Еще раз о двухуровневой системе присуждения ученых степеней (история и современность)

(Зайцева Л. А., Мацкевич И. М.) ("Юридическое образование и наука", 2013, N 2) Текст документа

ЕЩЕ РАЗ О ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ) <*>

Л. А. ЗАЙЦЕВА, И. М. МАЦКЕВИЧ

Зайцева Людмила Анатольевна, доцент кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Мацкевич Игорь Михайлович, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.

В статье на основании отечественного опыта рассматриваются этапы становления и развития системы аттестации научно-педагогических работников и присуждения ученых степеней в России. Проводятся исторические параллели с современной действительностью. Поднимаются дискуссионные вопросы о путях дальнейшего развития этой системы. Доказывается, что от судьбоносного выбора путей такого развития зависит будущее науки, т. е. будущее страны.

Ключевые слова: аттестация, ученые степени, отечественный опыт, зарубежный опыт.

On the basis of the Russian experience the article considers the stages of formation and development of the system of assessment of scientific-pedagogy personnel and awarding of academic degrees in Russia. Draws historical parallels with the contemporary life. Brings up controversial issues on the ways of the further development of this system. Proves that this important choice will influence the future of science, i. e. the future of the country.

Key words: assessment, academic degrees, Russian experience, foreign experience.

Степень квалификации специалиста в определенной области знаний определяется его ученой степенью, и вполне естественной является сложившаяся за последние столетия иерархия данной квалификации. Традиция присуждения ученых степеней связана с зарождением университетского образования и имеет давние исторические корни. Впервые ученые степени были введены в европейских средневековых университетах. В Россию университетское образование пришло почти шестью веками позже, и инициатива его создания исходила сверху (как и большинство полезных и не очень инициатив) от руководства государства. Поэтому государственное волеизъявление в России было основополагающим в определении целей и направленности образовательной политики и оказывало сильнейшее влияние на развитие университетского образования и науки. По прямому распоряжению Петра I Указом Правительствующего сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. была создана Петербургская академия наук. Ее структура и организация работы были скопированы по образцу европейских аналогичных академий, с той только разницей, что Петербургская академия с самого своего возникновения прямо зависела даже не от государства, а от воли императора, в отличие от оригиналов, которым предоставлялась существенная автономия. Поскольку отечественных ученых в необходимом количестве в России не было, на работу в академию были приглашены иностранцы. К сожалению, они не были заинтересованы в силу понятных причин в создании российской научной школы, поэтому влияние академии на развитие научно-педагогических кадров было незначительным. Открытие в 1755 г. Московского университета явилось надлежащим импульсом к осознанию необходимости подготовки национальных научных кадров. Начало присуждения ученых степеней положено Указами Екатерины II "О произвождении кандидатов, обучавшихся медицине, в докторы сего факультета, по собственным медицинской коллегии экзаменам" 1764 г. <1> и "О предоставлении Московскому университету права давать докторские степени обучающимся в оном врачебной науке" 1791 г. <2>. Эти документы стали первыми нормативными правовыми актами, определявшими порядок присуждения ученых степеней. Они вводили правило обязательного испытания, по результатам которого выдавался патент на право осуществления медицинской деятельности. -------------------------------- <1> Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России / Под ред. Е. А. Корсакова: В 4 т. Пятигорск, 2004. Т. 1. 1724 - 1844. С. 34. <2> Там же. С. 35.

В первые годы своего существования Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский, Вильнюсский университеты лишь формировали свой научный облик, становление же университетской науки относится только к началу XIX в. Права, полученные вузами в это время по Уставу народным училищам в Российской империи 1786 г. и Уставу учебных заведений, подведомственных университетам 1804 г., заложили прочную основу для научной деятельности. Само устройство университета оказало значительное влияние на развитие вузовской науки. Строгое и недвусмысленное (в отличие от той же Англии) деление на факультеты, соответствующее состоянию науки того времени, стимулировало развитие многих отраслей знания и способствовало созданию научных отечественных школ. Наиболее насущной задачей, стоявшей в первой четверти XIX в. перед университетами, была собственная организация подготовки научных кадров. Развитие высшей школы требовало установления определенной системы присуждения ученых степеней. В 1803 г. в Указе "Об устройстве училищ" <3>, в 1804 г. в Утвержденных грамотах <4> и Уставах императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов <5> было определено, что университеты по результатам испытаний имеют права присуждать ученые степени (достоинства) кандидата, магистра, доктора. Университетский устав 1804 г. содержал главу "Об испытаниях и производстве в Университетские достоинства", в которой определялись порядок проведения испытаний, состоящих из устных и письменных вопросов, проведения опытов, прочтения лекций и защиты диссертации. На защите после выступления и ответов на вопросы "посторонних состязателей противоположения делают профессора того же факультета по старшинству". Особым условием было оговорено, что магистерские и докторские диспуты должны проходить на латинском языке. Необходимо подчеркнуть, что все испытания были ранжированы в соответствии с искомой степенью. Общими являлись следующие условия: а) публичность проведения испытаний, которые проходили на собрании факультета под председательством декана, о чем заранее осуществлялось оповещение; б) оппонирование; в) голосование ("если представленное сочинение по большинству голосов..."). В случае неуспешного прохождения испытаний и защиты диссертаций повторно их прохождение разрешалось через год. Единый для всех университетов Университетский устав 1804 г. стал важным этапом в становлении отечественной системы присуждения ученых степеней. Право присуждения ученых степеней получили все российские университеты на основании единых требований. Решение университета о присуждении степени признавалось всеми университетами страны без каких-либо дополнительных условий. Все это свидетельствовало о становлении единой государственной централизованной системы присуждения ученых степеней. -------------------------------- <3> Там же. С. 38. <4> Утвержденные грамоты императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов // СП по МНП. СПб., 1864. Т. 1. Стб. 254 - 261. <5> Уставы императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов // СП по МНП. 1802 - 1825. СПб., 1864. Т. 1. Стб. 264 - 301.

