О новых подходах к преподаванию конституционного и муниципального права в условиях уровневого образования

(Фадеев В. И.) ("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 4) Текст документа

О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ПРЕПОДАВАНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ <*>

В. И. ФАДЕЕВ

Фадеев Владимир Иванович, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права с учетом требований новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: конституционное право; муниципальное право; образовательный стандарт; преподавание; бакалавр; магистр; компетенция как результат обучения.

This article is about the actual issues of teaching the constitutional and municipal law courses in the light of the new educational standards.

Key words: constitutional law; municipal law; educational standard; teaching; bachelor; master; competence as a result of education.

Наша система образования, включая и юридическое образование, переживает сегодня непростые времена. Отечественную систему подготовки специалистов всегда отличали фундаментальность и научность. По уровню интеллекта молодежи наша страна во второй половине прошлого века занимала одно из лидирующих мест в мире (в 50-е годы - второе, в 60-е - третье). При этом процесс обучения строился на основе знаниевой ориентации в соответствии с дидактической триадой: знания, умения, навыки (ЗУНы). Результатами образования выступали знания, в процессе усвоения которых должны были формироваться необходимые умения и навыки. Однако такой подход в современных условиях развития информационных и образовательных технологий, стремительного увеличения объема информации и знаний во всех сферах человеческой деятельности выявил и отрицательные стороны знаниево-ориентированной системы образования. Особую остроту приобрела проблема разрыва знаний и практических навыков по их применению. Современная жизнь предъявляет к выпускникам юридических вузов не только требования наличия у них знаний, умений и навыков, но и способности, готовности применять их в конкретных профессиональных ситуациях, в своей будущей практической деятельности. Личностные качества студентов, их способность к практической деятельности на основе имеющихся у них ЗУНов выступают сегодня в качестве нового образовательного результата, для обозначения которого используется термин "компетенция". Понятие "компетенция" появилось в образовательных системах многих стран благодаря англосаксонской традиции образования. Проблемы подготовки практико-ориентированного выпускника вуза на основе компетентностного подхода стали предметом обсуждения в Англии в 50-е и 60-е годы прошлого века, когда рынок труда стал предъявлять новые требования к выпускникам вузов: ведь нужны не сами по себе знания, но и умения их применять на практике. В России вопросы компетентностного подхода в образовании стали активно разрабатываться в 90-е годы XX в. Нормативная база компетентностного подхода в образовании нашла свое отражение в Болонском соглашении (1999 г.). Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г., что повлекло переход к уровневому образованию <1>. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" понятие "компетенция" - важная структурная часть определения цели и задач образовательного процесса. В соответствии с данным Законом профессиональное образование - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности (ст. 2). -------------------------------- <1> В Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. См.: ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Приказ Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")" (в ред. от 31.05.2011) в число требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата включает "реализацию компетентностного подхода в учебном процессе" (п. 7.3). О реализации компетентностного подхода в процессе обучения, а также о формировании профессиональных компетенций говорит также Приказ Минобрнауки РФ от 14 декабря 2010 г. N 1763 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр")" (в ред. от 31.05.2011). Таким образом, система нашего юридического образования, не теряя своей научности и фундаментальности, должна дополняться практико-ориентированным содержанием. Формирование компетенций у выпускника юридического вуза становится новым типом целеполагания в образовательном процессе. Бакалавр по направлению подготовки "Юриспруденция" готовится к следующим видам профессиональной деятельности: 1) нормотворческая; 2) правоприменительная; 3) правоохранительная; 4) экспертно-консультационная; 5) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений). Для магистра по направлению подготовки "Юриспруденция" к видам профессиональной деятельности добавлены по сравнению с бакалаврами еще две: 1) организационно-управленческая; 2) научно-исследовательская <2>. -------------------------------- <2> При этом следует учитывать, что согласно указанным выше образовательным стандартам к видам профессиональной деятельности, к которым готовится магистр, относится "правотворческая деятельность" (которая предполагает способность осуществлять подготовку нормативных правовых актов), в то время как для бакалавров предусмотрена "нормотворческая деятельность" (которая предполагает способность участвовать в подготовке нормативных правовых актов).

