Правовые аспекты совмещения депутатского мандата и внепарламентской деятельности в Германии и Австрии

(Акимова Е. Я.) ("Журнал конституционного правосудия", 2013, N 3) Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВМЕЩЕНИЯ ДЕПУТАТСКОГО МАНДАТА И ВНЕПАРЛАМЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

Е. Я. АКИМОВА

Акимова Е. Я., заместитель начальника Управления международных связей, изучения и обобщения зарубежной практики конституционного контроля Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья знакомит с нормативным регулированием и судебной практикой Федерального конституционного суда Германии в сфере совмещения депутатского мандата и внепарламентской деятельности парламентария.

Ключевые слова: статус депутата, лишение депутатского мандата, бундестаг ФРГ, Национальный Совет Австрии.

Legal aspects of holding a parliamentary mandate and exercising extra-parliamentary activities in Germany and Austria E. Akimova

Akimova Ekaterina Yakovlevna - Deputy Head of Department of international relations of the Constitutional Court of Russian Federation.

The article makes the reader know about legal regulation and case-law of the Federal Constitutional Court of Germany in the area of combining a parliamentary mandate and extra-parliamentary activities of the deputies.

В свете последних событий в российском парламенте: снятие неприкосновенности с депутатов, сложение полномочий и даже единственный пока прецедент с принудительным лишением депутатского мандата - представляется интересным сравнить и оценить особенности совмещения депутатского мандата и внепарламентской деятельности немецких и австрийских парламентариев, а также возможности и значение такого совмещения. Представляет интерес как нормативное регулирование, так и судебная практика по вопросам реализации свободного мандата и возможности его совмещения с внепарламентской деятельностью, приносящей дополнительные доходы. Известно, что общие принципы разделения властей, а также специфическая природа независимости парламентской деятельности обусловливают существование принципа несовместимости парламентского мандата с занятием определенных должностей и ведением определенных видов деятельности. Это касается прежде всего безусловной несовместимости одновременного исполнения парламентского мандата и, к примеру, должности в исполнительном или судебном органе государственной власти. Но существуют ли безусловные препятствия для совмещения депутатского мандата с ведением коммерческой деятельности, приносящей дополнительные доходы, и чем может быть обусловлено такое совмещение?

Регулирование вопроса в ФРГ

В отличие от российского законодательство ФРГ, регулирующее конституционно-правовой статус депутата бундестага, не содержит запрета на совмещение депутатского мандата с дополнительной профессиональной деятельностью, приносящей доходы. Более того, в силу ст. 44a и 44b Закона о депутатах немецкого бундестага от 18 февраля 1977 г. <1> парламентарии вправе в период исполнения мандата продолжать работу по прежней специальности, которой они занимались до избрания депутатами. Сделано это для того, чтобы в течение депутатского срока специалисты могли оставаться в профессии, не опасаясь утратить свою квалификацию. Между тем тот же Закон предусматривает обязанность депутата публично декларировать и обнародовать сведения о видах дополнительной деятельности, получаемых от нее доходах и их объеме. Известно, что примерно половина депутатского корпуса Германии совмещает исполнение депутатского мандата с ведением профессиональной деятельности по предыдущей специальности. -------------------------------- <1> Abgeordnetengesetz, Gesetz uber die Rechtsverhaltnisse der Mitglieder des Deutschen Bundestages, AbgG. Информационно-правовая база Федерального министерства юстиции ФРГ JURIS. URL: www. gesetze-im-internet. de; перевод - Е. Я. Акимова.