Следующим этапом в установлении порядка присуждения ученых степеней стало принятие в 1819 г. специального Положения "О производстве в ученые степени на основании Положения о сем" <6>. В этом документе осуществлялось "распределение наук для испытания на ученые степени и для получения оных", что можно считать официальным дифференцированием "всех родов наук и познаний", т. е. началом формирования номенклатуры специальностей научных работников. Все отрасли науки выделялись в соответствии с факультетами, которые к тому времени в окончательном виде сложились в российских университетах. -------------------------------- <6> Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России. Т. 1. 1724 - 1844. С. 125 - 134.

В частности, в юридической науке выделялись отрасли: а) право естественное, частное, публичное, народное, дипломатическое; б) право римское; в) право российское публичное, гражданское и уголовное, права частных присоединенных губерний, состоящих на особенных постановлениях, судопроизводство; г) политическая экономия; д) политическая история и статистика основных государств. Положением были установлены четыре ученые степени: 1) действительного студента, 2) кандидата, 3) магистра, 4) доктора. В нем были сформулированы общие правила испытаний на все степени, особенности правил для получения каждой степени и преимущества получивших ученую степень. Характерно, что положение предусматривало преемственность и последовательность в получении степеней. Действительный студент допускался к испытаниям на степень кандидата через один год, кандидат на степень магистра - через следующие два года, магистр на степень доктора - через следующие три года. В случае отказа в присуждении степени разрешались повторные испытания: на степень кандидата и магистра - через год, на степень доктора - через два года после отказа. Получившие отказ три раза не имели права более требовать испытаний, и об этом сообщалось всем российским университетам. Кроме того, в требованиях к магистерским испытаниям отмечалось, что испытуемый должен иметь знания по системе данной науки в целом и по отдельным частям, преподать свои знания другим или "приложить их к употреблению". Ищущему докторскую степень были определены более высокие требования, а именно знать "самую науку в существенных ее основаниях", уметь не только следовать известному методу или системе, но и собственным умом "судить о ней, самому открывать и исправлять в ней слабые места, дополнять недостатки, очищать и укреплять основания". Отметим, что ученой степенью признавалось особое звание студента, т. е. с самого начала образовательная деятельность неразрывным образом переплеталась с научной. Дальнейшее становление и развитие порядка присуждения ученых степеней было связано с Общим уставом императорских российских университетов 1835 г. <7>, проектом Положения об испытаниях на ученые степени 1837 г. <8>, Положением о производстве в ученые степени 1844 г. <9>, Общим уставом императорских российских университетов 1863 г. <10>, Положением об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени 1864 г. <11>, Высочайше утвержденным общим уставом императорских российских университетов 1884 г. <12>. Большинство норм, закрепленных в этих нормативных правовых актах, не претерпело существенных изменений по сравнению с положением 1819 г., но получило более детальное логическое развитие. -------------------------------- <7> Общий устав императорских российских университетов // СП по МНП. 2-е изд. Отд. 1. 1825 - 1839. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 969 - 995. <8> Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России. Т. 1. 1724 - 1844. С. 218 - 225. <9> Там же. С. 122 - 130. <10> Общий устав императорских российских университетов // СП по МНП. 1855 - 1864. СПб., 1865. Т. 3. Стб. 923 - 991. <11> Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России / Под ред. Е. А. Корсакова: В 4 т. Пятигорск, 2004. Т. 2. 1844 - 1918. С. 112 - 130. <12> ПСЗ. Собр. 3-е. N 2404. Т. 4. С. 456 - 474.

В Университетских уставах 1835 и 1863 гг. и Положениях 1837, 1844, 1864 гг. были названы следующие ученые степени: кандидат, магистр, доктор. Университетским уставом 1884 г. была ликвидирована степень кандидата. С этого времени в России присуждаются две ученые степени. Это было связано и с развитием научной составляющей магистерских и докторских диссертаций. Статус кандидатского исследования постепенно стал соответствовать современной дипломной работе студента и, к сожалению, в значительной степени (в том числе из-за большого количества университетов и большого количества студентов) потерял свою научную составляющую. Сами исследования стали низкого по сравнению с тем, что было ранее, качества. Важно подчеркнуть, что, несмотря на отмену кандидатской степени, в России фактически продолжала сохраняться двухуровневая система присуждения ученых степеней: магистерская и докторская. Интересной представляется формулировка Положения 1844 г. о соотношении содержания диссертаций: "Диссертация сия (докторская) должна подробно развивать такой предмет, который не входил в объем представленной для степени магистра" <13>. Положение 1864 г. раскрывает этот момент следующим образом: "Магистр, ищущий степени доктора, обязан представить диссертацию, которая должна заключать в себе самостоятельное исследование какого-либо научного вопроса. Диссертация сия может заключать в себе более обширное исследование предмета магистерской диссертации, но не должна быть только повторением оной" <14>. Положение 1844 г., определяя общие требования, подчеркивает, что "от ищущих степеней магистра и доктора требуется в главных предметах познание глубокое и подробное..." <15>. -------------------------------- <13> Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России. Т. 2. 1844 - 1918. С. 12. <14> Там же. С 129. <15> Там же. С. 15.

