Законодательство Республики Армения об охране и использовании памятников

(Мартыненко И. Э.) ("Культура: управление, экономика, право", 2012, N 4) Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ

И. Э. МАРТЫНЕНКО

Мартыненко И. Э., заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (Республика Беларусь), кандидат юридических наук, доцент.

Республика Армения имеет богатое историко-культурное наследие. Среди памятников в первую очередь следует выделить древнейшие образцы изобразительного искусства: большое количество наскальных рисунков и образцов пещерной живописи, монументальных скульптурных изваяний - вишапов, менгиров, надгробий; археологических памятников - палеолитических стоянок, мастерских и пещер, поселений, городищ, храмов и святилищ, некрополей и курганов; средневековых архитектурных шедевров, светских и религиозных монументальных сооружений - монастырей, церквей, часовен и т. д., а также образцов малых архитектурных форм - стел и хачкаров, орнамент которых поражает изяществом и изысканной манерой исполнения. На территории Республики Армения расположены мощнейшие циклопические крепости эпохи бронзы и раннего железа, построенные из огромных базальтовых глыб, укрепленные башнями. Число этих образцов древней фортификации - более пятисот. Десятками исчисляются городища и крепости древневосточного государства Урарту, памятники ахеменидской и эллинистической эпох <1>. -------------------------------- <1> Симонян А. Принципы регистрации и специфика охраны армянских памятников // Управление всемирным наследием и глобальные вызовы современности: материалы международного научно-практического семинара. 1 - 3 марта 2011 г. М.: НИИ культурного наследия, 2011.

На государственном учете состоит 24200 памятников истории и культуры <2>. -------------------------------- <2> Данные Министерства культуры Республики Армения. Дело N 03.11.932-10.

В целях сохранения историко-культурного наследия для будущих поколений в Республике Армения сформирована развернутая система законодательства, включающая Законы: "Об основах культурного законодательства" (2002), "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды" (1998), "О недвижимых памятниках истории и культуры, являющихся государственной собственностью и не подлежащих отчуждению" (2003), "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (2004), "Об архивном деле" (2004), "О нематериальном культурном наследии" (2009), "О библиотеках и библиотечном деле" (2012). В целях обеспечения охраны памятников правительством Республики Армения приняты Постановления от 20 апреля 2002 г. N 438-Н "О государственном учете, исследовании, сохранении, восстановлении, использовании и укреплении недвижимых памятников истории и культуры" и от 29 декабря 2005 г. N 2338-Н "О перенесении недвижимых памятников", а также утверждено от 5 февраля 2009 г. N 104-Н Положение по управлению Государственным кадастром недвижимых памятников истории и культуры. Согласно ст. 11 Конституции Республики Армения памятники истории и культуры, другие культурные ценности находятся под опекой и охраной государства. Республика Армения в рамках принципов и норм международного права способствует укреплению связей с армянской диаспорой, сохранению находящихся в других государствах армянских исторических и культурных ценностей. Эта конституционная норма положена в основу формирования и развития законодательства Республики Армения в области охраны историко-культурного наследия. Ведь конституционализация является неотъемлемой частью развития гражданского общества и государства <3>. -------------------------------- <3> Туманян Г. Слагаемые конституционализма: верховенство права, стабильное развитие // Конституционное правосудие: вестник конференции органов конституционного контроля стран новой демократии. 2011. Вып. 2(52). Ереван: Издательство Центра конституционного права Республики Армения, 2011. С. 13.