Прежде чем перейти к непосредственному изучению особенностей конституционного правового статуса немецких депутатов, стоит обратить внимание на некоторые фактические данные. В настоящее время немецкий бундестаг насчитывает 620 депутатов (после выборов в бундестаг в 2009 г. их было 622, но два депутата отказались от своих мандатов в пользу исполнительной власти). Правовой статус депутата бундестага регулируется Федеральным законом о депутатах немецкого бундестага от 18 февраля 1977 г. в редакции последних изменений от 8 ноября 2011 г. (далее - AbgG). Раздел о независимости депутатов содержит § 44a, который, собственно, и регулирует исполнение депутатского мандата, а также определяет его значение и содержание. Законом установлено, что исполнение мандата является центром деятельности члена бундестага. Невзирая на это обязательство, профессиональная деятельность или деятельность другого вида остается принципиально допустимой наряду с исполнением мандата. За исполнение мандата член бундестага не может принимать ни от кого другие как предусмотренные законом пожертвования, так и иные имущественные выгоды. Недопустим, в частности, прием денег или других материальных выгод, которые предоставляются только потому, что от представительства в бундестаге ожидается представление интересов предоставляющего эти выгоды. Прием денег или материальных выгод недопустим, если эти выгоды предоставляются без соответствующего возмещения со стороны члена бундестага. При этом допускается прием пожертвований. Недопустимыми в соответствии с Законом являются также имущественные выгоды или иные преимущества или их эквивалент, предоставляемые из федерального бюджета. Президент бундестага имеет право заявить претензию (акт административного воздействия) против получения имущественных выгод или иных преимуществ, если им не более трех лет. Однако такая претензия не может закончиться утратой членства в бундестаге. Сведения о деятельности, которую вел депутат до получения мандата, а также о его деятельности и доходах, совмещаемых с исполнением мандата и оказывающих значительное влияние на исполнение мандата, согласно нормам депутатской этики (§ 44b AbgG), необходимо открыто декларировать и опубликовывать. Если обязанность декларирования деятельности или доходов не исполняется депутатом, президиум бундестага может установить денежный штраф в размере до половины ежегодного депутатского возмещения. За незначительные нарушения порядка или нанесение урона авторитету парламента Президент бундестага может устанавливать члену бундестага штраф в размере 1000 евро. При повторном нарушении штраф повышается до 2000 евро. При грубом нарушении порядка депутат бундестага может быть выдворен из зала на срок заседания и лишен права на участие в заседаниях бундестага и его комитетов на срок до 30 дней. Более подробное регулирование содержат нормы Регламента бундестага <2>. -------------------------------- <2> Geschaftsordnung des Deutschen Bundestages vom 02.07.1980 zulatzt geandert 07.05.2012; официальный сайт бундестага ФРГ: www. bundestag. de.

Правила депутатской этики определяются в соответствии с нормами Закона о депутатах бундестага (§ 44b AbgG), а также положениями Регламента бундестага. Кроме прочего, эти правила содержат следующие положения: - обязанность уведомления о деятельности, имевшей место перед членством в бундестаге, а также о деятельности, выполняемой наряду с мандатом; - обязанность уведомления о виде и размере доходов, получаемых в период исполнения мандата, сверх установленных минимальных сумм; - обязанность учета и уведомления о пожертвованиях сверх установленных минимальных сумм, а также запрет приема услуг и выгод в случаях, дополнительно определенных правилами этикета; - обязанность опубликования сведений о доходах в официальных изданиях и в Интернете. Необходимость открыто декларировать и опубликовывать сведения о внепарламентских доходах депутатов позволяет избирателям самостоятельно оценивать, влияет ли, и как влияет, внепарламентская деятельность депутата на исполнение его мандата. Одно из правил должностного поведения устанавливает, в каких именно случаях депутат обязан сообщать о своих дополнительных доходах от внепарламентской деятельности, разрешенные виды которой законом не ограничены. Немецкие депутаты вправе совмещать исполнение мандата не только с чтением лекций, преподаванием и творчеством, но и самостоятельно управлять собственным бизнесом, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами, быть членами наблюдательных советов, советов директоров, вести консалтинговую, адвокатскую, нотариальную деятельность и многое другое. В настоящее время обязанность декларирования и обнародования дополнительных доходов от внепарламентской деятельности возникает с момента получения депутатом дополнительных доходов начиная с 3000 евро в месяц или соответственно 18 000 евро в год. О дополнительных доходах ниже 1000 евро депутат вовсе не обязан отчитываться.

СПРАВКА Официальные доходы депутата бундестага в месяц составляют: - основное содержание - с 1 января 2013 г. 8252 евро в месяц; - освобожденная от налогов средняя сумма депутатских издержек - 4029 евро в месяц (расходы на исполнение депутатского мандата); - субсидия на соцстрахование - около 250 евро; - бесплатная транспортная карта по всей территории ФРГ (только для служебных целей); - возмещение до 15 053,0 евро/месяц (начиная с 1 августа 2011 г., а с августа 2013 г. - 16 019 евро в месяц) для зарплат помощников депутата <3>. -------------------------------- <3> Зарплаты выплачиваются Администрацией бундестага непосредственно сотрудникам. Если помощники депутата находятся с ним в родстве или свойстве, депутат должен нести расходы самостоятельно.

