Негативные социальные установки и смысловые конструкты у подростков, совершивших агрессивные противоправные деяния на национальной почве
(Ошевский Д. С.) ("Юридическая психология", 2012, N 3) Текст документаНЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СМЫСЛОВЫЕ КОНСТРУКТЫ У ПОДРОСТКОВ, СОВЕРШИВШИХ АГРЕССИВНЫЕ ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЧВЕ <*>
Д. С. ОШЕВСКИЙ
Ошевский Дмитрий Станиславович, Московский городской психолого-педагогический университет (Москва), федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского" Министерства здравоохранения России (Москва).
В статье представлены результаты предварительного эмпирического исследования, направленного на выявление негативных социальных установок и смысловых конструктов у подростков, совершивших агрессивные противоправные деяния на национальной почве. Показано, что оценки таких несовершеннолетних, как правило, категоричны и полярны, смысловая сфера отличается конфликтностью и недифференцированностью смыслов. Подобная структура смысловых конструктов и негативных установок имеет связь с неблагоприятным семейным контекстом, в котором воспитывается ребенок. В результате у подростков не формируется адекватное представление о своей психосоциальной роли. Гипермаскулинные модели поведения, реализуемые за счет вхождения в националистические группы, позволяют таким подросткам компенсировать диффузность своей идентичности. Фактором риска агрессивного противоправного поведения на национальной почве может являться ориентация на нормы референтной группы, в которой культивируются смыслы, связанные с агрессией и насилием по отношению к лицам иной национальности. Аффективную нагруженность ксенофобских представлений, по-видимому, следует рассматривать в качестве фактора, существенно повышающего вероятность подобных деликтов.
Ключевые слова: негативные социальные установки, смысловые конструкты, ксенофобия, факторы риска агрессивного противоправного поведения на национальной почве.
The article presents results of preliminary empiric research aimed at detection of negative social attitudes and sensual constructs of teenagers committed aggressive illegal actions on national basis. The author shows that valuations of such minors as a rule are categorical and polar, the semantic sphere is characterized by conflicts and lack of differentiation of meanings. The said structure of semantic constructs and negative attitudes is connected with negative family context where the child is being brought. As a result the teenagers do not form adequate understanding of psycho-social role thereof. Hyper-masculine models of behavior, realized at the account of entering nationalist groups, allow such teenagers to compensate diffusiness of identity thereof. Factors of risk of aggressive illegal behavior on national basis can be orientation to the norms of referential group, where senses connected with aggression and violence with regard to persons of another nationality are cultivated. Affective character of xenophobian ideas shall be considered as a factor which materially improves the possibility of such delicts.
Key words: negative social attitudes, semantic constructs, xenophobia, factors of risk of aggressive illegal behavior on national basis.
Тревожной тенденцией последних лет является изменение структуры и характера правонарушений, совершаемых подростками. По данным МВД РФ, несовершеннолетние активно вовлекаются в групповую экстремистскую деятельность, связанную с идеями национальной ненависти <1>. Еще несколько лет назад группы "скинхедов" состояли в основном из социально и педагогически запущенных подростков, нередко с интеллектуальным дефицитом. Их восприятие националистической идеологии отличалось поверхностностью. Подростки группировались ситуационно, совершали деликты, как правило, в состоянии алкогольного опьянения, сопровождая их разбоями. Однако в последнее время наблюдаются иные тенденции. "Скинхеды" достаточно хорошо ориентированы в националистической литературе. Такие несовершеннолетние составляют устойчивые, хорошо организованные группы, осуществляющие свою координацию с помощью сети Интернет. В них входят внешне благополучные подростки, положительно характеризующиеся по месту жительства и учебы, нередко получающие высшее образование. Вполне естественно, что после привлечения подростка к уголовной ответственности за тяжелое правонарушение возникает вопрос о его психическом здоровье. Между тем подобное поведение может быть обусловлено целым рядом причин и требует дифференцированной оценки, в которой учитывались бы социальные и психологические факторы, такие как индивидуальные особенности подростка, его установки, поведение в группе, социальные ориентации и т. п. -------------------------------- <1> Материалы официального сайта МВД РФ: http://www. mvd. ru.
