Полития как наилучшая форма правления, по Аристотелю
(Беляева О. М.)
("Вестник Пермского университета", 2013, N 1)
Текст документа
ПОЛИТИЯ КАК НАИЛУЧШАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ПО АРИСТОТЕЛЮ
О. М. БЕЛЯЕВА
Беляева О. М., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Целью государства, по Аристотелю, является общее благо, достижение счастья каждым гражданином. При этом полис рассматривается как политическое общение свободных и равных людей. Самая правильная форма правления - это полития, в которой средний класс доминирует во всем.
Ключевые слова: Аристотель; полития; форма государства; право.
Politia as the best form of government in Aristotle's judgment
O. M. Belyaeva
Belyaeva O. M., Kazan (Volga Region) Federal University.
In this article there is an analysis of Aristotle's views on the best government system. Some attention is paid to criticism at Plato's project of an ideal state (Plato was Aristotle's teacher). Also, in the article there is an analysis of this thinker's statements on the right and wrong government systems; we also elicit any state's aim and nature, politics' tasks; in the article we describe the philosopher's views on the slaveholding system and private ownership.
Aristotle's political and legal views found their reflection in his works: "Athenian politia", "Nickomakhov's ethics", "Politics". In Aristotle's judgment, the aim of state is common good and happiness of its every citizen. At the same time, city-state (polis) is considered as a political communication of free and equal people. The most correct form of government is politia where the middle class of people predominates in all spheres, to be precise, the middle class as the majority rules in the interests of common good. Politia is a specific kind of confusion of oligarchy and democracy deprived of extremes and disadvantages.
Aristotle was one of the supporters of the organic theory of state's origin; he pointed out that state was the product of natural development that was conditional on the nature of a man himself: "The man is a political and social being". The state itself is the end of genesis of the man's political nature.
Aristotle criticizes Plato's project of an ideal state ("Plato is my friend, but I appreciate truth more") because of his attempt to make a state "excessively united". So, community of ownership, wives and children proposed by Plato will result, in the last analysis, in degeneration of the state itself, the philosopher thought.
Plato was against private ownership, but Aristotle advocated the maintenance of ownership; he pointed out that "private ownership is rooted in the human nature, in the man's love to himself". So far as Aristotle was an aristocrat, he had rather determined views on the slavery as well. Slavery was ethically justified; the relations between master and slave had a family nature. Moreover, the notion of a citizen itself is formed by the philosopher from the person's ability to participate in the legislative and judicial activities of the state.
Aristotle was one of the most universal philosophers in the history of mankind. The appearance of metaphysics as a method of cognition and the tradition of Athenian school - a lyceum - are connected exactly with his name nowadays. Really, in Aristotle's works there is interpretational synthesis of all the ancient theories that is of especially great interest in our time. As never before the critics of democracy is actual now (in Aristotle's view, it is one of the worst government systems along with tyranny), in the period of global crisis and fall of universal values.
Thanks to his incontestable authority, Aristotle's views became starting points for the whole political and legal thought not only on the West, but on the East too, right up to the beginning of XVIII century.
Key words: Aristotle; politia; form of government; law.
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - величайший древнегреческий мыслитель-энциклопедист, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель Ликея (в другой транскрипции - Лицея, или перипатетической школы), основоположник формальной логики. Именно Аристотель создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Около 20 лет Аристотель учился в Академии Платона, а затем в значительной степени отошел от взглядов учителя, заявив: "Платон мне друг, но истину следует предпочесть". Родина Аристотеля - греческий город-полис Стагира во Фракии, поэтому иногда Аристотеля именуют Стагиритом. Научная судьба Аристотеля является поистине выдающейся, он остается, пожалуй, самым актуальным и читаемым автором в течение многих сотен лет.
Шарль де Голль (1890 - 1970 гг.), президент Франции, генерал, писал в свое время: "...в основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля" [3, с. 27]. Авторитет Аристотеля был настолько велик, что до начала Нового времени ссылались на работы Аристотеля как на нечто незыблемое и вне всяких сомнений. Так, когда некоему иезуитскому профессору (XVIII в.) предложили посмотреть в телескоп и убедиться, что на Солнце есть пятна, он ответил астроному Кирхеру: "Бесполезно, сын мой. Я два раза читал Аристотеля от начала до конца, и я не обнаружил у него никакого намека на пятна на Солнце. А следовательно, таких пятен нет" [7, с. 159].