В Положениях 1837, 1844, 1864 гг. (последнее действовало до 1918 г.) было определено, что для получения степеней магистра необходимо выдержать испытания (устные и письменные) по предметам, которые разделены на первые, или главные, и вторые. В развитие Положения 1819 г. были введены разряды наук. Так, для претендующего на степень магистра гражданского законоведения главными предметами являются гражданские законы (общие, особенные, местные) и гражданское судопроизводство, а вторыми - римское законодательство и энциклопедия законоведения. Для получения степени доктора проводились испытания только по главным предметам. Однако Положением 1864 г. экзамены при присуждении докторской степени были отменены. Необходимым требованием было только представление диссертации и ее публичная защита. В Положении 1844 г. для публичной защиты вводится требование подготовки нескольких положений (theses), что явилось прообразом современного автореферата. При защите присутствовал декан, все члены факультета и представители других факультетов, а также возражатели (не менее двух), назначаемые заранее деканом. Положение 1864 г. использует термины, которые востребованы и сегодня: "официальных оппонентов, заблаговременно назначенных факультетом, должно быть не менее двух" <16>, "ищущий степени кандидата приглашается в заседание комиссии (на факультете) для словесного объяснения по содержанию диссертации (colloguium)" <17>. -------------------------------- <16> Там же. С. 130. <17> Там же. С. 125.

Кстати, сейчас colloguium превратился в элемент образовательного процесса, а его научная составляющая и суть процесса научной полемики и, строго говоря, предварительной защиты просто утрачена. В окончательном виде порядок проведения защит сложился к концу XIX в. Претендующий на получение степени подавал просьбу ректору с указанием степени, разряда наук и прикладывал имеющиеся дипломы. Ректор передавал просьбу декану, который назначал время для испытаний. Все испытания, за исключением публичной защиты диссертации, длились шесть месяцев и проходили на трех самостоятельных и разбросанных по времени заседаниях. 1. Сначала диссертация представлялась на избранную испытуемым тему, которая была одобрена факультетом. Обсуждение диссертации начиналось на факультете, где подробный разбор делал профессор. И если диссертация признавалась удовлетворительной, то допускалась к публичной защите. Данный этап подготовки диссертации к защите присутствует и сегодня. Сегодня то же самое происходит на стадии назначения рецензентов и обсуждения диссертации на кафедре. 2. Далее для защиты диссертации назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессоров, работающих на этом факультете. Диссертации и небольшие тезисы представлялись в печатном виде на факультет за месяц до защиты. Существовала практика публикации диссертации в периодических изданиях университета. Данная норма работает и сегодня: за месяц до защиты диссертация сдается в библиотеку организации, на базе которой функционирует диссертационный совет. 3. После этого проходила сама защита. Защита проходила на собрании факультета, в котором могли принять участие как члены совета факультета, так и все желающие; иногда раздавались пригласительные билеты. Выступали оппоненты, после которых могли выступить все желающие. Ни одна защита не проходила без широкой научной дискуссии. Вел заседание декан, который "направляет прения, охраняет порядок диспута, заключает оный, публично объявляет о состоявшемся решении" <18>. -------------------------------- <18> Там же. С. 130.

Установление законодательно определенного порядка подготовки отечественных ученых в значительной степени уменьшало зависимость российских университетов от иностранных специалистов вследствие неуклонного роста отечественной науки. Тем не менее нехватка научно-педагогических кадров сохранялась. Количество преподавателей, имевших необходимую научную квалификацию и ученые степени, до революции 1917 г. оставалось весьма незначительным, в т. ч. из-за высокого уровня требований к соискателям ученых степеней. Далеко не каждый, успешно проходивший тяжелое сито отбора в претенденты на защиту, успешно защищался. Так, в 1843 г. в шести существовавших русских университетах преподавало 455 человек, степень доктора наук получили пять человек, степень магистра - десять. В 1834 - 1843 гг. в Петербургском университете диссертацию на соискание ученой степени доктора защитили 15 человек и на степень магистра - 11 <19>. -------------------------------- <19> Бенасик М. Студенчество в университетах по данным переписи 1907 года в Юрьеве / Под ред. В. В. Светловского. СПб., 1909. С. 136; Терещенко О. В. Становление и развитие классических университетов в России XIX - XX вв.: Дис. ... канд. истор. наук. Ставрополь, 2002. С. 96.

За 120 лет работы по присуждению ученых степеней в России, как отмечает А. Е. Иванов, "было защищено около 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций по фундаментальным наукам: истории, философии, юриспруденции, естествознанию, богословию, медицине..." <20>. Шел поступательный, но медленный процесс формирования сообщества людей, занимающихся наукой на профессиональной основе. Примечательно, что сегодня востребованными современной системой присуждения ученых степеней остаются многие нормы, сложившиеся в XIX в. -------------------------------- <20> Иванов А. Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. - 1917 г. М., 1994. С. 185.

После революции 1917 г. в России настали времена, когда в порыве революционного максимализма были упразднены все ученые степени. Декрет Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. "О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Российской Республики" <21> отменил ученые степени и звания, а также все права и преимущества, предоставленные их обладателям в царской России. Вводился всероссийский конкурс на занятие должности заведующего кафедрой. Право на участие в нем, а также на занятие преподавательской деятельностью предоставлялось лицам, известным научными трудами или своей научно-педагогической деятельностью. Одновременно насаждался классовый подход к решению кадровых вопросов, поэтому большинству ученых, работавших в императорских университетах, путь к научно-педагогической деятельности был закрыт. В это время, кстати, были закрыты многие юридические факультеты, поскольку считалось, что прежние законы будут полностью заменяться революционным правосознанием и актами правительства диктатуры пролетариата. Впрочем, скоро несостоятельность этой политики стала очевидной для самих революционеров. -------------------------------- <21> Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. N 72. Ст. 789.

Зарождение советской системы (точнее говоря, возрождение российской системы) присуждения ученых степеней начинается в 1925 г. с утверждения Положения о руководстве делом подготовки научных работников <22>, Инструкции о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских институтах и вузах по прикладным, точным и естественным наукам <23>, Циркуляра о подготовке научных работников <24>. Данные документы положили начало учреждению института аспирантуры и определили статус аспиранта, т. е. "подготовляющегося для научно-исследовательской и преподавательской деятельности в вузах". -------------------------------- <22> Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР. 1925. N 30. С. 7 - 18. <23> Там же. С. 18 - 19. <24> Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР. 1925. N 29. С. 8 - 9.

