Влияние проектной деятельности на уровень и структуру учебной мотивации учащихся 8 - 9-х классов

(Ступницкая М. А.) ("Юридическая психология", 2013, N 1) Текст документа

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ И СТРУКТУРУ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 8 - 9-Х КЛАССОВ <*>

М. А. СТУПНИЦКАЯ

Ступницкая Мария Анатольевна, старший преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин ГБОУ ВПО "Московский городской педагогический университет" - Педагогический институт физической культуры и спорта.

Цель данного исследования - обоснование применения проектной деятельности для развития учебной мотивации у учащихся 8 - 9-х классов. В рамках исследования решались следующие задачи: проведен анализ проектной деятельности как способа развития учебной мотивации; раскрыты психологические особенности мотивации учащихся 8 - 9-х классов, изучен уровень и структура их учебной мотивации; выявлена взаимосвязь уровня и структуры учебной мотивации и факта участия учащихся в проектной деятельности. Установлено положительное влияние проектной деятельности на развитие субъектной позиции школьника.

Ключевые слова: проектная деятельность, учебная мотивация, субъектная позиция школьника.

The purpose of the present research is the substantiation of application of project activity for development of educational motivation of pupils of 8 - 9 degrees. Within the framework of the research the following tasks were considered: the analysis of project activity as a means of development of educational motivation; study of psychological peculiarities of motivation of pupils of 8 - 9 degrees; study of the level and structure of the said educational motivation and the fact of participation of pupils in project activity. The positive influence of project activity on development of subjective stance of a schoolchild was also determined.

Key words: project activity, educational motivation, subjective stance of a schoolchild.

