Значение и форма самостоятельной работы как средство формирования профессиональных умений и навыков студентов-юристов

(Ивлиева И. А.) ("Юридическое образование и наука", 2013, N 2) Текст документа

ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ <*>

И. А. ИВЛИЕВА

Ивлиева Ирина Алексеевна, ассистент кафедры "Гражданско-правовые дисциплины" Астраханского государственного технического университета.

В статье рассматривается значение самостоятельной работы для студентов-юристов как форма приобретения новых знаний, а также способ усвоения полученной информации. Кроме того, приводятся возможные варианты самостоятельной работы, которые могут применяться преподавателями и студентами юридических вузов и факультетов в процессе обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студент-юрист, реферат, конспектирование, изучение научной литературы, анализ учебной литературы, составление словаря терминов, составление задач.

The article considers the significance of independent work for legal students as a form of getting new knowledge as well as the means of mastering new information. Besides the author presents the possible variants of independent work which could be applied by teachers and students of juridical institutions of higher education and faculties in the process of education.

Key words: independent work, legal student, essay, summarization, study of scientific literature, analysis of educational literature, preparation of a terminological vocabulary, preparation of tasks.

Основная задача высшего юридического образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные знания. Для этого необходимо, чтобы студент из потребителя знаний превратился в активного их творца, умеющего выявить и сформулировать проблему, найти пути ее решения и доказать правильность этого решения. В этой связи большое значение приобретает самостоятельная работа студента-юриста. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме ни получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Значение самостоятельной работы студентов велико с первых дней обучения в вузе и многократно возрастает на 3 - 5 курсах, т. к. увеличивается доля работ, где от студента требуется применение полученных знаний: на учебных и производственных практиках, при выполнении курсовых и дипломных работ и т. д. Кроме того, понятно, что образование юриста не заканчивается после окончания вуза, поэтому организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения является основой для послевузовского образования и повышения квалификации. Следовательно, в вузе студенты должны получать подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа. Понятие "самостоятельная работа" многогранно, поэтому оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Исследователи, занимающиеся самостоятельной работой студентов высшей школы (С. И. Архангельский, М. Г. Гарунов, Е. Я. Голант, Б. Г. Иоганзен, С. И. Зиновьев, А. Г. Молибог, Р. А. Нимазов, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый и др.), также вкладывают в термин "самостоятельная работа" различное содержание. Так, понятие "самостоятельная работа" трактуется как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А. Г. Молибог) <1>, как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (М. Г. Гарунов, П. И. Пидкасистый) <2>. Организация самостоятельной работы в высшей школе рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию (Б. Г. Иоганзен). Самостоятельная работа понимается также рядом авторов как система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис). Иногда самостоятельная работа отождествляется с самообразованием (С. И. Зиновьев) <3>. -------------------------------- <1> Молибог А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1975. 327 с. <2> Гарунов М. Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. 48 с. <3> Фаустова Э. Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М., 2004. 72 с. (Система воспитания в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования // НИИВО. Вып. 4).

