Насилие в школе (к постановке проблемы)

(Софинская Е. Д.) ("Юридическое образование и наука", 2013, N 1) Текст документа

НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ) <*>

Е. Д. СОФИНСКАЯ

Софинская Елена Дмитриевна, адвокат НП "Специализированная коллегия адвокатов Адвокатской палаты г. Москвы по оказанию правовой помощи военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и другим лицам".

В настоящей статье поднимается проблема школьного насилия и причины его существования, дается общая характеристика школьной преступности. Сделана попытка дать авторское определение этому явлению ("школьная преступность"). Рассматриваются вопросы влияния насилия в школе на формирование личности подростка. Обосновывается необходимость изучения школьной преступности в качестве самостоятельного направления криминологического исследования.

Ключевые слова: насилие в школе, школьная преступность, формирование личности подростка.

The present article raises the problem of school violence and the causes for the existence thereof; gives general characteristics of school crime; makes an attempt of giving of a definition to this phenomenon ("school crime"); considers the issues of influence of violence at school on formation of the personality of a teenager; substantiates the necessity of study of school crime as an independent direction of criminological research.

Key words: school violence, school crime, formation of personality of a teenager.

В настоящий момент все больше внимания стало уделяться проблеме насилия как в отношении детей со стороны взрослых, так и в отношении детей со стороны других детей. Как было отмечено Нельсеном Мандела, "не так заметны, но гораздо чаще встречаются в жизни страдания людей, которые они терпят изо дня в день. Это страдания детей, с которыми дурно обращаются те, кто должен был бы заботиться о них, это женщины, которым их партнеры наносят увечья или унижают их, это пожилые люди, с которыми жестоко обращаются их попечители, это молодые люди, терпящие издевательства со стороны сверстников, и это люди всех возрастов, которые сами совершают насилие над собой. Эти страдания... постоянно воспроизводятся заново, поскольку новые поколения учатся насилию от предшествующих поколений, жертвы получают уроки от своих истязателей, а общественные условия, которые являются питательной средой насилия, продолжают сохраняться в нашем мире" <1>. -------------------------------- <1> Насилие и его влияние на здоровье: доклад о ситуации в мире. Всемирная организация здравоохранения, Женева / Под ред. Этьенна Г. Круга и др.; пер. с англ. М.: Весь Мир, 2003.

Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб <2>. -------------------------------- <2> Там же.

О существовании школьного насилия во всем мире нам сигнализируют различные источники. "В течение учебного года в каждой школе Латвии или ее окрестностях происходит в среднем 2 - 3 серьезных инцидента с последующим разбирательством в полиции или судах. Наших детей обворовывают, грабят, похищают, избивают и т. д.", - сообщает нам один из крупнейших новостных интернет-порталов в Прибалтике и на Украине DELFI <3>. Исследования в США показали, что за 2009 - 2010 годы 37% детей в школе подвергались агрессивному преследованию других учеников <4>. Согласно данным, полученным в результате исследований ВНИИ МВД РФ, детский суицид по Москве составил около 800 случаев за 2010 год, примерно 900 случаев в 2011 г. <5>. Приведенный выборочный опрос учащихся 3 - 11 классов школ Москвы и Московской области показал, что среди тех, кто подвергался насильственным действиям, 35% не рассчитывали на помощь, 65% не знали, что совершаемые в отношении их действия являются преступлениями <6>. -------------------------------- <3> Место преступления - школа // MK. ru. 2 сентября 2005 г. URL: http://rus. delfi. lv/archive/mesto-prestupleniya-shkola. d?id=12145925. <4> По информации, сообщенной А. В. Токаревым на заседании НОЦ "Криминологический кабинет МГЮА" 04.12.2012. <5> По информации, сообщенной д-ром юрид. наук Ю. М. Антоняном на заседании НОЦ "Криминологический кабинет МГЮА" 04.12.2012. <6> По информации, сообщенной А. В. Ерофеевым на заседании НОЦ "Криминологический кабинет МГЮА" 04.12.2012.