Указанные выше Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр" и "магистр")" устанавливают перечень общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должны обладать выпускники в соответствующих сферах деятельности. Формирование компетенций невозможно без приобретения опыта деятельности, без практического применения своих знаний при решении практических задач уже в процессе обучения. В связи с этим реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Согласно указанным образовательным стандартам удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий при подготовке бакалавров и не менее 30% аудиторных занятий при подготовке магистров. При этом занятия лекционного типа не могут составлять соответственно более 40% (бакалавры) и более 20% (магистры) аудиторных занятий. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом в процессе реализации основной образовательной программы вуза. Таким образом, переход к уровневому образованию ставит новые задачи перед юридическими вузами, их кафедрами и преподавателями. Требуется вводить новые образовательные технологии с учетом нового видения целей и содержания образования, с учетом формирования новых результатов обучения, новых критериев их оценки. Эти задачи требуют своего осмысления, оценки, обсуждения. Необходимо подвести некоторые итоги работы в новых условиях уровневого образования, обменяться опытом решения вопросов, которые встают перед нами сегодня в процессе преподавания конституционного и муниципального права. Следует обменяться мнениями также и по кардинальному вопросу: сможем ли мы успешно решать задачи подготовки полноценного юриста в рамках выбранного государством пути развития юридического образования? Сможем ли мы в течение 4-летнего срока обучения подготовить практико-ориентированного бакалавра, не потеряв при этом фундаментальные начала нашего юридического образования? Конечно, можно сказать, что объем законодательного и информационного материала настолько возрос по сравнению с советским периодом, что за четыре года его невозможно усвоить, что следует ставить вопрос об увеличении срока обучения бакалавров на семестр или на два семестра. Но тот ли это путь? Через пять лет мы можем опять сказать, что не хватает еще одного-двух семестров для лучшего усвоения вновь возросшего материала. Проблема, видимо, в другом: чему мы должны сегодня учить студентов, как и в каком объеме, с помощью каких методов? Мы должны определять содержание и объем дисциплин конституционного и муниципального права, уровень теоретических и практических знаний, содержащихся в них, исходя из проектируемых результатов обучения. Планируя проведение занятий по конституционному и муниципальному праву, мы должны в первую очередь заниматься не "наращиванием" объема знаний у студентов, а их отбором в целях формирования компетенций, перенося акцент с преимущественного усвоения знаний, умений и навыков на создание условий для формирования компетенций в процессе обучения. Не случайно, как справедливо отмечается в литературе, понятие "компетенция" ближе к понятийному полю "знаю, как", нежели к "знаю, что". По данным социологических исследований, студенты помнят 20% того, что слышат, 40% того, что видят и слышат, и 80% того, что слышат, видят и выполняют. Это соответствует и народной мудрости, которая гласит: "Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда". Вместе с тем знания - необходимый элемент формируемой компетенции. Компетентностный подход отнюдь не умаляет их значение и роль в процессе подготовки юристов. Задача состоит в том, чтобы, во-первых, сформулировать планируемые компетенции (как образовательный результат) применительно к каждому модулю, каждой теме учебной дисциплины, т. е. то, что должен знать, понимать и быть в состоянии продемонстрировать студент в конце модуля или программы. При этом результаты обучения, включая практические навыки, должны поддаваться эффективному оцениванию, а не быть просто "списком пожеланий", поэтому надо формировать кафедральный фонд оценочных средств. Во-вторых, необходимо определить с учетом планируемых компетенций, какие знания, в каком объеме в рамках той или иной темы учебного курса должны войти в формируемую компетенцию. Поэтому правомерен не только вопрос о том, чему мы должны учить студентов, но также и вопрос, чему мы не должны их учить. Это касается не только отбора учебного материала, его содержания и объема, но прежде всего методологии и методики преподавания. В-третьих, необходимо создавать (смоделировать) в процессе обучения условия для применения знаний в тех или иных профессиональных ситуациях, для решения практических задач. Мы должны активно использовать те новые возможности, которые несет в себе уровневое образование, компетентностный подход, по возможности устраняя, смягчая негативные стороны современного учебного процесса, не допуская его излишней бюрократизации и сверхформализации. Личность преподавателя - это константа образовательного процесса. И преподаватель должен иметь право на творчество, на поиск в процессе обучения, который сегодня достаточно жестко регламентирован новыми образовательными стандартами и программами, нормативными требованиями. Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) три года назад начал подготовку магистров и два года назад - бакалавров. Уже накоплен определенный опыт, имеются положительные результаты. Так, МГЮА издает серию учебников, написанных специально для подготовки бакалавров. Уже изданы, в частности, учебник по конституционному праву <3>, учебник по конституционному праву зарубежных стран <4> и учебник по муниципальному праву <5>, в которых нашли отражение основные компетенции - в виде конечных результатов обучения по данным дисциплинам. Подготовлены новые учебные программы, в которых компетенции формулируются применительно к соответствующим темам учебных курсов. Разработаны тесты по всем темам учебных курсов. Вместе с тем сохраняются задачи, которые еще ждут своего решения. Прежде всего это подготовка практикумов по курсам конституционного и муниципального права, которые должны содержать в соответствии с новыми учебными программами необходимые материалы для интерактивного обучения, задания для самостоятельной работы студента и т. д. Практикумы должны быть нацелены на формирование компетенций, которые определены учебными программами в качестве результатов обучения. Без этих практикумов преподавать конституционное и муниципальное право с учетом новых требований и задач достаточно сложно, особенно для начинающих преподавателей. Сегодня, по сути, каждый преподаватель самостоятельно определяет, какие интерактивные методы он использует, сам создает учебные задания, моделирует профессиональные ситуации для формирования практических навыков и т. д. При наличии практикумов эта работа во многом облегчается. -------------------------------- <3> См.: Конституционное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2013. <4> См.: Конституционное право зарубежных стран: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 2013. <5> См.: Муниципальное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2013.

