Об изучении конституционного права и его институтов в контексте совершенствования юридического образования

(Цалиев А. М.) ("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 5) Текст документа

ОБ ИЗУЧЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И ЕГО ИНСТИТУТОВ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

А. М. ЦАЛИЕВ

Цалиев Александр Михайлович, Председатель Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского горно-металлургического института, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются совершенствование юридического образования, изучение конституционного права и его институтов в рамках государственно-правовой специализации и предлагаются меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Ключевые слова: юридическое образование; государственно-правовая специализация; конституционное право Российской Федерации; права и свободы человека.

The article considers the improvement juridical education, the study of constitutional law within the scope of the state-legal specialization and proposes the measures of improvement of the federal state educational standards of the higher professional education.

Key words: juridical education; state-legal specialization; constitutional right of Russian Federation; human rights and freedom.

В условиях формирования демократического федеративного правового государства, укрепления законности, организации более эффективной системы защиты прав и свобод человека и гражданина особое значение приобретает юридическое образование. О необходимости его совершенствования свидетельствует состояние профессиональной подготовки юристов. Не случайно Президент Российской Федерации в своем Указе от 26 мая 2009 г. "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" выделил в качестве одного из приоритетных направлений модернизации высшего образования именно развитие юридического образования. С отдельными положениями Указа тесно связаны утвержденные Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, признающие невозможность развития правового государства в России, обеспечение верховенства закона, приоритета человека и его прав, надежной защищенности публичных интересов без высокой правовой культуры населения. Это отрадно и более чем актуально, поскольку, например, при возрастающем числе молодых людей, желающих стать юристами, значительная часть их имеет низкий уровень правосознания, а получившие диплом юриста - низкий уровень профессиональной подготовки. Отсюда необходимость совершенствования юридического образования. К большому сожалению, оно проводится без научно обоснованной фундаментальной стратегии. Как отмечает член Совета учебно-методического объединения по юридическому образованию профессор В. Н. Синюков, "Болонский процесс сам по себе не может заменить национальной стратегии развития юридического образования... Россия находится в поиске своей модели юридического образования" <1>. Об этом свидетельствует, в частности, несовершенство программы подготовки юристов. Еще в 2008 г. Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин связывал отставание юридического образования в России с отсутствием адекватных учебных программ, учебников и подготовленных преподавателей и предлагал "решительно обновить стандарты юридического образования" <2>. На мой взгляд, это касается и направления специализации в рамках юридического образования. Так, в условиях строительства демократического федеративного правового государства и гражданского общества все более востребованной становится государственно-правовая специализация, как для студентов юридических образовательных учреждений, так и для государственных и муниципальных служащих, депутатов разных уровней. В связи с этим актуализируется необходимость более углубленного изучения конституционного права как ведущей отрасли права и системообразующего предмета, относящегося к числу тех профильных дисциплин, по которым сдаются не только текущие, но и государственные экзамены. -------------------------------- <1> Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. N 7. С. 19. <2> Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. М., 2008. С. 274.

