Преподавание финансового права в вузах России и развитие высшего юридического образования (XIX - начало XX в.): историко-правовое эссе

(Лушников А. М., Лушникова М. В.) ("Юридическое образование и наука", 2013, N 2) Текст документа

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В ВУЗАХ РОССИИ И РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (XIX - НАЧАЛО XX В.): ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ЭССЕ <*>

А. М. ЛУШНИКОВ, М. В. ЛУШНИКОВА

Лушников Андрей Михайлович, заведующий кафедрой трудового и финансового права Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор.

Лушникова Марина Владимировна, профессор кафедры трудового и финансового права Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, доктор юридических наук.

Настоящая статья посвящена проблемам преподавания финансового права в контексте развития высшего юридического образования в России (XIX - начало XX в.). Основное внимание при этом обращено на юридические факультеты университетов, а также на преподавание финансового права в вузах иного профиля (технических, педагогических, экономических). Определенное место уделено системе подготовки преподавательских кадров.

Ключевые слова: высшее юридическое образование в России, преподавание финансового права, преподавательские кадры.

This paper deals with the problems of formation and development of higher legal education in Russia (XIX - early XX centuries). The focus turned to the financial and legal component of this education, as well as the teaching of financial law at universities a profile (technical, educational, economic). A certain attention is paid to the system of teacher training.

Key words: higher education in law in Russia, teaching financial law, teaching personnel.

В настоящее время накоплен достаточно большой массив литературы по истории высшего юридического образования <1>. Это же касается истории отдельных вузов и факультетов <2>. Однако преподаванию финансового права и смежным с ним проблемам уделяется явно недостаточное внимание. При этом некоторое оживление интереса к данной проблематике в контексте отдельных юридических школ налицо <3>. В этой связи в нашу задачу входит только дать краткий обзор развития преподавания финансового права как учебной дисциплины в структуре юридического образования в досоветский период. -------------------------------- <1> См.: Алексеева Н. Р. Развитие юридического образования в России в XVIII - XIX вв.: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000; Ганин В. В. Государственная политика в области подготовки юридических кадров России (конец XIX - XX вв.): Дис. ... д-ра ист. наук. М., 2003; Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX - начале XX вв. М., 1991; Рассохин А. В. Юридическое образование в пореформенной России (вторая половина XIX - начало XX вв.): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004; Розманова Н. А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России (XIX - 20-е годы XX в.). М., 2002; Скрипилев Е. А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII - начало XX в.): Справочник. М., 1996; Томсинов В. А. Юридическое образование и юриспруденция в России в первой трети XIX столетия. М., 2010; Университет и город в России (начало XX в.): Сборник. М., 2009; и др. <2> См.: Егоров А. Д. Лицеи России (опыт исторической хронологии): В 8 кн. Иваново, 1993 - 1998; Егоров С. А. На честное дело жизни: Ярославская юридическая школа. Ярославль, 1997; Он же. Ярославская юридическая школа. Анализ научно-педагогического опыта Демидовского лицея: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008; Емельянов И. А. Юридический факультет Казанского государственного университета. 1805 - 1917: Очерки. Казань, 1998; Краковский К. П. Нить времени (история юридического факультета Варшавского - Донского - Ростовского университета): В 2 т. Ростов н/Д, 2005. Ч. 2. (1808 - 1924 гг.); Очерки истории Казанского университета. Казань, 2004; Санкт-Петербургский государственный университет в пространстве и времени. СПб., 2004; и др. <3> См.: Ивлиева М. Ф. Финансовое право как наука и учебная дисциплина в Московском государственном университете // Финансовое право. 2010. N 2; Лушникова М. В. Школа административного и финансового права // Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. С. А. Егорова, А. М. Лушникова, Н. Е. Тарусиной. Ярославль, 2009. С. 339 - 438; Лушникова М. В., Лушников А. М. Наука финансового права на службе государству: российские государственные деятели и развитие науки финансового права (историко-правовой очерк). Ярославль, 2010; Очерки по истории финансовой науки: Санкт-Петербургский университет / Под ред. В. В. Ковалева. М., 2009; и др.