Руководство подготовкой научных работников возлагалось на Государственный ученый совет Наркомпроса (ГУС), при котором была создана специальная комиссия. Устанавливался трехлетний срок обучения аспиранта, в программу подготовки которого входило изучение основных предметов по специальности и выполнение научной работы. В качестве обязательного элемента подготовки вводилось изучение иностранного языка. Начиная со второго года обучения вводилась категория стажа и обязательное ассистирование аспиранта на практических занятиях в вузе. Не позднее четвертого полугодия пребывания в качестве аспиранта совместно с руководителем назначалась тема самостоятельного научно-исследовательского труда, которая утверждалась советом научно-исследовательского института или президиумом факультета в вузе и сообщалась в ГУС. Необходимым являлось предоставление ежегодного отчета аспиранта о проделанной работе. На основании ежегодных отчетов и докладов аспирантов совет института или предметная комиссия вуза выносили суждение о допуске аспирантов к устной защите научной работы. Защита проходила на открытом заседании предметной комиссии, заключение которой рассматривалось, в свою очередь, на закрытом заседании совета института или президиума факультета вуза. Это закрытое мотивированное заключение представлялось затем в ГУС вместе с отзывами о педагогической работе аспиранта. Аспиранты, успешно выполнившие все требования, после утверждения ГУСом получали удостоверение на право преподавания в вузах или на занятие должности научного сотрудника. Несмотря на предпринятые усилия, дефицит отечественных научно-педагогических кадров не был ликвидирован. В 1932 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР была намечена программа подготовки квалифицированных научных кадров и развития института аспирантуры <25>. Особое значение этого документа в том, что в нем было признано необходимым установление ученых степеней. -------------------------------- <25> Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1932. Отд. 1. N 68. Ст. 409.

Окончательное восстановление института ученых степеней и званий происходит в 1934 г. с принятием Постановления "Об ученых степенях и званиях" <26>, которое на государственном уровне утвердило порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. -------------------------------- <26> Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. N 3. Ст. 30.

Становление и развитие системы присуждения ученых степеней в СССР представляло собой достаточно сложный и длительный процесс. Этапы формирования законодательства о порядке присуждения ученых степеней можно определить, основываясь на хронологии принятия основных нормативных правовых актов, регулирующих порядок присуждения ученых степеней, вопросы функционирования аспирантуры, докторантуры, института соискательства, определения номенклатуры специальностей научных работников, организации научно-исследовательской работы и целый ряд смежных вопросов. Хронологические рамки первого советского этапа, на наш взгляд, охватывают время с 1934 г. по 1955 г. За этот период в 1934, 1937 и 1938 гг. были приняты ключевые Постановления "Об ученых степенях и званиях", в которые неоднократно вносились изменения, дополнения и уточнения. Постановлением 1934 г. в целях поощрения научной работы и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров устанавливались ученые степени кандидата и доктора наук, назначение которых заключалось в определении "квалификации данного лица в области определенной научной дисциплины по объему знаний, степени самостоятельности его научной работы и ее научному значению". Были установлены требования, предъявляемые как к соискателям ученых степеней, так и к диссертациям. Например, для получения степени кандидата наук требовалось успешное прохождение аспирантуры и публичная защита диссертации, которая должна обнаружить общие теоретические знания в определенной дисциплине, специальные знания по вопросам диссертации и способность к самостоятельному научному исследованию. Для получения ученой степени доктора необходимо было иметь ученую степень кандидата, публично защитить диссертацию - самостоятельную исследовательскую работу. В ней должно быть дано решение или теоретическое обобщение научных проблем или научно-обоснованная постановка новых проблем, представляющих значительный научный интерес. Публичная защита диссертации в соответствии с Постановлением 1934 г. могла осуществляться в Академии наук СССР, Коммунистической академии, академиях наук союзных республик, Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, Всесоюзном институте экспериментальной медицины, а также в отдельных высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях по особому списку, утверждаемому Всесоюзным комитетом по высшему техническому образованию ЦИК СССР совместно с народными комиссариатами просвещения и здравоохранения союзных республик. В 1934 г. при Президиуме Комитета по высшему техническому образованию была образована Высшая аттестационная комиссия (ВАК) <27>. Ее основной задачей была централизация порядка присуждения ученых степеней, определение и реализация единых требований к соискателям ученых степеней на территории всей страны. -------------------------------- <27> Бюллетень ВКВТО при ЦИК СССР. 1934. N 6 - 7. Ст. 45.

В 1939 г. было принято Положение о Всесоюзном комитете по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров Союза ССР <28>. Одной из функций Комитета являлось утверждение составов советов высших учебных заведений, имеющих право присуждения ученых степеней, и перечень дисциплин, по которым ими присуждаются ученые степени. В положении было определено, что при Всесоюзном комитете по делам высшей школы состоит Высшая аттестационная комиссия по присвоению ученых степеней и званий. Положение о ВАК и ее персональный состав утверждался СНК СССР. -------------------------------- <28> Собрание законодательства СССР. 1939. N 9. Ст. 67.

Данные решения способствовали укреплению позиции ВАК по централизации порядка присуждения ученых степеней и выполнению своих главных целей - определения и реализации единых требований к соискателям ученых степеней на территории всей страны, ликвидации кадрового голода научно-педагогических работников и одновременно отслеживания процесса их перепроизводства. В развитие Постановления "Об ученых степенях и званиях" <29> 1934 г. было принято решение об организации работы квалификационных комиссий наркоматов и ведомств, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения по присвоению ученых степеней и званий. Инструкцией <30> было определено, что присуждение ученых степеней производится следующими органами по отраслям знаний: -------------------------------- <29> Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. N 3. Ст. 30. <30> Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. N 34. Ст. 270.