Среди работ Аристотеля, которые составляют так называемый Аристотелев корпус, необходимо выделить следующие циклы:
- логика (Органон): "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика" и др.;
- о природе: "Физика", "О душе", "О памяти и воспоминании" и др.;
- метафизика: "Метафизика";
- этика и политика: "Никомахова этика", "Политика", "Афинская полития" и др.;
- риторика: "Риторика" и др.
Так, при написании "Политики" (ок. 329 до н. э.) Аристотель проделал гигантский труд, изучив вместе со своими учениками конституции 158 греческих полисов (!). В основу работ Аристотелем были положены сравнение и анализ доступных ему действующих базовых законов городов-государств. До этого времени подобного рода попытки сопоставления законодательства не то что не предпринимались, а просто никому не приходили в голову. Тем самым Аристотель заложил основы будущей методологии политической науки.
О государстве
Поскольку началом политики у Аристотеля выступает этика, потому объектами политической науки являются прекрасное и справедливое.
Аристотель считает государство политической организацией общества, продуктом естественного развития и одновременно высшей формой общения, а человека, соответственно, существом политическим. "Государство, - убеждает он, - принадлежит к тому, что существует по природе... и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек... такой человек по своей природе только и жаждет войны...
Во всех людей природа внесла стремление к государственному общению, и первый, кто организовал это общение, оказал человеку величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, - совершеннейший из живых существ, и наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех" [5, с. 443].
"Поскольку всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага, то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим" [6, с. 95].
Политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшее, т. е. наиболее отвечающее указанной цели, государственное устройство.
Аристотель подвергает критике коммунистический проект идеального государства Платона, в частности за его гипотетическое "монолитное" единство. В противоположность Платону Аристотель утверждает, что общность владения, учрежденная в коммуне, совсем не уничтожает основу общественного раскола, а, наоборот, многократно ее усиливает. Естественно, присущий человеку эгоизм, попечение о семье, забота прежде о своем, нежели общем, - объективная реальность государственного бытия. Отрицающий семью и частную собственность коммунистический, утопический проект Платона лишает необходимой побудительной силы политическую активность личности [1, с. 112].
А предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приведет к уничтожению государства. Аристотель был убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
Будучи приверженцем рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же - к властвованию. Это общий закон природы, и ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, "кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее" [5, с. 447]. При этом рабство у Аристотеля этически оправданно, ведь раб лишен добродетели. Вместе с тем отношения господина и раба являются, по мысли Аристотеля, элементом семьи, а не государства.
Целью государства, по Аристотелю, является общее благо, поэтому и участие в управлении государственными делами должно быть общим. "Цель человеческого общежития состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо" [4, с. 90]. Иными словами, цель государства - достижение счастья каждым гражданином. При этом полис рассматривается как политическое общение свободных и равных людей.
Аристотель продолжает учение Платона о государстве как объединении людей для взаимопомощи и сотрудничества, политике как искусстве обеспечивать людям наивысшую справедливость и о праве как наиболее полном и совершенном ее выражении. Право олицетворяет политическую справедливость. Следовательно, первостепенная задача права - охрана жизни, собственности каждого человека. Закон должен соответствовать, по мысли Аристотеля, политической справедливости и праву. Право - это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения. Общество не может существовать без законов и права: "Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех". Аристотель оправдывает правовое принуждение: "Большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести" [2, с. 40].
Если Платон - мыслитель радикальный, бескомпромиссный, любит крайности, в трудах - полет фантазии, смелость, изысканный стиль, то Аристотель - противник всяких крайностей, сторонник середины во всем, его правило - основательность и обоснованность исследований в любой области [1, с. 112].
"В каждом государстве есть три составные части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума; напротив, трудно следовать этим доводам человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному по своему общественному положению. Люди первого типа становятся по преимуществу наглецами и крупными мерзавцами. Люди второго типа часто делаются злодеями и мелкими мерзавцами. А из преступлений одни совершаются из-за наглости, другие - вследствие подлости.
Таким образом, одни не способны властвовать и умеют подчиняться только той власти, которая появляется у господ над рабами; другие же не способны подчиняться никакой власти, а властвовать умеют только так, как властвуют господа над рабами" [6, с. 101].
Итак, ясно, что наилучшее государственное общение - то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они - в лучшем случае - сильнее обеих крайностей или, во всяком случае, каждой из них в отдельности. Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной, а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания именно под влиянием противоположных крайностей. Ведь тирания образуется как из чрезвычайно распущенной демократии, так и из олигархии, значительно реже - из средних видов государственного строя и тех, что сродни им.