Начнем с общих сведений о высшем юридическом образовании. Изначально юристов готовили на юридических факультетах университетов: Московского (1755), Дерптского (существовал с 1632 г., вновь открыт в 1802 г.), Казанского (1804), Харьковского (1805), Варшавского (1816 - 1831, 1869 - 1915, затем эвакуирован в Ростов-на-Дону, именовался Донским (1915), затем Ростовским университетом), Петербургского (1819), Киевского (Университет Св. Владимира) (1834), Новороссийского (в Одессе) (1865), Томского (1888, юридический факультет открыт в 1898 г.), Пермского (1916), Саратовского (1909, юридический факультет открыт уже в советский период). Особый статус имели Гельсингфорсский (переведен в 1828 г. из Або в Гельсингфорс (Хельсинки), Финляндия) и Виленский (1579 - как академия, юридический факультет открыт в 1641 г., преобразована в университет в 1803 г.) (Вильно (ныне Вильнюс), Литва) университеты с юридическими факультетами. Первый из них именовался Императорским Александровским университетом в Финляндии, однако преподавание там велось сначала на шведском, а затем и на финском языках. Нам неизвестно о значимых финансистах общероссийского масштаба <4>, обучавшихся или преподававших там, чему изрядно способствовал и языковой барьер. Виленский университет был закрыт в 1832 г. и возобновил свою работу только в 1919 г. уже на территории Польши. -------------------------------- <4> Это не исключает того факта, что профессора этого университета преподавали финансовое право и публиковали свои работы на русском языке. Это касается, в частности, И. Н. Шилля (? - 1870), автора книги "Современная теория финансов и влияние ее на финансовую администрацию" (СПб., 1860).

Подчеркнем, что изначально юридические факультеты (именуемые некоторое время отделениями (факультетами) нравственных и политических наук) занимали в структуре университетов ведущее место как по статусу, так и по числу студентов. Так, даже в начале XX в. в Петербурге, Киеве и Варшаве на юридических факультетах студентов училось больше, чем на остальных факультетах, вместе взятых <5>. Всего в университетах доля обучающихся юриспруденции составляла около 40% от общего числа учащихся. Высокий статус этих факультетов определялся тем, что в глазах власть предержащих они являлись прежде всего кузницей кадров для государственной службы. Характерно, что уже в Утвердительной грамоте Московского университета (1804) закреплялось, что в нем будут преподаваться науки "как общие, каждому человеку нужные, так и особенные, служащие к образованию гражданина для разных родов государственной службы" <6>. Аналогичные нормы были закреплены и в уставах других университетов. Это предполагало необходимость обширных знаний в области государственных финансов. -------------------------------- <5> Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М., 1971. С. 59. <6> ПСЗ РИ. Т. 28. N 21502. С. 648

Специализированными юридическими высшими учебными заведениями являлись: Александровский лицей (открыт в 1811 г. как Царскосельский лицей, с 1843 г. - Александровский лицей в Петербурге, с 1848 г. давал высшее юридическое образование), Императорское училище правоведения (1835, Петербург), Лицей Цесаревича Николая (Катковский) (1869, Москва). Демидовский юридический лицей вел истоки от открытого в 1805 г. в Ярославле Высших наук училища. В качестве юридического вуза Демидовский юридический лицей давал высшее юридическое образование с 1870 г. Впоследствии юридические факультеты были открыты на высших женских курсах: Киевских (1872 - 1886, с 1906), Московских историко-филологических и юридических В. А. Полторацкой (1906), Петербургских (Бестужевских) (1906), Петербургских историко-литературных и юридических Н. П. Раева (1906), Варшавских (1909, эвакуированы в Ростов-на-Дону в 1915 г.). По университетской программе юридических факультетов функционировали негосударственные учебные заведения, предназначенные для обучения как мужчин, так и женщин: Психоневрологический институт (1907), Московский городской университет им. А. Л. Шинявского (1908), Московский частный юридический институт (1915). Кроме того, финансовое право преподавалось в коммерческих институтах: Киевском (1906), Московском (1906), Петербургском (1906 - коммерческие курсы, с 1917 - торгово-промышленный институт), Петербургском (1906), Харьковском (1912 - коммерческие курсы, с 1916 - институт). Преподавателей, в т. ч. правовых и камеральных дисциплин, готовил Петербургский педагогический институт (1804 - 1819, 1829 - 1859), при котором существовало отделение (факультет) наук философских и юридических, где преподавались, в частности, политическая экономия, политическое право, коммерческие науки, а также курс "Права финансового и коммерческого". Последний читал известный государственный деятель и ученый М. А. Балугьянский (1769 - 1847). При Петербургском политехническом институте (открыт в 1902 г.) действовал экономический факультет, а при Рижском политехническом институте (1862) функционировало коммерческое отделение, где также преподавалось финансовое право. По Утвердительным грамотам Московского, Харьковского и Казанского университетов (1804) они присваивали степени или достоинства: кандидата (аналог современного диплома с отличием), магистра (аналог современного кандидата наук) и доктора. Эта система была распространена и на другие университеты. По уставам этих университетов (1804) <7> в составе отделения (факультета) нравственных и политических наук преподавались в числе прочих право естественное, политическое и народное, а также дипломатика и политическая экономия. Пионером в этой части выступило Ярославское училище высших наук (предшественник Демидовского юридического лицея), где по уставу 1805 г. должны были преподаваться политическая экономия и наука финансов <8>. -------------------------------- <7> Здесь и далее содержание университетских уставов дается по: Параллельный свод общих уставов императорских российских университетов 1863, 1835, 1804 годов и Дерптского 1865 года. СПб., 1880. <8> ПСЗ РИ. Т. 28. N 21606. С. 799.