В законодательстве Республики Армения используются следующие понятия: "культурные ценности", "культурное достояние", "культурное наследие" и "памятники истории и культуры". Рассмотрим их. Определение культурного наследия содержится в ст. 6 Закона "Об основах культурного законодательства". Культурное наследие - это совокупность созданных в прошлом культурных ценностей, имеющих важное значение с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения для сохранения и развития культурной самобытности Республики Армения и армянского народа, его вклада в мировую цивилизацию. Культурные ценности - это произведения культуры и искусства, художественные народные творчество и ремесла, фольклор, этические и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, историко-культурные топонимы, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, предметы (объекты) культурного наследия. Совокупность культурных ценностей (в том числе объектов культурного наследия), имеющих для армянского народа национальное значение, составляет культурное достояние Республики Армения. Иное определение данных понятий содержится в Законе "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Для целей перемещения их через таможенную границу Республики Армения культурными ценностями признаются предметы и произведения, считающиеся продуктом жизнедеятельности человеческого общества, которые независимо от времени создания имеют важное археологическое, этнографическое, историческое, религиозное, художественное и научное значение. Культурное наследие - это культурные ценности и предметы культурного назначения, считающиеся продуктом жизнедеятельности человеческого общества (ст. 6 Закона). Что касается понятия "памятники истории и культуры", то таковыми признаются только недвижимые сооружения, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, их ансамбли и комплексы с занятой ими или исторически связанной с ними территорией, составляющие их элементы и фрагменты археологического, художественного, эпиграфического, этнографического характера, историко-культурные и естественно-исторические заповедники, памятные места независимо от степени их сохранности. В законодательстве Республики Армения, как и других стран СНГ, понятия "культурные ценности", "культурное наследие", "предметы культурного назначения" и "культурное достояние" взаимозаменяемы. Единого универсального определения любого из этих понятий не существует. Как правило, термин "ценность" имеет юридический смысл (связанный с "владением"), в то время как понятие "наследие" подчеркивает необходимость его охраны и передачи из поколения в поколение. Классификация памятников. Памятники по ценностным критериям (культурной значимости) подразделяются на следующие категории. К категориям памятников республиканского значения относятся высокоценные, древние, типические или редкие образцы значимых памятников истории народа, его материальной и духовной культуры; к категории памятников местного значения - памятники, характеризующие историю и культуру, местные особенности какого-либо региона страны. Классификация памятников по этому критерию производится на основании заключения экспертной комиссии органом государственного управления в области охраны памятников, уполномоченным на то правительством Республики Армения. К категориям памятников всемирного значения относятся памятники, включенные в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Таких объектов в Республике Армения три <4>: монастыри Ахпат и Санаин; собор и церкви Эчмиадзина (в том числе Эчмиадзинский кафедральный собор, церковь Святой Рипсиме и церковь Святой Гаяне) и археологический памятник Звартноц; монастырь Гегард и верховья реки Азат. -------------------------------- <4> Мартыненко И. Э. Статус объектов всемирного культурного наследия // Вестник общественных наук: научно-общественный журнал НАН Республики Армения. 2010. N 3. С. 284 - 296.

В предварительные списки всемирного культурного и природного наследия включены: городище Двин; Ереруйкская базилика и ее археологическая местность; Татевский монастырь, Татеви Анапат и ущелье р. Воротан; монастырь Нораванк и ущелье р. Амагу <5>. -------------------------------- <5> Саргсян А. Нормативно-правовая база и деятельность по охране историко-культурного наследия Республики Армения // Управление всемирным наследием и глобальные вызовы современности.

Археологические памятники - это стоянки каменного века, пещерные жилища, древние и средневековые поселения, крепости, могильники, захоронения, мегалитические обелиски, наскальные изображения, эпиграфические памятники, археологические культурные слои. Исторические памятники - сооружения, обелиски, мемориальные комплексы, гробницы, связанные со знаменательными историческими и культурными событиями и видными деятелями. Градостроительные и архитектурные памятники - это участки застройки исторических населенных пунктов, кварталов, улиц, парков; жилые, дворцовые, культовые, общественные, производственные и инженерные сооружения; дома народного зодчества, архитектурные сооружения <6>. -------------------------------- <6> Оганесян М. Г. Модернизация массивов жилой застройки 1920 - 1930-х гг. и их охрана как памятников градостроительства: Автореф. дис. ... канд. архит. Ереван, 1996. С. 28.

