Православная концепция развития государственности в России

(Мазурин С. Ф.) ("История государства и права", 2013, N 12) Текст документа

ПРАВОСЛАВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ <*>

С. Ф. МАЗУРИН

Мазурин Станислав Федорович, заведующий кафедрой административного права и процесса юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат юридических наук, доцент.

В представленной статье рассматриваются наиболее значимые проблемы, лежащие в основе совершенствования государственности, правовой системы и механизма ее реализации в России.

Ключевые слова: государство, право, публичная власть, правовая система, Конституция, общественная наука, Новый Завет, духовность, нравственность, образование.

The paper represents analysis of the most significant problems, underlying improvement of statehood, legal system and mechanism of its realization.

Key words: state, law, public authority, legal system, Constitution, social science, New Testament, spirituality, morality, education.

Современный период развития правовой науки в России характеризуется постоянными поисками отечественных правоведов наиболее эффективных форм и методов развития российской государственности, правовой системы и механизма ее реализации. Указанные цели общественной науки сталкиваются с поиском общечеловеческих ценностей, которые могли бы быть положены в основу решения вековой проблемы. Вместе с тем мало кто из российских правоведов в этих поисках уделяет достойное внимание тем духовно-нравственным ценностям, которые заложены в Новом Завете, а потому все эти попытки приводили лишь к их несостоятельности, способствовали возникновению кризиса нравственности в системе государственного управления. Указанные проблемы способствовали распаду, казалось бы, незыблемой державы - СССР, они стали камнем преткновения и для России периода рыночной экономики. Примером кризисного состояния современной России выступает ее правовая система, опирающаяся на нормы Конституции РФ. Как представляется автору, ни один закон, лишенный духовно-нравственных начал и принципов, отвечающих интересам большинства народонаселения, не может быть признан совершенным. Крайне далека от совершенства и Конституция Российского государства, лишенная духовно-нравственных ориентиров, провозглашающая мертвые декларативные, популистские нормы. В этой связи становится очевидным, что России сегодня необходима не просто конституционная реформа, связанная с редакционной правкой или внесением в Основной Закон новых правовых норм, - необходимо принятие новой народной Конституции, отвечающей интересам большинства народонаселения, построенной на основе духовно-нравственных ценностей Нового Завета, не имеющих альтернативы. Следует признать тот факт, что и вся правовая система государства, опирающаяся на конституционные нормы, не может быть признана сколько-нибудь совершенной и не соответствует тому историческому пути развития Российского государства, который более тысячелетия назад выбрал для себя русский народ, объединение которого происходило на основе христианского вероисповедания. Как представляется автору, основы государственного строя и его правовая система должны соответствовать той тысячелетней новозаветной идее, которая была демонстративно отвергнута секуляризованной публичной властью государства. Основная роль государства и его публичной власти должна выражаться не в создании видимости заботы этой власти о правах и свободах своих сограждан, а в реальной заботе о хлебе насущном, о законных интересах и жизненно необходимых потребностях каждого живущего в этом государстве человека. Публичная власть для того и нужна, чтобы люди, исполняющие ее волеизъявления, не имели ни в чем нужды, но имели возможность жить и трудиться на благо своего государства. Ущербный характер правовой системы государства и обусловленные этим постоянные сбои в механизме ее реализации приводят к дестабилизации общественных отношений, а в конечном счете и к полному разрушению государственности. Правовые нормы правовой системы государства - это оружие власти, ее щит и меч, которые должны защищать интересы всего народонаселения, предотвращать и пресекать любые попытки носителей зла причинить вред своему обществу - нравственный ли, духовный или материальный. Во всяком обществе, где публичная власть игнорирует нравственные ценности Нового Завета, правовые нормы служат не интересам народа, а интересам узкого круга мошенников и авантюристов. В противоположность устоявшемуся в общественной науке мнению минимализма по отношению к христианской православной культуре автор абсолютно убежден в том, что главным положительным фактором, оказавшим влияние на становление и утверждение мощнейшего в мире Российского государства, разрушаемого преступными происками врагов Божиих, явилась исконная приверженность русского народа к апостольскому христианству. Отделение