Литературный анализ показывает, что на формирование деструктивных подростковых субкультур, в том числе связанных с ксенофобией, оказывают влияние экономические, политические, социальные, психологические и многие другие факторы. Особая роль среди них отводится средствам массовой информации (СМИ) <2>. Вместе с тем отмечено, что усвоение деструктивных форм поведения, транслируемых в СМИ, и их реализация происходят только у части подростков. Важная роль в этом процессе отводится характеру социального окружения. В лонгитюдных исследованиях <3> показано, что вероятность формирования агрессивных моделей поведения возрастает в случае принадлежности ребенка к слоям с низким социальным статусом, где наблюдается расхождение между декларируемыми социальными установками и законными способами достижения имеющихся потребностей. Некоторые авторы <4> полагают, что негативная информация приводит к противоправному поведению только у тех подростков, которые испытывали на себе жестокое обращение родственников, холодное отношение с их стороны, воспитывались без отца, были отвергаемы сверстниками. Ряд исследователей <5> подчеркивают, что весомым фактором риска агрессивного криминального поведения являются негативные социальные установки. На материале взрослых правонарушителей, осужденных за агрессивные деликты на национальной почве, показано, что их жесткие смысловые конструкты ксенофобского содержания сочетаются с диффузной идентичностью, низким уровнем когнитивной содержательности образа "Я", высокой зависимостью от внешних обстоятельств, аффективной неустойчивостью, преобладанием примитивных защитных механизмов и т. п. <6>. В клинико-психологических работах на примерах отдельных случаев показано, что у несовершеннолетних в генезе противоправных действий на национальной почве существенную роль играют эмоционально насыщенные смысловые конструкты, связанные с негативным восприятием лиц иной национальности <7>. Между тем обобщенного анализа на эту тему не проводилось. Перечисленными обстоятельствами обусловлена актуальность настоящего исследования. -------------------------------- <2> Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейн. отношений. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999; Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1999; Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб.: Питер, 2004; и др. <3> Farrington D. Childhood aggression and adult violence: early precursors and later life outcomes // The development and treatment of childhood aggression. Hillsdale (N. J.), 1991. P. 5 - 29; Farrington D. Multiple risk factors for multiple problem // Multiproblem violent youth. Amsterdam, 2002. P. 23 - 35. <4> Wood W., Wong F. Y., Chachere J. G. Effects of media violence on viewers aggression in unconstrained social interaction // Psycholog. bulletin. 1991. Vol. 109. N 3. P. 371 - 383; Wahl K., Tramitz K. Xenophobia: the deep roots of extreme emotions // Dt. Jugendinst. Bulletin. Munchen, 2003. Spec. Engl. ed; Маланцева О. Д., Дозорцева Е. Г. Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи // Психологическая наука и образование. 2012. N 2. www. psyedu. ru. <5> Farrington D. Childhood aggression and adult violence. P. 5 - 29; Farrington D. Multiple risk factors for multiple problem. P. 23 - 35; Hoge R. D., Andrews D. A. Youth level of service/case management inventory: user's manual. Toronto, 2002; Borum R. Psychology of terrorism. Tampa (Fl): Univ. of South Florida, 2004; Оценка риска противоправных действий у детей и подростков: Метод. рекомендации / Е. Г. Дозорцева, В. Д. Бадмаева, Д. С. Ошевский, Н. А. Александрова. М.: ФГБУ "ГНЦССП им. В. П. Сербского", 2011. <6> Borum R. Op. cit.; Meloy J. R. Indirect personality assessment of the violent true believer // Journal of personality assessment. 2004. Vol. 82. N 2. P. 138 - 146; Гришко А. Я., Сочивко Д. В., Гаврина Е. Е. Личность осужденного за террористическую деятельность (эксперимент. исслед. и пути построения воспитат. и психокоррекц. воздействия). Рязань: Акад. права и управления ФСИН, 2006. <7> Комплексная экспертная оценка криминального агрессивного поведения у подростка, обвиняемого в групповых многоэпизодных гомицидных актах на национальной почве / С. В. Голуб, Е. Г. Дозорцева, Е. В. Макушкин, Д. С. Ошевский // Практика судебно-психиатрической экспертизы: Сб. 47 / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: ФГУ "ГНЦССП Росздрава", 2009. С. 153 - 170; Психолого-психиатрическая оценка несовершеннолетнего, страдающего шизофренией и обвиняемого в экстремистской деятельности / В. Д. Бадмаева, Ф. В. Кондратьев, Е. В. Макушкин, Д. С. Ошевский, И. А. Чибисова // Практика судебно-психиатрической экспертизы: Сб. 48 / Под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: ФГУ "ГНЦССП Росздрава", 2010. С. 134 - 147.