Кроме того, за год членства в бундестаге депутат приобретает право на пенсию в размере от 2,5% депутатского содержания. Высшей ставки 67,5% депутат может достичь через 27 лет депутатской деятельности. Если депутат был членом бундестага два четырехлетних срока полномочий законодательного органа, то он получает 0,025 x 8 x 7668 евро = 1533,60 евро пансиона. Начало выплат пансиона начинается с достижения депутатом 67-го года жизни <4>. -------------------------------- <4> Официальный сайт бундестага: www. bundestag. de.

В 2006 г. в Закон о депутатах бундестага были внесены изменения, предусматривающие классификацию доходов от дополнительной деятельности депутатов на три уровня: первый - от 1000 до 3500 евро, второй - от 3501 до 7000 евро и третий - более 7000 евро. Эта классификация, а также возможность складывать и сопоставлять суммы доходов позволила общественности быстро прояснять и оценивать, от какой именно деятельности депутат получает преимущественный доход. Необходимо обратить внимание, что депутаты не обязаны заявлять о доходах в абсолютных цифрах. Они должны лишь указать, к какой категории относятся их дополнительные доходы. В силу закона депутат вправе заявить, что получает, к примеру, "свыше 7 тысяч евро", даже если размер дополнительных доходов значительно превышает предельную сумму.

СПРАВКА Из предусмотренных законом официальных источников известны дополнительные доходы некоторых депутатов в период с 2009 по 2011 г. <5>: -------------------------------- <5> Spitzenverdiener im Parlament (Топ-заработки в Парламенте) // URL: abgeordnetenwatch. de-Blog, 8 октября 2012 г.

- Пеер Штайнбрюк - 1 200 000 евро (член наблюдательного совета "ТиссенКрупп", выступления с докладами); - Михаэль Глос - минимум 546 000 евро (в основном коммерческий консалтинг); - Хайнц Ризенхубер - 380 000 евро (член многочисленных наблюдательных советов); - Рудольф Хенке - минимум 315 000 евро (член многочисленных наблюдательных советов); - Франк Штеффель - минимум 288 000 евро (преимущественно доходы от своей группы предприятий); - Петер Вихтель - минимум 218 750 евро (кроме прочего, коммерческий представитель Франкфуртского аэропорта и др.); - Франц-Йозеф Хольценкамп - минимум 213 000 евро (собственник аграрного бизнеса); - Норберт Шиндлер - минимум 211 000 евро (член наблюдательного совета "КропЭнерджис" и др.); - Патрик Деринг - минимум 185 000 евро (член наблюдательного совета "ДейчеБан" и др.); - Михаэль Фукс - минимум 155 500 евро (выступления с докладами, консалтинг и др.). Это лишь некоторые депутаты, которые получают от внепарламентской деятельности значительно больший доход, чем за осуществление депутатских полномочий. Эти сведения публикуются в том числе на официальном сайте бундестага, куда любой гражданин вправе обратиться за информацией. Несмотря на довольно мягкие требования Закона об обязанности опубликовывать и обнародовать сведения о доходах от внепарламентской деятельности, часть депутатов посчитали, что этим нарушается их неприкосновенность, а также основное право на свободу профессий. Еще в период подготовки законопроекта о внесении изменений в положения Закона, предусматривающие обязанность опубликовывать доходы от внепарламентской деятельности, группа депутатов бундестага (представители разных партий) выступила против этого и обратилась в Федеральный конституционный суд (далее - ФКС) с жалобой. Дело об отказе в принятии жалобы депутатов бундестага против опубликования их дополнительных доходов (Постановление ФКС 2 BvE 1/06, 2 BvE 2/06, 2 BvE 3/06, 2 BvE 4/06 от 4 июля 2007 г. <6>). -------------------------------- <6> Федеральный конституционный суд ФРГ. Постановление 2 BvE 1/06, 2 BvE 2/06, 2 BvE 3/06, 2 BvE 4/06 от 4 июля 2007 г.; официальный сайт Федерального конституционного суда; перевод - Е. Я. Акимова.

