Иван Александрович Ильин

(Захарова М. В.)

("Юридическое образование и наука", 2013, N 2)

Текст документа

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН

М. В. ЗАХАРОВА

Захарова Мария Владимировна, доцент и докторант кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Ивану Александровичу Ильину суждено было родиться в России на самом исходе имперских времен, когда "лето Господне" Ивана Шмелева еще не знало словосочетаний "октябрь 1917-го" и "философский теплоход". Он появился на свет в 1883 г. в дворянской семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юльевны Ильиной.

Мир узнал Ильина как философа и публициста, религиозного деятеля и ярого борца за монархический уклад российской жизни. Для юридической же науки он стал подлинным идейным кормчим, чье гуманитарное наследие не знает границ времени и пространства.

Никогда служение Отечеству не было для Ивана Александровича и его семьи делом формальным и бюрократическим, напротив, оставалось органической функцией души. Его дед, Иван Иванович Ильин, после окончания военной службы продолжил свою деятельность в Москве как инженер-строитель. Он возводил Большой Кремлевский дворец, затем стал его смотрителем и комендантом, носил дарованный ему императором Александром II титул "Майор от ворот Большого Кремлевского дворца". Продолжить семейные традиции Иван Александрович не смог: судьба распорядилась иначе. Он стал для Отчизны изгнанником, "философом-банкротом". Но это - потом. А сейчас в самом первом году нового XX века Иван Ильин получает золотую гимназическую медаль и поступает на юридический факультет Московского университета, где с 1909 г. занимает должность приват-доцента на кафедре энциклопедии права и истории права. В 1910 г. выходит в свет его первая научная работа "Понятия права и силы". В этом же году он направляется в научную командировку в Германию и Францию для продолжения образования в университетах Гейдельберга, Геттингена, Парижа и Берлина, при этом занимаясь в семинарах Э. Гуссерля, Г. Риккерта и Г. Зиммеля, оказавших немаловажное влияние на формирование его взглядов. В 1918 г. И. А. Ильин защищает диссертацию на тему "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Официальные оппоненты - основатель школы возрожденного естественного права профессор П. И. Новгородцев и профессор князь Е. Н. Трубецкой. За эту работу он получает сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.

1922 г. становится переломным в его жизни и судьбе. Ильин эмигрирует из России в Германию. Его размышления о судьбе России после 1917 г., отраженные в таких работах, как "Порядок или беспорядок?", "Демагогия и провокация", "Почему "не надо продолжать войну"?", "Куда идет революционная демократия?", "Чего ждать?", "Кошмар", "Кто они?", тонут в красных хорах, и он так же, как знаменитый герой Горького Клим Самгин, жестоко разбивает голову в кровь, падая с баррикад.

За рубежом И. А. Ильин преподает в Русском научном институте (Берлин), Славянском институте при Лондонском университете, выступает с публичными лекциями. После прихода к власти нацистов в 1938 г. Ильин вынужден эмигрировать в Швейцарию, где и скончался 21 декабря 1954 г. Его похоронили на кладбище маленького городка Цолликона близ Цюриха. В те скорбные дни его супруга скажет: "Есть что-то неприемлемое в том, что русский философ и русский патриот лежит на кладбище какого-то Цолликона". Перезахоронение Ильина состоится уже в эпоху очередной "новой" России - 3 октября 2005 г. на Донском кладбище в Москве. Видя близкий конец, Иван Ильин напишет себе эпитафию: "Все чувствовал. Много страдал. Любовно смотрел. Кое-чему был виною. И мало понимал. Спасибо тебе, вечная благость!".

В своих работах по философии права наибольшее внимание Иван Александрович уделял проблеме правосознания. Пока Фарбер и его ученики углублялись в механистические теории правосознания, он искал и безошибочно находил этические корни правового феномена. "Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную данность... право только тогда осуществит свое назначение, когда правосознание примет его, наполнится его содержанием и позволит новому знанию влиять на жизнь человека. Тогда право станет силой во внутренней жизни человека, а через это и в его внешней жизни..." - писал Ильин.