Преступность в школе остается до сих пор вне поля зрения как практических работников, так и ученых. При этом до нас доходят, скорее всего, только отголоски ужасающих сигналов, поступающих из разнообразных источников, начиная от официальных криминальных сводок до страшных признаний детей на различных форумах в Интернете. Изнасилования, побои, причинение тяжкого вреда здоровью, доведение до самоубийства - вот тот неполный перечень уголовно наказуемых деяний, совершаемых педагогическими работниками в отношении детей. В списке преступных деяний, совершаемых учащимися в отношении друг друга, к уже означенным присоединяются вымогательства и хищения. А если сюда добавить наркоманию и распитие спиртных напитков школьниками, а также нанесение тяжких телесных повреждений учителям учениками, картина становится более чем печальная. И это в общеобразовательных школах, где обучаются дети, растущие в семье или находящиеся на попечении родственников. Что же приходится переживать детям, обучающимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях или воспитывающимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым некуда уйти и некому рассказать о случившемся? Об этом можно только догадываться. Исследования о насилии в подобных учреждения проводились доктором психологических наук, профессором В. Ф. Пирожковым, хотя, впрочем, относительно давно <7>. -------------------------------- <7> Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Тверь, 1994.

С каждым годом проблема школьной преступности все больше привлекает внимание педагогов, психологов, медиков, юристов и всех, кто неравнодушен к судьбе нашего будущего поколения. Однако до настоящего времени борьба со школьной преступностью не выделена в самостоятельное направление криминологического исследования. Как было отмечено на заседании НОЦ "Криминологический кабинет МГЮА", в результате проведенного опроса было установлено, что 82% из опрошенных сотрудников правоохранительных органов впервые слышали о преступности в школе. Более того, как правило, в классификации преступлений, даваемой криминологами, школьная преступность вообще не выделяется, несмотря на то, что ряд процессов, влияющих на тенденции развития преступности несовершеннолетних, имеет место и в среде младших подростков (10 - 13 лет) <8>, и, строго говоря, с них начинается. -------------------------------- <8> Криминология: Учебник / Науч. ред. д-р юрид. наук, профессор Н. Ф. Кузнецова и д-р юрид. наук, профессор Г. М. Миньковский. М.: БЕК, 1998. С. 238.

Школьная преступность заслуживает особого внимания по нескольким причинам. Во-первых, школьной преступности свойственна высокая степень латентности. Если обратиться к официальным сводкам, то можно будет проследить только насильственные преступления, связанные с причинением вреда жизни и здоровью (как учителям, так и ученикам). И это вполне объяснимо, т. к. такие события, как смерть или тяжкие телесные повреждения, скрыть довольно трудно. Большая часть других преступлений, как правило, остается неизвестной. Сложность в выявлении школьной преступности объясняется тем, что зачастую из-за боязни возможного преследования со стороны учителей или со стороны других учеников ребенок либо не сообщает о случившемся негативном событии в школе, либо сообщает о нем уже после разрешения конфликта. Родители узнают о случившемся от других учеников и их родителей по прошествии значительного промежутка времени, исчисляемого иногда месяцами, что практически исключает своевременное реагирование на конфликт и принятие мер по предупреждению преступления. При собирании доказательственной базы необходимо учитывать, что ученик всегда находится в состоянии подчинения по отношению к учителю и независимо от происходящего ощущает постоянную власть учителя над собой. Проблема заключается еще и в том, что дети могут выдавать свои фантазии за конкретные факты и, наоборот, в силу различных причин, в том числе стыдливости и застенчивости, умалчивать о совершенном насилии. Кроме того, в совершение преступления под влиянием учеников, считающихся неформальными лидерами в своей среде, может быть вовлечен значительный круг учащихся. Нежелание выдавать школьных друзей ставит непреодолимый барьер для своевременного вскрытия зарождающегося конфликта. Одной из возможных причин латентности преступных проявлений в школе может быть отстраненность учителей от детей, их нежелание видеть и разбирать конфликты между учениками, отсутствие доверительных отношений между учителем и учеником. Также причиной может являться нежелание администрации предавать огласке события, которые могут повлиять на репутацию школы, и стремление побыстрее "уладить" все конфликты. Во-вторых, преступность в школе нуждается в изучении еще и потому, что часть уголовно наказуемых деяний совершается детьми, не достигшими ко времени совершения преступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Как известно, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В ст. 20 УК РФ перечислены преступления, за совершение которых уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет. К ним относятся в том числе убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести, изнасилование, насильственные действия сексуального характера. Такие преступления в школах, к счастью, совершаются крайне редко. За доведение до самоубийства, побои и истязания дети не привлекаются к уголовной ответственности. Но всегда ли они не понимают значения своих действий и не желают наступления общественно опасных последствий? В-третьих, немаловажным фактором, дающим основание для более детального изучения школьной преступности, является то, что, несмотря на указание Закона об обязанности школы создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, обеспечивающими из жизни и здоровье <9>, многие правонарушения совершаются в школе с молчаливого попустительства либо из-за халатного отношения к своим обязанностям педагогических работников или иных работников школы. Нередко в школе известно не только о зарождающихся конфликтах в среде учеников, но и о фактах грубого и даже жестокого обращения с детьми со стороны учителей. Встречаются случаи, когда администрация школы не реагирует и на жестокое обращение учеников с учителями. Подобные конфликты, за редким исключением, не возникают внезапно. Они долго тлеют в недрах школы, и о них известно учителям. Меры при этом никакие не применяются. -------------------------------- <9> Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 28) // Российская газета. 2012. 31 декабря. N 5976.