I. ВАК Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР - физико-математические, геолого-минералогические, биологические, химические, ветеринарные науки. II. Квалификационные комиссии наркомпросов союзных республик - физико-математические, геолого-минералогические, биологические, химические, исторические, педагогические науки, литература, искусствоведение, языковедение. III. Квалификационные комиссии наркомздравов союзных республик и совет Всесоюзного института экспериментальной медицины - медицинские, биологические науки. IV. Президиумы Академии наук СССР и академий наук союзных республик - физико-математические, геолого-минералогические, биологические, химические, исторические, философские науки, языковедение. V. Президиум Коммунистической академии - экономические науки, исторические науки, советское строительство и право, ленинизм, история партии и Коминтерна, философские науки, литературоведение и искусствоведение. VI. Президиум Академии сельскохозяйственных наук - сельскохозяйственные, биологические, химические, ветеринарные науки. Определенно данный раздел документа можно считать первой неофициальной советской номенклатурой специальностей научных работников. При этом, что весьма любопытно, Постановлением Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР был определен перечень дисциплин, по которым высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам предоставлялось право присуждать ученые степени доктора и кандидата наук <31>. -------------------------------- <31> Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1938. N 18 - 19. С. 17 - 37.

В 1937 г. принимаются новое Постановление СНК СССР "Об ученых степенях и званиях" <32> и Инструкция о порядке его применения <33>, в которых было определено, что в зависимости от квалификации в области определенной дисциплины - по объему знаний, степени самостоятельности научной работы и ее значению - присваиваются ученые степени. В 1938 г. очередным Постановлением СНК СССР "Об ученых степенях и званиях" <34> квалификационные комиссии наркоматов были упразднены как лишняя инстанция, а их функции передали ВАК. Инструкция <35> о порядке применения данного Постановления закрепила, что решения советов высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов о присуждении ученой степени кандидата наук являются окончательными, а решения о присуждении ученой степени доктора наук представляются на утверждение ВАК. -------------------------------- <32> Собрание законодательства СССР. 1937. N 21. Ст. 83. <33> Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1937. N 13. Ст. 157. <34> Собрание законодательства СССР. 1938. Отд. 1. N 21. Ст. 134. <35> Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1938. N 18 - 19. С. 11 - 14.

В целом необходимо подчеркнуть, что нормативные правовые документы, принятые в период с 1934 г. по 1939 г., заложили основы порядка присуждения ученых степеней. В целом благодаря им в стране сложилась высокоэффективная система подготовки и аттестации научно-педагогических работников. Многие нормы, сформулированные в них, получили позднее дальнейшее развитие. Важно, что в Советском Союзе было признано целесообразным и наиболее эффективным для подготовки научных и научно-педагогических кадров наличие двух ученых степеней, что повторяло дореволюционный опыт. Накануне Великой Отечественной войны 24 мая 1941 г. принимается Инструкция ВАК и Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР "О порядке применения Постановления СНК СССР от 20 марта 1937 г. и 26 апреля 1938 г. "Об ученых степенях" <36>. -------------------------------- <36> Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1942. N 3. С. 6 - 13.

Таким образом, законодательство этого периода, регулирующее порядок присуждения ученых степеней, определило основные составляющие процесса получения ученой степени в отличие от дореволюционного законодательства: - ученая степень кандидата наук присуждается лицам, окончившим аспирантуру, сдавшим кандидатские испытания, публично защитившим кандидатскую диссертацию; - диссертационная работа, представленная на соискание ученой степени кандидата наук, должна обнаружить общие теоретические знания соискателя в области данной дисциплины, специальные знания по вопросам диссертации и способность к самостоятельному научному исследованию, которая должна выразиться в достижении нового научного результата; - ученая степень доктора наук присуждалась лицам, имеющим ученую степень кандидата наук и публично защитившим докторскую диссертацию; - диссертационная работа, представленная на соискание ученой степени доктора наук, должна представлять самостоятельную исследовательскую работу, в результате которой дано решение или теоретическое обобщение научных проблем, представляющих значительный научный интерес; - в качестве диссертации могла быть представлена опубликованная или неопубликованная работа, а также учебник для высшей школы, получивший высокую оценку со стороны научной общественности и представляющий самостоятельную научную или научно-методическую работу соискателя, отвечающую требованиям, предъявляемым к диссертациям. Был разработан точный порядок представления и защиты диссертации. Соискатель мог защищать диссертацию в любом высшем учебном заведении или научно-исследовательском институте, которому было предоставлено право приема диссертации по специальности соискателя. В 1944 г. принимается решение о выдаче дипломов кандидата и доктора наук. Естественно, что реализация данного решения относилась к компетенции ВАК <37>. Важным является тот факт, что в России выдаются дипломы кандидата и доктора наук государственного образца. -------------------------------- <37> Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1944. N 10. С. 6 - 11.

В том же 1944 г. принимается решение о создании общесоюзного фонда диссертационных работ в Государственной библиотеке имени В. И. Ленина (существует до сегодняшнего дня и постоянно пополняется). С 1967 г. осуществляется микрофильмирование диссертаций, что было отнесено к компетенции Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике. В стране создавались единые информационные центры защищенных кандидатских и докторских диссертаций. Следующий этап условно охватывает период с 1956 г. по 1971 г. В 1956 г. принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров" <38>, направленное на совершенствование подготовки научных и научно-педагогических кадров. -------------------------------- <38> Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е. И. Войленко. М., 1978. Часть 2. С. 23.