В условиях уровневого образования меняются не только содержание и приемы проведения практических занятий, но и должна изменяться методика чтения лекций. Мы должны формулировать результаты обучения не только применительно к практическим занятиям, но и к лекциям, выделяя в них ключевые цели курса и ставя перед собой задачу: способствовать в процессе чтения лекций формированию у студентов соответствующих, определяемых учебными программами, компетенций. Важно приучить студентов готовиться к лекциям, давать им задания на очередной лекции и обращаясь к этим заданиям на следующей лекции. Конечно, желательно использовать технические средства, применять интерактивные методы при чтении лекций. В частности, рассматривая на лекции конкретную практическую ситуацию, ставя вопросы перед аудиторией и предлагая студентам ответить на них. Лекция не должна быть монологом преподавателя. Новые требования ориентируют на большой объем самостоятельной работы студентов, и кафедра должна сформировать соответствующий фонд заданий студентам для их домашней работы, включая различные творческие задания, а также фонд оценочных средств. На практических занятиях мы должны способствовать формированию у студентов способности работать в группах, в составе небольшого коллектива над разработкой различных проектов юридических документов. И важно определить, какие юридические документы после соответствующего курса студент должен уметь разрабатывать, в подготовке каких нормативных актов участвовать. Это задача для кафедры: дать перечень таких юридических документов по соответствующей учебной дисциплине. Важно обращать внимание на формирование навыков и способности у студентов готовить юридические заключения, проводить экспертизу того или иного акта. В связи с этим, видимо, надо по-новому строить работу студенческих кружков, которые должны способствовать формированию не только навыков научной работы, публичных выступлений, но и умения вести дискуссию, работать в малой группе и т. д. Важно укреплять связь научных кружков с так называемой юридической клиникой (в МГЮА такая клинка функционирует), дающей возможность рассматривать и обсуждать конкретные юридические примеры и ситуации на заседаниях студенческих кружков. Преподавание конституционного и муниципального права в новых условиях требует обсуждения ряда принципиальных вопросов, которые носят сегодня дискуссионный характер. 1. Это вопрос о предмете конституционного права. Как известно, в советский период начиная с 50-х годов в течение более 30 лет активно велась дискуссия по этой проблеме, решение которой, удовлетворяющее всех участников научного спора, так и не было найдено. Сегодня эта проблема, казалось бы, потеряла свою остроту: чуть ли не каждый учебник по конституционному праву дает свое определение предмета этой ведущей отрасли российского права, включая при этом в свое содержание, по сути, вопросы, которые являются традиционными для всех учебников по конституционному праву. И такой подход не вызывает критики, полемики. И вместе с тем он подталкивает нас к выводу, к которому в свое время пришел И. Е. Фарбер: если убрать абстрактные формулы, все позиции по данному вопросу сходны, в них больше общих моментов, чем это кажется на первый взгляд. Никто не отрицает, что суверенитет народа, государственная власть и формы ее осуществления, основные права и свободы граждан - все это относится к предмету государственного (конституционного) права. "Следовательно, - заключал он, - нужно при дальнейших поисках конструкции предмета использовать все верные положения - а их немало - в каждой научной позиции" <6>. Сегодня настало время выделить то общее, что объединяет большинство авторов в вопросе о предмете конституционного права, и это общее взять за основу при рассмотрении данного вопроса на занятиях с будущими бакалаврами, не уводя их в теоретические дали дискуссий, оставив это для подготовки магистров и аспирантов. -------------------------------- <6> Советское государственное право / Под ред. И. Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 87.

