий, предоставляемых российским образовательным учреждениям высшего профессионального образования, на базе которых будут осуществляться научные исследования. Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации" <4> предусматривает предоставление субсидий на гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук, на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации. -------------------------------- <4> Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.

Кроме того, предоставление денежных средств в форме грантовой поддержки предусматривается и ведомственными нормативно-правовыми актами. Например, Приказом Министра обороны РФ от 21.06.2008 N 347 <5> учреждены гранты Министерства обороны Российской Федерации на проведение военно-технических научных исследований, Приказом Минобразования РФ от 18.12.2000 N 3705 - гранты на проведение молодыми учеными научных исследований в ведущих научно-педагогических коллективах высших учебных заведений и научных организаций Министерства образования Российской Федерации и т. д. -------------------------------- <5> Собрание законодательства РФ. 2005. N 18. Ст. 1686.

Еще раз подчеркнем, что финансовая поддержка инновационной деятельности является одной из наиболее действенных и эффективных форм содействия развитию инновационной деятельности, и именно ей должно отводиться основное внимание со стороны государственных структур; 7) реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации. В современных условиях развития инновационной политики государства и ее правового обеспечения особую актуальность и широкое распространение получает использование программного (программно-целевого) метода, основанного на разработке стратегического курса государственной инновационной политики и его отражения в программных документах. Именно программный метод представляется наиболее эффективным методом государственного управления, позволяющим обеспечить целенаправленное решение проблем государственной инновационной политики посредством поэтапного планирования основных мероприятий в рамках отдельных направлений политики государства по достижению поставленных на конкретный период времени целей и задач и соответствующего рационального и эффективного использования ресурсов, исходя из запланированной системы программных мероприятий. Программные документы, определяющие направления и перспективы инновационного развития Российского государства и перечень конкретных мероприятий на пути достижения определенных в стратегических документах целей и задач, составляют системную основу для реализации процессов модернизации и качественного улучшения социально-экономического развития страны. Вновь следует отметить, что реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации - это метод государственной политики, доказавший свою эффективность не только в рамках социально-экономического развития нашего государства, но и в рамках административной реформы, развития информационного общества и формирования электронного правительства и т. д. На сегодняшний день основная нагрузка по организации процессов инновационного развития ложится именно на специфические правовые документы программно-целевого характера, которые не только в правовой форме определяют направления модернизации и существенных преобразований в инновационной сфере, но и оказывают тем самым целенаправленное воздействие на развитие инновационных отношений. Таким образом, реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации, на наш взгляд, также не является прямой формой государственной поддержки инновационной деятельности. В ходе осуществления таких программ могут применяться различные формы государственной поддержки, такие как финансовое обеспечение, образовательные услуги, информационное обеспечение инновационной деятельности и т. д. Целесообразнее было бы программный подход к формированию и реализации инновационной политики государства более подробно описать в законодательном акте в качестве концептуальных основ государственной инновационной политики. Наряду с обозначенными формами государственной поддержки инновационной деятельности законодатель в числе двух последних называет поддержку экспорта и обеспечение инфраструктуры. Представленные формулировки не позволяют понять смысла и значения, который вкладывал законодатель в обозначенные формы государственной поддержки инновационной деятельности. Идет ли речь о поддержке экспорта инновационной продукции или об обеспечении инновационной инфраструктуры, если учитывать, что данный термин закреплен в числе основополагающих в понятийном аппарате? Какие именно мероприятия понимаются в рамках данных форм государственной поддержки? Следует отметить активность региональных органов государственной власти в создании правовых основ государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Так, в региональном законодательстве особое внимание уделяется таким мерам государственной поддержки, как (на примере Закона Свердловской области от 15.07.2010 N 60-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области"): 1) предоставление государственных гарантий; 2) предоставление из областного бюджета субсидий; 3) передача государственного казенного имущества в аренду; 4) установление особенностей определения размера арендной платы за пользование государственным казенным имуществом, а также внесения этой платы; 5) предоставление прав на использование объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые относятся к государственной казне; 6) внесение государственного казенного имущества, в том числе средств областного бюджета, в качестве вкладов в уставные капиталы открытых акционерных обществ, являющихся субъектами инновационной деятельности; 7) установление особенностей налогообложения налогами субъектов Российской Федерации, а также федеральными налогами, установление отдельных элементов налогообложения которыми в соответствии с федеральным законодательством отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 8) предоставление информации по вопросам, связанным с осуществлением инновационной деятельности, содержащейся в документах, включенных в информационные системы органов государственной власти субъекта РФ; 9) содействие в установлении внешнеэкономических связей, необходимых для осуществления инновационной деятельности в форме капитальных вложений. Особое значение среди перечисленных мер государственной поддержки, так же как и на федеральном уровне, придается вопросам льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности. Определение в региональном законодательстве налоговых мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности основывается на закрепленных в Налоговом кодексе РФ возможностях снижения налоговых ставок налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Так, в числе мер налоговой поддержки, реализуемых на уровне субъектов РФ: - снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, до уровня 13,5%. Правовая основа возможности установления региональным законодательством такой налоговой льготы закреплена в п. 1 ст. 284 НК РФ, согласно которому налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%; - установление пониженной налоговой ставки для субъектов инновационной деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 346.20 НК РФ законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки по УСН в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков; - освобождение от уплаты налога на имущество организаций. На основании п. 2 ст. 380 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом НК РФ не устанавливает минимальный размер дифференцированной налоговой ставки, что позволяет субъектам РФ применять налоговое освобождение в отношении отдельных категорий налогоплательщиков: - освобождение субъектов инновационной деятельности от уплаты земельного налога, в части земельного участка, отведенного для осуществления инновационной деятельности и входящего в состав имущественного комплекса. В соответствии с п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Ввиду того что НК РФ не устанавливает минимальный размер дифференцированной налоговой ставки, допустимо освобождение от уплаты земельного налога; - предоставление инвестиционных налоговых кредитов, которые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 66 НК РФ могут быть предоставлены по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. В соответствии с п. 1 ст. 67 НК РФ в числе оснований предоставления инвестиционного налогового кредита: 1) проведение организацией-налогоплательщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства; 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; - снижение ставки транспортного налога в отношении транспортных средств, принадлежащих субъекту инновационной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ законами субъектов РФ могут быть увеличены (уменьшены) налоговые ставки по транспортному налогу, но не более чем в десять раз; - предоставление отсрочек, рассрочек по уплате региональных и федеральных налогов в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет, а также по уплате местных налогов (в соответствии с п. 12 ст. 64 НК РФ законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов. Ограничения относительно видов налогов, по которым могут быть применены отсрочка или рассрочка, законодательством не установлены). Наряду с традиционными мерами государственной поддержки особый интерес вызывает, к примеру, экспонирование, презентации и иные формы продвижения научной, научно-технической и инновационной продукции на международные рынки, установление механизмов поддержки конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной субъектами инновационной деятельности, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами. Наибольший эффект на пути развития научной и инновационной деятельности, как представляется, должно принести развитие на региональном уровне механизмов инвестирования сферы научно-технической и инновационной деятельности, например, организация инновационных и венчурных фондов, основная цель создания которых заключается в финансовом обеспечении инновационных проектов. Эта цель реализуется ими посредством участия в разработке и реализации программ развития и поддержки инновационной деятельности; целевого финансирования инновационных проектов; поиска и привлечения финансовых средств для оказания финансовой и материальной поддержки инновационным предприятиям; осуществления страхования инновационных коммерческих и внедренческих рисков в страховых компаниях; оказания маркетинговых, консультативных и управленческих услуг представителям инновационного предпринимательства; инвестирования научно-технических исследований и инновационных производств. В частности, организация системы венчурного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности предусмотрена в Законе Красноярского края от 10.07.2008 N 6-2000 "О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края", в Законе Алтайского края от 14.09.2006 N 95-ЗС "Об инновационной деятельности в Алтайском крае", где государственная поддержка инвестирования высокорисковых высокотехнологичных инновационных проектов осуществляется через фонды венчурного капитала. В некоторых законах субъектов (Закон Волгоградской области от 22.06.2004 N 925-ОД "Об инновационной деятельности в Волгоградской области", Закон Нижегородской области от 14.02.2006 N 4 "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области" и др.) прямо закреплен правовой статус венчурных и инновационных фондов, деятельность которых осуществляется путем предоставления кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов и средств на возвратной и безвозвратной основе. Подводя итоги, отметим, что активность региональных органов власти в решении задач развития науки и инновационной деятельности определяется прежде всего их стремлением содействовать структурной перестройке экономики, развитию наукоемких отраслей промышленности своих регионов и на этой основе преодолению многих социально-экономических проблем. Эффективная инновационная политика является мощным инструментом, с помощью которого государство может преодолеть спад в экономике, организовать работу внутреннего рынка и в дальнейшем выйти на мировой рынок высокотехнологичной продукции. Между тем на законодательном уровне государственная инновационная политика и такое ее приоритетное направление, как государственная поддержка инновационной деятельности, не нашли своего полноценного и адекватного современным требованиям общественного развития правового обеспечения. Существующая проблема во многом объясняется несовершенством теоретических основ государственного регулирования инновационной деятельности, что препятствует целенаправленному развитию и достижению стратегических целей формирования в России инновационной экономики. Совершенствование законодательства в сфере инновационного развития должно осуществляться исключительно на основе доктринально обоснованных предложений и концепций. Только такой подход позволит достичь значительных результатов на пути развития государственной инновационной политики и системы ее нормативно-правового обеспечения.

Название документа