Правовое значение российского менталитета во взаимоотношениях государства, общества, личности: вопросы реформирования государственной власти и управления в России в XVIII - XIX вв

(Данилова Е. В., Лазорин К. Б.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА, ОБЩЕСТВА, ЛИЧНОСТИ: ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В XVIII - XIX ВВ. <*>

Е. В. ДАНИЛОВА, К. Б. ЛАЗОРИН

Данилова Екатерина Вениаминовна, заместитель директора по правовым вопросам автономной некоммерческой организации "Научно-образовательный центр "КАРЬЕРА", кандидат юридических наук.

Лазорин Кирилл Борисович, президент некоммерческой организации "Нижегородская нотариальная палата", нотариус, аспирант кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

В статье исследуется правовая категория "российский правовой менталитет" применительно к процессу реформирования государственно-правовых отношений в России рассматриваемого периода. Подробно анализируется процесс формирования и становления российского правового менталитета и его важное правовое значение при проведении государственных преобразований в Российской империи. Важным аспектом являются также вопросы влияния менталитета при взаимодействии государства, общества и личности при осуществлении конкретных административно-государственных преобразований.

Ключевые слова: российский правовой менталитет, государство, общество, личность, административно-государственные преобразования.

The article deals with the legal category "Russian legal mentality" with regards to reforms of state-legal relations in Russia of the given period. It analyses the process of development of Russian legal mentality and its legal importance for state reforms in the Russian Empire. The article also studies the impact of legal mentality within relations of state, society and individual on particular administrative-state transformations.

Key words: Russian legal mentality, state, society, personality, administrative and state transformations.

На всем историческом пути построения и функционирования государственной административной системы в Российской империи она испытывала на себе влияние идеалов и устремлений русского народа, т. е. ментальности. Анализируя особенности русского правового менталитета, важно подчеркнуть взаимоотношения государства, общества и личности. Формально данные отношения носят равноправный, справедливый, взаимовыгодный характер. Фактически наша история свидетельствует об обратном - человек всегда был бесправен в отношениях с властью. На России лежит печать системоцентризма, где личность всегда рассматривалась как средство достижения неких поставленных надличностных целей. Однако в этом не виноваты ни российские политики, ни идеологи: "...привычка возлагать на государство заботу о благосостоянии всех и каждого обращается, наконец, в безумную теорию социализма государственного", которому присуща "мысль, что вся частная жизнь должна поглощаться общественной, а вся общественная жизнь должна сосредоточиваться в государстве и быть управляема государством" <1>, - вот причина, кроющаяся в нашем правовом менталитете. Отсюда и непрекращающиеся разговоры о "твердой руке" и объединяющей "национальной идее" как о средствах национального спасения. -------------------------------- <1> Победоносцев К. П. Московский сборник. СПб.: Русская симфония, 2009. С. 208.

На рубеже XIX - XX вв. русские юристы отмечали пестроту картины правового менталитета, выделяя разнообразие его свойств: - консерватизм <2>; -------------------------------- <2> Муромцев С. А. Определение и основное развитие права. М.: А. И. Мамонтова и Ко, 1879. С. 151.

- терпимость; - публичность <3>; -------------------------------- <3> Качаровский К. Р. Народное право. М., 1906. С. 106, 131.

- субъективизм <4>. -------------------------------- <4> Ефименко А. Я. Исследование народной жизни. М.: Либроком, 2011. С. 105.

В определенной мере духовная самобытность отчасти объясняется географическими особенностями России. Противоречивость и сложность русской правовой ментальности во многом связаны с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Поэтому русский народ и его культура не чисто европейские и не чисто азиатские. Чаще всего для обозначения этого феномена используют термин "евразийская культура" <5>. -------------------------------- <5> Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в. // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 44.

Противоречивость национального характера, амбивалентность, граничащая с иррациональностью, - доминантная черта русского менталитета. "Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионистическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность, внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт" <6>. -------------------------------- <6> Бердяев Н. А. Русская идея... С. 44; Он же. О духовной буржуазности // Путь. 1926. N 3. С. 6 - 9.

Н. А. Бердяев, рассматривая отечественный национальный характер, выделял в русской политической жизни и государственности скрытое темное иррациональное начало. Оно создает непредвиденные, неожиданные ситуации, превращая историю страны в фантастику, в неправдоподобный роман, не укладывающийся в рамки общеизвестных и общепринятых юридических понятий. По его словам, русским человеком можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть <7>. -------------------------------- <7> Ковязина Ю. А. Основы возникновения и существования надзорной власти в России // Законность. 2002. N 1. С. 2.

