Действие норм административного права: причины девальвации научного интереса в Украине

(Саенко С. И.) ("Административное право и процесс", 2013, N 4) Текст документа

ДЕЙСТВИЕ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ПРИЧИНЫ ДЕВАЛЬВАЦИИ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА В УКРАИНЕ

С. И. САЕНКО

Саенко Сергей Иванович, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности Луганского государственного университета внутренних дел имени Э. А. Дидоренко, кандидат юридических наук, доцент.

Обосновывается необходимость развития научного интереса к проблеме действия норм административного права; анализируются причины гносеологического и онтологического характера, препятствующие разработке данной проблемы в Украине; формулируется авторское видение возможных путей устранения последних.

Ключевые слова: административное право, норма, действие нормы, наука, принуждение, санкция.

Action of norms of administrative law: causes of devaluation of scientific interest in Ukraine S. I. Saenko

The necessity of development of scientific interest is grounded to the problem of action of norms of administrative law; reasons of gnosiological and ontological character, impedimental development this problem on Ukraine, are analysed; author vision of possible ways of removal of the last is formulated.

Key words: administrative law, norm, action of norm, science, compulsion, approval.

Наличие неустраненных противоречий между объективной потребностью украинского общества развиваться по пути социально-правового прогресса и ее реальным воплощением в общественной практике свидетельствует о замедленном построении правового государства в Украине. В таких условиях становится понятным, что сегодняшнее предназначение украинской административно-правовой науки - это участие в теоретическом обеспечении разрешения данного противоречия, всестороннее обоснование юридического курса, стратегии и тактики правового развития общества и государства на более отдаленную перспективу. Первостепенными задачами фундаментальных административно-правовых исследований в этой связи должны стать постановка и разработка таких проблем, решение которых позволило бы комплексно оценить ресурсы административного права в обеспечении приоритетов и ценностей личности и общества, утверждении рыночной среды, принципиально новой политической и духовной атмосферы украинского социума. Представляется, что с учетом этой точки зрения сегодня как никогда имеют важное практическое значение также постановка и исследование проблемы действия норм административного права, наработка определенных выводов, пригодных для практического приложения в этой сфере. Очевидно, что без глубокого научного изучения этой проблемы значение норм административного права как социальных регуляторов будет нивелироваться и дальше. И чтобы предотвратить развитие подобных тенденций в Украине, необходимо возродить научный интерес к идее действующего административного права, реализовав последнюю в системе теоретических положений, принципов и подходов, т. е. в научной теории, ориентированной на социальные ожидания и юридическую практику. Как правило, момент возникновения новой проблемы науки связывают с дефицитом знаний о том или ином явлении, непреодоленными существенными противоречиями в постановке и решении исследуемой задачи, с ситуацией, когда старые средства и уровень исследования не могут привести к ее решению и, значит, нужны новые научно-познавательные средства <1>. Соизмерение этих требований с проблемой действия норм административного права свидетельствует о реальности и потребности теоретического осмысления последней. Важно и то, что в самом украинском социуме вызревают объективные запросы на развитие идеи действующих административно-правовых норм. Поэтому постановка данной проблемы в нынешних условиях действительно своевременна и объективно предопределена. Кроме того, накопленные в административно-правовой теории знания по этой проблеме требуют нового переосмысления, анализа и систематизации, осуществление которых должно произойти на методологической платформе, отражающей многоаспектное видение административного права и современное его социальное назначение. -------------------------------- <1> Никифоров В. Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. Рига: Зинатне, 1988. С. 42 - 47.

С учетом сложности и многоплановости рассматриваемой темы пределы ее освещения в данной статье будут ограничены анализом причин, которые влияют на неразработанность данной проблематики в украинской административно-правовой науке. Автор попытается вскрыть сущность указанных причин в гносеологическом и онтологическом ракурсе, определяя попутно возможные пути их устранения. В первую очередь следует отметить, что одним из гносеологических изъянов, оказывающим негативное влияние на степень разработанности проблемы действия норм административного права, является резкое размежевание методологических подходов к ее изучению, выражающееся в отрыве от натуралистского осмысления административного права от позитивистского и даже в противопоставлении их друг другу. Представители естественно-правовой концепции правопонимания в Украине предпринимают попытки наполнить новым содержанием предмет административного права и обосновать, что последнее должно рассматриваться как "публично-сервисное" <2>. Сделав один шаг, адепты данного подхода не делают второй по направлению исследования сущности, содержания и формы первичной клетки административно-правовой материи - нормы. Зато их оппоненты "позитивисты" держат пальму первенства по освоению феномена административно-правовой нормы, однако утверждают, что она должна: пониматься исключительно как правило поведения; обладать государственно-властной природой; характеризоваться принудительностью, выражающейся в установленной государством санкции. -------------------------------- <2> Аверьянов В. Б. Обновление украинской административно-правовой доктрины на основе принципа верховенства права // Правоведение. 2007. N 1. С. 41 - 42.