Приведенные определения и толкования рассматривают самостоятельную работу, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основу самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов. В общем, самостоятельная работа - это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Самостоятельная работа реализуется: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д. 3. В библиотеке, дома, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Применительно к студентам-юристам в процессе преподавания могут быть использованы следующие формы СРС: 1) изучение научной литературы. Данная форма работы наиболее часто выполняется студентами и может преследовать цель как самостоятельного ознакомления с определенной темой, так и углубленного изучения тем, рассмотренных на лекции. Эффективность этой работы непосредственно связана с возможностью контроля за ее выполнением. Прежде всего такой контроль должен осуществляться в ходе опроса на семинарском занятии, поэтому темы, которые не освещаются в лекциях, желательно разбирать на семинарах. Практика показывает, что к подобным семинарским занятиям студенты часто оказываются подготовлены лучше, чем к тем, по которым у них есть лекционный материал; 2) конспектирование не просто заставляет студента знакомиться с научными работами, но требует развития способностей выделять главное из прочитанного материала, четко формулировать основную идею, кратко излагать соответствующие научные положения. При этом необходим тщательный отбор материала, предлагаемого для конспектирования, а также преподаватель должен подробно объяснить, в чем состоит смысл данной работы, каким образом нужно ее выполнять, как должен выглядеть конспект и как следует использовать его в процессе изучения соответствующей дисциплины. Кроме того, научные работы, предлагавшиеся для конспектирования, должны обязательно обсуждаться на семинарском занятии; 3) реферат. Прежде всего подготовка реферата имеет смысл, если достаточно четко сформулирована его тема, т. е. если перед студентом стоит конкретный вопрос, ответ на который он должен найти. Кроме точной формулировки для раскрытия темы нужен перечень литературы, содержащей необходимую научную информацию. Кроме того, условием эффективности реферирования как формы СРС является обсуждение реферата на семинаре. С одной стороны, это позволяет убедиться в самостоятельности выполнения студентом этой работы, выяснить, насколько он владеет информацией, ориентируется в тексте реферата. С другой стороны, в ходе обсуждения содержание реферата становится известным всей студенческой аудитории, дополняя знания, полученные на лекциях и семинарах; 4) составление словаря терминов предполагает, что студент выписывает в алфавитном или тематическом порядке определения тех или иных правовых понятий. Можно использовать два варианта подобной работы: - составление словаря из основных понятий и категорий, изучаемых на лекционных и семинарских занятиях. В данном случае поиск определений не представляет сложности, т. к. все основные термины раскрываются в лекции. Цель такой работы в том, что она позволяет студенту систематизировать полученные знания, закрепить наиболее важные, ключевые моменты. Составленный таким образом словарь может быть очень удобен при подготовке к контрольным работам, а также к зачету и экзамену; - составление словаря из сложных, незнакомых студентам терминов, определения которых необходимо найти в литературе. Цели - расширение словарного запаса, обогащение научно-категориального аппарата, кругозора; 5) составление схем и таблиц. Такая работа позволяет наилучшим образом систематизировать, разложить по полочкам полученные знания. Использование составленных в течение семестра схем по каждой теме значительно облегчает студенту подготовку к зачету. В наибольшей степени задания на выполнение схемы уместны при изучении вопросов, связанных с классификацией различных правовых явлений, изучением их структуры, строения и т. п. Другой чрезвычайно полезной формой СРС является составление таблиц. При этом студентам предлагается оформить в виде таблицы сравнительный анализ определенных правовых явлений или категорий. Сравнение проводится по заранее заданным преподавателем параметрам. Если дифференцировать задание по годам, а также по правотворческим органам и раздать студентам индивидуальные задания, то получится, что каждый из них выполняет часть общего исследования; 6) анализ учебной литературы предполагает не только получение информации, но и сопоставление данных, полученных из разных источников. К примеру, полезно такое задание, как сравнение определений одного и того же понятия, изложенных в разных учебниках. Еще один вариант задания для СРС - выявить достоинства и недостатки тех или иных правовых явлений (президентской и парламентской республики либо нормативного акта, обычая и прецедента и т. д.). Признаки исследуемых явлений подробно изложены в литературе, но студенту нужно не переписать эти признаки, а сделать самостоятельный вывод о том, свидетельствуют ли они о слабых или сильных сторонах этого явления; 7) самостоятельное приведение примеров в рамках изучаемых явлений; 8) решение задач. Студенту предлагается описание проблемной жизненной ситуации, разрешение которой необходимо найти в действующем законодательстве; 9) сочинение. Использование данной формы СРС актуально в двух случаях: 1) когда у студентов нет необходимых знаний по обсуждаемым вопросам - в самом начале изучения курса, а в конце учебного года можно предложить студентам прочитать эти работы и сравнить приобретенные научные знания с имевшимися ранее обыденными представлениями о государстве и праве; 2) сочинение может быть посвящено проблемам, которые изучаются студентами и при этом известны и понятны людям, не имеющим специальных знаний. В этом случае сочинение предполагает сопоставление полученных научных знаний о том или ином явлении с обыденными представлениями о нем; 10) составление задач по изучаемой теме. Многообразие существующих форм СРС, а также необходимость повышения их эффективности ставит перед преподавателем задачу выбора оптимального соотношения этих форм. Выбор форм СРС в конкретном случае должен быть связан с общим уровнем подготовленности студенческой аудитории. Так, при относительно невысоком уровне знаний студентов акцент должен быть сделан на задания, требующие изучения, усвоения обязательного набора научных данных. При высоком уровне осмысления изучаемого предмета студентами необходимо больше внимания уделять вопросам на размышление, творческим заданиям и таким формам работы, которые требуют применения полученных знаний <4>. -------------------------------- <4> Юшко Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.08. Теория и методика профессионального образования. Ростов н/Д: Ростовский гос. университет, 2001. 23 с.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля: - входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения очередной дисциплины; - текущий контроль, т. е. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях; - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса; - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям; - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена; - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Название документа