Актуальность темы исследования. Развитие мотивации у подростков - учащихся основного звена школы имеет свою специфику и требует особого рассмотрения. В этот период начинают складываться представления о собственных возможностях, формируются компенсаторные схемы относительно усилий и способностей, тип атрибуции, оказывающие влияние на развитие мотивации достижения [6, 7], идет дальнейшее становление учебной деятельности и ее мотивации. Социальная ценность учебной мотивации определяет актуальность изучения закономерностей ее развития и проявления, а также поиска путей и способов ее целенаправленного формирования и поддержания на высоком уровне, особенно когда речь идет об учащихся основного звена школы - подростках. Таким образом, перед массовой школой сегодня стоит задача отыскать присущие только ей, школе, психолого-педагогические методы, с помощью которых можно было бы не просто повысить уровень знаний учащихся, но и сформировать устойчивый интерес к учебе, повысить учебную мотивацию. С этой точки зрения серьезный интерес представляют деятельностные технологии обучения и прежде всего проектная деятельность, отличительной особенностью которых является субъектная позиция ученика: из объекта педагогических воздействий он превращается в активного и заинтересованного субъекта собственного образования и развития. Технологии, подобные "методу проектов", почти незаменимы для выработки умений взаимодействовать с миром в себе и вокруг себя [2]. Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем впервые проведено изучение взаимосвязи проектной деятельности как педагогической технологии и феномена учебной мотивации. Выявлены возможности проектной деятельности для формирования у учащихся направленности на учебную деятельность. Разработана и апробирована программа применения проектной деятельности с целью формирования и развития учебной мотивации у учащихся основного звена школы. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные экспериментальные данные, их психологический и статистический анализ дают возможность применять разработанную и экспериментально апробированную комплексную авторскую программу, адресованную всем субъектам образовательного процесса, для развития учебной мотивации, снижения школьной тревожности и повышения эффективности учебной деятельности учащихся основного звена школы с помощью проектной деятельности. Предложено диагностическое обеспечение контроля и оценки эффективности применения проектной деятельности. Методы исследования. В ходе эмпирического исследования уровень учебной мотивации изучался методикой диагностики учебной мотивации М. В. Матюхиной в адаптации Н. Ц. Бадмаевой; направленность на приобретение знаний и на получение оценки изучалась с помощью методик "Направленность на приобретение знаний" и "Направленность на отметку" Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой; мотивация на успех и на избегание неудач исследовалась посредствам методик диагностики мотивации достижения успеха и избегания неудач А. А. Реана. Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2011 гг. В исследовании приняло участие 411 учащихся 8 - 9-х классов московских школ, из них 202 девушки и 209 юношей. Средний возраст испытуемых составил 14,4 года. Контрольной группой являлись учащиеся 8 - 9-х классов, не принимающие участие в проектной деятельности, - 216 человек, экспериментальной группой были учащиеся того же возраста, вовлеченные в проектную деятельность как основную педагогическую технологию, - 195 человек. В рамках реализации задач исследования была проведена диагностика мотивации учащихся на достижения и мотивации на избегание неудач с помощью методики А. А. Реана "Мотивация успеха и боязнь неудач" [5]. Мотивация достижения успеха и избегания неудач является весьма существенным фактором, оказывающим влияние на процесс и результат обучения, так как данные типы мотивации являются двумя основными тенденциями, влияющими на развитие мотивационной сферы учащихся. От преобладания в деятельности того или иного вида мотивационной направленности зависит качество приобретенных знаний учащихся, результативность учебной деятельности. Сравнение выраженности мотивации достижения успеха и избегания неудач у учащихся 8 - 9-х классов показала, что учащиеся контрольной и экспериментальной групп примерно одинаково мотивированы на достижение успеха (t = -0,628, p = 0,534). Однако при этой общей для обеих групп тенденции в экспериментальной группе мотивация на избегание неудач заметно ниже, чем в контрольной группе. Объясняется это тем, что участие в проектной деятельности дает учащимся опыт успеха, формирует реалистические представления о своих возможностях, показывает, куда следует приложить усилия для дальнейшего развития своих способностей и расширения возможностей. Далее была изучена структура учебной мотивации с помощью методики, разработанной Н. Ц. Бадмаевой на основе методики М. В. Матюхиной, предназначенной для изучения мотивационной сферы учащихся. Данная методика модифицирована с учетом выявленных Н. Ц. Бадмаевой мотивов учения [1]. Распределение мотивов в структуре учебной мотивации учащихся контрольной группы показало, что самым выраженным оказался мотив благополучия (26%), затем - учебно-познавательный мотив (25%) и, наконец, мотив, отражающий содержание учения и процесс обучения (23%). Самыми мало выраженными явились мотивы избегания неудач, самоопределения и коммуникативный (5, 7 и 6% соответственно). В структуре учебной мотивации учащихся экспериментальной группы ведущими мотивами также являются мотивы учебно-познавательные, но процент школьников, делающих выбор в пользу данного мотива, почти в два раза больше, чем в контрольной группе, и составляет 43%. В основе процессуально-содержательных мотивов лежат не внешние факторы, а сам процесс и содержание деятельности. Преобладание этих мотивов в выборах учащихся экспериментальной группы неслучаен. Им нравится осуществлять учебную деятельность, проявлять свою интеллектуальную активность, их интересует содержание того, чем они занимаются. Так, процессуально-содержательные мотивы побуждают учащихся экспериментальной группы осуществлять учебную деятельность с большим интересом, поскольку удовлетворение у них вызывают сам процесс и содержание этой деятельности, а не факторы, которые не связаны с ней непосредственно (успех, самоутверждение, власть и тому подобное). Вторым по популярности у учащихся экспериментальной группы является мотив творческой реализации (40%). Очевидно, что проектная деятельность дает учащимся опыт реализации своего творческого потенциала и возможность осознать этот опыт. Меньше всего школьники данной группы выбирали коммуникативный мотив (11%), мотив самоопределения (4%) и избегания неудач (4%). Результаты проведенных экспериментов показывают, что ведущими мотивами в экспериментальной и контрольной группе являются учебно-познавательные мотивы. Однако в экспериментальной группе количество выборов, определяющих ценность содержания учения, намного больше, так же как и процент выборов, связанных с творческой самореализацией. Опыт осуществления учебной деятельности в увлекательной, творческой форме проекта стимулирует интерес учащихся к содержанию учебных предметов, освоению разнообразных способов добывания, присвоения и применения знаний. Возможность творчески подойти к осуществлению учебной деятельности, реализовать в учебном проекте вектор своих познавательных интересов становится мощным внутренним стимулом учебы этих школьников. Процент выборов участниками экспериментальной и контрольной групп значимости процесса обучения (26 и 23%), так же как и остальные мотивы, занимают примерно одинаковое положение в структуре учебной мотивации школьников. Также нами было проведено изучение учебной мотивации с помощью методики "Направленность на приобретение знаний" Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой [3]. Изучение направленности на приобретение знаний и направленности на отметку