светской общественной науки и образования от православной культуры с ее высокогуманными ценностями, ориентированными на развитие мира, любви, взаимопонимания и милосердия в общественной среде, служит порождению эгоизма, индивидуализма и иных безнравственных пороков, овладевших самосознанием многих людей. Анализ исторических этапов развития Российского государства позволяет сделать вывод, что в те периоды, когда принципам христианской нравственности в России уделялось достаточное внимание, правовая система государства и механизм ее реализации способствовали духовному, нравственному, патриотическому и экономическому подъему государства, о чем мы смогли узнать лишь спустя целое столетие. Такая положительная динамика прослеживается в период царствования двух последних монархов, но одновременно с этим подъемом происходит и глобальная активизация всех враждебных православной монархии сил, заинтересованных в ослаблении христианского государства, в подрыве его экономической мощи и дестабилизации общественных отношений. Итог этого противостояния известен. Игнорирование секуляризованной властью государства православной культуры в советский период характеризуется не только кризисом власти, главной причиной которого явилось уничтожение значительной части православного духовенства и православной интеллигенции, но и постоянным проявлением экономических, политических и культурных кризисов, послуживших разрушению СССР. Современный период развития стихийной рыночной экономики характеризуется тем, что публичная власть государства, в противоположность советской власти, дала полную свободу проявления активной сектантской и еретической деятельности на территории Российского государства. Это периоды разрушения общественной нравственности и самосознания русского народа, когда правовой гуманизм уступил место тоталитаризму и произволу господствующей элиты, связанному с широкомасштабным распространением информационной лжи, коррупции, ростом экономических преступлений. Все нами названное еще раз подтверждает тот факт, что взаимосвязь науки и образования с православной культурой является главным условием совершенствования правовой системы общества, аппарата государственного управления и цивилизованного пути развития Российского государства. В назидание нам и нашей публичной власти святой апостол Павел в первом послании к коринфянам отмечает: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого" (1-е кор. 10:23,24). Именно таким образом должна строиться в Российском государстве вся система общественных отношений, этому должна способствовать и российская общественная наука, желающая их стабилизации. Все те ученые, кто пытался утвердить мнение, что истина рождается в споре, не смогли предложить миру ни одного доказательства, подтверждающего самостоятельность развития природы и общества, не смогли определить и эффективных направлений прогрессивного общественного развития. Истина о знании определенного предмета всегда абсолютна, бесспорна, непреложна, вечна и неизменна; она либо есть, либо ее нет, и никакие научные споры родить ее не в состоянии, они могут лишь прийти к ней путем проб и ошибок, а все, что лежит за нею, является либо заблуждением, либо осмысленной ложью. В познании развития человека, общества, государства и права всегда существовала и существует лишь одна истина - заключенная в феноменальной промыслительной воле Бога-Творца, без которой не существует и не может существовать ни самостоятельных законов развития природы, ни законов развития человеческого общества, мыслимых вне этой связи. Иисус Христос учит нас быть простыми, как дети, не лукавить и не мудрствовать, и тогда истина станет нам доступна. Отрицание Христианской духовности и нравственности как непреложной истины взаимопонимания между людьми порождает хаос во всех человеческих отношениях. Исключительность и абсолютное благо православной культуры состоят в том, что она всегда имеет связь с неизменными нравственными ценностями, предопределяемыми добром и любовью к Богу и человеку. Вместе с тем в юридической науке имеются совершенно противоположные взгляды, отрицающие единство истины и постоянство моральных ценностей для человека. По справедливому замечанию А. Косарева, "разрушение положительных ценностных ориентаций нравственного и правового сознания поражает общество подобно иммунодефициту и проявляется в нигилизме с утратой чувства долга, справедливости, равенства. Тогда утверждаются эгоизм, властолюбие, стремление к успеху любой ценой, цели подменяются средствами, что отражается в разладе экономики, политики, в отчуждении личности от общества, государства и ведет к деградации как самой личности, так и деформации, разрушению общественных структур и государственности" <1>. -------------------------------- <1> Косарев А. И. Ценности и оценки в истории государства и права // Юридическое образование и наука. 2006. N 4.