Новый университетский устав 1835 г. единодушно оценивается как реакционный, однако он разделил преподавание предметов "политэкономия и статистика" и "законы о государственных повинностях и финансах". Теперь они и формально могли преподаваться на двух разных кафедрах в рамках юридических факультетов университетов, однако их четкого проблемного разграничения так и не произошло. В Петербургском университете кафедра законов о государственных повинностях и финансах начала функционировать фактически с 1836 г., что впоследствии имело место и в других университетах. В Московском университете в 1839 г. учреждается отдельная кафедра государственных податей <9>. Эти кафедры можно считать предшественницами кафедр финансового права. На юридических факультетах Петербургского, Казанского и Харьковского университетов были учреждены также кафедры хозяйственных и камеральных наук. Своеобразным камеральным факультетом Московского университета стал Демидовский лицей, образованный на базе Ярославского училища высших наук в 1833 г., который, в свою очередь, послужил базой для формирования Демидовского юридического лицея. Согласно высочайше утвержденному мнению Государственного Совета от 9 августа 1833 г. главные познания для учащихся этого лицея должны были составлять науки юридические и камеральные <10>. Последние содержали в себе совокупность многих технических, экономических и финансовых сведений, необходимых, как предполагалось, для подготовки чиновников сферы управления государственными имуществами и финансами. Конгломерат этих сфер охватывался общим понятием "камера" <11>. В связи с установленным профилем подготовки студентов в лицее вводилось преподавание, кроме прочего, финансов и политической экономии. Эволюция данного процесса привела к тому, что на юридическом факультете Петербургского университета в 1843 - 1860 гг. имелся особый камеральный разряд, готовивший выпускников к службе хозяйственной или административной. Центральными дисциплинами при этом стали финансовое законодательство и политическая экономия. -------------------------------- <9> Бельский К. С. Финансовое право. М., 1995. С. 46. <10> Сборник постановлений по Министерству народного просвещения // Царствование императора Николая I. 1825 - 1855 гг. СПб. (1825 - 1835 гг.). Т. 2. Отделение I. 1864 - 1224, 63. С. 467 - 468. <11> Энциклопедический словарь Брокгауза - Эфрона. Т. XIV. С. 177.

Университетский устав 1863 г. зафиксировал замену преподавания законов о государственных повинностях и финансах на предмет "финансовое право". Это открыло путь к созданию кафедр с таким же названием первоначально в Московском, Казанском и Новороссийском университетах, однако это мало отразилось на их научной специализации и взаимодействии с кафедрами политэкономии и статистики. Среди ученых степеней выделялись кандидаты права, магистры и доктора, а ученые звания включали в себя доцентов, экстраординарных профессоров и ординарных профессоров. В соответствии с последним дореволюционным университетским уставом 1884 г. <12> на всех юридических факультетах должны были иметься кафедры финансового права. После этого нововведения университетские преподаватели стали переименовывать свои дисциплины, курсы сообразно названию той кафедры, которую они занимали, - финансовое право <13>. При этом был введен институт приват-доцентов, которые находились за штатом, не имели гарантированной нагрузки и жалованья, а их вознаграждение складывалось из средств, внесенных студентами за посещение занятий. Экстраординарные, ординарные и заслуженные профессора, а также штатные доценты по-прежнему находились в штате и имели стабильную нагрузку и зарплату. Система ученых степеней стала двухзвенной: магистр - доктор. При всей реакционности этого устава он имел и позитивное значение. В частности, к преподаванию через приват-доцентуру можно было привлечь большее число преподавателей, в т. ч. финансистов-практиков, вводить альтернативные курсы и др. -------------------------------- <12> Общий устав императорских российских университетов 1884 года (Свод законов. Т. 11. Ч. 1). М., 1911. <13> Буковецкий А. И. Введение в финансовую науку. Л., 1929. С. 241 - 242.