представляется очень важным при исследовании структуры учебной мотивации школьников. Учащиеся, более мотивированные на приобретение знаний, чем на отметку, в большей мере ориентированы на процесс и содержание учебной деятельности. И хотя одобрение родителей, педагогов и сверстников также может быть важно для них, гораздо большее значение они придают приобретению прочных знаний. Они способны сохранять активность в учебной работе, даже если оценка за нее не выставляется. Такие учащиеся достаточно ответственно подходят к самостоятельной работе, демонстрируют заинтересованность в успехе своей учебы. Направленность на приобретение знаний существенно влияет на процесс и результат учебы. В целом учащиеся контрольной группы ориентированы на получение знаний, большинство из них (41%) имеет средний уровень выраженности этой мотивации. Подобная направленность отражает позитивное отношение к процессу и результату обучения. Результаты, полученные в экспериментальной группе, позволяют говорить о преобладании у большинства этих учащихся (60%) высокого уровня направленности на получение знаний. Учащиеся данной группы, очевидно, имеют большую выраженность мотивации на получение знаний, нового опыта, так как обучаются в условиях, при которых могут оптимально сочетать собственные усилия с необходимой помощью со стороны учителя. Обучение с применением проектной деятельности позволяет учитывать не только вектор познавательных интересов детей, но многие индивидуальные особенности ребенка, его "профессиональный почерк школьника". По данным Н. А. Курдюковой (1997), имеется определенная связь между успеваемостью учащихся и соотношением у них мотиваций на получение знаний и отметок [4]. У слабоуспевающих школьников мотив на отметку может быть выражен больше, чем мотив на получение знаний. В то время как преобладание мотива знаний над мотивом отметки чаще проявляется у отличников и хорошистов. Проектная деятельность, которая с неизбежностью предполагает применение критериальной системы оценивания, в гораздо большей степени ориентирует учащихся на приобретение именно содержательных знаний. Критериальное оценивание не только дает ученику представления о его слабых и сильных сторонах, но и показывает ему, как можно исправить положение дел, направляет его усилия в нужное русло. В нашем исследовании установлена значимая высокая корреляционная связь между фактом участия учащихся в проектной деятельности и высоким уровнем направленности на знания (r = 0,355** и p = 0,001). Учащиеся экспериментальной группы в меньшей степени, чем учащиеся контрольной группы, демонстрируют низкий уровень направленности на знания. Средний уровень выраженности мотивации представлен примерно одинаково. А вот выраженность высокого уровня мотивации на приобретение знаний очевидно выше в экспериментальной группе, у учащихся, занимающихся проектной деятельностью. В результате проведения математического анализа данных мы получили достоверные математические различия по фактору направленности на приобретение знаний учащимися в результатах обеих групп. Таким образом, выраженность данной мотивации достоверно значимо выше в экспериментальной группе (t = -5,788, p = 0,001). Это позволяет делать вывод о том, что метод проектов является значимым фактором для формирования более высокой мотивации учения. Для реализации задачи изучения направленности учащихся на отметку проводилось изучение мотивационной направленности учащихся с помощью одноименной методики, предложенной Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой [3]. Данная методика проводится в паре с методикой "Изучение направленности на приобретение знаний" Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой. Совокупный результат этих двух методик дает возможность делать выводы об учебной мотивации учащихся, так как направленность на знание и на отметку являются взаимодополняющими факторами для изучения мотивации учения. Результаты нашего исследования демонстрируют следующее распределение учащихся по уровням ориентированности на отметку. Подавляющее большинство учащихся в обеих группах (41%) высоко ориентированы на отметку. Средний и низкий уровни направленности на балльную оценку имеют по 34 и 25% учащихся соответственно. Высокая направленность на отметку предполагает высокий уровень активности учащихся в образовательном процессе. Они тщательно готовятся к текущим урокам, а также к контрольным и проверочным работам, настраиваясь на положительный результат. Однако данная активность направлена в большей степени на итоговый результат, чем на процесс получения знаний. Средний уровень направленности на отметку характеризует учащихся как достаточно активных, интересующихся содержательным контекстом выставляемой им отметки. Но в отличие от высокомотивированных учащихся, такие учащиеся нацелены на получение положительной оценки любым путем. Они, как правило, борются за отметки, демонстрируют острые эмоциональные реакции на несоответствие балльной оценки своим ожиданиям. При этом при подготовке к текущим урокам и итоговым контрольным они не только учат необходимый материал, но и используют такие способы, как подготовка шпаргалок и т. п. Низкий уровень направленности на балльную оценку предполагает безразличие к выставляемой учителем отметке и, соответственно, низкую учебную активность на уроках и в целом в процессе учебной деятельности. Учащиеся с низким уровнем направленности на отметку характеризуются малой активностью, отсутствием интереса к причинам низкой отметки. В процессе учебы безразличное отношение к результату учебной деятельности оказывает на нее отрицательное влияние. Далее мы произвели сравнительный анализ результатов исследования направленности на отметку в обеих группах. Полученные данные свидетельствуют о примерно равном распределении уровней направленности на оценку учебной деятельности. Математический анализ этих данных не показал статистически значимых различий в выраженности направленности на отметку у учащихся контрольной и экспериментальной групп (t = -1,501, p = 0,304). Так же отсутствуют и корреляционные связи между фактором участия в проектной деятельности и мотивацией на получение отметки (r = 0,074 и p = 0,136). Данные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что направленность на отметку, являясь значимым фактором в обучении, не имеет разницы в выраженности у учащихся изучаемых групп. Отметка является "школьной валютой", значимым фактором для определения успешности и результативности деятельности самим учащимся и другими субъектами образовательного процесса. Однако применяемое в проектной деятельности критериальное оценивание позволяет снизить критичность эмоционального реагирования на отметку за счет заранее известной и понятной системы критериев оценивания, возможности для самооценивания и прогноза будущей отметки. Выводы. В нашей работе показано, что проектная деятельность является эффективной технологией обучения, позволяющей формировать заинтересованность учащихся основного звена школы в процессе и результате своей учебной деятельности. В ходе исследования доказано, что проектная деятельность повышает учебную мотивацию учащихся основного звена школы, оптимизирует их мотивацию на достижение успеха, делает более выраженной мотивацию на приобретение знаний, при этом ведущими становятся учебно-познавательный мотив и мотив творческой самореализации.

Список литературы

1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С. 149 - 150. 2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. С. 17 - 20. 3. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб.: Питер, 2004. 4. Курдюкова Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1997. 5. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 138, 146 - 147. 6. Саблина Т. А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата психол. наук. Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону пед. ин-т, 1993. 7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1.

Название документа