Более того, принижение значения духовных и нравственных ценностей в системе общественного образования, в общественной науке, правотворчестве и культуре приводит к утрате у населения чувства патриотизма, любви к своему отечеству и своему народу, что в конечном счете ослабляет национальную безопасность государства. Главная цель явления Иисуса Христа - Мессии в обремененном многими плотскими грехами человеческом мире заключалась в том, чтобы уберечь человечество от окончательного грехопадения, предупредив развитие греховных соблазнов и материального развращения, губящих бессмертные человеческие души, что особо выделено во многих местах евангельского свидетельства. Через свои притчи и наставления Иисус Христос пытался наставить всех нас на путь спасения, приблизить к воскресению в жизнь вечную. Среди множества религиозных учений, которые сводятся к единому истинному мнению о тварном происхождении мира, лишь одно является истинным - то, которое учит о ложности преходящих материальных ценностей, являющихся предметом общественных споров, разногласий, общественных и межличностных конфликтов и вражды между людьми, приводящей нередко к многомиллионным человеческим жертвам. Ложность всех религиозных вероучений, отмежевавшихся от истинного, первоприродного апостольского, православного христианства, подтверждается всем ходом мировой истории, все они и всегда были охвачены внутренними спорами, междоусобными распрями, основой которых выступали власть и материальные богатства, и только апостольское православное христианство несет на себе истинный свет и истинное научное мировоззрение о прогрессивном развитии человеческого общества, в основе которого должны лежать Заповеди Иисуса Христа, построенные на любви к Богу, к своим ближним. Все иные религиозные учения являются плодом человеческого вымысла, связанного с удовлетворением плотских желаний, преследованием материальных интересов, стремлением к власти, к материальному богатству, зачастую ими оправдываются не только человеческий эгоизм и плотские грехи, но и зло как фактор неизбежности для достижения "всеобщего блага". В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24 - 30) рассказывается, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью и семена сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы - сорняки, и предложили выдернуть их, но хозяин поля решил иначе: "Он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою". Сорняками единой богоустановленной истины является все то, что вступает в противоречия с нею, являясь по своей сути еретическими измышлениями, нанесшими неописуемый вред всему человечеству. Православное вероучение как истинно апостольское христианское наследие отвергает материальные богатства как главную самоцель человека, общества и государства, дабы не иметь от них соблазнов и вражды. Если Иисус Христос, как мы видим из Евангелия, призывает нас к вечному спасению через отречение от соблазнов материального мира, указывая: "...ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет" (Мф. 6:19-21, 31, 32; 16:24-26; 19:21; Мк. 10:21; Лк. 12:33,34 и др.), то сатане свойственно склонение человека к материальным соблазнам, к богатству, власти, плотскому разврату, это универсальный изобретатель различных форм и методов, направленных на пагубу человеческих душ, его временное земное материальное княжение ведет к смерти. Божие Царство - это Царство вечной жизни, вход в которое открыт лишь тем, кто идет путем, указанным нам Иисусом Христом, кто не жалеет своих сил для творения добра, не скупясь на проявление любви к своим ближним, своему народу, как к самому себе. К этому должны быть обращены и все истинно научные общественные учения, включая юридическую науку, этому должны служить и все естественнонаучные знания. Исходя из этого должна строиться и правовая система государства и механизм ее реализации. Мы не можем с уверенностью прогнозировать дальнейшее эффективное прогрессивное развитие нашего общества, опираясь лишь на уже известные юридической науке законы общественного развития, оторванные от естественнонаучных знаний. Выдающийся современный физик, лауреат Нобелевской премии Е. Вигнер отмечает: "Нам в принципе неизвестно, почему наши теории работают так хорошо. Это чудесный дар, которого мы не понимаем и не заслуживаем... Чудо - само существование законов природы и человеческого разума, способного раскрыть их" <2>. Исходя из смысла тезиса, ученый-физик хотел показать, что и весь мир, и его частности развиваются независимо от воли отдельного человека или даже всего общества. Жизнь каждого человека, равно как и отдельного общества, государства и всего человечества, зависит от воли Божией. Существование человеческого общества и существование государства не может зависеть ни от желания отдельной личности, ни от группы договорившихся людей, даже очень умных и образованных, оно есть результат Промысла Божия, заложенный в человеческий разум. -------------------------------- <2> Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971. С. 182 - 198.