Не умаляя значение каждого из подходов к изучению административного права, заметим, что они все же страдают ограниченными возможностями. Позитивизм не может вырваться из статики административного права, юснатурализм - из его динамики. Однако из того, что статика и динамика административного права лежат в разных плоскостях, не следует их представителям делать вывод об обособленности и тем более "противостоянии" рассматриваемых подходов. Данные подходы, по нашему мнению, наоборот, необходимо органично связать между собой, ведь они взаимодополняют друг друга, так как имеют одну и ту же сферу приложения - административное право. Последнее всегда есть единство "социального" и "юридического", и выявление этих составляющих требует объединения средств познания, совместного задействования обозначенных подходов. Однако пока неизвестно, когда такой интегративный процесс произойдет. Но ясно одно, что для качественного исследования проблемы действия норм административного права ученым-административистам Украины сначала придется создать полноценную, непротиворечивую, должным образом учитывающую потребности социума, правотворческой и правоприменительной практики и, что особенно важно, способной направить эту практику в нужное русло, интегративную теорию административно-правовой нормы. За основу они могут взять определенные наработки из теории права <3>. Но для этого необходима добрая воля, а как оказывается - энтузиастов в этом плане пока находится немного. -------------------------------- <3> Шафиров В. М. Естественно-позитивное право: Введение в теорию: Монография. Красноярск: ИЦ КрасГУ, 2004. 260 с.