Постановлением подводился итог работы в этой области, обобщался накопленный опыт и намечались пути дальнейшего развития системы присуждения ученых степеней. В документе отмечалось, что в стране имеется 10 тыс. докторов наук и свыше 77 тыс. кандидатов наук, во всех областях научных знаний имеются высококвалифицированные кадры ученых, способные решать самые сложные вопросы. Вместе с тем подчеркивалось, что возрастающая роль науки требует дальнейшего улучшения подготовки кадров и повышения их квалификации, в т. ч. увеличения количества диссертационных работ по техническим и естественным наукам. Постановлением был намечен ряд мероприятий в области совершенствования порядка присуждения ученых степеней. В том числе предлагалось: - установить для лиц, успешно сочетающих производственную или педагогическую деятельность с научной работой, возможность получения творческих отпусков для завершения работы над диссертациями при сохранении заработной платы по основному месту работы; - усилить контроль за деятельностью советов по присуждению ученых степеней, особое внимание обращать на научную и практическую значимость представляемых к защите работ; - установить, что кандидатские диссертационные работы должны содержать новые научные выводы и рекомендации, докторские диссертации должны содержать теоретические обобщения и решения новых научных проблем, представляющих значительный вклад в науку и практику; - считать оппонентами по диссертации работников других учебных заведений, научных учреждений и предприятий; - шире практиковать направление диссертаций на отзыв хозяйственных предприятий и государственных учреждений; - установить, что советы принимают диссертацию к защите только после опубликования ее в печати в виде монографии или отдельных статей; - считать необходимым публиковать автореферат диссертации; - обязать ВАК утверждать докторские диссертации и рассматривать в порядке контроля все кандидатские диссертации в экспертных комиссиях (аналог современных экспертных советов при ВАК); - разрешить ВАК лишать права приема и проведения защиты диссертаций на срок до двух лет те советы, которые допускают присуждение ученых степеней за недоброкачественные диссертации. В 1957 г. <39>, 1960 г. <40> и 1966 г. <41> принимались инструкции о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. -------------------------------- <39> Бюллетень Министерства высшего образования СССР. 1957. N 8. С. 6 - 14. <40> Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е. И. Войленко. М., 1965. Ч. 1. С. 323 - 334. <41> Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1967. N 11. С. 1 - 35.

Новеллами инструкций этого периода можно назвать, например, такие: - подтверждение права представлять высококачественный (по оценке научной общественности) опубликованный учебник для высшей школы, представляющий самостоятельную научную или научно-методическую разработку в качестве диссертации; - с разрешения ВАК принятие советами к защите опубликованных работ, обогативших науку и технику открытиями, новыми решениями и объединенных одной темой, а также наиболее крупных изобретений, открытий и работ по созданию новых машин, систем управления, приборов, сооружений и технологических процессов; - конкретизацию требований к опубликованным работам по теме диссертации. К ним относились: монографии, статьи, авторские свидетельства на изобретения и дипломы на открытия, депонированные во ВНТИЦ рукописи, тезисы докладов; - разработку раздела о советах по присуждению ученых степеней, который определил требования к составу, порядок направления ходатайства о создании совета с приложением перечня научных специальностей и списка персонального состава совета; - обязательное включение в состав совета представителя партийной организации; - развитие института официальных оппонентов и более точное определение требований к их отзывам и др. Говоря об идеологической составляющей в подготовке диссертации, указывалось, что в диссертациях по гуманитарным наукам должны разрабатываться в первую очередь такие темы, в которых обобщается опыт борьбы партии и народа за победу коммунизма и творчески разрабатываются коренные проблемы современности, основные закономерности перерастания социализма в коммунизм. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направленные на улучшение подготовки научных и научно-педагогических кадров и совершенствование порядка присуждения ученых степеней и званий, принимались в 1956 г. <42>, 1960 г. <43>, 1961 г. <44>, 1962 г. <45> и 1967 г. <46>. В Постановлении "Об улучшении подготовки научных и педагогических кадров" 1967 г. отмечалось, что в стране выросли многочисленные научные кадры, количество научных работников, имеющих ученые степени доктора и кандидата наук, достигло 169 тыс., в т. ч. докторов наук - 17 тыс. -------------------------------- <42> Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е. И. Войленко. Ч. 2. С. 23. <43> Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е. И. Войленко. Ч. 1. С. 318 - 321. <44> Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1961. N 9. С. 1 - 14. <45> Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е. И. Войленко. Ч. 2. С. 25 - 26. <46> Там же. С. 27 - 30.

Третий этап развития советского законодательства о порядке присуждения ученых степеней - 1972 - 1991 гг., на наш взгляд, связан с принятием в 1972 г. новой Инструкции о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий <47>. В этот период название основного документа, регулирующего порядок присуждения ученых степеней, заменено на "положение". В 1975 г. принимается Положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий <48>, которое действовало 14 лет до принятия в 1989 г. нового акта. -------------------------------- <47> Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1972. N 8. С. 2 - 58. <48> Сборник нормативных актов по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров. М., 1981. С. 17 - 44.

Знаковым для этого этапа является принятое в 1974 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров" <49>, в котором отмечалось, что масштабы научных исследований расширились, подготовка научных работников осуществляется не только в высшей школе и что аттестация научных и научно-педагогических работников приобрела межотраслевой, общегосударственный характер. Было принято решение об изменении статуса и о преобразовании ВАК при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР в ВАК при Совете Министров СССР. В 1975 г. принимается Положение о ВАК СССР <50>, в котором определяется, что ВАК является общесоюзным государственным органом по формированию научного потенциала страны и аттестации научных и научно-педагогических работников, в т. ч. по присуждению ученых степеней. -------------------------------- <49> Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е. И. Войленко. Ч. 2. С. 51 - 52. <50> Там же. С. 53 - 55.