Иррациональность духовно-юридической энергии преломилась в принципе уникальности и несходстве исторической судьбы России с Западом или Востоком, особой миссии русского народа. Его проявления выразились в признании примата морали над правом, стремлении устройства своеобразного "Царства Божьего" на земле и достижении всечеловеческого счастья, превосходстве православной веры, противопоставлении идеалов общинно-нравственного порядка ("соборности") гражданскому обществу, коллективного интереса - индивидуальному, в конечном счете поиску собственного пути взамен правового государства. Представляется во всех смыслах значимым и актуальным исследование проблемы, которую можно обозначить как соотношение "русской идеи" и "демократической идеи". Рассмотрение ее существенно как в плане ретроспективы, понимания исторического прошлого России, так и в плане перспективы, оценки социально-политических процессов в России сегодняшней, их направленности, результативности тех или иных обнаруживающих себя потребностей национальной идентификации. Достаточно сослаться на споры по поводу оценок политико-правового строя стран Европы и Востока видных представителей науки, культуры, политики. Л. Н. Гумилев связывал противоречие российской ментальности с разнообразием этнических укладов проживающих на территории страны, а также с влиянием этнических контактов. По его мнению, формирование ментальности происходит в ходе этногенеза, и чрезвычайно пестрый византийский характер породил возникший значительно позднее российский <8>. Проповедование "византизма" получило поддержку в концепции К. Н. Леонтьева. Исходя из того, что государственная форма у каждой нации своя особенная и исторически не меняется, для русского народа - это византизм, проявляющийся в наличии трех сил: римский цезаризм (самодержавие), христианская дисциплина, семейное начало в царском роде, т. е. монархизм, церковность, сословная иерархия <9>. Воздействие православно-византийской культуры на древнерусское общество надо рассматривать с учетом ее своеобразных течений. Кирилло-мефодиевское течение как одно из самых интеллектуализированных традиций внутри христианства было связано с античной философией и открыто для внешнего влияния и применения. Таким образом, идейно-религиозные основания в нашей стране отличаются от восточного православия и от западного католичества. -------------------------------- <8> Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева / Сост. В. А. Мичурин; Под ред. Л. Н. Гумилева // Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. С. 503. <9> Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: Наука, 1991. С. 185, 243, 248.

Объединяющее Россию православие стало не только религией, но и ментальностью <10>, <11>. Идеологическими принципами Русской православной церкви служили: неприязнь к рабству и крестовым походам, духовное наставничество светской власти, духовно-религиозное единство народа (соборность). Ф. М. Достоевский, Ф. И. Тютчев объясняли народные начала, которыми стоит восхищаться, православными истоками <12>. Посвятив большое внимание вопросу влияния христианства на правосознание, русский юрист Ильин определил православие как живое правосознание. С помощью его функционирует право, поддерживается и оберегается семья, родина, порядок, государство, хозяйство, имущество. "Российская правовая теория должна идти путем взращивания в российском духовном организме того, что заложено в него двухтысячелетним христианским опытом" <13>. В течение всего последнего тысячелетия православие, укоренившись в нашем менталитете, стало основой общества и государства, а также главным аргументом в пользу российской уникальности, особенно среди консерваторов. -------------------------------- <10> Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л. Н. Гумилева / Сост. В. А. Мичурин; Под ред. Л. Н. Гумилева // Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. С. 503. <11> Ключевский В. О. Русская история. Книга 1. М., 1995. С. 229. <12> Солженицын А. И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998. С. 161 - 164. <13> Ильин И. А. Основы христианской культуры. Кризис безбожия // Собрание сочинений: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 217 - 223; Он же. Основы государственного устройства // Политическая история русской эмиграции. 1920 - 1940 гг. Документы и материалы / Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1999. С. 83.

Консервативное крыло общественной мысли середины XIX в. - славянофилы - базировалось на ориентации массового сознания на ценности системы моральных устоев, следовании религиозным и нравственным традициям в общественной и государственной жизни страны. Важно подчеркнуть, что "славянская идея" выразила принцип российского пути развития на основе самобытности, иными словами, ментальности. Так, К. С. Аксаков настаивал на том, что русский народ "есть народ негосударственный", право и конституция ему не нужны. Запад, именовавшийся некогда "христианский мир", теперь объединен "цивилизацией" и "прогрессом". То, что Европа избрала "поклонение государству", "механическое юридическое устройство" <14>, а ее народы "увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций", ведет к ее духовному обеднению, а затем к гибели <15>. -------------------------------- <14> Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Издательство В. М. Саблина, 1909. С. 131. <15> Туманов В. А. Правовой идеализм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. N 8. С. 52 - 58.