О форме государства
Форме государства в учении Аристотеля придается определяющее значение. Она включает в себя форму государственного строя, вид государственного правления, зависящий от конкретных условий той или иной страны или народа. Те формы (монархия, аристократия, полития), при которых властвующие имеют в виду общую пользу, являются правильными. Те (тирания, олигархия, демократия), которые имеют в виду лишь благо правителей, - неправильными.
"Правильность" строя у Аристотеля совершенно не зависит от количества правящих. И в этом проявляется еще одна особенность учения мыслителя.
Самая правильная форма - это полития, в которой большинство правит в интересах общей пользы. Полития - это конституционная умеренно-демократическая республика, руководители которой способны соединить свободу с порядком, мужество с мудростью. Полития - это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания двух неправильных форм: олигархии и демократии. Итак, принцип создания идеальной формы правления - смешение двух неправильных форм. Аристотель так описывал политию: она "встречается крайне редко и у немногих". В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришел к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития - "средняя" форма государства, и "средний" элемент здесь доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. "Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость" [2, с. 39]. Ибо олигархия усугубляет существующее имущественное неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бедных.
"Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, отклонение от политии - демократию, отклонение от демократии - охлократию", - так писал Аристотель.
О риторике
Платон невысоко оценивал риторику: "неистинное искусство", "жонглирование словами"; Аристотель же посвящает ей целую работу, одноименно названную, где обсуждает в деталях содержание публично произносимой речи, стиль, манеру выступления оратора. Он считает, что надо учить ораторскому искусству, ибо это есть, по его мнению, часть гражданского воспитания [1, с. 115]. Политика может стать достоянием всех граждан во многом благодаря ораторскому красноречию. Отточенное ораторское искусство должно быть поставлено на службу воспитания политической культуры, законопослушного поведения, высокого уровня правосознания.
Аристотель изменил стиль изложения политико-правовых идей - на смену диалогам Платона пришел научный трактат Аристотеля. Именно с Аристотеля берет начало преподавание государствоведения. Аристотель - основатель политической науки и главный разработчик ее методологии.
Так получилось, что до нас дошли не все работы Аристотеля. Более того, некоторые из сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их современном виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля [8]. Вместе с тем остается только строить версии, что могло содержаться в утерянной части рукописей Аристотеля.
Библиографический список
1. История государственно-правовых учений / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: Спарк, 2006. 672 с.
2. Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2005. 495 с.
3. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. 412 с.
4. Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений. М.: Приор-издат, 2004. 608 с.
5. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения / Сост. В. В. Шкода. М.: Изд-во "Эксмо-Пресс"; Харьков: Изд-во "Фолио", 1998. 832 с.
6. Правовая мысль: антология / Автор-сост. В. П. Малахов. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 1016 с.
7. Таранов П. С. Философия сорока пяти поколений. М.: Изд-во "АСТ", 1998. 656 с.
8. Электронный ресурс: http://ru. wikipedia. org/wiki/%C0%F0%E8%F1%F2%EE%F2%E5%EB%FC (дата обращения: 23.12.2012).
Bibliograficheskij spisok
1. Istorija gosudarstvenno-pravovyh uchenij / Otv. red. V. V. Lazarev. M.: Spark, 2006. 672 s.
2. Marchenko M. N., Machin I. F. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij. M.: Vysshee obrazovanie, 2005. 495 s.
3. Machin I. F. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij. M.: Vysshee obrazovanie; Jurajt-Izdat, 2009. 412 s.
4. Muhaev R. T. Istorija politicheskih i pravovyh uchenij. M.: Prior-izdat, 2004. 608 s.
5. Mysliteli Grecii. Ot mifa k logike: Sochinenija / Sost. V. V. Shkoda. M.: Izd-vo "Jeksmo-Press"; Har'kov: Izd-vo "Folio", 1998. 832 s.
6. Pravovaja mysl': antologija / Avtor-sost. V. P. Malahov. M.: Akad. proekt; Ekaterinburg: Delovaja kniga, 2003. 1016 s.
7. Taranov P. S. Filosofija soroka pjati pokolenij. M.: Izd-vo "AST", 1998. 656 s.
8. Jelektronnyj resurs: http://ru. wikipedia. org/wiki/%C0%F0%E8%F1%F2%EE%F2%E5%EB%FC (data obrashhenija: 23.12.2012).
Название документа