В развитие законодательства о порядке присуждения ученых степеней этого периода имели место следующие тенденции: - в Инструкции 1972 г. в разделе "О требованиях к диссертациям (работам, учебникам), представляемым к защите на соискание ученых степеней" сильнее прослеживалось идеологическое влияние, определены требования к темам диссертаций, которые должны отвечать задачам современного развития науки, практике коммунистического строительства; - Положение 1975 г. конкретизировало требования к содержанию введения диссертации, в котором должно было быть представлено в виде краткой аннотации изложение того нового, что вносится автором в исследование проблемы, и названы основные положения, выносимые на защиту; - появились более формализованные, "установочные" требования к соискателям ученых степеней ("ученые степени могут присуждаться лицам, которые имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки, широкий научный и культурный кругозор, владеют марксистско-ленинской теорией, положительно проявили себя на научной, производственной и общественной работе, следуют нормам коммунистической морали"); - Положение 1975 г. ввело требование о представлении соискателем в диссертационный совет заключения организации, где выполнялась диссертация; - в Инструкции 1972 г. были определены объем диссертации и требования к ее оформлению. В Положении 1989 г. <51> в соответствии с изменениями, произошедшими в стране, были сняты все идеологические составляющие требований к диссертациям. Глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки стали основными критериями диссертации. Несколько изменились требования к докторским диссертациям: разработка нового научного направления была заменена на разработку теоретических положений, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующей отрасли науки. -------------------------------- <51> Бюллетень Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР. 1990. N 3. С. 4.

К концу 1989 г. в стране насчитывалось более 1300 докторских и около 1700 кандидатских специализированных советов. В них работали примерно 26 тыс. докторов наук и 24 тыс. кандидатов наук. В ВАК функционировали 36 экспертных советов, в которых работали около 1 тыс. высококвалифицированных специалистов - докторов наук <52>. -------------------------------- <52> Материалы Пленума Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР. 1990. N 4. С. 12 - 13.

В связи с распадом СССР прекратила функционирование и советская система присуждения ученых степеней. Вместе с тем необходимо отметить, что существующая в настоящее время в Российской Федерации система, несомненно, является ее правопреемником. Современный этап развития законодательства о порядке присуждения ученых степеней начинается с 1993 г. В 1993 г. был создан Высший аттестационный комитет Российской Федерации и принято Положение о нем <53>. В 1994 г. принимается Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий <54>. -------------------------------- <53> Бюллетень Высшего аттестационного комитета Российской Федерации. 1993. N 5. С. 3 - 7. <54> Бюллетень Высшего аттестационного комитета Российской Федерации. 1995. N 1. С. 3 - 14.

В 1998 г. принимается решение об изменении статуса ВАК. ВАК начинает функционировать в составе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации <55>. -------------------------------- <55> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 33. Ст. 4014.

В 2001 г. впервые в истории присуждения ученых степеней принимаются паспорта научных специальностей. По каждой специальности определена формула специальности, а именно: содержание, объект, предмет и область исследования. Принятие данного документа имело большое значение в подготовке научных кадров, т. к. отечественное законодательство предусматривает выполнение диссертаций строго по номенклатуре специальностей научных работников. В 2002 г. принимаются Единый реестр ученых степеней и званий, Положение о порядке присуждения ученых степеней <56>, Положение о ВАК Министерства образования Российской Федерации <57>, Положение о диссертационном совете <58>. -------------------------------- <56> Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2002. N 2. С. 1 - 17. <57> Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2002. N 3. С. 18 - 23. <58> Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2002. N 2. С. 28 - 41.

В данных нормативных правовых документах сохранены основные принципы присуждения ученых степеней, сложившиеся ранее. Незначительные изменения произошли в организации работы советов и процедуре проведения заседаний: - предусмотрено создание диссертационных советов в вузах, аккредитованных Министерством образования Российской Федерации, и в научных организациях, аккредитованных Министерством промышленности и науки России; - восстановлено требование обязательного опубликования объявления о защите докторских диссертаций в Бюллетене ВАК; - утвержден перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук; - допускается защита в виде научного доклада только докторской диссертации, и необходимым является получение разрешения на это экспертного совета ВАК; - изменено определение кворума при защите кандидатской диссертации на заседании докторского диссертационного совета: заседание считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее половины его членов (ранее - не менее двух третей); - определены более точно формулировки вступления в силу решений о присуждении ученых степеней: решение о присуждении ученой степени доктора наук вступает в силу с даты принятия решения президиума ВАК о присуждении ученой степени, решение о присуждении ученой степени кандидата наук вступает в силу с даты принятия решения президиума ВАК о выдаче диплома. Современный этап реформирования законодательства в области аттестации научных и научно-педагогических кадров начался в 2010 г., когда был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". В Федеральном законе впервые среди субъектов научной деятельности появился ВАК (ст. 6.1) <59>. Кроме того, были приняты: -------------------------------- <59> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 35. Ст. 4137.

- обновленная редакция Положения о порядке присуждения ученых степеней от 20 июня 2011 г., которая существенным образом изменила порядок прохождения аттестационных дел через Минобрнауки и ВАК <60>; -------------------------------- <60> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 26. Ст. 3799.

- Положение о ВАК при Минобрнауки от 20 июня 2011 г., которое было утверждено Правительством Российской Федерации, в то время как предыдущее положение утверждалось приказом Министра <61>; -------------------------------- <61> Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 26. Ст. 3798.

- Приказ Минобрнауки России от 12 декабря 2011 г. N 2817 "Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук" <62>; -------------------------------- <62> Российская газета. 2012. 10 февраля. N 29.

- наконец, 29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <63>. -------------------------------- <63> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598. В соответствии со ст. 111 Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением ч. 6 ст. 108, вступившей в силу после опубликования, и других статей, вступающих в более поздние сроки.