Ключевой конструкцией его книги длиной в жизнь "О сущности правосознания" становится концепция так называемого "здорового правосознания". "Недостаточно верно знать свои правовые полномочия, обязанности и запретности; бывают люди, которые отлично знают их и постоянно злоупотребляют этим знанием для того, чтобы превысить свои полномочия, преуменьшить свои обязанности и сложить с себя запретности. Необходимо не только знать все это, но и признавать в порядке самовменения и, признавая, иметь достаточную силу воли для того, чтобы соблюдать признанное. Надо обратиться к своему инстинкту и приучить его к законопослушности или лояльности, а это удастся только тому, в ком живет духовность инстинкта, достаточно сильная и определенная, чтобы усвоить духовный смысл права, его цель и его назначение. Здоровое правосознание приемлет право, культивирует и совершенствует его, движимое волею к его верховной цели, т. е. к духовной жизни и ее организации. Оно усматривает в этой жизни, посвященной свободному, предметному обретению и осуществлению высших и безусловных ценностей, верховное благо и согласно этому переносит свое волевое утверждение на все то, что необходимо ведет к его правовому осуществлению. Здоровое правосознание есть воля к праву, проистекающая из воли к духу", - провозглашает Ильин.

В этой же книге он формулирует три "аксиомы правосознания", т. е. те "основные истины, которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования": "закон духовного достоинства", "закон автономии" и "закон взаимного признания", блестяще рисуя типажи "недугов" здорового правосознания. Ильин совершенно прав, когда пишет, что "народ, не умеющий уважать свое духовное достоинство, создает недугующую власть, вынашивая и больную идеологию... естественно, что такой народ, слагая свое национальное самочувствие и свою политическую судьбу, идет неверными путями и готовит себе тяжелые исторические испытания. В частности, именно отсюда возникают все тирании и особенно худшая из них - тирания тоталитарного государства... Насилие не воспитывает душу к автономии, но запугивает ее и насыщает ее злобую и ненавистью. Запуганный "не смеет" до тех пор, пока не осмелится, а раз осмелившись, он без стеснения изливает свою злобу и осуществляет свою ненависть... Не уважая другого, человек измеряет его поступки и слова не мерилом чести и права, но мерою корысти... Если же неуважение взаимно, то правоотношение превращается в злую и опасную мнимость: частно-правовая сделка превращается в организованный взаимный обман, публично-правовая связь становится юридически прикрытым насилием".

Тема правосознания затрагивалась Ильиным также и при разработке проблемы соотношения монархии и республики. Именно он - один из первых правоведов, кто смог преодолеть формально-догматический подход в определении форм правления, подчеркивая, что подлинное отличие монархии от республики кроется не столько во внешних характеристиках государственной власти, сколько в особенностях правосознания народа; республике провозглашенной с необходимостью должно соответствовать народное республиканское правосознание. К сожалению, государственные строители XX столетия не смогли, а может, не захотели услышать Ивана Александровича. Они продолжили генерировать общественные порядки согласно тезису капитана Врунгеля: "Как корабль назовешь, так он и поплывет" в ожидании чуда, что поплывут они по фарватеру, заданному законом, а не народным духом. Чуда не произошло.

Не менее точно Иван Ильин описал и будущее своего Отечества. В своей статье "Что сулит миру расчленение России?" (1948 г.!) он предскажет распад Родины, жестоко осудив этот процесс. "Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, прения и всеобщего заражения", - напишет он тогда.

Судьба не дала этому человеку права на служение Родине при жизни. Только спустя почти полвека после его смерти Отечество снова открыло перед ним ворота мирские и ворота духовные. Но как совершенно справедливо отметил профессор Н. П. Полторацкий, "относительно русской религиозной философии XX века можно сказать, что много было званых, но мало избранных. Ильин принадлежит к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям, и будущим, ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие, предметно-компетентные и ответственные учители и нужны в наше смутное и трудное время. И, конечно, именно такие нужны будут и в будущем".

Название документа