К этим верным положениям следует отнести вывод о двуедином предмете конституционного права. К сожалению, он не учитывается теми авторами, которые снова, как и много лет назад, предлагают разделять конституционное право и государственное право и т. п. <7>. А этот вывод - о двуедином предмете конституционного права - в свое время был признан ведущими учеными-конституционалистами советского периода. И. Д. Левин (еще в 40-е годы) первый в своих определениях государственного права как отрасли права <8> выделил эту особенность его предмета, которая получила свое развитие в работах многих ученых <9>. -------------------------------- <7> См., например: Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. Н. В. Витрука. М., 2010. С. 29. В свое время еще А. И. Ким полагал, что следовало бы конструировать "конституционное право как научную дисциплину, имеющую сугубо служебное значение". А. И. Лепешкин также считал "в принципе... возможным и допустимым конструирование конституционного права не как отрасли права, а как комплексной учебной дисциплины". <8> В своей работе, опубликованной в 1946 г., И. Д. Левин относил к предмету государственного права "основы социально-экономической системы и политической организации государства" и вместе с тем указывал, что "государственное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования государственной власти". На основе этих взглядов "выросли" основные концепции государственного (конституционного) права, получившие свое наиболее полное выражение в позициях В. Ф. Котока и С. С. Кравчука. С. С. Кравчук выделял две взаимосвязанные группы отношений в предмете государственного (конституционного) права: 1) отношения, составляющие основы полновластия (к ним относились основы: политическая, экономическая, социальная и основы правового положения личности) и 2) отношения, возникающие в процессе осуществления народом государственной власти (в данном случае речь шла об осуществлении народом власти непосредственно и через Советы народных депутатов). В. Ф. Коток также признавал, что в одних областях государственное (конституционное) право закрепляет лишь общие положения и порядок установления правовых норм, а в других областях оно не ограничивается общим закреплением и исчерпывающим образом регулирует соответствующие отношения, составляющие его исключительный предмет. См.: Фадеев В. И. Предмет конституционного (государственного) права России: история и современность (статья первая) // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права: Сб. статей, посвященных 75-летию со дня рождения академика О. Е. Кутафина / Отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2012. С. 6 - 29. <9> Академик О. Е. Кутафин в своей монографии "Предмет конституционного права" (2001) призвал авторов учитывать в своих определениях конституционного права, что "конституционное право имеет своим предметом как бы двуединый объект регулирования".