Большинство гениальнейших русских и зарубежных ученых, известных всему миру: М. В. Ломоносов, А. Н. Колмогоров, Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, И. П. Павлов, А. С. Попов, Н. И. Вавилов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, Б. П. Вейнберг, Г. К. Джонсон, Ж. Кювье, А. Комптон, К. Линней, С. В. Мейен, И. Ньютон, А. Эйнштейн и многие другие - были глубоко верующими людьми, что не только не мешало, но, наоборот, помогало им созидать, двигая вперед и мировую науку, и весь общественный прогресс. Внимание этих ученых не ограничивалось лишь естественнонаучными теориями - все они к тому же являлись видными государственниками, положившими немало сил для совершенствования нравственно-правовых норм, направленных на совершенствование общественных отношений. В одном из своих трудов Д. И. Менделеев осуществил краткий анализ того, что происходит в секуляризованном обществознании: "Старые боги отвергнуты, ищут новых, но ни к чему сколько-либо допустимому и цельному не доходят; и скептицизм узаконяется, довольствуясь афоризмами и отрицая возможность цельной общей системы. Это очень печально отражается в философии, пошедшей за Шопенгауэром и Ницше, в естествознании, пытающемся "объять необъятное" по образцу Оствальда или хоть Циглера (в Швейцарии, например в его: Die wahre Einheit von Religion und Wissenschaft. Von 1. H. Ziegler, D-r philos. Zurich, 1904, и еще лучше в его: Die wahre Ursache der hellen Lichtstrahlung des Radiums. 1905), в целой интеллигенции, привыкшей держаться "последнего слова науки", но ничего не могущей понять из того, что делается теперь в науках... Известно, что скептицизм-то и сгубил казавшиеся столь крепкими устои древнего мира, и немало мыслителей, думающих то же самое про устои современности..." <3>. -------------------------------- <3> Менделеев Д. И. К познанию России. М.: Айрис-Пресс, 2002. С. 368.

Современное научное сообщество России, находящееся под влиянием пагубной вековой атеистической идеологии, как бы поставило точку в своем упрямстве (гордыне) и не в состоянии оторваться от сложившихся ложных стереотипов. Одностороннее исследование законов развития общества без их взаимосвязи с законами развития тварной природы и глубокого анализа православно-религиозного миропонимания не может дать истинного знания человечеству. Потому такая наука не может считаться естественной, она противоестественна. Не вполне понятно, что движет большинством ученых в области обществознания: страх, заблуждение или собственная слепота, не позволяющие переосмыслить причины и условия, лежащие в основе развития человеческого общества? Вполне понятно, что в случае такого переосмысления придется признать многие положения общественных наук ложными, изменив и систему образования, и новые направления в исследовании общественных явлений и процессов. Но такой шаг сделает созидательной всю российскую общественную науку. Признание ошибок и заблуждений послужит очищению совести тех, кто этот шаг сделает, упорство в признании своих ошибок будет и в дальнейшем тормозом развития российской государственности.

Название документа