Заявители посчитали, что нормы законопроекта не согласуются с конституционно-правовым статусом депутата, а также нарушают право на информационное самоопределение и право на свободу профессий. Предварительные переговоры по жалобе начались 11 октября 2006 г. По прошествии довольно длительного времени Федеральный конституционный суд отклонил жалобу депутатов на опубликование их доходов. Любопытно, что данное решение было принято при равенстве голосов судей <7>. -------------------------------- <7> В соответствии с предл. 3 абз. 4 § 15 Закона о ФКС при равенстве голосов нарушение Основного Закона или иных норм федерального права не может считаться установленным.

Согласно точке зрения судей Второго сената ФКС внепарламентская деятельность депутатов, к примеру, в наблюдательных советах может представлять "особые опасности для независимости депутатов, поскольку можно предположить, что доходы от внепарламентской деятельности могут иметь "воздействие на исполнение мандата". Поэтому народ "должен иметь право знать" <8>, от кого и в каком размере его представители принимают деньги. В противоположность этому интерес депутатов к конфиденциальности своих данных является "второстепенным". Кроме того, Федеральный конституционный суд сформулировал по этому делу правовые позиции, которые представляют профессиональный интерес и заслуживают пристального изучения. -------------------------------- <8> Там же.

В обоснование решения легли следующие выводы. В отношении содержания и соотношения таких правовых понятий, как свобода мандата, депутатская независимость и допустимая внепарламентская деятельность, Федеральный конституционный суд отметил, что "со свободой мандата (абз. 1 ст. 38 Основного Закона) связаны не только права, но и обязанности, широта действия которых обеспечивается, определяется и ограничивается посредством принципов репрезентативности и работоспособности парламента. К обязанностям депутата относится участие в соответствующем объеме и соответствующим образом в решении парламентских задач, выполнение которых он гарантирует. При этом парламентская демократия требует от депутата максимально способствовать сложной экономике промышленного общества, что гораздо важнее, чем деятельность на общественных началах. Такое содействие требует отдачи всего человека, который, во всяком случае, при благоприятных обстоятельствах наряду с его депутатской деятельностью может еще пытаться заниматься своей профессией. Только то обстоятельство, что депутатам при должном выполнении их мандата требуется значительный объем времени, и делает, как правило, невозможным осуществление сопутствующей деятельности в целях извлечения средств для жизни, что и оправдывает его право на получение финансирования полного содержания из налоговых средств, которые платят граждане" <9>. -------------------------------- <9> Там же.

Мотивируя свой отказ в принятии жалобы к рассмотрению, ФКС указал: предположение заявителей о том, что депутаты, занимающиеся профессиональной или предпринимательской деятельностью за гонорары, не соответствуют конституционно-правовому статусу независимого депутата, беспочвенны. Уже предл. 1 абз. 3 ст. 48 Основного Закона <10> исходит из того, что независимость депутата достаточно гарантирована ему в том числе причитающимся денежным возмещением. Однако конституционная норма предл. 2 абз. 1 ст. 38 Основного Закона <11>, определяющая депутата как представителя всего народа и в этом качестве не связанного указаниями и подчиняющегося только своей совести, нацелена прежде всего на независимость депутата от различных групп интересов (иными словами, от лоббистов). При этом речь идет не в последнюю очередь о независимости от лиц, заинтересованных осуществлять их особые интересы в парламенте при помощи определенных стимулов, которые обращают интерес депутатов в собственный финансовый интерес. Соблюдение принципа независимости депутатов в этом аспекте имеет особенно высокую ценность, поскольку здесь речь идет о независимости от воздействий, которые не согласуются с решением избирателей или направлены против их воли. Как служебные отношения в области свободных профессий, так и свободные профессии сами по себе предлагают разнообразные возможности использовать политическое влияние мандата бундестага на осуществляемую вне мандата профессиональную деятельность. Именно от этих возможностей идут особые угрозы для независимости исполнения мандата и для готовности поставить мандат в центр деятельности. -------------------------------- <10> "Депутаты имеют право на адекватное вознаграждение, обеспечивающее их независимость" // Там же. <11> "Они (депутаты) являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести" // Там же.