Согласно А. С. Хомякову, католичество, унаследовав "юридический характер римского мира", имеет внешнее единство, противопоставляемое свободе, протестантство - лишь внешнюю свободу, без внутреннего содержания. Вот в чем источник западного правосознания: либо покоряться категорическому императиву, либо покорять <16>. Русскому правосознанию данное не свойственно, а исходным служит сопричастность человека миру, а не противопоставление ему ("признание силы любви как основного начала бытия, познания и человеческой деятельности - соборность, общение в любви") <17>. Это перекликается с подобным мнением Ф. М. Достоевского, который находил путь развития России принципиально отличным от пути Запада за счет "славянской идеи". Запад имеет внутреннее раздвоение на романский и германский дух, совпадающий с католичеством и протестантизмом, буржуа и пролетарием - "беспрерывного контроля самой деспотической власти" и "безусловного права собственности, семейства, свободы". Оба эти начала носят механический, формальный характер, укрепляя взаимную разъединенность государства и общества, власти и права. Россия несет с собою новое, третье решение вопроса, единственно способное примирить Запад с самим собою. Содержанием "славянской идеи", сохранившей православие, является любовь. Будучи силой чисто духовной, любовь объединяет людей органически, не употребляя насилие. "Дело не во внешних преобразованиях на формально-разумных началах права, а во внутреннем преображении форм общественного бытия, исполнении их духом Христовым, любовью" <18>. Церковь - братство в любви, духовный союз, учрежденный на земле Христом, преобразующий изнутри государство. -------------------------------- <16> Хомяков А. С. По поводу Гумбольдта // Русская философия первой половины XIX в.: Хрестоматия. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987. С. 275 - 286. <17> Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Путь, 1912. С. 128. <18> Гессен С. И. Борьба утопии и автономного добра в мировоззрении Ф. М. Достоевского и Вл. Соловьева // Избр. соч. М.: РОССПЭН, 1999. С. 614.

Консервативно-самодержавная доктрина в лице М. Н. Каткова и К. П. Победоносцева провозгласила неразделимость церкви и государства, где православная церковь должна быть частью российского государственного аппарата, а "религия, и именно христианство" - духовной основой "всякого права" <19>. Православие - носитель "единого нравственного начала", охватывающий все сферы, охраняющий все высшие ценности (государство, порядок, организацию, нацию, истину). Церковь "никогда не откажется от своего законного влияния", что способствует общественному дисциплинированию. Победоносцев, подчеркивая неполноценность западного индивидуализма, противопоставлял православное стремление к единству и стирание индивидуальности перед лицом Бога. Запрет атеизма трактовался как акт защиты свободы человека от "страшного насилия над чужой совестью" <20>. -------------------------------- <19> Победоносцев К. П. Московский сборник. СПб.: Русская симфония, 2009. С. 18. <20> Там же. С. 208.

Таким образом, православная культура определила доминирующую позицию консервативно-патриархальной идеологии в России на фоне либеральной и радикальной, которая так или иначе активно пропагандировала идею всенародной соборности как основы русской государственности. Идея соборности - устройства своеобразного "Царства Божьего" на земле - выразилась в священной миссии государства. Потому этатизм как одно из ее воплощений, выразившийся в таких понятиях, как "Святая Русь", "Москва - третий Рим", "Православное царство", стал характерным для российской ментальности. Н. А. Бердяев заметил, что идея "философии целостного духа задана нам навеки" <21>. В советский период традиция была продолжена под лозунгом освобождения мирового пролетариата <22>. -------------------------------- <21> Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков... С. 128, 135, 142. <22> Бранский В. П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской акмеологической академии, 2000. С. 23 - 25.

"Идея свободно творящего духа - основная идея всей русской философии" <23>. В ней наибольшим образом отражена российская ментальность, впитавшая общинность и не приемлющая иные формы. -------------------------------- <23> Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков... С. 142.

Православный дух создал мирскую общину, которая затормаживала процесс возникновения индивидуального интереса и его юридической фиксации в институте "прав личности". Соборность отлична от индивидуализма - знания лишь индивидуальной сферы и от коллективизма - всеобъемлющей сферы отвлеченного целого. Человек индивидуален вовсе не потому, что он отделим, отделен, замкнут в себе. Он по-своему выражает и осуществляет целое - высшее сверхиндивидуальное сознание и волю. Человек и Высшее не могут существовать друг без друга, как форма и содержание. Чем богаче по содержанию "высшее", тем богаче и полнее индивидуальное существование <24>. Свобода выражается через целостность "свободных индивидуумов и иначе как свободного их единства", через "закон любви" <25>. -------------------------------- <24> Карсавин Л. П. Основы политики // Мир России. Евразия: Антология / Сост. Л. И. Новикова, И. М. Сиземская. М.: Высшая школа, 1995. С. 112 - 115. <25> Хомяков А. С. Полное собрание сочинений: В 8 т. М.: Универ. тип., 1900. Т. 1. С. 340.

Для православного сознания право не имеет значения самодовлеющей ценности, а является лишь одним из средств для достижения религиозно-нравственных целей. Во многих учениях русских юристов нравственность выступает более совершенным механизмом в направлении поведения человека. Право может регулировать только поступки и конкретные действия людей, но не мир чувств и эмоций, как бы мы этого ни хотели. Подобное отношение к праву объясняется наличием ряда специфических условий, в которых формировалось правосознание русского общества начиная с X в. в связи с принятием христианства, православного обряда. С последним скорее связывались представления о царстве "правды", чем права. Категория "правда" выражает ценностное понимание истины бытия. На Руси слово "правда" воспринимается и употребляется как юридический термин, означающий закон, включающий в свое содержание нравственную мотивацию.

Название документа