Проблемы становления законодательства субъектов Российской Федерации об образовании (на примере города Москвы)

(Мацкевич И. М.) ("Юридическое образование и наука", 2014, N 1) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)

И. М. МАЦКЕВИЧ

Мацкевич Игорь Михайлович, главный редактор, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

В статье поднимаются вопросы практической реализации Федерального закона "Об образовании". В частности, на примере Москвы рассматриваются как проблемы кодификации законодательства об образовательной деятельности на уровне субъекта Федерации, так и задачи, которые поставлены перед правоприменителем по приведению сложившейся системы образования в соответствие с новыми требованиями. Анализируется зарубежный опыт в этой сфере, а также те задачи, которые должно решать российское общество для получения современного, опережающего свое время образования.

Ключевые слова: закон, образование, кодифицированный акт.

Problems of formation of legislation of the subjects of the Russian Federation on education (as exemplified by the city of Moscow) I. M. Matskevich

The article concerns practical realization of Federal Law on education. In particular, as exemplified by Moscow, the author considers the issues of codification of legislation on educational activities at the level of the subject of the Federation and the tasks on bringing of the existing system of education into compliance with new requirements; analyses foreign experience in this sphere and the tasks which shall be resolved by the Russian society for contemporary education.

Key words: law, education, codified act.

Известно крылатое, хотя и спорное выражение: критерий истины - практика. Только практическая реализация Федерального закона "Об образовании" <1> покажет, насколько многолетний труд юристов, педагогов, депутатов, чиновников от образования и других примкнувших к ним лиц действительно завершился разработкой удачного законодательного акта. Это тем более важно, что в отличие от многих других современных законов этот Закон разрабатывался долго с привлечением огромного количества экспертов и с широким обсуждением его представителями общественности из совершенно разных кругов и слоев населения. Если вступивший в силу, кстати, в полном объеме с 1 января 2014 г. рассматриваемый Закон и нельзя в чем-то упрекнуть, так это в том, что принимался он не второпях и не кулуарно. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

(Между прочим показательно, что совершенно новый закон, еще даже не вступивший в полном объеме в силу, уже подвергся пусть и небольшой, но корректировке!) Между тем огромное значение будет иметь не только то, как разработанные положения будут реализовываться на практике, но и какое законодательство об образовании будет принято субъектами Российской Федерации. Какое будет у нас образование, такое у нас будет будущее. И это не абстрактное будущее, это будущее завтрашнего дня. Другими словами, это то, как мы все будем жить завтра. В условиях многомерного и такого разнопланового мира будущее имеют страны, которые получат наивысшее пороговое значение своего образованного народа. Подчеркну, в мире сегодня наблюдаются две, как это часто бывает, полярные тенденции в области образования: 1. Позитивная роль образования. 2. Кризис образования. Решение этой парадигмы (от греч. paradeigma - пример, образец, в философии часто обозначает совокупность неосознаваемых предпосылок, определяющих направление исследования на данном этапе) во многом зависит от законодательной базы. 1. Позитивная роль образования. В качестве подтверждения этой роли образования приведу пример работы с одаренными детьми, так называемыми детьми индиго <2>. -------------------------------- <2> Широкое распространение термин "дети индиго" получил в 1999 г., когда в свет вышла книга Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер "The Indigo Children: The New Kids Have Arrived". Книга имела большой общественный резонанс. Как говорил Кэрролл, к идее этой книги его подтолкнуло общение с неким ребенком, который обладал невероятной энергией и знаниями, превосходящими знания не только окружающих его детей, но и взрослых. Этого ребенка он назвал Крайон. Индиго - разновидность фиолетового цвета, что-то среднее между темно-синим и фиолетовым цветом. В Индии произрастает растение, которое так и называется - индиго. Из этого растения добывается соответствующий краситель. Например, в Англии этому своеобразному оттенку не смогли дать точного определения, поэтому его просто назвали Indian blue.