Сегодня родители могут свободно выбрать школу, где будет обучаться их ребенок, независимо от места жительства <10>. Поэтому еще одной, четвертой, особенностью школьной преступности является то, что нередко наблюдается несовпадение места, где произошло преступление, и места формирования конфликтной ситуации, тем более формирования личностных качеств того, кто его совершил. К школьной преступности можно отнести все уголовно наказуемые деяния, совершенные учащимися или педагогическими работниками, связанные с процессом воспитания и обучения в организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность как на территории этой организации, так и за ее пределами. Таким образом, к школьной преступности относятся не только те уголовно наказуемые деяния, которые были совершены непосредственно в школе, но и те, которые были совершены за пределами школы, но являются следствием конфликта, возникшего в школе. -------------------------------- <10> Там же (ст. 3 и ст. 5).

И наконец, насилие в школе влияет не только на десоциализацию личности, не только создает криминогенную обстановку в учебном заведении, но также прямо и непосредственно влияет на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения. Даже если конфликтная ситуация разрешилась, но ее причины и характер так и не стали известны учителям и родителям, которые в результате не смогли должным образом в нее вмешаться и хотя бы просто поддержать ребенка, она становится предметом его душевных переживаний и оставляет в нем тяжелый психологический осадок. Сегодня криминологами необоснованно мало внимания уделяется влиянию школы и ее микросреды на формирование личности ребенка и подростка. Современные учебные планы, принимаемые в общеобразовательных школах, предусматривают нахождение ребенка в школе от 4 до 7 часов в день, многие дети посещают группы продленного дня, существует немалое число частных школ-пансионов, которые предоставляют возможность пребывания в них детей от 12 часов в сутки до 5 - 6 дней в неделю. Школа оказывает не меньшее, а порой даже большее влияние на формирование личности, чем семья и окружение "улицы". Искажающие воздействия на личность как детерминанты развития криминогенной мотивации могут иметь место в среде общения по месту учебы <11>, поэтому наличие преступности в школе тем опаснее, чем старше становится ученик. -------------------------------- <11> Криминология: Учебник / Науч. ред. д-р юрид. наук, профессор Н. Ф. Кузнецова и д-р юрид. наук, профессор Г. М. Миньковский. С. 145.

Обострение социальных противоречий в обществе, падение общего уровня культуры неизбежно отражается в первую очередь на детях, впитывающих, как губка, все, что происходит вокруг. Дети каждый день наблюдают ругань и последствия алкоголизма на улице, получают дома уроки жестокого обращения с собой, а также между лицами, с которыми проживают, изучают правила поведения в конфликтных ситуациях по криминальным сериалами мультфильмам-"боевикам". И этот сгусток негативной информации, преломленный через взгляд несформировавшейся личности, приносится в школу со всей непосредственной детской энергией, для повторения и применения полученных "уроков". Попадая в школу, ребенок оказывается в особом мире, в закрытом социуме со сложившимися именно в этой школе правилами и культурой поведения, которые создавали не одно поколение учеников и учителей именно этой образовательной организации. Ребенок поневоле становится участником отношений, отличных не только от всех тех, в которые он был вовлечен ранее, но также и от всех тех, которые могут и будут возникать у него в будущем. Именно там, свободный от влияния и мнения своих родных и близких, он получает не только знания и впитывает "житейскую мудрость" от учителей и своих сверстников, приносимую в школу из семьи, детского сада и т. д., но и проявляет себя впервые как личность и получает оценку себе как личности, в том числе своих знаний, внешнего вида, поступков, материального положения своей семьи и статуса в коллективе. И именно под действием этих оценок сверстников и учителей формируется его собственное "я". Именно в школе на примере других (учителей и сверстников) вырабатываются стереотипы поведения в различных, в том числе конфликтных, ситуациях, закрепляется стойкое мировоззрение, которое неизбежно повлияет на принятие решений ребенком в будущем и совершение поступков, а в конченом итоге на формирование его личности. Известный английский специалист в области детской психиатрии М. Раттер пришел к выводу, что склонность к совершению уголовных преступлений, выраженность личностных расстройств и иногда депрессия характеризуют многих взрослых, признаки социальной дезадаптации которых сохраняются с детства <12>. -------------------------------- <12> Раттер М. Помощь трудным детям / Под общ. ред. к. п.н. П. С. Спиваковской; пер. с англ. О. В. Баженовой, Г. Г. Гаузе. М.: Прогресс, 1987. С. 56.

