Понятие, состав и законодательство об охране историко-культурного наследия Кыргызской Республики

(Мартыненко И. Э.) ("Культура: управление, экономика, право", 2013, N 1) Текст документа

ПОНЯТИЕ, СОСТАВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ <*>

И. Э. МАРТЫНЕНКО

Мартыненко Игорь Эдуардович, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются проблемы определения состава историко-культурного наследия Кыргызской Республики. Автор на основе исследования научных и нормативных источников излагает особенности законодательства об охране историко-культурного наследия, приводит классификацию памятников.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, памятники культуры, культурные ценности, СНГ, правовая охрана.

The article considers the problems of determination of the set of elements of historical-culture heritage of the Kyrgyz Republic. The author on the basis of study of scientific and normative sources describes the peculiarities of legislation on protection of the historical-culture heritage, cites the classification of monuments.

Key words: historical-culture heritage, monuments of culture, cultural values, CIS, legal protection.

Кыргызстан имеет богатую историю, уходящую в глубокую древность. На территории страны находится большое количество археологических и архитектурных памятников, имеющих историческое значение <1>. К их числу принадлежат, например, объекты культурного наследия башня Бурана, Ак-Бешимское городище, Краснореченское городище, Таш-Рабат - караван-сарай XV в., городище Кошой-Горгон, мавзолей Гумбез Манаса и др. <2>. -------------------------------- <1> См.: Памятники Кыргызстана: Научно-популярный сборник / Киргизское республиканское общество охраны памятников истории и культуры. Фрунзе: Кыргызстан, 1970 - 1991. <2> См.: Урманбетова Ж. К. Истоки и тенденции развития кыргызской культуры / Ж. К. Урманбетова, С. М. Абдрасулов; отв. ред. А. Ч. Какеев; КНУ им. Ж. Баласагына; Ин-т соц.-гум. наук. Бишкек: Илим, 2009. 212 с.

На территории современного Кыргызстана, в зоне высокогорного Иссык-Куля, в течение трех последних тысячелетий одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя потомкам памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказалась под водами Иссык-Куля <3>. -------------------------------- <3> Плоских В. М. Иссык-Куль: путешествие в историю. Фрунзе, 1981. С. 40 - 45, 56 - 57.

Территория и народы древнего Кыргызстана находились у истоков и в центре формирования величайшего экономического и культурного феномена мировой истории - Великого шелкового пути, за обладание которым велась политическая, экономическая и военная борьба многих держав древности. Причем территорию средневекового Кыргызстана пересекали три ветви Великого шелкового пути <4>. Караванные тропы неоднократно меняли промежуточные пункты, строго выдерживались лишь основные направления: Восток - Запад и обратно, Джууку - Центральный Тянь-Шань - к перевалу Бедель и в Восточный Туркестан, через Санташ - в Сибирь и Монголию <5>. -------------------------------- <4> Зайнулин Р. Ш. Развитие туризма на Великом шелковом пути как способ популяризации историко-культурного наследия Кыргызстана // Вестник КРСУ. 2009. N 5. Т. 9. С. 44. <5> Иманкулов Д. Д. Основы сохранения архитектурно-градостроительного наследия Кыргызстана (в сфере реставрации, реконструкции и сохранения архитектурного наследия): Дис. ... д-ра архитектуры. Бишкек, 2008. С. 19.

Объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Кыргызской Республики <6>, всего человечества. -------------------------------- <6> См.: Массон В. М. Древний Кыргызстан: процессы культурогенеза и культурное наследие: историко-культурологические очерки. Бишкек, 2003.

Историко-культурное наследие разнообразно, обобщить его сложно. Оно подразделяется на материальное и нематериальное, материальное, в свою очередь, - на движимое и недвижимое. Как указывается в преамбуле Закона "Об охране и использовании историко-культурного наследия" <7>, в редакции от 21 июня 2012 г., объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многочисленного народа Кыргызской Республики. -------------------------------- <7> Закон Кыргызской Республики "Об охране и использовании историко-культурного наследия" // Ведомости Жогорку Кенеша. 2000. N 1. Ст. 6.