В отношении расстановки приоритетов ФКС заметил, что законодатель, создавая конституционно-правовой статус депутата, определил, что исполнение мандата стоит в центре деятельности члена бундестага. Это определение должно пояснять значимость конституционного долга депутата, который заключается в представительстве всего народа, а занятие внепарламентской деятельностью должно отходить на задний план по сравнению с исполнением мандата. В соответствии с предл. 2 абз. 1 ст. 38 Основного Закона депутат вместе с совокупностью членов парламента представляет народ. Представленные обществом депутаты должны воспринимать волю своих избирателей и содействовать ее осуществлению в государственной сфере. К закреплению ("укоренению") депутата в обществе относится также свобода исполнения профессиональной деятельности в период осуществления мандата. Это соответствует традиционному восприятию депутата. Только возможность, несмотря на принятие мандата, заниматься своей профессией в принципиально не ограниченном объеме дает конкретному депутату свободу фактически исполнять мандат, руководствуясь только своей совестью, без принятия во внимание шансов на последующее переизбрание и связанное с этим обеспечение стабильного дохода, без учета возможных ожиданий его партии, прочих заинтересованных групп, а также средств массовой информации. Предложение 1 абз. 2 ст. 48 Основного Закона, в соответствии с которым никто не может чинить препятствия в принятии и осуществлении депутатских полномочий, также предполагает соседство депутатской деятельности и профессии. Регулирование не исчерпывается тем, что принятие и осуществление мандата может создавать препятствия в профессиональной области депутата; скорее, оно имеет своей целью дать депутатам шанс в рамках возможного совмещать мандат и профессию. В интересах дееспособности парламента свобода мандата требует ответственного обращения депутатов с этой свободой. Со свободой мандата было бы несовместимо толковать оспоренное регулирование таким образом, что депутат становится обязанным согласовывать определенное рабочее время (на профессию) у председателя бундестага или администрации с возможным последствием применения возможных санкций. Тот, кто хочет свободных депутатов, должен допускать хотя бы минимум в доверии, что избранные народом обходятся со своей свободой преимущественно предусмотрительно и ответственно. Конституционно защищенный статус свободного мандата был бы нарушен, если бы законодатель и парламентский самоконтроль не ограничивались целенаправленным преследованием злоупотреблений, а ввели всеобъемлющий контроль, отдаляющий от щадящего и обоснованного вмешательства. Поэтому правовое регулирование, в соответствии с конституционным истолкованием, не следует понимать ни как основу для контроля как бы правильного восприятия мандата, ни как временное ограничение для внепарламентской деятельности. Скорее эти положения лишь оправдывают ожидание, что депутаты являются частью представительного органа бундестага со стороны представляемых ими граждан, а именно осуществляют свой мандат не только свободно, но и с соответствующей своему положению ответственностью за все общество. Кроме этого, ФКС подробно остановился в своем решении на разъяснении правовых особенностей обязанности декларирования и опубликования доходов депутатов, а также санкций за нарушение этих требований. В частности, суд указал, что положения о прозрачности деятельности парламента требуют доводить до сведения избирателей информацию о доходах депутата от его профессиональной и прочей деятельности наряду с исполнением им своего мандата <12>. Избиратели должны иметь возможность при помощи доступной информации формировать свое собственное мнение о качестве осуществления депутатом его мандата, а также о возможных конфликтах интересов или потенциальной экономической заинтересованности, принимая также во внимание его независимость. Соответствующее знание имеет важное значение не только для принятия избирателями решения на выборах. Оно гарантирует также способность немецкого бундестага и его членов представлять народ в целом, независимо от скрытых влияний заинтересованных (финансирующих) лиц. Народ имеет право знать, от кого и в каком размере его представители принимают деньги или другие услуги. Интерес депутата сделать информацию из сферы своей профессиональной деятельности конфиденциальной принципиально не согласуется с общественным интересом к открытости и прозрачности возможных деловых связей и интересов членов немецкого бундестага и поэтому является второстепенным. -------------------------------- <12> Там же.