Например, в США эта проблема решается посредством создания специальных государственных программ и образовательных учреждений для одаренных обучающихся. В разработке таких программ задействованы и Министерство образования, и университеты, и колледжи, и местные органы управления, и многочисленные общественные организации. Любопытно, что Министерство образования США (United States Department of Education) является одним из самых молодых министерств, оно было создано в 1979 г. Это одно из самых малочисленных министерств США, функции его сильно урезаны, поскольку образование, как и многие другие сферы деятельности в США, сильно децентрализовано. В США внедрены различные тактики и методики обучения одаренных обучающихся: а) ускорение обучения (раннее поступление в школу, обучение за один год по программам двух классов, обучение в профильных классах); б) обогащение (расширение изучаемых областей знаний, более быстрое продвижение к высшим образовательным уровням); в) междисциплинарные подходы (выбор глобальных тем для изучения, высокий уровень насыщенности занятий); г) менторство (менторство от англ. mentor - устаревшее выражение наставничества, употребляемое часто в качестве ироничного синонима наставничества, нечто вроде наставничества свысока), или наставничество (наставник выступает одновременно и как советник, и как консультант, при необходимости играет роль критика, учит обучающегося навыкам лидера, умению социального взаимодействия, благосклонно потворствует творческим достижениям). В Австрии в аналогичных программах активно используются школьные и внешкольные ресурсы, работают специализированные классы, существует обширная сеть конкурсов и олимпиад. В Великобритании одаренные обучающиеся получают поддержку в рамках обычных классов. При этом каждая школа получает дополнительное целевое государственное финансирование на поддержку именно этой категории обучающихся. В Бельгии, Греции, Ирландии, Италии, Португалии, Франции, Швеции, Дании и Норвегии для одаренных обучающихся существуют специальные школы и учебные программы. Особенностью является то, что такие программы реализуются в рамках частных инициатив и никак не регулируются на законодательном уровне. В Германии для одаренных обучающихся разработана специальная летняя программа под условным названием "Немецкая школьная академия", главной целью которой является создание выгодных условий для развития способностей детей и организация взаимного обогащения детей путем общения с другими детьми с таким же высоким потенциалом умственного развития. В Китае, Корее, Таиланде и Сингапуре при каждом университете имеется школа, которая позволяет обеспечить условия для реализации одаренных обучающихся. Особую роль при получении образования одаренными обучающимися играют информационные технологии. Они способствуют самообразованию, повышают мотивацию и прививают навыки самостоятельности и ответственности <3>. -------------------------------- <3> Горбунова Е. Ю. Современные подходы к обучению и развитию одаренных детей. URL: talantdeti. ucoz. ru.