Представляется, что специфическое содержание и круг тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного (государственного) права, порождают особые функции данной ведущей отрасли права. Вопросу о функциях конституционного права необходимо уделять внимание во введении в курс конституционного права. Функции конституционного права дают ключ к пониманию специфики его предмета. Их реализация возможна только в рамках единого предмета этой уникальной отрасли права - конституционного права. Уникальность предмета конституционного права обусловливает функцию обеспечения "организационного и функционального единства общества" (Е. И. Козлова), установления "конституционно-правового фундамента" устройства жизни общества и государства (С. А. Авакьян). Ни одна из отраслей права не претендует на выполнение этой задачи. Уникальность предмета государственного (конституционного) права состоит также и в том, что он ставит эту отрасль в центр всей системы права, обусловливая наличие у нее задач и функций, которые не имеют другие отрасли права. Особенность предмета конституционного права обусловлена еще одной из основных функций данной отрасли права, выражающейся в ограничении пределов власти государства, установлении его обязанности перед обществом, личностью в целях обеспечения свободы и порядка в обществе, прав и обязанностей человека и гражданина. Наконец, важнейшая функция конституционного права, в которой проявляется уникальность его предмета, заключается в том, что оно должно обеспечить конституирование, легитимацию и осуществление народом (непосредственно и через своих полномочных представителей) публичной власти в государстве. Эти функции обусловливают специфическое содержание и круг тех общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права. Их реализация возможна только в рамках единого предмета этой уникальной отрасли права - государственного (конституционного) права. Разрушение единства этой отрасли права - путь деструктивный. 2. Юрист должен быть разносторонне образованным человеком, с широким культурным горизонтом. Конституционное право относится к тем учебным дисциплинам, которые в первую очередь формируют мировоззрение будущего юриста, его правовую культуру. А это требует внимания к истории, традициям, возникновению и становлению научных идей. Вместе с тем нередко учебная литература по конституционному праву не только способствуют сохранению старых мифов, порожденных в свое время диктатом идеологических установок и оценок предшествующей эпохи, но и способствует созданию новых мифов, вводя читателя в заблуждение разного рода неточностями, сообщая ошибочные сведения, которые порой переходят из одного учебника в другой. Некритическое заимствование готовых выводов, нежелание обратиться к источнику, проверить исторические факты, события, суждения, оценки, повторяемые часто во многих работах с чужого голоса, - очень распространенное, к сожалению, явление в науке. Встречаемая в учебной литературе по конституционному праву искаженная характеристика тех или иных исторических явлений, фактов, событий бывает обусловлена зачастую тем, что она дается авторами исключительно с точки зрения современного видения этих вопросов, с высоты современного развития демократии и ее институтов. Нередко современные исследователи ищут в прошлом не только то, что там действительно было, но и то, что они хотели бы там увидеть и найти согласно своим взглядам и убеждениям. При этом не учитывается уровень развития страны и общества в соответствующий период, государственно-правовая практика других стран. Так, начальный этап конституционного развития России сегодня легко критиковать, находить в нем массу недостатков и дефектов. Но едва ли справедливо ограничиваться лишь констатацией этих фактов, которые требуют своего объяснения и интерпретации с учетом многих факторов исторического, политического, экономического и иного характера. Критически рассматривая первое народное представительство в России (1906 - 1917 гг.), едва ли правомерно оценивать его лишь как "изуродованное и ограниченное" <10>. В начале XX в. Россия делала первые шаги к конституционной монархии, и требовать от Правительства немедленного коренного переустройства всего государственного и общественного устроения страны с вековыми традициями самодержавия на "английский лад" было гибельным для государства. -------------------------------- <10> См., например: Конституционный строй России. Вып. V. М., 2006. С. 86.