Кратко остановимся на системе подготовки научных кадров. Выпускников, окончивших курс и обнаруживших склонность к научным исследованиям, оставляли на соответствующих кафедрах на два года, по официальной терминологии, для "усовершенствования в науках и подготовки к профессорскому званию". При этом стипендия могла быть назначена (т. н. "профессорские стипендиаты"), а могла и не назначаться. Это можно считать некоторым аналогом современной аспирантуры. Многие из них направлялись в зарубежные командировки, прежде всего в Германию, где работали под руководством известных профессоров в ведущих университетах. Материалы к своим магистерским диссертациям они собирали также и за рубежом, в т. ч. в лучших библиотеках. После этого соискатель научной степени сдавал магистерский экзамен (испытание), состоящий из двух частей: главный предмет (аналог современной специализации) и дополнительные предметы, профиль которых зависел от главного. Все это отчасти сходно со сдачей кандидатского минимума. После его успешной сдачи лицо именовалось магистрантом и допускалось к защите магистерской диссертации (магистерскому диспуту), которая, как правило, должна была быть опубликована в виде книги. Ученая степень присваивалась университетом и дальнейшему утверждению не подлежала. Социальный статус магистра был достаточно высок: ему могло быть присвоено почетное потомственное дворянство, а при поступлении на государственную службу ему присваивался чин IX класса (титулярный советник). Он приобретал права на замещение должности доцента, приват-доцента, экстраординарного профессора. На должность приват-доцента могло претендовать лицо и не имевшее ученой степени, но известное своими учеными трудами и сдавшее магистерские экзамены. Докторская диссертация могла стать продолжением магистерской, однако предполагала более высокий научный уровень, сопровождалась докторским диспутом (защитой) и присваивалась университетом. После защиты докторской диссертации хорошо зарекомендовавший себя экстраординарный профессор мог претендовать на должность ординарного профессора, а последний после 25-летней профессуры удостаивался звания заслуженного профессора. В исключительных случаях за особые научные и педагогические заслуги магистр мог стать ординарным профессором. Широта и межотраслевой характер изучения проблем финансового права приводили к тому, что специалисты в данной сфере защищали магистерские и докторские диссертации по различной научной специализации. Это относится к исследователям, получившим ученую степень по политической экономии (присуждается с 1827 г.) (Э. Р. Вреден, Г. Д. Сидоренко, И. И. Иванюков, А. Я. Антонович, В. Г. Яроцкий и др.), полицейскому праву (присуждается с 1867 г.) (К. К. Гаттенбергер, И. Т. Тарасов, Д. И. Пихно, М. Д. Загряцков и др.). Непосредственно по финансовому праву первая защита магистерской диссертации состоялась в 1868 г. (В. А. Лебедев), а докторской диссертации - в 1871 г. (И. И. Патлаевский) <14>. -------------------------------- <14> Кричевский Г. Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской империи (1755 - 1918). Библиографический указатель. Ставрополь, 1998. С. 196 - 199. Данные, приведенные на этих страницах о диссертациях по финансовому праву, не совсем полные. В частности, нет указания на магистерские диссертации Н. Д. Силина (1914), П. Л. Кованько (1915), А. А. Алексеева (1917), докторскую диссертацию М. И. Фридмана (1916).

Напомним, что наука финансового права, как и учебная дисциплина, сформировалась в России только ко второй половине XIX в. Зарождалась данная наука в лоне политической экономии, науки о финансах, отчасти даже государственного и полицейского права. На протяжении всего XIX столетия вопросы о соотношении науки финансового права и политической экономии, соотношения финансового права и государственного, полицейского права разрешались неоднозначно. Шел процесс обособления, приобретения самостоятельного статуса наукой финансового права и учебной дисциплиной финансового права, имеющими свой предмет изучения и правового регулирования. В этот же период складывались и научные школы финансового права, как правило, на базе ведущих университетов: московская, санкт-петербургская, казанская, харьковская, киевская, новороссийская и ярославская. Но при этом с очевидностью прослеживается взаимообусловленность, развитие этих школ в едином процессе формирования российской школы финансового права. Отметим, что российская школа финансового права, интегрированная в систему высшего, прежде всего университетского, юридического образования, в начале XX в. находилась на подъеме как по качественным, так и по количественным показателям. В 1916 г. только на юридическом факультете Московского университета обучалось более 4 тыс. студентов, а общее число студентов-юристов в стране составляло, вероятно, около 20 тыс. человек. Советские вузы (даже с учетом невиданной ранее массовой заочной формы обучения) эту цифру смогли превзойти только во второй половине 40-х гг. XX в. Качественный уровень выпускников в целом соответствовал общеевропейскому, а тщательный отбор и штучная подготовка магистрантов позволяла иметь научные кадры самого высокого уровня. Конец XIX - начало XX в. смело можно назвать "золотым веком" отечественной юридической науки и образования, в т. ч. финансового права. К сожалению, впоследствии качественные показатели финансово-правовых исследований и образовательной подготовки резко понизились, и в настоящее время остается мечтать даже о "серебряном веке".

Название документа