2. Кризис образования. В США осенью 2013 г. перед самым началом нового учебного года многие родители в Нью-Йорке столкнулись с неприятными известиями. Их дети по старым итоговым результатам обучения выглядели вполне достойно, но как только правительство штата сравнило их тесты с более строгим так называемым Общим тестовым стандартом, их оценки резко упали. Скорее всего, то же самое произойдет еще в 45 штатах, которые согласились с идеей нового единого теста. Скоро все родители увидят, как много детям придется стараться, чтобы преуспеть в обучении. Введение нового теста сопровождается многочисленными изменениями. Учитель поставлен в такие условия, что просто вынужден уделять вопросам качества значительно больше внимания, чем всем другим вопросам. Это, в свою очередь, неизбежно поднимет вопросы количества обучающихся в классе, а также качества подготовки самого учителя. Вопрос стоит чрезвычайно остро. Если американские школы хотят обновить свои школьные программы и повысить уровень образования, они вынуждены начинать реформы. Американские школы давно нуждаются в новых идеях, в инновационных программах, которые должны им обеспечить новые учителя, прошедшие обучение по новым сертификационным программам. Такие альтернативные сертифицированные программы, включающие в себя, например, программу под названием "Думающее обучение для Америки", имеют большую популярность в последние месяцы. В то же время большинство учителей до сих преподают по традиционным школьным образовательным программам, в которых все "зачехлено теорией, историей и образовательной политикой". И нет никакой уверенности, что в больших классах, в которых находится до 30 учеников, даже новый сертифицированный учитель сумеет удержать внимание всех обучающихся. Организация "Математическое образование", например, пропускает своих стажеров через интенсивные программы, включающие сотни обучающих типов моделирования. Менее чем через полгода в первый год обучения эти предполагаемые учителя набивают руку, проводя занятия в небольших классах. Через несколько месяцев после обучения они становятся полноправными учителями. Тем не менее представление на звание "эффективного учителя", которое дает вышеназванная общественная организация, они получают только после оценки их первого года работы в школе. При этом используются не только оценки, которые получают учителя от соответствующих специалистов организации, но и данные опросов учеников, данные экспертов, данные достижений обучающихся. Другая организация, "Городской центр учителей" (Urban Teacher Center), готовит учителей для преподавания математики, английского языка, искусства, а также для преподавания по программам специального обучения. Затем их направляют примерно в 50 школ, расположенных в Балтиморе или Вашингтоне, и отслеживают их успехи и неудачи в постоянном режиме. Будучи сертифицированными, эти новые учителя должны демонстрировать обучающимся первейшие достижения знаний, полученные ими за несколько лет подготовки. Обучающиеся заслуживают учителей, которые могут выявлять среди них лучших. Или, как говорит Стиг Лисчли, представитель организации "Математическое образование", обучающиеся заслуживают учителей, которые компетентны в решении реальных проблем, с которыми они столкнутся лицом к лицу после окончания школы. В то же время, несмотря на предпринимаемые усилия, сейчас нет никаких гарантий, что эксперимент с сертификацией учителей себя оправдает. Такая жесткая подотчетность оказывает огромное обратное психологическое давление на учителей. И даже если первый год работы учителя пройдет успешно, это еще ни о чем не говорит. Более того, методы сертификации новых учителей подвергаются критике и являются источником постоянных дебатов. При этом цель сертифицировать всех учителей не ставится. Сертификацию получат только те учителя, которых, например, TNTP (The New Teacher Project) признает лучшими. Если учителя не попадают в заявленную траекторию оценки, с ними расстаются <4>. -------------------------------- <4> Vanderkam Laura. Что большинство успешных людей делает перед завтраком // USA TODAY. October 2. 2013. P. 8A.

