Подготовка магистров в отечественных вузах
(Апарышев И.)
("ЭЖ-Юрист", 2012, N 41)
Текст документа
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВУЗАХ
И. АПАРЫШЕВ
Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ III класса, г. Москва.
Введение новой двухуровневой системы образования породило массу практических проблем. Зачастую магистерские программы, реализуемые российскими вузами, не отвечают требованиям актуальности и имеют многочисленные недоработки. В большей степени это вызвано отсутствием у педагогического состава практики разработки таких программ. Преодолеть сложившуюся ситуацию поможет анализ положительного зарубежного опыта и обобщение уже наработанного материала отечественных специалистов.
Двухуровневая система образования
В настоящее время в отечественных вузах продолжается работа по совершенствованию организационного и методологического обеспечения новой системы высшего профессионального образования, которая стала двухуровневой. Первый уровень - бакалавры. Они считаются полноценными специалистами-исполнителями всех сфер экономики. Второй уровень - магистры. Это категория работников, которые будут заниматься руководящей, исследовательской и педагогической деятельностью. Подготовка вузами магистров осуществляется на основе федеральных государственных стандартов.
Стоит обратить внимание, что данная система для России не новая. Многие передовые отечественные вузы уже имеют десятилетний опыт подготовки магистров. Важнейшие вопросы разработки концепции магистерской программы, выбора методов образовательного процесса и учебного плана, а также организация научно-исследовательской работы решались задолго до введения образовательного стандарта.
Несмотря на вышесказанное, преждевременно говорить о формировании достаточных условий для качественной подготовки магистров. Эффективным методом повышения уровня выпускаемого контингента может стать обобщение опыта образовательных структур, регулирующих и предоставляющих магистерские программы.
Программа подготовки специалистов
Главным принципом разработки программы подготовки магистров является компетентный подход в их подготовке.
Программа представляет собой совокупность образовательных методик, разрабатываемых кафедрами вузов, которые включают в себя учебный план, программы дисциплин, практик, научно-исследовательской работы и итоговых испытаний.
Цель подготовки магистров - создание интеллектуальной прослойки специалистов с высокой профессиональной компетенцией, способных вести научно-исследовательскую работу в условиях модернизации, инновации и введения новых знаний в фундаментальные науки. У выпускников магистратуры должны быть:
- широкая научная эрудиция;
- понимание и опыт практического применения методологии научного познания;
- способности ведения исследовательской и педагогической деятельности.
При разработке магистерских программ не менее важно учитывать такие критерии, как:
1) новизна: программа не должна повторять учебный процесс бакалавриата;
2) четкое определение результата: по окончании обучения из магистратуры должны выйти специалисты с определенной квалификацией.
Факультативными критериями могут стать большое разнообразие программ, делающее вуз конкурентоспособным в борьбе за обучающихся, и практика применения межкафедральных программ, создающая условия для научно-исследовательской работы на стыке нескольких наук.
Организационные особенности
Магистерская программа существенно отличается от бакалавриата и аспирантуры по организации учебного процесса. Последний осуществляется в небольших группах обучающихся и сочетается с индивидуальным подходом к каждому. Но в связи с высокой актуализацией и индивидуальностью учебного плана возникает много сложностей с подбором соответствующей литературы. Несмотря на это, не вызывает сомнения целесообразность разработки индивидуального учебного плана магистранта с учетом вида его профессиональной деятельности.
Кроме этого, важным является использование инновационных образовательных технологий, развивающих навыки командной работы и управленческой коммуникации, а также лидерские и педагогические качества. Среди этих технологий выделяют: проведение семинаров, научных конференций и круглых столов; публикацию статей; анализ данных статистики; экспертизу нормативно-правовой базы.
Наконец, особого внимания заслуживает применение так называемых авторских курсов, разрабатываемых по результатам обобщения исследований опыта известных ученых вкупе с практикой высококвалифицированных специалистов. Время показывает, что именно данные курсы становятся наиболее эффективным способом усвоения материала и вызывают наибольший интерес обучающихся.
В результате лекционное и семинарное обучение в стенах вуза должно составлять не более 40% всего учебного процесса, основа которого заключается во внеаудиторной работе магистрантов с глубоким научно-исследовательским уклоном.
Важным элементом такой организации является обеспечение доступа обучающихся к электронным базам данных. Для этого аудитории должны быть оснащены современными мультимедиасредствами с высокоскоростным выходом в Интернет.
Роль семинаров
Семинары являются важной формой качественной подготовки магистрантов. Такая форма обучения предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Семинар считается активной формой обучения. Три основных вида семинара:
- научно-методологический;
- научно-исследовательский;
- научно-практический.
Специфика каждого из них вытекает из названия. Все три вида имеют единую цель - выработку у обучающихся компетенций и навыков опытно-исследовательской работы, являющейся базой для написания магистерской диссертации. Среди задач семинара выделяют:
- выбор темы исследования;
- подготовку к научному исследованию и написанию статей;
- обсуждение проектов и результатов диссертационных работ магистрантов.
Стоит обратить внимание, что наиболее эффективным методом является параллельное проведение всех трех видов семинаров. Такой прием позволит совершенствовать и развивать интеллектуальный уровень обучающихся, а также их способности к самостоятельному исследованию новых методов управления, обобщению опыта и предоставлению результатов в виде статьи или доклада.
Сегодня можно смело сказать, что процесс реализации программ магистратуры отечественными вузами запущен повсеместно. За счет этого методологическая база будет постоянно совершенствоваться. Такое положение даст новые толчки к модернизации института отечественной магистратуры.
Название документа