О некоторых вопросах договорного регулирования создания учебных произведений, предусмотренных частью четвертой Гражданского кодекса РФ
(Добрякова Н. И.) ("Правовые вопросы связи", 2008, N 1) Текст документаО НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ
Н. И. ДОБРЯКОВА
Добрякова Н. И., доцент кафедры экономического права Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев, специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль. Для правовой регламентации отношений по использованию учебных произведений действующий Закон "Об авторском праве и смежных правах" предусматривает авторский лицензионный договор о передаче исключительных и неисключительных прав. Четвертая часть Гражданского кодекса РФ расширяет количество договоров о передаче авторских прав. Так, ст. ст. 1233 - 1235 Гражданского кодекса РФ предусматривают следующие способы распоряжения исключительными правами: договор об отчуждении исключительного права; договор об использовании результата интеллектуальной деятельности в определенном объеме (лицензионный договор). В отличие от ст. 31 Закона "Об авторском праве и смежных правах", закрепляющей принцип возмездности авторского договора, в ст. 1234 Гражданского кодекса РФ предусматривается возможность заключения безвозмездного договора об отчуждении исключительного права. По мнению некоторых юристов, данное положение противоречит действующему законодательству и правовой доктрине, так как "все гражданско-правовые договоры, за исключением договора дарения, являются возмездными" <1>. Однако с таким мнением стоит не согласиться, поскольку ст. 423 ГК РФ предусматривает два вида договора - возмездный и безвозмездный. При этом предполагается, что заключенный сторонами договор является возмездным. То есть безвозмездность договора должна быть прямо предусмотрена законом, иным правовым актом или вытекать из существа самого договора. Норма абз. 1 п. 3 ст. 1234 ГК РФ является диспозитивной, т. е. закон допускает заключение безвозмездного договора, но при этом, если договор по своей природе является возмездным, условия о размере вознаграждения или порядке его определения должны быть предусмотрены обязательно. Безвозмездные отношения по общему правилу допускаются между физическими лицами, не имеющими целью извлечение прибыли, например брачный договор <2>. Помимо свободной передачи произведения, причем с сохранением прав лицензиата (если предыдущим правообладателем была выдана лицензия), п. 5 ст. 1233 ГК РФ предусматривает возможность заключения договора о залоге исключительного права, что значительно увеличивает экономическую оборотоспособность учебного произведения. Также четвертая часть Гражданского кодекса предусматривает различные разновидности лицензионного договора. Так, по мнению В. Ф. Яковлева и А. Л. Маковского, при полном отсутствии в действующем Законе "Об авторском праве и смежных правах" четкого современного обязательственно-правового инструментария, обеспечивающего эффективное участие в гражданском обороте прав на результаты интеллектуальной деятельности, четвертая часть Гражданского кодекса РФ основательно и последовательно восполняет пробелы действующего законодательства <3>. Так, ст. ст. 1236 - 1238, 1287 Гражданского кодекса РФ предусматривают неисключительный лицензионный договор, исключительный лицензионный договор, сублицензионный договор, издательский лицензионный договор. Отдельную группу договоров, опосредующих обращение исключительных прав, образуют договоры заказа на создание произведения. По мнению диссертанта, договор заказа на создание учебного произведения имеет свои особенности. -------------------------------- <1> Тулубьева И., Осипов В. Некоторые размышления о части четвертой Гражданского кодекса РФ // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. N 12. С. 6. <2> См.: Рузакова О., Клочун К. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ: отдельные проблемы правового регулирования // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. N 11. С. 10. <3> См.: Яковлев В. Ф., Маковский А. Л. О четвертой части Гражданского кодекса России // Журнал российского права. 2007. N 2. С. 8.
В соответствии с п. 1 ст. 1288 Гражданского кодекса автор обязан создать произведение согласно условиям договора и в определенный срок (ст. 1289 ГК РФ), а в соответствии с п. 2 ст. 1290 обязан возместить реальный ущерб заказчику при неисполнении этих условий. Авторское вознаграждение (включая аванс), полученное по договору о передаче произведения для использования, может быть взыскано с автора в случае расторжения договора. По мнению А. П. Сергеева, одним из оснований расторжения договора может служить недоброкачественность произведения, если она является результатом недобросовестного подхода автора к созданию произведения <4>. Так, в судебной практике под недобросовестностью понимается, например, неправомерное использование чужих произведений, представление своего ранее опубликованного произведения под видом нового, искажение фактов в документальном произведении, искажение оригинала при переводе, включение в рукопись непроверенных данных, подлежавших проверке автором, и т. п. <5>. При этом заказчик должен доказать недобросовестность автора. -------------------------------- <4> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 1999. С. 310. <5> См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений".