Таким образом, позитивная роль образования проявляется на индивидуальном уровне, в то время как наблюдается общий кризис всей системы образования. Мы должны сказать, что поднимаемые вопросы являются проблемами практически всех стран. Давно заметил, что, по меньшей мере, наивно полагать, что кризис образования в России является исключительно ее сугубо индивидуальной проблемой. Как в этом, так и в большинстве других случаев проблемы России, надуманные и реальные, не являются ее исключительной привилегией. Именно поэтому решать их нужно не в отрыве от общих мировых реальностей, а вкупе с ними, в системе мировых координат и мировых ценностей. Особый путь развития России - иллюзия, и чем быстрее мы, наконец, распрощаемся с этой иллюзией, тем быстрее мы будем двигаться дальше. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" отношения в этой сфере регулируются Конституцией, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (здесь и далее выделено мной. - И. М.). В совокупности это следует называть законодательством об образовании. Очевидно, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, включая, например, нормативные правовые акты Москвы об образовании, являются составным целым единого российского законодательства об образовании. Российское законодательство об образовании включает в себя следующие уровни: 1) федеральный; 2) уровень субъекта (в данном случае - Москвы). Исходя из этого нормативные правовые акты Москвы об образовании должны: 1) не противоречить федеральному законодательству в сфере образования; 2) представлять собой единое целое (систему законодательства Москвы об образовании); 3) развивать и дополнять федеральное законодательство об образовании. Система законодательства об образовании в Москве на сегодняшний день представляет собой набор разрозненных нормативных правовых актов, главными из которых являются: 1) Закон города Москвы "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве" (в редакции от 18 мая 2011 г.); 2) Закон города Москвы "Об общем образовании в городе Москве" (в редакции от 4 июля 2012 г.); 3) Закон города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 г.; 4) Постановление правительства Москвы "О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы" (в редакции от 27 ноября 2007 г.); 5) Постановление правительства Москвы "Об утверждении государственной программы города Москвы на среднесрочный период ((2012 - 2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" (в редакции от 16 июля 2013 г.). Кроме того, нормативные установления, касающиеся образовательной сферы в Москве, содержатся: 1) в Законе города Москвы "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" (в редакции от 23 июня 2010 г.); 2) Законе города Москвы "О молодежи" (в редакции от 14 декабря 2011 г.); 3) Законе города Москвы "О развитии образования в городе Москве" (в редакции от 4 июля 2012 г.); 4) Законе города Москвы "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (в редакции от 25 июня 2008 г.); 5) Законе города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы" от 23 сентября 2009 г.; 5) Постановлении правительства Москвы "О проведении в городе Москве пилотного проекта по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы"; 6) Постановлении правительства Москвы "О Концепции закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы". При этом многочисленные правовые предписания по вопросам образовательной деятельности содержатся в распоряжениях префектур, которые, как мне представляется (возможно, я ошибаюсь), слабо коррелируют с общими вопросами образовательной политики города Москвы. Думается, особенно после принятия единого кодифицированного акта об образовании на федеральном уровне, что в субъекте Российской Федерации и особенно в Москве должен быть разработан и принят такой же кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий особенности деятельности в образовательной сфере в Москве. Как утверждает Л. Р. Дегтярева, новый закон об образовании законодательно обеспечивает реализацию триединой задачи российского образования: 1) сохранения конституционных норм, гарантирующих гражданам России получение бесплатного дошкольного, общего, среднего, профессионального образования, а также высшего - на конкурсной основе; 2) обеспечения социальных и профессиональных прав и гарантий педагогам и обучающимся, которые способствовали бы стимулированию их саморазвития и реализации полноценного и всестороннего творчества в педагогической деятельности и учебе; 3) внедрения инновационного механизма развития всей системы образования в целом. Все это подчеркивает необходимость принятия кодифицированного акта об образовании в Москве, которая, помимо этого, обусловлена следующими причинами: 1. Внесение изменений в действующие нормативные правовые акты потребует траты значительных ресурсов, поскольку: а) таких актов много; б) содержащиеся в них положения часто никоим образом между собой не согласованы; в) финансовые затраты на их реализацию дублируются из-за того, что применяются по-разному и по-разному регулируются; г) исполнение нормативных предписаний из-за отсутствия единой кодификации осуществляется различными субъектами; д) нет единого механизма общественного контроля за сферой образования. 2. Федеральным законом "Об образовании" прямо предусмотрена задача разграничения полномочий в этой сфере между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, в ст. 8 детализированы полномочия субъекта Российской Федерации в сфере образования, к которым в числе прочего относятся: создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций; создание и осуществление присмотра за детьми, находящимися в образовательных организациях; организация обеспечения учащихся учебниками; обеспечение мониторинга системы образования; организация психолого-медицинской помощи и др. Все это не может быть в полной мере реализовано без качественной кодификации законодательства Москвы в сфере образования. 