Цель исследования - выявление социальных установок и смысловых конструктов у подростков, совершивших агрессивные деликты на национальной почве. Материалы и методы. Обследовались несовершеннолетние мужского пола (N 12), совершившие агрессивные противоправные действия на национальной почве (ст. УК РФ: 105 - "Убийство", 111 - "Умышленное причинение тяжкого вреда", 282 - "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства") и направленные на комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу (КСППЭ) в ФГБУ "ГНЦ ССП имени В. П. Сербского" Минздравсоцразвития России в период с 2008 по 2011 гг. Средний возраст испытуемых 16,2 + 1,4 лет. Для выявления социальных установок и смысловых конструктов использовался цветовой тест отношений (ЦТО) <8>. Полученные данные обрабатывались с помощью кластерного анализа (Single Linkage - "Метод одиночной связи") в программном пакете STATISTICA 6.0 (rus). Определялись расстояния между переменными и кластерами в Евклидовом пространстве. Для оценки устойчивости кластерных структур применялась кластеризация произвольно выделенной половины выборки, а также выборочное исключение из анализа ряда стимулов. Кроме того, проводился качественный психологический анализ истории жизни несовершеннолетних, который осуществлялся по материалам актов КСППЭ. -------------------------------- <8> Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Практикум по психодиагностике: Психодиагност. материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 119 - 122; Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004; Ошевский Д. С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психолог. аспект: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.
Результаты исследования. Проведенный кластерный анализ позволил выявить у испытуемых ряд тенденций, касающихся специфических смысловых конструктов, которые можно рассматривать в качестве факторов риска агрессивного криминального поведения на национальной почве (рис. 1).
Рис. 1. Кластерная структура смыслов у подростков, совершивших агрессивные противоправные деяния на национальной почве
Структурно "кластерное дерево" испытуемых состоит из трех больших кластерных плеяд (I, II, III). Такая организация свидетельствует о категоричности оценок. В то же время подобная конфигурация смысловых конструктов с некоторыми вариациями характерна для несовершеннолетних в целом <9>. В подростковом возрасте происходит интенсивный процесс структурирования и иерархизации мотивов и смыслов, в результате чего должна сформироваться достаточно устойчивая самооценка и самосознание. Однако из представленных данных следует, что при категоричности и полярности оценок смысловая сфера подростков, совершивших агрессивные деликты на национальной почве, отличается конфликтностью, недифференцированностью смыслов, аффективной нагруженностью установок, связанных с ксенофобскими идеями. -------------------------------- <9> Дозорцева Е. Г. Указ. соч.; Ошевский Д. С. Указ. соч.