Исходя из сказанного, необходимым представляется наряду с изучением "Конституционного права Российской Федерации", "Конституционного права зарубежных стран", "Муниципального права" изучение и таких родственных дисциплин, как "Сравнительное конституционное право", "Государственное и муниципальное управление", а также отдельных институтов конституционного права в рамках следующих спецкурсов: "Проблемы федерализма", "Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц", "Правозащитная деятельность", "Организация и функционирование органов федеральной и региональной власти", "Избирательное законодательство", "Конституционное право субъектов РФ", "Организация и функционирование органов местного самоуправления". Полученные теоретические знания по этим дисциплинам должны апробироваться студентами во время прохождения ими производственной практики, которую следует организовать не только в органах законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, но и в органах конституционного правосудия. Так, в Конституционном Суде Республики Северная Осетия - Алания ежегодно проходят практику студенты-юристы по государственно-правовой специализации. Для них Аппаратом Конституционного Суда организуются конкурсы, олимпиады на лучшее знание Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Северная Осетия - Алания, конституционного права и его институтов. Считаю, что в рамках совершенствования юридического образования особое внимание должно быть уделено изучению прав и свобод человека и гражданина. Например, в системе гуманитарного образования США и стран Западной Европы, на которые мы часто ссылаемся, обучению правам человека придают первостепенное значение и соответствующие дисциплины в рамках правового образования рассматриваются в качестве базовых. В нашей же стране согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) даже на юридических факультетах изучение прав и свобод человека не осуществляется в рамках обязательного предмета. И это несмотря на то, что Конституцией Российской Федерации в отличие от Конституции США и многих других государств в ст. 2 устанавливается, что человек и его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита их являются обязанностью государства. Принцип приоритета прав и свобод человека закреплен и в других положениях Конституции РФ (ст. 6, 17, 18, 19, 55 и др.) и находит отражение в различных отраслях законодательства РФ. На неукоснительное соблюдение этого принципа неоднократно обращал внимание Президент РФ В. В. Путин в своих выступлениях. Так, в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. он подчеркнул: "...только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. И, без сомнения, обеспечение прав и свобод человека является критически важным, как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России". Не менее важная роль правам, свободам и обязанностям граждан отводится в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Здесь не только провозглашается приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, но и устанавливается необходимость пропаганды и разъяснения гражданам своих обязанностей, а также уважения прав и законных интересов других лиц. Изучение прав и свобод, способов их защиты все более актуализируется в обществе и по множеству других причин. Во-первых, происходит постоянное реформирование российского законодательства, в том числе в части регулирования прав и свобод. Во-вторых, создаются все новые органы государства, как на федеральном, так и на региональном уровне, функциональной обязанностью которых является защита прав и свобод человека - комитеты по правам человека, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка, конституционные (уставные) суды. В-третьих, Совет Европы постоянно "достраивает" не только законодательство, но и европейскую систему защиты прав человека все новыми институтами, знание которых является обязательным условием эффективной защиты прав и свобод. В-четвертых, существуют международные обязательства России, вытекающие из Декларации и программы воспитания граждан в духе демократии, основанном на осознании ими своих прав и обязанностей, принятой Комитетом министров Совета Европы в 1999 г. Несмотря на вышеизложенное, курс "Права человека и их защита", как было сказано выше, до настоящего времени не включен в ФГОС ВПО в качестве обязательной дисциплины даже для студентов-юристов. Для преодоления создавшейся ситуации на некоторых юридических факультетах введено обучение студентов правам человека в рамках соответствующего спецкурса. Так, на юридическом факультете Северо-Кавказского горно-металлургического института с 2003 г. по настоящее время ведется преподавание спецкурса "Права человека и их защита" для студентов дневной и заочной форм обучения. Но этого явно недостаточно, поскольку он носит факультативный характер, преподается в рамках государственно-правовой специализации и, следовательно, предназначен для ограниченного контингента студентов. К тому же объем часов на изучение прав человека устанавливается по остаточному принципу. Учитывая интерес студентов к данному спецкурсу, его актуальность и социальную значимость в условиях строительства демократического правового государства, автор этих строк со страниц федерального журнала "Высшее образование в России" (N 3) еще в 2007 г. обратился с открытым письмом к Министру образования и науки РФ с предложением о необходимости включения данного предмета в обязательный федеральный компонент ВПО не только для студентов юридических факультетов, но и для обучающихся по иным специальностям. Но только через пять лет Министр образования и науки РФ в своем письме от 15 июня 2012 г., адресованном различным образовательным учреждениям, предложил ввести в основные программы высшего юридического образования дисциплину "Права человека", хотя, на мой взгляд, этот вопрос следует урегулировать на уровне такого нормативного акта, как Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Известно, что для профессиональной деятельности будущего юриста - будь это бакалавр или магистр - необходимо иметь полноценные знания об основных правах и свободах, формах и способах их защиты. Задача такая перед ними ставится, но учебная дисциплина, в которой эти вопросы должны рассматриваться, не предусматривается в ФГОС ФПО. Не учитывается, что это возможно лишь в рамках обязательного изучения курса "Права человека и их защита". В связи с тем что ст. 118 Конституции РФ предусматривает конституционное судопроизводство, а на практике организованно и успешно функционируют органы конституционного правосудия, которые выполняют значительный объем работы по защите прав и свобод человека и гражданина, считаю необходимым включение в учебные программы юридических вузов и факультетов такого спецкурса, как "Конституционное правосудие", а в тематику курсовых и дипломных работ по данной дисциплине - исследование вопросов конституционного правосудия, конституционно-правовых механизмов защиты личных, политических и социально-экономических прав и свобод человека и гражданина. Совершенствование ФГОС ВПО по направлению "Юриспруденция" необходимо продолжить и в плане определения обязательных базовых дисциплин для квалификации "бакалавр". В качестве такой дисциплины для них почему-то предусмотрена не "Конституционная экономика", а просто "Экономика", по которой в соответствии с указанными ФГОСами юрист-бакалавр должен знать, в частности, основные положения и методы экономической науки (?!), современное состояние мировой экономики и прочее в том же духе. Что называется - приехали! Как говорят на Кавказе: "Где Кура, а где мой дом!" Здесь вполне очевидна путаница. Вместо экономики юристу-бакалавру необходимо осваивать конституционную экономику, "изучающую принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве" <3>. -------------------------------- <3> Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика: Учебник для юридических и экономических вузов. М., 2006. С. 10.