С другой стороны, перечень учебников и учебных пособий для их использования в учебных заведениях определяет Министерство образования и науки. Таким образом, закон предусматривает как ответственность автора за недоброкачественность произведения, так и государственный контроль за качеством учебников. Однако ответственность за недоброкачественность учебного произведения наступает для автора только в случае нарушения условий авторского договора заказа. Как тогда быть с теми недоброкачественными учебными произведениями, которые уже вышли в продажу и которые потребитель купил по договору купли-продажи? Согласно Положению о порядке проведения экспертизы учебников устанавливается порядок проведения экспертизы учебников с целью обеспечения их качества и формирования федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях <6>. При этом экспертиза может проводиться как по инициативе образовательных организаций, так и по инициативе граждан, заинтересованных в данной экспертизе, - учащихся и их родителей. Но в соответствии с Положением о порядке проведения экспертизы учебников единственным последствием отрицательного результата государственной экспертизы учебника является отказ в присвоении грифа "Допущено" ("Рекомендовано"). -------------------------------- <6> См.: Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2005 г. N 107.
По мнению диссертанта, в целях защиты прав потребителя на получение доброкачественных учебных произведений автор должен нести солидарно с издательством (если издательство брало на себя обязанность редактировать данное учебное произведение) имущественную ответственность за коммерческое использование своего недоброкачественного учебного произведения по заявлению потребителя в виде возмещения реального ущерба. Новеллой в области договорного регулирования авторских прав являются статьи Гражданского кодекса РФ, посвященные произведениям, созданным по государственному или муниципальному контракту. В последнее время образовательная политика государства направлена на создание нового инновационного образования, что требует не только значительных финансовых затрат, но и разработки принципиально новых образовательных интеллектуальных продуктов. Внедрение информационных технологий в образовательные процессы, представление результатов научной деятельности и объектов культуры в электронной цифровой форме дают широкие возможности для становления нового информационного общества, поддержки и решения задач, стоящих перед образованием в Российской Федерации. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" разрабатываются и размещаются в открытом доступе в сети Интернет информационные образовательные ресурсы, разрабатываются инновационные образовательные программы, закупаются учебно-наглядные пособия и оборудование для учебных заведений. Государственное финансирование создания творческих результатов в области образования ставит вопросы определения статуса создаваемых ресурсов и систем, принадлежности прав собственности на них, обладателей прав на созданные для этих целей объекты интеллектуальной собственности. Несовершенство российского законодательства в сфере создания и развития государственных информационных ресурсов заключается прежде всего: во-первых, в наличии пробелов в традиционном законодательстве в области информатизации, во-вторых, в отсутствии должного учета интересов образовательных учреждений с позиций обеспечения доступа к объектам авторского права в эпоху новых информационных отношений и, в-третьих, в отсутствии системного организационно-правового, в том числе договорного, подхода к развитию единой образовательной информационной среды <7>. -------------------------------- <7> См.: Наумов В. Образование в сети: общественная польза и исключительные права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 2.
В соответствии со ст. 1298 Гражданского кодекса РФ "исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию. При этом если исключительное право полностью принадлежит исполнителю, то он по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд. Если же права принадлежат частично исполнителю, частично заказчику, то заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения, уведомив об этом исполнителя". Поскольку норма ст. 1298 Гражданского кодекса РФ является диспозитивной, то в целях обеспечения свободного доступа к учебным ресурсам, созданным по заказу государства или муниципального образования, вопрос о создании и дальнейшем использовании учебного произведения, где заказчиком выступает государство или муниципальное образование, должен быть урегулирован договором. Так, например, со стороны государства может выступать Федеральное агентство по образованию. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральному агентству по образованию были переданы: правоприменительные функции, т. е. издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров; функции по оказанию государственных услуг; по управлению имуществом в сфере образования упраздненного Министерства образования Российской Федерации, т. е. осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству. Так, в соответствии с вышеуказанным нормативным актом под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц. Поскольку образование является приоритетным направлением социальной политики государства, то свободный доступ к образовательным ресурсам имеет исключительную общественную значимость. Договор на создание и использование учебных произведений может предусматривать отчуждение исключительных прав на создаваемое произведение Федеральному агентству по образованию, что позволит государству быть правообладателем учебных произведений, созданных по его заказу. Также, по мнению диссертанта, в образовательных целях следует обязать государство помимо предусмотренной ст. 1298 Гражданского кодекса РФ безвозмездной простой лицензии обеспечить свободный доступ к таким произведениям через Интернет, опубликовав их в специализированных образовательных порталах, например "Российское образование. Федеральный по случае о готовом произведении можно говорить только условно, так как пользователь, еще не одобривший произведение, может потребовать от автора его доработки или даже отклонить произведение в связи с его непригодностью. Поэтому данный договор не утрачивает характера договора заказа, в рамках которого могут быть урегулированы все возникающие вопросы, в том числе связанные с выплатой аванса. -------------------------------- <10> См.: Камышев В. Г. Издательский договор на литературные произведения. М., 1969. С. 43.
Определенную сложность представляет вопрос о формулировании технических требований к разрабатываемому на заказ мультимедиапродукту. Дело в том, что пока не установлено государственных или иных единых стандартов к характеристикам таких документов, на которые можно было бы сослаться в договоре. Исходя из этого, в договоре следует излагать подробные технические требования в приложении к договору. Также необходимо закрепить обязанность сторон не использовать и не распространять информацию, составляющую коммерческую и государственную тайну, запрещенную информацию в соответствии с Федеральными законами "О средствах массовой информации" и "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также недопустимую информацию рекламного характера в соответствии с Законом "О рекламе".
Название документа