3. Москва - особый субъект образовательной политики Российской Федерации, поскольку: а) здесь находится абсолютное большинство вузов и школ; б) качество образования существенным образом отличается, как правило, от качества образования в других субъектах; г) ведущие и так называемые престижные научные школы также находятся здесь. Как совершенно справедливо сказано в нормативных документах правительства Москвы, город Москва является лидером по количеству молодежи, приезжающей учиться в московские вузы (не менее 14% от общей численности студентов вузов), поэтому даже в условиях сокращения численности российской молодежи в возрасте 15 - 23 лет спрос на места в московских вузах будет высоким в течение ближайших 5 лет. Перед Москвой в образовательной сфере лежит выполнение следующих задач (многие из них сформулированы в государственной программе города Москвы "Столичное образование" на период 2012 - 2016 годов, о которой говорилось выше): 1. Установление, систематизация и нормативное закрепление всей сети образовательных учреждений и организаций, расположенных в городе Москве, предоставляющих образовательные услуги, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, для обеспечения позитивной конкуренции в сфере образования, эффективного использования всех имеющихся ресурсов, создания максимальных возможностей для построения политики общих и индивидуальных образовательных траекторий. 2. Решение проблемы значительного притока учащихся из самых разных регионов России, а также учащихся - трудовых мигрантов, что потребует не только мест в государственных образовательных учреждениях, но и механизмов (в т. ч. правовых) и технологий, способных обеспечить их учебную деятельность и мягкую интеграцию в культуру города Москвы и России в целом. 3. В силу объективных причин социальная дифференциация населения города Москвы, различия в социальном и культурном капитале семей определяют неоднородность социального заказа к образованию, естественным образом устанавливают различия в критериях и возможностях выбора школ и вузов детьми, юношами и девушками из семей с разным достатком. 4. Сложившаяся система образования воспроизводит и закрепляет существующую стратификацию общества, в т. ч. наличием так называемых "непрестижных" и "престижных" образовательных организаций. Подобное деление существует во всем мире и требует законодательного закрепления: а) для разработки критериев отнесения образовательных организаций к так называемым "престижным" образовательным организациям; б) поддержки так называемых "непрестижных" образовательных организаций; в) особого порядка деятельности так называемых "престижных" образовательных организаций; г) разработки механизма ответственности так называемых "престижных" образовательных организаций за результаты своей деятельности (с ведущих - особый спрос); д) постоянного повышения кадрового потенциала и ротации педагогических работников с целью, с одной стороны, недопущения превращения так называемых "престижных" образовательных организаций в закрытые элитарные организации, а с другой стороны, падения качества образования в так называемых "непрестижных" образовательных организациях. 5. Установление понятных правил конкуренции семей за место для обучающихся в государственных образовательных организациях, известных своим высоким качеством образования и предоставляющих широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Установление нормативных запретов на искусственное выстраивание системы барьеров для поступления и отбора обучающихся в такие образовательные организации. 6. Одновременное безусловное гарантированное право семьи на возможность поступления в любую образовательную организацию Москвы, независимо от места постоянного жительства. 7. Правовое регулирование деятельности религиозных школ при безусловном сохранении светского характера образования в образовательных организациях, независимо от их вида, которые имеют разрешение от государственных органов власти на ведение такого рода деятельности. 8. Создание системы непрерывного образования, путем установления правил, по которым от каждого индивидуума будет требоваться приобретение новых, самых современных знаний, необходимых для работы в условиях инновационной экономики. 9. Постоянная координация деятельности образовательных организаций Москвы с потребностями в трудовых кадрах, разработка механизма, запрещающего искусственное оставление в Москве обучающихся, прибывших из других регионов страны или из других стран: если они были направлены для обучения в Москву за счет средств соответствующих субъектов, то и должны пополнить ряды квалифицированных кадров у себя на малой или большой родине. 10. Неуклонное обновление содержания и технологий образования в соответствии с современными образовательными запросами и перспективами развития рынка труда с одновременным формированием спектра гибких профессиональных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей работодателей города Москвы в квалифицированных кадрах. Образование должно быть направлено в будущее, опережать время, а не фиксировать его. 11. Поддержка и регулирование инициативы обучающихся, направленные на решение не только их собственных проблем, но и проблем социально-экономического развития Москвы. 12. Регулирование особенностей обучения для иностранных специалистов, работающих в городе Москве. 13. Обеспечение возможности индивидуализации образовательных подходов, особенно в случае выявления одаренных обучающихся, разработка различных индивидуальных программ профильного обучения в старших классах и механизма их реализации. 14. Создание условий для получения образования и гарантированного трудоустройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подробное нормативное регулирование вопросов, включающее в себя: а) оснащение государственных образовательных организаций залами лечебной физической культуры и кабинетов кондуктивной терапии <5> для коррекции ограничений здоровья обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также незрячих обучающихся; б) создание автоматизированных рабочих мест для профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями; в) обеспечение образовательных организаций специальным транспортом для посещения учебных занятий обучающимися с ограниченными возможностями; г) издание учебников и учебных пособий, в т. ч. цифровых образовательных ресурсов, дидактических и наглядных материалов для обучения лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и (или) интеллектуальной недостаточностью; д) создание ресурсного центра профессиональной диагностики, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и сопровождения карьеры лиц с ограниченными возможностями. -------------------------------- <5> Кондуктивная терапия от англ. conductor - руководитель, дирижер, проводник. Термин был введен венгерским специалистом А. Пето в конце 1940-х гг. Суть его заключается в том, что исключается понятие "аномальный или больной ребенок". Ребенок признается отклоняющимся от нормы. Кондуктор, с одной стороны, выступает проводником чаяний и нужд такого ребенка, а с другой стороны, приспосабливает окружающий мир к нему. Таким образом, достигается одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности.