В целях сохранения и рационального использования историко-культурного наследия в Кыргызстане сформировано соответствующее законодательство. Этапом в деле сбережения материальных и духовных ценностей было принятие в 1978 г. Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Данный Закон утратил силу в связи с принятием в 1999 г. Закона "Об охране и использовании историко-культурного наследия", который и сейчас действует на территории страны с изменениями и дополнениями, внесенными в том числе и в 2012 г. После обретения суверенитета 5 мая 1993 г. XII сессия Жогорку Кенеша <8> утвердила Конституцию Кыргызской Республики, в которой говорилось о бережном отношении к культурному наследию. Конституция Кыргызской Республики, принятая 27 июня 2010 г., подтверждает государственную охрану памятников истории и культуры. В параграфе 2 ст. 48 указывается: "Государство охраняет исторические памятники, заботится о создании необходимых условий для развития литературы, науки, искусства, средств массовой информации и спорта". -------------------------------- <8> Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики - высший представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий с соблюдением принципа разделения государственной власти.

Важным является Указ Президента Кыргызской Республики от 27 января 2012 г. N 18 "О мерах по углублению изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и формированию гражданского патриотизма", в соответствии с которым в числе приоритетных задач органов государственного управления Кыргызской Республики определена деятельность по созданию условий для изучения культурного и исторического наследия Кыргызстана, формирования общего культурного кыргызстанского пространства. В настоящее время законодательство Кыргызской Республики об охране историко-культурного наследия представлено следующими нормативными правовыми актами: Конституция Кыргызской Республики; Законы: "Об охране и использовании историко-культурного наследия", "О нематериальном культурном наследии Кыргызской Республики", "О национальном архивном фонде Кыргызской Республики", "О музеях и музейном фонде Кыргызской Республики", "О библиотечном деле", "О культуре", "О местном самоуправлении", "Об эпосе "Манас"; Кодексы: Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Таможенный кодекс Кыргызской Республики, Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Уголовный кодекс Кыргызской Республики. Рассмотрим состав культурного наследия Кыргызской Республики. В указанных законодательных актах содержатся следующие определения: "историко-культурное наследие", "историко-культурные ценности", "культурные ценности", "объекты культурного наследия", "памятники истории и культуры", "культурное достояние". Раскроем их содержание. Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки и диалекты, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы, искусства и народного художественного творчества, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты, результаты и методы научных исследований. Культурное наследие народа Кыргызстана - это материальные и нематериальные ценности, значимые для сохранения и развития национально-культурной самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию <9>. -------------------------------- <9> Зайнулин Р. Ш. Историко-культурное наследие Кыргызстана: методы изучения и сохранения в условиях информатизации общества: Автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02, 07.00.09. Бишкек, 2010. С. 19.

Памятники истории и культуры - это объекты культурного достояния: сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Памятники истории и культуры, находящиеся в собственности Кыргызской Республики, охраняются государством. Особо ценные объекты культурного наследия - это историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, организации культуры, а также другие объекты, представляющие материальную, интеллектуальную и художественную ценность эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Признание объектов историко-культурным наследием закрепляется путем включения их в государственные списки памятников истории и культуры, подлежащие обязательному опубликованию. В Государственном списке памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского значения, утвержденном Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 августа 2002 г. N 568, насчитывается 583 памятника истории и культуры. По типологической принадлежности это: - памятники истории - 66; - памятники археологии - 335; - памятники градостроительства и архитектуры - 122; - памятники искусства - 53; - памятники истории, культуры и природы - 7 <10>. -------------------------------- <10> Данные Министерства культуры и туризма Кыргызской Республики. Архив Гродненского государственного университета имени Янки Купалы за 2012 г. // Материалы проекта "Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия стран СНГ".

К памятникам истории относятся здания, сооружения, мемориальные места, исторические некрополи и мемориалы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народов, а также жизнью выдающихся деятелей страны. Памятниками археологии <11> являются пещеры, стоянки, городища, тепе, торткули, остатки древних поселений, укреплений, фортификационных сооружений, как наземных, так и подводных, древние производства и рудники, каналы и оросительные системы, дороги и мосты, отдельные курганы и некрополи, наскальная эпиграфика и наскальные изображения, такие как, например, "Петроглифы урочища Чолпон-Ата". -------------------------------- <11> См.: Мадалиев Н. А. История археологического изучения Южного Кыргызстана (региональный источниковедческий анализ): Дис. ... к. и.н.: 07.00.02. СПб., 2003. 168 с.; Ставская Л. Г. Археологические коллекции Государственного исторического музея Кыргызской Республики // Музеи новой формации: традиции и новации: Материалы научно-практической конференции. Бишкек, 2003.