По данной дисциплине и ее основным положениям, знание которых необходимо для юриста, известными учеными - юристами и экономистами уже написаны многочисленные статьи, монографии, учебники. А Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин связывает с созданием правовой и конституционной экономики успех правовой реформы в стране и отмечает, что введение в юридических и экономических вузах такого нового учебного курса, как "Конституционная экономика", критически важно <4>. Для всех юристов, как пишет заведующий Лабораторией конституционной экономики П. Д. Баренбойм, "конституционная экономика является эффективным практическим методом, с которого начинается любой правовой анализ позиции по любого рода экономическим спорам, особенно в случаях неясности, противоречивости и неопределенности законодательства и иных нормативных актов" <5>. -------------------------------- <4> См.: Зорькин В. Д. Указ. соч. С. 276. <5> Мау В. А. Конституционная экономика и история // Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика. М., 2004.

Не меньше вопросов возникает и по поводу наличия среди базовых (обязательных) такой дисциплины, как "Безопасность жизнедеятельности", на изучение которой будущими юристами-бакалаврами отведено солидное количество учебного времени. При этом отсутствуют учебники, специально подготовленные для юридических вузов и факультетов. В результате будущим юристам "грозит" (в зависимости от степени знания и увлеченности лектора своим предметом) изучение космических опасностей, грибов как источника биологической опасности, ионизирующих излучений и пр. Убежден, что указанная дисциплина может быть безболезненно перемещена в блок вариативных, определяемых образовательными программами вуза, уступив место в базовой части более важной для подготовки юристов дисциплине "Права человека и их защита". Серьезные опасения вызывает то, что в соответствии с Приказом Министра образования и науки РФ от 22 марта 2006 г. N 62 на получение специализированной подготовки магистра могут претендовать лица, имеющие высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности), т. е. человек, имеющий степень бакалавра по другой специальности, - на присвоение степени "Магистра" по специальности "Юриспруденция". Таким образом, бакалавр, получивший, например, базовое образование по химии, в рамках ФГОСов на соискание степени магистра-юриста изучает "Сравнительное правоведение", "Актуальные проблемы права" и пр., в результате чего он должен стать высококвалифицированным специалистом в таких вопросах, как критерий оценки политико-правовых доктрин, становление и развитие политико-правовой идеологии, процессы формирования и развития идеи сравнительного правоведения и пр. Но усвоение и работа над этими юридическими тонкостями невозможны без базового юридического образования. Поэтому в написании магистерской диссертации он вынужден обращаться к соответствующему специалисту за соответствующую плату. Так что не нужно долго искать коррупционную составляющую. Об этом, видимо, догадывались авторы ФГОС ВПО, поэтому в числе требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, предусмотрительно указали, что он должен "проявлять нетерпимость к коррупционному поведению". Очень сомневаюсь в том, что данная запись сегодня решит указанную проблему. С учетом вышеизложенного целесообразно: 1. Разработать и принять государственную программу по развитию юридического образования, основанную на положительном историческом и национальном опыте в сфере образования и учитывающую передовые достижения других стран в данной области. 2. В действующих ФГОС ВПО: а) расширить перечень дисциплин конституционно-правовой тематики, а также увеличить объем часов, выделяемых для изучения курса "Конституционное право Российской Федерации"; б) включить в число обязательных дисциплин, изучаемых студентами независимо от специальности и форм обучения, курс "Права человека и их защита"; в) для студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция", дисциплину "Экономика" заменить на дисциплину "Конституционная экономика"; г) исключить возможность получения степени магистра по направлению "Юриспруденция" без базового юридического образования.

Название документа