Обязанность декларирования, возложенная на членов бундестага, оспоренная заявителями, не вызвала у суда сомнений в ее конституционности. Ведь законодатель обосновал общую обязанность декларирования доходов и деятельности депутата вне мандата тем, чтобы иметь возможность указывать на связь интересов при исполнении мандата, но не для того, чтобы устанавливать, действительно ли существует конфликт в конкретном единичном случае. Достаточно абстрактной опасности нарушения независимости мандата. То, что предыдущая и совмещаемая с мандатом деятельность, а также полученные от этого дополнительные доходы могут иметь влияние на исполнение мандата, очевидно. С точки зрения соразмерности обязанность декларирования также не вызвала у суда сомнения в конституционности. Обязанность распространяется, в частности, на обязательства извещать о деятельности и договорах, заключенных и попадающих на период членства в немецком бундестаге, а также размер соответствующих доходов, превышающих определенные суммы. При уведомлении о доходах речь идет не об экономической деятельности депутата, а об открытости его возможных связей и деловых интересов. При этом доходы от его деятельности и договоров, осуществляемых наряду с мандатом, не могут учитываться как чистая выручка, находящаяся в распоряжении для частной жизни. Ведь опасения заявителей касались возможных опасений о заблуждениях со стороны граждан о размере реальных доходов, а также о возможной дезориентации граждан в связи с публикацией деклараций. Суд пришел к выводу, что предписанная законом обязанность опубликования сведений о дополнительной деятельности и доходах от нее не нарушает права заявителей, поскольку она находит свое принципиальное оправдание в том, что избирателям принадлежит право оценки исполнения мандата депутата, а для этого в их распоряжении должна быть исчерпывающая информация. Положения о санкционировании нарушений обязательного декларирования также согласуются с предл. 2 абз. 1 ст. 38 Основного Закона. Обязательное декларирование должно способствовать тому, чтобы изначально сделать возможным корректный и прозрачный процесс политического образования воли. Обязанности этого вида должны быть законно учрежденными (конституированными) и осуществляться в случае необходимости. Дееспособность парламента была бы снижена, а принцип равного обращения всех депутатов нарушен, если бы обязанность декларирования по отношению к депутатам, которые отказываются их исполнять, не могла осуществляться при отсутствии эффективных санкций. Кроме того, парламент казался бы в глазах общественности бессильным исполнять свои собственные правила, что привело бы к потере доверия и уважения к нему. Таким образом, ФКС строго разграничил правовые понятия свободы мандата, с одной стороны, и требования о прозрачности деятельности парламентария - с другой. Суд указал, что определяющим должно быть право избирателей на объективную оценку исполнения мандата, для чего гражданин должен обладать исчерпывающей информацией о возможных заинтересованностях и гипотетических зависимостях при осуществлении мандата каждым конкретным депутатом. Это принципиально оправдано общественным интересом к открытости и прозрачности возможных деловых связей и интересов членов немецкого бундестага.

АВСТРИЯ

В отличие от депутатов бундестага депутаты Национального Совета Австрии (их количество составляет 183 члена) вплоть до 1 января 2013 г. не имели права заниматься внепарламентской деятельностью в соответствии с Законом о несовместимости <13>. Этот Закон запрещал им во время исполнения своих полномочий занимать руководящие посты в акционерных обществах, кредитных организациях, а также в обществах с ограниченной ответственностью, действующих в областях банковского дела, торговли, промышленности, транспорта или сберегательном банке. В частности, депутаты Национального Совета не могли быть ни членами правления или наблюдательного совета акционерного общества, ни коммерческими директорами или членами наблюдательного совета общества с ограниченной ответственностью указанного вида, ни членами правления или совета сберегательных касс. -------------------------------- <13> Закон о несовместимости от 24 июня 1983 г. // Правовая информационная система Австрии RIS. URL: www. ris. bka. gv. at; перевод - Е. Я. Акимова.