Свобода научного творчества, свобода преподавания не означает произвольности утверждений, а требует точности, научной корректности в изложении исследуемого исторического материала, а также объективности, предполагающей максимально полное, а не одностороннее освещение того или иного исторического события или факта, обоснованности выводов <11>. -------------------------------- <11> "...От преподавателя требуется... палитра взглядов, он не может поступать по логике: только я прав, остальное не истина" (Авакьян С. А. Свобода преподавания: конституционно-правовая интерпретация // Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: Материалы Всероссийского научно-практического семинара / Отв. ред. Н. В. Витрук. М., 2008. С. 17).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")" относит к базовой (обязательной) части цикла основной образовательной программы (ООП) бакалавриата конституционное право, что дает некоторым авторам основания утверждать: в данном случае речь идет вообще о конституционном праве, включая и российское конституционное право, и конституционное право зарубежных стран. В связи с этим предлагается строить преподавание конституционного права как единой учебной дисциплины по следующей схеме: общее конституционное право (один семестр), конституционное право России (один семестр) и конституционное право зарубежных стран (один семестр). С такой трактовкой положений стандарта и подходом к преподаванию конституционного права согласиться нельзя. Прежде всего, надо отметить следующее: указанный образовательный стандарт предусматривает изучение не вообще конституционного права, а именно российского конституционного права, ибо требует, чтобы в процессе изучения базовой части цикла ООП бакалавриата обучающийся знал "особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления в России". В условиях подготовки практико-ориентированного бакалавра упор в изучении конституционного права должен быть сделан на изучении именно российского конституционного права. Ему должно быть отведено в учебных планах вузов два семестра. Изучение же конституционного права зарубежных стран должна предусматривать вариативная часть учебного цикла (она самостоятельно определяется вузом). Что же касается предложения - начинать изучение конституционного права с общего конституционного права, то в этом случае надо учитывать следующее. Во-первых, общее конституционное право основывается главным образом на теоретических положениях конституционного права зарубежных стран, и его введение в качестве самостоятельной дисциплины наряду с конституционным правом зарубежных стран будет означать, что именно зарубежная конституционная практика выходит на первый план при изучении конституционного права. Однако это вступает в противоречие с требованиями образовательного стандарта. Во-вторых, те вопросы, которые рассматриваются в рамках общего конституционного права, практически входят в предмет теории государства и права. Такое дублирование в рамках бакалавриата неприемлемо. Общее конституционное право, а по сути сравнительное конституционное право, на высоком теоретическом уровне должно изучаться в рамках магистерской программы, а не в рамках бакалавриата. 4. Конституционное право зарубежных стран, как и муниципальное право, должно включаться в вариативную часть ООП бакалавра. Да и иные учебные дисциплины составляют необходимый компонент конституционно-правового образовательного блока в структуре ООП бакалавра. Эти дисциплины не должны относиться вузами к дисциплинам по выбору: их изучение должно быть обязательным в процессе подготовки бакалавров. Муниципальное право дает возможность изучить практику организации и функционирования первичного уровня публичной власти в государстве, что чрезвычайно важно именно для бакалавров. Знание вопросов статуса выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления, их компетенции, статуса муниципальных служащих - необходимое условие формирования многих профессиональных компетенций бакалавра, предусмотренных образовательным стандартом. Во многом по-новому должен преподаваться учебный курс конституционного права зарубежных стран: его изучение, как представляется, должно осуществляться главном образом в сравнительном плане, в тесной увязке с российской конституционной практикой. 5. Еще один вопрос, порождаемый реализацией образовательного стандарта для бакалавров, - это проблема определения дисциплин по профилю подготовки бакалавров. Эти дисциплины определяет кафедра с учетом своих возможностей. Но здесь необходим системный подход, ориентирующий (с учетом профиля подготовки) на углубленное изучение основных разделов курса конституционного права России, а также муниципального права с учетом соответствующей зарубежной практики. К таким дисциплинам можно отнести дисциплины, многие из которых претендуют сегодня на статус подотрасли конституционного права, а именно: права человека и гражданина; избирательное право и избирательный процесс; парламентское право (или право народного представительства); конституционный судебный процесс; формы непосредственной демократии; общественные и религиозные объединения; конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ и др. 6. Переход к уровневому образованию предполагает, что должны быть разные учебники по дисциплинам государственно-правового цикла для бакалавров и для магистров с учетом специфики их подготовки согласно образовательным стандартам. Конечно, надо признать, что учебники могут и должны быть разными по содержанию, кругу вопросов, кругу адресатов. Нужны учебники классические, сохраняющие и продолжающие традиции отечественной системы образования: учебник по конституционному праву России, авторами которого являются Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин, 2-томный курс по конституционному праву России С. А. Авакьяна, 2-томный курс по курсу конституционного права зарубежных стран под редакцией Б. А. Страшуна и др. Должны быть учебники и для аспирантов, и для преподавателей. Первоочередная задача - это учебник для подготовки бакалавров. Как уже отмечалось, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) начал издание специальной серии учебников для бакалавров. Вместе с тем надо понимать, что учебники пишутся на основе многолетней практики преподавания. Поэтому уже изданные учебники для подготовки бакалавров, конечно же, будут изменяться, дополняться, улучшаться, ибо они написаны прежде всего с учетом прежнего опыта преподавания. Каким же должен быть современный учебник по конституционному праву, по муниципальному праву для подготовки бакалавров? Он не должен быть слишком большим по своему объему, но при этом хорошо структурирован, содержать необходимую для усвоения учебного курса информацию, статистику, отраженную, в частности, в схемах и таблицах. В учебнике должна быть представлена основная литература по темам курса, основные нормативные источники, а также должны быть вопросы, сформулированные таким образом, чтобы ответ на них сводился не к простому провозглашению научных истин, а к их обоснованию и доказыванию. Кроме того, учебники не должны быть монографического типа. Это другой жанр. Должна ли находить отражение в учебниках история того или иного вопроса, того или иного правового института? Да, обязательно. Но предельно кратко, емко и точно. При этом надо очень взвешенно подходить к нашей истории. Нужно уйти, как уже отмечалось, от штампов советского периода при оценке дореволюционных институтов государственного права России. Но также недопустима и односторонняя оценка советского периода.

Название документа