Размышления о вышесказанном наводят на мысль о том, что наступило время более детально изучить такое обширное явление, как современная школа. Со времен Советского Союза в нашей стране считалось, что школа - это незыблемый образец воспитания и только школа может дать возможность личности развиваться и найти свое место в жизни. Конечно, обращаясь к истории, мы видим, какую важную роль играла школа в воспитании и образовании детей - жертв революций и войн. Сегодня мы наблюдаем падение авторитета школы в целом и учителей в частности. Внушаемый с детства нигилизм, утеря культурных традиций, отсутствие веры в значимость каждого в обществе, обесценивание человеческой жизни, приоритет материального над духовным, ориентация только на потребление приводят к снижению ценности образования как источника блага для человека. Низкий уровень культурных отношений, привносимый в школу не только учениками из семьи, но и учителями, способствует укреплению подобных убеждений. Г. М. Миньковский обращал наше внимание на то, что криминогенное воздействие оказывают наблюдаемые лицом злоупотребления администрации образовательных учреждений, бесхозяйственность, протекционизм, нечестность, грубость. Криминогенное влияние низкого уровня правовой культуры в современных условиях усиливается демонстрацией неуважения к закону, его фактического бездействия или укрытия от законной ответственности преступников <13>. Душевная травма от несправедливого наказания или от несправедливого унижения остается у ребенка на всю жизнь и подрывает его веру в справедливость. -------------------------------- <13> Криминология: Учебник / Науч. ред. - д-р юрид. наук, профессор Н. Ф. Кузнецова и д-р юрид. наук, профессор Г. М. Миньковский. С. 146.

Еще в 1994 г. было указано, что в общей популяции российских подростков 38% школьников нуждаются в медико-психолого-педагогической реабилитации, у несовершеннолетних наблюдается психопатизация и невротизация <14>. Эти явления заслуживают особого внимания, т. к., по мнению нашего знаменитого криминолога Н. Ф. Кузнецовой, "психопатичная личность под влиянием неблагоприятных условий воспитания и общения способна быстрее криминализироваться и главным образом в направлении насильственной преступности" <15>. -------------------------------- <14> Там же. С. 123. <15> Там же. С. 124.

Возвращаясь к проблемам школы, можно констатировать некоторые, на мой взгляд, немаловажные факторы. Несмотря на гарантии, предоставленные работнику при временной нетрудоспособности <16>, многие родители не имеют возможности осуществлять уход за больным ребенком из-за сложностей, возникающих при их отсутствии на работе. В жертву приносится здоровье детей, которые, несмотря на недомогание, посещают уроки в школе. -------------------------------- <16> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ст. 183) // Российская газета. 2001. N 256; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Российская газета. 2006. 31 декабря. N 4263.