Обширная кластерная плеяда (I) включает в себя самооценочные понятия и преимущественно позитивно окрашенные стимулы. Идентификационная категория "я сам" имеет наиболее тесные связи со стимулом "друзья" (Ia). Анализ актов КСППЭ показывает, что общение подростков осуществлялось в референтных группах, члены которых разделяли их националистические идеи. Нередко взаимодействие происходило в социальных сетях, очные встречи между членами националистических групп происходили только тогда, когда подростки принимали участие в своих "акциях". Следует подчеркнуть, что от момента деликта до проведения КСППЭ проходило значительное время. Несмотря на это, эмоциональное отношение подростков к членам референтной группы не теряло своей актуальности. Обращает на себя внимание то, что подростки идентифицируют себя прежде всего с матерью. Фигура отца, на которую они в норме должны ориентироваться при формировании полоролевых стереотипов, попадает в разряд негативно оцениваемых (IIIa) и не связана с понятием "я сам". Из истории жизни испытуемых известно, что они воспитывались в основном в неполных семьях. Отцы таких подростков либо вообще не поддерживали с ними отношений, либо отличались эмоциональной холодностью. В результате у несовершеннолетних не формировалось адекватного представления о своей психосоциальной роли. Мужской образ у испытуемых отличается недифференцированностью. Гендерная категория "мужчина" имеет изолированную близкую связь с понятием "сила", однако этот кластер не наполняется каким-либо конкретным содержанием (Ib). В представлении испытуемых сила ассоциировалась прежде всего с физической силой. По механизму компенсации подавляющее большинство несовершеннолетних в подростковом возрасте до вхождения в националистические группы предпринимали попытки заниматься силовыми и экстремальными видами спорта. Однако трудности в организации систематической деятельности часто приводили к тому, что, перепробовав несколько секций, подростки переставали их посещать. Обращает на себя внимание, что кластерная плеяда включает в себя кластер, состоящий из понятий "национализм", "скинхед" (Ic). Можно предположить, что диффузная идентичность компенсируется за счет вхождения таких несовершеннолетних в националистические группы, которые исповедуют идеи "сильной личности". Вследствие недостаточной зрелости подростки воспринимают их целостно, некритично в виде интроектов. Показательным примером являются высказывания одного из испытуемых, обвиняемого во множественных нападениях на лиц неславянской внешности. Он сообщал, что целенаправленно занимался поиском информации в сети Интернет, посещал сайты националистической направленности. Поначалу его привлекали "милитаристическая атрибутика", "формы приветствия", нравилось просматривать видеоролики со сценами избиения "лиц кавказской национальности". Впоследствии он начал общаться с другими скинхедами, возникло желание "стать общей силой, которая очистит Москву". Свою точку зрения испытуемый обосновывал тем, что "настоящий мужчина должен уметь защитить своих близких". В общей кластерной плеяде (I) группа конфликтных стимулов, входящих в кластер "я сам", имеет связь с категорией "я глазами других" (Id). По-видимому, недифференцированность самовосприятия сочетается у несовершеннолетних с ожиданием аналогичных представлений о себе со стороны других людей. Обращает на себя особое внимание то, что представление об идеальном образе ("я идеальное") связано с агрессивными смыслами "месть", "насилие" и также включено в общую систему самооценивания (Ie). Следует отметить, что в период проведения КСППЭ националистические воззрения у большинства несовершеннолетних не потеряли своей актуальности. Указанные смысловые конструкты, связанные с агрессией и насилием, можно рассматривать как фактор риска повторных подобных деликтов. Во временной перспективе представления о будущем у испытуемых носят конфликтный и непоследовательный характер. Так, общая плеяда (II) включает в себя не только связанные между собой категории "будущее", "я в будущем", "раскаяние", "совесть", "жизнь", но и стимулы "обида", "презрение", "гнев", "преступление", "риск". Это, по-видимому, свидетельствует о том, что некоторая адекватная переоценка своего поведения, связанная с привлечением к уголовной ответственности и проведением судебно-следственных действий, не является устойчивой. В ряде исследований подчеркивается, что отбывающие наказание за правонарушения на национальной почве в условиях заключения имеют тенденцию к группированию на основе своих националистических воззрений <10>. Такую тенденцию целесообразно учитывать не только при исполнении наказания, но и при прогнозировании подобных деликтов в будущем. -------------------------------- <10> Borum R. Op. cit.; Гришко А. Я., Сочивко Д. В., Гаврина Е. Е. Указ. соч.