Абсолютизация принудительного в нормах административного права - тоже одна из причин гносеологического характера, которая не позволяет расширить рамки представлений большинства представителей украинской административно-правовой науки о действенности данных социальных регуляторов. Основываясь на понимании административного права как системы норм, исходящих от государства и поддерживаемых им, последние, конечно же, логично приходят к выводу о том, что истоки, механизм действия норм административного права заключены в государственной силе, которая фактически отождествляется с принуждением. Но абсолютизировать эту роль - значит допускать методологическую неточность, а именно признавать производность действия норм административного права всецело от государства. Вместе с тем нельзя и недооценивать роль государства в обеспечении режима господства административного права, поскольку в демократическом обществе государство должно оставаться важнейшим инструментом поддержания такого режима. Тем не менее представление о принудительности (выражающейся в установленной государством административной санкции) как отличительной черте нормы административного права должно быть все же пересмотрено учеными-административистами. По нашему мнению, логически недопустимо определять норму административного права, по сути, через противоправное, т. е. отклоняющееся от нормы, поведение, поскольку (за исключением мер административного предупреждения) именно в подобном случае и проявляется принудительность административно-правовых норм. Говоря об административной санкции, нельзя, кроме того, не отметить, что само это понятие шире понятия принуждения, так как имеет разновидности позитивного и негативного характера. Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что содержание санкции административно-правовой нормы могут составлять обусловленные правомерным поведением лица любые благоприятные для него последствия государственно-поощрительного характера, а также вытекающие из неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей или нарушения запрета неблагоприятные последствия государственно-принудительной специфики. Следовательно, хотя потенциальная возможность использования государственного принуждения и сопутствует действию норм административного права, она не является их единственным непременным условием. Сказанное, в свою очередь, не принижает значения выработанного украинской административно-правовой наукой положения о том, что всякая норма административного права сможет стать действующей лишь при условии ее государственной обеспеченности. Однако акцент должен быть сделан на то, что весь набор соответствующих средств не следует сводить исключительно к принудительному фактору. Стимулировать субъектов к правовому поведению можно (а в современных реалиях даже нужно) также за счет методов убеждения и поощрения. В этой связи одной из актуальных задач современной административно-правовой науки должна стать наработка определенных предложений для осуществления подобных изменений в методологии государственного влияния на общественную жизнь. Препятствует появлению интереса у ученых-административистов к проблеме действия норм административного права также политический и правовой нигилизм, господствующий в общественной жизни украинского социума. Как известно, Украина, вследствие противоборства различных политических сил, вступила в XXI в. с ярко выраженным поляризованным обществом. Эта поляризация продолжает и дальше усиливаться происходящими событиями в социально-политической жизни страны. Общество захлестывает правовой нигилизм, а разросшееся законодательство способствует отрицанию украинским социумом накопленных цивилизацией правовых ценностей, обрекает последнего на выбор "неправового пути развития". В таких условиях "административное право" если и произносится гражданами, то, как правило, с оговорками "жесткое государственное управление" и "произвол чиновников". Попытки отдельных ученых-административистов без государственной поддержки изменить в сознании социума такие ценностные установки имеют мало шансов на успех и постепенно угасают. Самое большое, на что претендуют исследователи, - это донести до общественности, политиков и коллег по научному цеху мысль о том, что сегодня административное право Украины должно быть ориентировано на обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Кроме того, оно не должно отождествляться исключительно с административным законодательством, поскольку в таком ракурсе центр внимания смещается исключительно на эффективность реализации предписаний последнего, а теоретические разработки проблем эффективности действия административно-правовых норм становятся невостребованными. Не возрождает научный интерес к проблеме действия норм административного права и тот факт, что в сознании современных управленцев само административное право не предполагает свободную личность, располагающую реальными правами и свободами, а также имеющую юридические и фактические предпосылки для их реализации. Конституция Украины и административное законодательство тоже не меняют данную ситуацию, так как лишь декларативно провозглашают последние. Сформировавшаяся правовая среда продолжает подавлять позитивные социально полезные личностные устремления, а также требовать от субъектов административного права проявления активности в ограниченном правовом пространстве, которое четко законодательно очерчено. Следствием этого является то, что нормы административного права, как и прежде, продолжают восприниматься общественным сознанием лишь инструментами ограничения свободы индивида через определенные запреты и наказания. Это, в свою очередь, развивает не только особый тип правового мышления, отрицающего важную роль норм административного права как эффективных социальных регуляторов, но и формирует особый тип личности, невосприимчивый к административному праву, не умеющий и не желающий использовать административно-правовые средства для достижения социально оправданных целей. Активные научные поиски в таких условиях, конечно, затруднены. Сама же проблематика действия норм административного права постоянно затмевается псевдоактуальными тематиками нескончаемого реформирования управленческого аппарата. Сдерживают разработку проблемы действия норм административного права и факторы, которые присутствуют в плоскости отношения юридической практики к административно-правовой теории. Попытки практиков, особенно законодателей, самостоятельно, в отрыве от теоретических разработок решать проблемы, оказывающие негативное воздействие на общественную жизнь, успеха не приносят. Помимо прочего сказывается нежелание, а то и неумение прислушиваться к "голосу" ученых-административистов, использовать научные рекомендации при решении социальных задач. Безусловно, "вина" лежит и на науке административного права, оказавшейся неготовой предложить практике адекватные способы решения возникающих проблем. Однако в полной мере проявилось и неумение практиков формулировать заказ административно-правовой науке. Представляется, что задача интеграции административно-правовой теории и практики является одним из необходимых условий эффективного действия норм административного права в украинском обществе. При этом важно не только преодолеть отчужденность административно-правовой науки от практики, но и освободить науку от полной зависимости по отношению к практике, создать условия, при которых истинность научных выводов не предопределялась бы конъюнктурными соображениями. В заключение дополнительно отметим, что позитивных результатов от действия норм административного права можно ожидать только там, где есть для этого соответствующая социальная среда и где, что очень важно, административное право признается в качестве эффективного социального регулятора, а общество избирает правовой путь развития. Если же оставаться на пути только сохранения видимости "присутствия" административного права в жизни украинского социума - наличие административных судов, административного законодательства с формально декларируемыми правами и свободами, то на самом деле речь должна идти о бездействии норм административного права и его замене другими социально непригодными регуляторами, обоснование псевдоэффективности которых так и будет продолжать ложиться на плечи представителей административно-правовой науки.

Название документа