Точно такая же ситуация прослеживается и среди педагогических работников, когда заболевшего учителя директор школы заменить никем не может и учитель вынужден идти на работу, ставя под угрозу собственное здоровье и здоровье детей, которые находятся с ним в контакте. Другая проблема, касающаяся здоровья, но также непосредственно влияющая на поступки детей, связана с загрязнением окружающей среды и низким качеством продуктов питания. Во всем мире медицинские работники говорят о высоком уровне различных аллергических реакций у детей. Врач-педиатр, кандидат медицинских наук Н. Л. Жуковская в результате личного наблюдения выявила около десяти видов пищевых добавок (традиционно обозначающихся на упаковках продуктов буквенно-цифровым кодом), оказывающих негативное влияние на нервную систему детей. В больших городах, особенно в Москве, существует и другая проблема, связанная с опасениями родителей за жизнь и здоровье своих детей. Напуганные полицейскими сводками о процветающей уличной преступности и наркомании, родители делают все возможное для того, чтобы ребенок целый день находился под постоянным присмотром и не связался с "плохой" компанией. Это достигается путем определения ребенка на различные дополнительные занятия, а в жертву приносятся отдых, прогулки и игры со сверстниками. Перечисленные факторы можно отнести к внешним. Но существуют и внутренние факторы, непосредственно связанные с получением образования в школе. Санитарно-эпидемиологическими требованиями установлена не только величина недельной образовательной нагрузки. Например, объем домашних заданий по всем предметам должен быть таким, чтобы затраты на его выполнение не превышали в 4 - 5 классах двух астрономических часов, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, а в 9 - 11 классах - 3,5 часа в день <17>. Однако многие дети уже в первом классе тратят на выполнение домашнего задания до четырех часов. -------------------------------- <17> Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 (п. 10.30).

Неотъемлемой частью образовательного процесса в школах являются обязательные для посещения занятия по внеурочной деятельности. Указание на то, что занятия проходят в игровой форме, зачастую является декларацией, и уже с первых классов дети находятся на занятиях в школах по 6 - 7 часов в день без перерыва. В погоне за хорошими результатами по ЕГЭ, которые прямо влияют на статус школы, с начальных классов детей подвергают тестированиям по аналогии с ЕГЭ (помимо обязательных контрольных работ и диктантов). Многие родители говорят о том, что дети не выдерживают нервного напряжения и начинают болеть после таких "контрольных недель". К вышесказанному приплюсовываются весьма спорные способы проведения тестирования. У детей начинает развиваться психологическая боязнь подобных контрольных работ, своего рода фобии. Переутомление детей проявляется в том числе в виде неадекватных защитных реакций на внешние раздражители - замечание учителя, шутку одноклассника и пр. Возникающие конфликты могут быть разрешены грамотным педагогом, но учителя на практике очень часто прибегают к методам, усиливающим конфликт (таким как крик, оскорбление, высмеивание недостатков учеников и даже применение силы). Указанные выше проблемы - лишь начало того перечня, который можно было бы перечислять и далее. Невнимательное, равнодушное отношение учителей к ученикам и своим коллегам дает благодатную почву для проявления насилия, хотя, безусловно, обвинять только школу и учителей было бы крайне несправедливо и недопустимо ни при каких обстоятельствах. Согласно положениям Закона "Об образовании в Российской Федерации" <18>, образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. При этом под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения (ст. 2). Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (ст. 3). -------------------------------- <18> Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 31 декабря. N 5976.

Разве можно говорить о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, когда уже с первых дней в школе дети встречаются с грубым и унижающим достоинство отношением к ним? При этом указанное происходит как со стороны других учеников, в том числе с молчаливого попустительства учителей, так и со стороны учителей, зачастую применяющих физическое и психическое насилие, если что-то в поведении ученика им не понравилось. С момента принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена социальным правовым государством. Однако за почти двадцать лет его существования так и не разработана программа, позволяющая детям до наступления возраста административной и уголовной ответственности ознакомиться с правилами поведения в обществе правового государства, в котором установлена ответственность как за свое поведение, так и за поведение родителей и учителей. В результате со своих первых шагов в современном мире ученик усваивает совершенно другое правило, действующее безотказно, хотя оно и не закреплено в Конституции: прав тот, у кого больше прав. Несмотря на включение школами в учебные планы таких предметов, как экономика, психология, основы безопасности жизнедеятельности, окружающий мир, дети не знают свои права и обязанности, а также способы их защиты. Это, в свою очередь, приводит к решению конфликтов детьми тем путем и тем способом, который они придумывают себе исходя из знаний, полученных из книг, средств массовой информации, от учителей, сверстников, и примеров окружения улицы. Сложившаяся ситуация приводит, с одной стороны, к небрежному отношению детей к своим поступкам и их последствиям, а с другой стороны - к урокам безнаказанности и разрушению веры в правовую защиту. Меры, предпринимаемые учителями и психологами в школах, на сегодняшний день не искоренили проблему насилия. Сказанное только подтверждает необходимость разработать и принять современные, научно обоснованные криминологические программы по предупреждению насилия, а также других преступлений, совершаемых в школах.

Название документа