В ст. 69 названного Закона к высшему образованию приравнивается аспирантура (ранее аспирантура рассматривалась исключительно как послевузовское образование). Изучение истории системы присуждения ученых степеней и опыта развития отечественного законодательства в этой области представляет большой научный интерес. Становление российской системы подготовки научно-педагогических кадров сочетало в себе ориентацию на германские университеты и в то же время учитывало позитивный опыт Франции и Польши. При этом отечественная реформа базировалась на отечественных традициях и, в частности, на истории работы Славяно-греко-латинской академии. Таким образом, определение российских традиций и особенностей, отличий от аналогичных систем в разных зарубежных странах и понятие преимуществ отечественной системы имеет сегодня беспрецедентное значение. Преимущества российской системы присуждения ученых степеней способствуют сохранению единства научного и образовательного пространства Российской Федерации. М. П. Муравьев и В. Н. Каразин в докладе Комитету по рассмотрению новых уставов ученых заведений говорили: "...нет всеконечно ни одного состояния, для которого бы свобода была столько необходима и вместе с тем столь безопасна, как для состояния ученых. Дарование во все времена ненавидело принуждение. Самая тень унижения для него несносна. Подчинять его власти все равно, что истреблять его... Дать более свободы в Академических трудах и заседаниях..." <64>. -------------------------------- <64> Муравьев М. П., Каразин В. Н. Из Доклада комитета по рассмотрению новых уставов ученых заведений // Университетская идея в Российской империи XVIII - начала XX веков: Антология / Сост. А. Ю. Андреев, С. И. Посохов. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 62.

Разразившиеся в последнее время масштабные и часто связанные с публичными скандалами псевдоразоблачения и реальные разоблачения диссертационных исследований, списанных с других диссертационных исследований, не имеют ничего общего с самой системой присуждения ученых степеней. Никакая система не гарантирована от проходимцев и лиц, склонных к наживе. В этой связи следует самым строгим образом оценить появившиеся в последние годы очередные революционные предложения об отказе от двухуровневой системы ученых степеней и об отказе от государственного управления самой системой. Представляется, что система присуждения ученых степеней, безусловно, должна модифицироваться, но смысл и суть этих изменений должны вести к улучшению качества самих диссертационных исследований и качественному росту носителей этих степеней. Как показывает сравнительный анализ, лучшие отечественные диссертации ни в чем не уступают зарубежным аналогам. Что касается худших, то их в принципе быть не должно, но это вопрос не системы, а лиц, принимающих подобные решения, часто в угоду чиновникам различного уровня различных министерств и ведомств. Таким лицам не место ни в науке, ни в образовании. Ссылки на некий зарубежный опыт сторонников реформирования отечественной системы присуждения ученых степеней, как правило, носят поверхностный характер. Зарубежный опыт во всех странах разный, в т. ч. он разный в разных странах Европы. Более того, присуждение ученых степеней в одной отдельно взятой стране может существенным образом варьироваться в зависимости от того, в какой области знаний эти степени присуждаются. Например, в юриспруденции в Германии ученые степени присуждаются на основании Закона о высших школах Федеральной Земли и уставов университетов. При этом существуют следующие уровни: Promotion и Habilitation. В то же время ученая степень одна - Dr. iur. Но степень доктора можно получить только через процедуру Promotion, что переводится с германского как защита кандидатской диссертации. Затем соискатель проходит процедуру Habilitation, что переводится как защита докторской диссертации, и после этого получает полноценный статус доктора - Dr. iur. habil. Степень Dr. iur. habil. важна для ученого, поскольку непосредственно влияет на его академическую карьеру. Для человека, не занимающегося научной или преподавательской деятельностью в образовательном учреждении, эта степень не нужна. Это высшая научная степень, которой достичь трудно и к которой далеко не все стремятся. Поэтому, как правило, большинство соискателей ограничивается получением Dr. iur. Процесс присуждения ученых степеней делится условно на несколько этапов и происходит следующим образом. Первый. Диссертация обязательно опубликовывается. Затем в процессе Promotion диссертация оценивается двумя независимыми экспертами по пятибалльной системе (summa cum laude, magna cum laude, cum laude, rite, insufficienter). Второй. Происходит сама защита диссертации (Disputation) и экзамен по дисциплине, не имеющий отношения к теме диссертации. Защита и экзамен проводятся одновременно, публично и оцениваются Экспертным советом по той же самой пятибалльной системе. В итоге выводится общая оценка, причем оценка за диссертацию имеет двойной вес. Выставлением необходимого количества балов диссертация считается защищенной. Что касается Habilitation, то здесь оценка за диссертацию не ставится. В этом случае (назовем это третьим этапом, или самостоятельным этапом защиты Habilitation) соискатель делает перед профессорско-преподавательским составом научный доклад и коллоквиум по докладу (строго говоря, отвечает на вопросы оппонентов). Слушателей доклада претендента в отличие от нашей страны не так много, как правило, 3 - 5 профессоров. При этом существует целый ряд обязательных и строго формализованных предпосылок для Habilitation, одной из которых является оценка на уровне как минимум magna cum laude за Promotion. Интересно, что последовательность прохождения этих процедур не только невозможно изменить, но и невозможно ускорить. Но самое главное, что присуждение степени Dr. iur. habil. не гарантирует ученому получение звания профессора, которое, с одной стороны, не может быть дано без указанной ученой степени, но, с другой стороны, зависит от наличия вакантной должности профессора в университете, что, в свою очередь, сопряжено, как правило, с одновременным получением кафедры (обычно профессор - это заведующий кафедрой). Многим Dr. iur. habil. в Германии никогда не суждено стать профессорами. Одновременно профессор в Германии - это не только научная элита, это элита общества, статус которой подтвержден на государственном уровне предоставлением многочисленных льгот и привилегий. Видно, насколько своеобразен опыт только одной страны. В других странах процедуры присуждения ученых степеней не только не менее любопытны, но и не менее разнообразны и противоречивы. Отказ от государственного управления системой присуждения ученых степеней в нашей стране, в т. ч. от создания диссертационных советов в ведущих вузах и научных учреждениях страны, организационно-технического обеспечения последующих этапов экспертизы, дипломов государственного образца и создания единых информационных центров приведут к разрушению исторически сложившейся системы присуждения ученых степеней в России, которой насчитывается более 240 лет.

Название документа