Все виды археологических памятников изначально имеют историко-культурную и научную ценность и статус памятников истории и культуры. Памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового и иных видов искусства. Например, памятником архитектуры является мавзолей Шах-Фазиль. Архитектурно-градостроительное наследие Кыргызстана, являясь составной частью историко-культурного достояния страны, во многом определяет материальную культуру исторического прошлого народа и представляет огромный интерес для национальной самоидентификации <12>. -------------------------------- <12> Филатова Т. А. Формирование архитектуры Бишкека и ее связь с историко-культурным ландшафтом: Автореф. дис. ... канд. архитектуры. Бишкек, 2011. С. 4.

Движимые культурные ценности подразделяются на два вида: комплексные объекты и единичные объекты. Рассмотрим их. Единичные объекты - это археологические находки, предметы древности, элементы недвижимых памятников, подвергающиеся расчленению, антропологические и этнологические материалы, исторические реликвии, художественные произведения (живопись, графика, прикладное искусство, искусство кино - и фотографии), документальные памятники, входящие в состав Национального архивного фонда, рукописные, машинописные, графические, кино-, фотодокументы, видео - и звукозаписи, а также редкие печатные издания. Комплексными объектами являются исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции указанных единичных объектов, рассматриваемые как единое целое, а также комплексы, фонды и коллекции естественнонаучных ценностей, имеющие (как целое) историческую значимость. Следует отметить, что к объектам историко-культурного наследия могут быть отнесены и другие памятники, представляющие историческую, научную, художественную и иную культурную ценность. Так, библиотеки, отнесенные в установленном порядке к объектам историко-культурного наследия, включаются в перечень объектов историко-культурного наследия и находятся на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. В соответствии со ст. 18 Закона "О библиотечном деле" Национальная библиотека Кыргызской Республики относится к особо ценным объектам историко-культурного наследия и является исключительно государственной собственностью. Согласно ч. 1 ст. 21 в новой редакции от 21 июня 2012 г. Закона "Об охране и использовании историко-культурного наследия" в целях эффективной организации учета и хранения памятники подразделяются на памятники международного, республиканского и местного значения. Историческим и культурным наследием, достоянием народа Кыргызстана, его документальной памятью являются документы Национального архивного фонда. Национальный архивный фонд Кыргызской Республики - это совокупность документов, созданных в процессе государственной, экономической, общественно-политической, социально-культурной деятельности на различных этапах развития Кыргызской Республики. Национальный архивный фонд формируется из документов государственных архивов, ведомственных архивов, архивов юридических лиц различных форм собственности, документов общественных объединений и физических лиц. Национальный архивный фонд состоит из документов, созданных в процессе деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, существовавших и существующих на территории Кыргызской Республики и за ее пределами. Кроме того, к Национальному архивному фонду относятся иные документы, поступившие в собственность государства, архивные документы, хранящиеся за пределами Кыргызской Республики и в соответствии с международными договорами подлежащие возвращению в страну. Аккумулировать историко-культурное наследие призваны (наряду с музеями и архивами) библиотеки. В соответствии со ст. 16 Закона Кыргызской Республики "О библиотечном деле" библиотечные фонды, отнесенные к объектам историко-культурного наследия, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Этот режим проявляется в том, что если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к объектам историко-культурного наследия, этот фонд может быть изъят и передан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране и использованию историко-культурного наследия. В данном случае речь идет о представлении Министерства культуры и туризма Кыргызской Республики. Библиотеки, отнесенные в установленном порядке к объектам историко-культурного наследия, включаются в перечень объектов историко-культурного наследия и находятся на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Согласно ст. 18 Закона "О библиотечном деле", Национальная библиотека Кыргызской Республики относится к особо ценным объектам историко-культурного наследия и является исключительно государственной собственностью. Особенности правового статуса Национальной библиотеки Кыргызской Республики проявляются в том, что целостность и неотчуждаемость ее фондов гарантируются. Здания, сооружения и другое имущество Национальной библиотеки Кыргызской Республики находятся в ее оперативном управлении; занимаемые ею земельные участки - в ее бессрочном и безвозмездном пользовании. Отметим, что статус Национальной библиотеки Кыргызской Республики соответствует стандарту ЮНЕСКО "Национальные библиотеки: руководящие принципы" (Париж, 1987 г.) и определениям, которые предлагает Модельный библиотечный кодекс для государств - членов СНГ. Государственный учет объектов историко-культурного наследия. Объекты историко-культурного наследия (т. е. памятники), расположенные на территории Кыргызской Республики, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету посредством включения в охранные списки. В Законе "Об охране и использовании историко-культурного наследия" нет формулировки понятия "государственный учет". Государственный учет видится как этап, предшествующий музеефикации памятников. Его