Обращает на себя внимание то, что негативно оцениваемые категории образуют изолированную эмоционально насыщенную плеяду (III). Она состоит из категорий, которые при формировании представлений образа собственного "я" отвергаются испытуемыми ("не я", "я, каким меня не видят другие люди", "я, каким не буду в будущем"). В нее наряду с временными категориями "прошлое" и негативно эмоционально нагруженными понятиями ("ненависть", "тревога") включаются стимулы "мигрант", "люди, которых я не люблю". Можно предположить, что обследованные подростки склонны к формированию обобщенного недифференцированного отрицательного образа приезжих, с которым они связывают свои негативные эмоциональные ожидания. Особое место в плеяде занимает аффективно насыщенный кластер, который включает в себя тесно связанные понятия "нерусские", "боль", "враг", "зло" (IIIa). Наличие подобных смысловых образований может рассматриваться в качестве фактора риска, существенно повышающего вероятность агрессивного криминального поведения на национальной почве. При нормативном развитии в подростковом периоде ведущей деятельностью становится интимноличностное общение. В результате взаимоотношения с просоциальными сверстниками формируются эмпатия, рефлексия, самосознание. Кластерная структура стимулов, входящих в III плеяду, позволяет предположить, что у обследованных подростков отмечались проблемы в установлении доверительных отношений с одноклассниками. Не исключено, что дефицит эмпатии, рефлексии, диффузная идентичность во многом связаны с проблемами взаимоотношений в школе. Из представленных данных следует, что "школа" у испытуемых ассоциируется с такими понятиями, как "не мой идеал", "горе", "вина", "слабость" (IIIb). В одном из типичных случаев испытуемый характеризовался педагогическим коллективом следующим образом: "Популярностью среди сверстников не пользуется, пассивен, неинициативен, проявляет агрессию, не удовлетворен жизнью". Сам же несовершеннолетний, по его словам, считал одноклассников "быдлом и овощами", "презирал всех их". В то же время он достаточно комфортно чувствовал себя на националистических интернет-форумах, полагал, что имеет там авторитет. Необходимо отметить, что полоролевая категория "мальчик" (IIId), с которой, как правило, отождествляют себя подростки с нормативным поведением <11>, у обследованных несовершеннолетних имеет диффузный и недифференцированный характер. Вместе с тем она включена в плеяду отрицательно оцениваемых стимулов наряду со стимулом "страх" (IIIc). Это может служить признаком формирующейся собственной негативной идентичности. -------------------------------- <11> Дозорцева Е. Г. Указ. соч.; Ошевский Д. С. Указ. соч.
Таким образом, проведенное исследование позволяет наметить ряд предварительных тенденций, касающихся негативных социальных установок и смысловых конструктов у подростков, совершивших агрессивные противоправные деяния на национальной почве. Их оценки, как правило, категоричны и полярны, смысловая сфера отличается конфликтностью и недифференцированностью смыслов. Подобная структура смысловых конструктов и негативных установок, по-видимому, связана с неблагоприятным семейным контекстом, в котором воспитывается ребенок. Отцы таких несовершеннолетних либо вообще не поддерживают с ними отношений, либо отличаются эмоциональной холодностью. В результате у подростков, совершивших агрессивные деликты на национальной почве, не формируется адекватного представления о своей психосоциальной роли. Мужской образ у них отличается недифференцированностью. Гипермаскулинные модели поведения, реализуемые за счет вхождения в националистические группы, возможно, позволяют таким подросткам компенсировать диффузность своей идентичности. Фактором риска агрессивного противоправного поведения на национальной почве может являться ориентация на нормы референтной группы, в которой культивируются смыслы, связанные с агрессией и насилием по отношению к лицам иной национальности. Аффективную нагруженность ксенофобских представлений, по-видимому, следует рассматривать в качестве фактора, существенно повышающего вероятность подобных деликтов. При назначении и исполнении наказания, проведении коррекционных и реабилитационных мероприятий, а также прогнозировании у несовершеннолетних повторных агрессивных правонарушений на национальной почве целесообразно учитывать непоследовательную и конфликтную оценку содеянного.
Название документа