В случае если подобное совмещение имело место, депутат должен был обратиться в Комиссию по вопросам несовместимости Национального Совета (каждый представительный орган имеет в своем составе такой рабочий орган). Комиссия по вопросам несовместимости рассматривала заявление депутата и принимала решение в течение трех месяцев, сообщала о своем решении Президенту НС, который доводил его содержание до сведения всего представительного органа. Если решение гласило, что упомянутое участие несовместимо с исполнением мандата, то Президент извещал об этом заинтересованное лицо и просил его в течение трех месяцев сообщить, что последний выполнил решение. По истечении этого срока Президент НС должен был отчитаться перед представительным органом. Закон о несовместимости вводил ограничения, которые распространялись не только на членов Национального Совета (верхняя палата парламента), Бундесрата (нижняя палата парламента) и депутатов ландтагов, но и на группу должностей в других органах государственной власти: бургомистров, их заместителей, членов городских сенатов в городах с собственным уставом. Австрийский Закон о несовместимости в данной редакции действовал до 31 декабря 2012 г. Однако с 1 января 2013 г. в законную силу вступила новая редакция Закона, запрещающая лоббирование, однако разрешающая депутатам предпринимательскую деятельность. Представляет интерес текст преамбулы новой редакции Закона, которая гласит, что "участие членов Национального Совета, Бундесрата и ландтага в профессиональной, политической и общественной жизни является основой политической выработки решений и относится к их задачам. Исполнение профессиональной деятельности, которая заключается в представительстве интересов, если иное не определено законом, допустимо. Сохранение деловых контактов в обычном объеме соответствует демократическому принципу свободного мандата" <14>. -------------------------------- <14> Там же.

Новая редакция Закона оставила в силе обязанность высших функционеров Национального Совета и Бундесрата информировать Комиссию (по несовместимости) об осуществлении дополнительных видов деятельности и объеме дополнительных доходов. Теперь парламентская комиссия, получив информацию, в течение трех месяцев разрешает вопрос о допустимости или недопустимости совмещения должностей с выполнением дополнительных внепарламентских функций. Решение принимается простым большинством голосов комиссии, в которой пропорционально представлены все фракции парламента. Кроме того, депутаты, совмещающие работу с деятельностью в органах управления коммерческих организаций, подлежат обязательному контролю со стороны Счетной палаты (абз. 2 ст. 126b Федерального конституционного закона Австрии). А члены федерального правительства, государственные секретари, члены правительств в Вене и бургомистры, а также другие члены городского сената обязаны были каждый второй год, а также в течение трех месяцев после вступления в должность и после ухода с должности представлять сведения о своем имущественном положении президенту Счетной палаты. Сведения необходимо представлять в определенном законом объеме, а именно: 1) о недвижимом имуществе с точным указанием долей, паев и кадастровой оценки; 2) об объеме капитала в смысле п. 1 абз. 1 § 69 Закона об оценке имущества и взимании с него налогов в общей сумме; 3) о предприятиях и правах на участие в предприятии с наименованием фирмы; 4) об обязательствах в общей сумме. В соответствии с положениями Закона о несовместимости президент Счетной палаты обязан сообщать о случаях исключительных имущественных приростов Президенту Национального Совета или соответственно президенту ландтага, которые в любое время вправе требовать от президента Счетной палаты более подробного доклада. Таким образом, можно констатировать, что возможность совмещения депутатского мандата и осуществление парламентарием профессиональной и предпринимательской деятельности, приносящей дополнительные доходы, ни в Австрии, ни в Германии не рассматривается как помеха для исполнения мандата. Получение дополнительных доходов от коммерческой и иной деятельности расценивается скорее как часть парламентской демократии, способствующей реализации демократического принципа свободного мандата и решению парламентских задач, одной из которых является максимальное содействие экономике развитого промышленного общества. А открытость, прозрачность и доступность информации о доходах депутатов соответствует принципам репрезентативности и работоспособности парламента в целом.

СПРАВКА Стоит отметить, что за всю послевоенную историю Австрийской Республики ни один депутат не был принудительно лишен своего мандата. А в Германии история бундестага знает всего три случая, когда депутаты были лишены своих мандатов <15>: 1) 23 октября 1953 г. Фритц Дорльс сложил свой мандат вследствие признания ФКС его партии неконституционной и последовавшего за этим запрета партии; 2) 1 июля 1953 г. Ханс-Пауль Егер - вследствие успешного опротестования результатов выборов (уникальный случай в истории бундестага); 3) 23 февраля 1956 г. Карлфранц Шмидт-Виттмак - вследствие его заявления о переезде в ГДР и намерения начать там новую политическую карьеру. -------------------------------- <15> URL: http://www. wahlrecht. de/ lexikon/mandatsverlust. html.

Название документа