15. Закрепление социальных гарантий для педагогических работников, закрепляющих льготы на пенсию, отпуск и способствующих обеспечению в каждой общеобразовательной организации уровня средней заработной платы по Москве. Разработка системы морального и материального поощрения труда московских педагогов. С точки зрения юридической техники было бы правильно построить единый кодифицированный нормативный правовой акт города Москвы об образовании применительно к особенностям реализации различных видов и уровней образования в России. Исходя из этого, такой нормативный правовой акт мог бы состоять из следующих разделов. 1. Общие положения, в которых закрепляется: а) предмет регулирования; б) особенности правового регулирования образовательной деятельности в городе Москве; в) типы образовательных организаций; г) разграничение регулирования с федеральными органами государственной власти, осуществляющими государственное управление системой образования в Российской Федерации. 2. Система образования в городе Москве, которая состоит из: а) принципов; б) инфраструктуры; в) региональных образовательных программ; г) особенностей финансового обеспечения; д) структуры управления образованием в Москве. 3. Особенности образовательной политики в городе Москве (так называемый Московский стандарт качества образования), в котором закреплены: а) понятие и принципы; б) использование современных технологий; в) автоматизированная система обучения, управления и контроля за качеством образования. 4. Особенности деятельности отдельных образовательных организаций, в которых закреплены: а) дошкольная образовательная организация; б) начальная общеобразовательная организация; в) основная общеобразовательная организация; г) средняя общеобразовательная организация; д) средняя профессиональная образовательная организация; е) высшая образовательная организация; ж) дополнительная образовательная организация. 5. Обучающиеся, в котором говорится: а) о здоровье обучающихся; б) программах, учебниках и учебных пособиях; в) питании и имуществе; г) стипендиях; д) иных социальных гарантиях. 6. Педагогические работники, в котором закреплены: а) меры поощрения; б) меры дисциплинарного воздействия; в) стратификация; г) аттестация и ротация; д) социальные льготы; е) гарантированная заработная плата. 6. Особенности обучения на дому, в котором закреплены: а) понятие, причины и особенности обучения на дому; б) здоровье обучающихся; в) программы, учебники и учебные пособия; г) стипендии; д) иные социальные гарантии. 7. Особенности обучения лиц, проявивших выдающиеся способности (так называемые дети индиго), в котором дается: а) понятие, причины и особенности обучения лиц, проявивших выдающиеся способности; б) здоровье обучающихся; в) программы, учебники и учебные пособия; г) стипендии; д) иные социальные гарантии. 8. Наука и практика, в котором закреплены: а) принципы взаимосвязи образовательной, научной и практической деятельности; б) обязанность внедрения современных наукообразных форм и методов обучения; в) ориентированность на инновационную экономику. 9. Общественный контроль, в котором закреплены: а) понятие и принципы общественного внешнего контроля; б) понятие и принципы внутреннего общественного контроля; в) общественные организации обучающихся; г) гарантии деятельности общественных организаций. 10. Автономия образовательной организации, в котором установлена: а) необходимость и обязательность разработки собственного устава; б) финансовая деятельность; в) предмет разграничения полномочий образовательной организации и органов государственной и местной власти; г) гарантии автономии; д) пределы автономии; е) ответственность образовательной организации. 11. Финансовая деятельность образовательной организации, в котором закреплены: а) бюджет образовательной организации; б) фонды образовательной организации; в) порядок принятия материальной помощи от юридических лиц; г) порядок принятия материальной помощи от физических лиц; д) порядок использования дополнительных финансовых средств. 12. Заключительные положения, в котором установлены: а) момент вступления в силу; б) переходные положения; в) отложенные нормы; г) ответственные органы за приведение соответствующих нормативных правовых актов (указать, каких конкретно) в соответствие с положениями настоящего единого кодифицированного нормативного правового акта.

Название документа