Памятники монументального искусства - образцы монументальной скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Государственный учет памятников. Все памятники, находящиеся на территории Республики Армения, подлежат государственному учету независимо от формы собственности. Государственный учет памятников включает выявление историко-культурных ценностей, локальное архитектурное и археологическое исследование, документацию (обмеры, фото), составление учетных карточек и паспортов по определенному формату и Государственного списка памятников и проекта по его дополнению. Необходимо отметить, что государственный учет памятников осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном правительством Республики Армения. Согласно требованиям ст. 12 Закона "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды" документы государственного учета памятников хранятся бессрочно. Основными документами и правовой основой для придания объекту статуса памятника, принятия его государством под охрану являются Государственные списки памятников, которые утверждаются правительством Республики Армения по представлению уполномоченного органа. Уполномоченный орган уведомляет о включении памятника в Государственный список территориальные органы государственного управления и органы местного самоуправления - по месту нахождения памятника и собственника или пользователя памятника. Согласно ст. 13 указанного Закона Государственные списки памятников официально публикуются в трехмесячный срок после их составления. Включение новых объектов в Государственные списки памятников и исключение из них производится на основании экспертного заключения. После утверждения Государственных списков недвижимых памятников истории и культуры десяти регионов и г. Еревана правительством Республики Армения проводятся работы по документации памятников, уточнению существующих и составлению новых охранных зон памятников, разрабатываются договорные условия, определяющие их охрану и использование. Наряду с этим осуществляется исследование новых памятников и включение их в Государственные списки, проводится согласование генеральных планов поселений и проектов охранных зон их историко-культурных памятников. В результате мониторинга памятников осуществляется полная обработка и уточнение сведений, содержащихся в Государственных списках. Охрана памятников и исторической среды. Система мероприятий по обеспечению охраны памятников и исторической среды включает не только выявление и государственный учет памятников, но и установление зон охраны памятников, создание историко-культурных заповедников, обеспечение охраны памятников и их территории и контроль за ней, составление проектов историко-культурного обоснования исторических населенных пунктов или их отдельных участков, обеспечение сохранности памятников и их исторической среды в процессе осуществления строительных, сельскохозяйственных и иных работ, установление порядка раскопок, консервации, реставрации, ремонта и использования памятников. К числу мероприятий в данной области относится и пропаганда охраны памятников. Для охраны культурного наследия кроме естественных явлений потенциальными угрозами являются приватизация земель, мелиоративные работы, проведение водо - и дорожно-строительных работ, кабельных линий и работ иного характера без согласования с уполномоченным органом. Поэтому в законодательстве Республики Армения в целях обеспечения охраны памятников и их исторической среды, выявления историко-художественных ценностей, их целевого использования и благоприятного визуального восприятия определены система охранных зон и режим использования памятников. Зоны охраны устанавливаются вокруг недвижимых памятников, которыми могут быть: архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы - исторические центры населенных пунктов: кварталы, площади, улицы, системы или элементы планировки и застройки; отдельно стоящие здания и сооружения, произведения садово-паркового и ландшафтного искусства, памятные места, связанные с историческими событиями, памятники археологии, произведения монументального искусства. Из зон охраны памятников выводятся промышленные предприятия, ремонтные мастерские и склады, наносящие физический и эстетический ущерб памятнику, влекущие значительные грузовые потоки, загрязняющие почву, атмосферу и водоемы. Охранные зоны памятников, проекты историко-культурного обоснования населенных пунктов являются основой для проектов детальной планировки и застройки регионов, городов и других населенных пунктов. Осуществление земляных, строительных и других видов работ, а также экономической деятельности на территории указанных зон производится с разрешения уполномоченного органа. Таким образом, градостроительные основы сохранения и реконструкции исторической среды должны стать краеугольным камнем, на котором строится вся система сохранения архитектурного наследия, ибо любой памятник архитектуры является неотъемлемой частью ансамбля или комплексов. Важнейшие слагаемые национального наследия - своеобразие и красота городов, их исторических центров и архитектурных ансамблей, планировочная структура и зеленое убранство. В целях охраны населенных пунктов, имеющих памятники, их участков, естественного и исторически сложившегося искусственного ландшафта, историко-культурного комплекса и его исторической среды создаются историко-культурные заповедники. Историко-культурные заповедники - это ансамбли, комплексы памятников, группы памятников с окружающей их естественноисторической средой, представляющие особую историческую, научную, художественную и этнографическую ценность. В настоящее время в Республике Армения действует восемь историко-культурных заповедников <7>. -------------------------------- <7> Данные Министерства культуры Республики Армения. Архив Гродненского государственного университета им. Янки Купалы за 2011 г. // Материалы проекта "Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия стран СНГ".