целью является практический контроль их охраны и использования, сбор информации, в первую очередь документальной: документов, фотографий, иных свидетельств, в которых отражена история памятника. Государственный учет включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Итак, сведения о недвижимых объектах историко-культурного наследия Кыргызской Республики включаются в Список объектов историко-культурного наследия Кыргызской Республики республиканского значения. Этот Список представляет собой информационную систему, содержащую сведения о названии, месторасположении, датировке, степени изученности, состоянии, размерах, формах собственности, территориальных границах, а также зонах охраны объектов историко-культурного наследия Кыргызской Республики. Собственнику объекта историко-культурного наследия, включенного в данный список, государственному органу Кыргызской Республики по охране и использованию историко-культурного наследия выдается Паспорт на объект историко-культурного наследия Кыргызской Республики. Список объектов историко-культурного наследия пополняется по мере открытия или создания новых объектов историко-культурного наследия. Важное положение сформулировано в ст. 27 Закона "Об охране и использовании историко-культурного наследия": исключение объектов всех категорий учета из списков объектов историко-культурного наследия запрещается. Ключевое положение сформулировано в ст. 36 Закона "Об охране и использовании историко-культурного наследия": снос, перемещение, перестройка, изменение объектов историко-культурного наследия допускаются только по разрешению Правительства Кыргызской Республики при внезапном разрушении памятника в результате стихийного бедствия и угрозы утраты исторической, научной, художественной и другого рода ценности объекта. Отметим, что исключение составляют раскопки археологических памятников "на снос". Ответственность за нарушения законодательства. Согласно ст. 39 Закона "Об охране и использовании историко-культурного наследия", юридические и физические лица, причинившие вред объекту историко-культурного наследия или его охранной зоне, обязаны: - восстановить объект или его охранную зону; - при невозможности восстановления - возместить причиненные убытки в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, организации, учреждения понесли расходы, связанные с возмещением указанных выше убытков, также несут материальную ответственность. При этом восстановление объекта или его охранной зоны осуществляется с соблюдением установленного порядка реставрации объектов историко-культурного наследия. Административная ответственность установлена в ст. 461 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности. Данный вид ответственности наступает в случае нарушения целостности памятников истории, культуры, градостроительства и архитектуры при эксплуатации и реконструкции. Санкцией указанной нормы предусматривается наложение административного штрафа с возмещением причиненного ущерба. Уголовная ответственность за преступления, предметом посягательств в которых выступают объекты историко-культурного наследия, установлена в следующих нормах Уголовного кодекса Кыргызской Республики. 1. Так, ст. 175 УК Кыргызской Республики предусматривает наказание за умышленное уничтожение или разрушение памятников истории и культуры. Объективная сторона рассматриваемого преступления включает различные способы воздействия (механический, химический, биологический и др.), которые ведут к уничтожению, разрушению или повреждению памятников истории и культуры, природных объектов, взятых под охрану государства. По ст. 175 УК Кыргызской Республики квалифицируется уничтожение или разрушение памятников истории и культуры любым способом: например, разбитие на куски (обелиска), разрезание (картины), поджог (деревянных ансамблей архитектуры, представляющих историческую и культурную ценность) и т. д. Состав преступления является материальным. Обязательным признаком его объективной стороны является уничтожение или разрушение (последствие). Для констатации рассматриваемого состава преступления необходимо установить причинную связь между действиями и наступившими последствиями. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом (прямым либо косвенным): виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит уничтожение либо разрушение памятников истории и культуры и желает или сознательно допускает наступление этих последствий. Мотивы могут быть различными: месть, корысть, иная личная заинтересованность. 2. В ст. 204 "Контрабанда" УК Кыргызской Республики установлена ответственность за перемещение через таможенную границу Кыргызской Республики культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Кыргызской Республики, если это деяние совершено одним из следующих способов: помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Данное преступление совершается только умышленно, субъект преступления - общий. 3. В ст. 206 УК Кыргызской Республики установлена ответственность за невозвращение на территорию Кыргызской Республики предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Кыргызской Республики и зарубежных стран. С объективной стороны данное преступление характеризуется преступным бездействием, заключающимся в сознательном невыполнении своей обязанности по возвращению в установленный срок временно вывезенных предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Кыргызской Республики и зарубежных стран. Субъективная сторона - умысел, субъект преступления - общий. В заключение заметим, что охрана исторического и культурного наследия, создание правовых гарантий для сохранения исторического наследия являются одним из основных принципов государственной политики Кыргызской Республики в области культуры.

Название документа