Обеспечение охраны и сохранности памятников. Согласно ст. 20 Закона "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды" новообнаруженный (в законодательстве советского периода такие объекты именовались как вновь обнаруженные) или новооцененный объект, имеющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, получает статус нововыявленного памятника и до включения его в Государственный список памятников охраняется в установленном законодательством порядке. Юридическое или физическое лицо, распоряжающееся нововыявленным памятником, обязано обеспечить его сохранность, а при его изъятии государством понесенные собственником затраты возмещаются в установленном законодательством порядке. Отметим, что лицо, скрывающее факт обнаружения памятника, создающее препятствия для учета и изучения находки, а также уничтожающее или присваивающее его, несет определенную законодательством ответственность. Важное положение содержится в ст. 21 Закона "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды": снос памятников запрещается. Что касается возможности перемещения памятников республиканского и местного значения, изменения памятников республиканского значения, то такие действия могут производиться в исключительных случаях с разрешения правительства Республики Армения, а изменение памятников местного значения - с согласия территориальных органов государственного управления. При этом необходимо иметь в виду, что разрешение на перемещение и изменение памятников выдается только на основании заключения уполномоченного органа. Перед перемещением или изменением памятника, а при необходимости также в процессе выполнения этих действий уполномоченный орган организует работы по научному изучению, обмеру и фотографированию памятника. Как указывается в ст. 21 Закона "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды", все расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет лица, получившего разрешение на перемещение или изменение памятника. Восстановление памятников. В Республике Армения условиями проведения работ по консервации, ремонту и реставрации памятников являются: разрешение и контроль со стороны уполномоченного органа, согласование с ним проектного задания на данные виды деятельности. Заказчиками работ по консервации, ремонту и реставрации памятников являются собственники и пользователи памятников. Заказчиками работ по консервации, ремонту и реставрации считающихся государственной собственностью и неиспользуемых памятников могут быть уполномоченный орган, территориальные органы государственного управления и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица Республики Армения и других государств. Работы по консервации, ремонту и реставрации памятников прекращаются в порядке, установленном законодательством Республики Армения, если они осуществляются с нарушением утвержденного проекта, методологических и технологических принципов, либо если их продолжение может угрожать сохранности памятника. Работы могут быть возобновлены после устранения выявленных нарушений за счет исполнителя. Право на прекращение работ имеют уполномоченный орган и территориальный орган государственного управления с уведомлением уполномоченного органа. Принципы использования памятников. В Республике Армения памятники используются преимущественно в научных, образовательных, культурных и познавательных целях, а также по своему первоначальному и приспособленному (адаптационному) функциональному назначению. Законом допускается использование памятников в хозяйственных и иных целях, если такое использование: соответствует характеру памятника; не вредит сохранности памятника; не принижает или не искажает его исторической, научной и художественной ценности. Владение памятником и его использование должны производиться с сознанием уникальности его историко-культурной ценности и необратимости возможных потерь. При этом исключительно в научных, образовательных, культурных и познавательных целях используются древние и средневековые городища, поселения, поселения-крепости, укрепления, могильники, захоронения, недействующие мосты, водоемы, церкви, монастырские комплексы и иные сооружения, которые не подлежат полному восстановлению и использованию по своему первоначальному функциональному назначению, а также связанные с ними произведения монументального искусства. Необходимо отметить, что цель, характер использования памятников, их изменение согласуются с уполномоченным органом. Пользователи памятников, если они своими умышленными или неумышленными действиями нарушили сохранность памятника, утрачивают право на его использование. В пользование памятники предоставляются их собственником или пользователем на основании договора, заключенного между сторонами в установленном законом порядке, который предварительно согласуется с уполномоченным органом. Допускается также субаренда памятника, если она предусмотрена арендным договором. Памятник предоставляется в пользование с его территорией. Напомним, что территория памятника - это занятая им, связанная с ним исторически и функционально и в установленном порядке отведенная под него земельная площадь. Таким образом, историко-культурное наследие Республики Армения - неотъемлемая составная часть общечеловеческой культуры, важный фактор формирования и развития интеллекта человека, общества, этноса, хранилище исторической памяти. Законодательство Республики Армении об охране историко-культурного наследия - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с созданием, сохранением, восстановлением и использованием произведений материальной и духовной культуры.

Название документа