Зрелищные услуги в российском законодательстве
(Халудорова С. В.) ("Юрист", 2012, N 18) Текст документаЗРЕЛИЩНЫЕ УСЛУГИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
С. В. ХАЛУДОРОВА
Халудорова Саяна Викторовна, аспирантка кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.
В статье проанализировано понятие зрелищной услуги в российском законодательстве, сущность и содержание данного понятия, сформулировано определение зрелищной услуги. Автором исследованы нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность зрелищных услуг.
Ключевые слова: услуга, зрелище, Гражданский кодекс, кинематография, театр, цирк.
Theoric services in the Russian legislation S. V. Khaludorova
The article analyses the concept of theoric service in the Russian legislation, essence and contents of this concept, formulates definition of theoric service. The author studies normative-law acts regulating activities of entertainments.
Key words: service, entertainment, Civil Code, cinematography, theater, circus.
В современном мире можно отметить большое количество разнообразных услуг, без которых ни одно физическое лицо и юридическое лицо не может обойтись. Л. В. Щенникова отмечает, что "редким сочетанием двух совершенно удивительных качеств обладают услуги. Во-первых, они занимают первое место по востребованности людьми в современном мире. Человек приходит в этот мир благодаря услугам медицинским, а уходит - благодаря ритуальным. Услуги нас делают образованными и информированными. Они помогают заниматься спортом и обретать уютный ночлег в гостинице. Услуги обеспечивают гигиену и коммунальный быт. Наконец, именно благодаря услугам человек может путешествовать и посещать театр" <1>. Н. А. Баринов утверждает: "В удовлетворении человеческих потребностей важное место занимают услуги, как вещественного, так и невещественного характера" <2>. -------------------------------- <1> Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сб. статей / Под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 79. <2> Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект): Монография. Саратов: Стило, 2001. С. 8.
На разных этапах развития общества понятие "услуга" означало следующее: "Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости - товара ли, труда ли" <3>; услуга - специфическая потребительная стоимость в форме конкретной трудовой деятельности и специфическая форма экономических отношений, предполагающих наличие производителя и потребителя услуг <4>; "услуга - это экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека" <5>. -------------------------------- <3> Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 23. М., 1962. С. 203 - 204. <4> Россинский М. Б. Сфера услуг в экономике развитого социализма. Саратов, 1976. С. 8. <5> Баринов Н. А. Указ. соч. С. 17.
В словаре С. И. Ожегова "услуга" означает: 1) действие, приносящее пользу, помощь другому; 2) бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь <6>. В словаре, посвященном цивильному праву, обнаруживаем, что услуги - предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений <7>. В. В. Кванина уточняет, что правовая категория "услуга" была введена в юридический оборот Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. <8>, однако в них понятие "услуга" было применено только к двум отношениям (транспортной экспедиции и праву на товарный знак и знак обслуживания, соответственно ст. 105 и 148 Основ гражданского законодательства) <9>. -------------------------------- <6> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1985. С. 729. <7> Пиляева В. В. Цивильное право. Энциклопедический словарь. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2003. С. 515. <8> Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. N 2211-1 // Ведомости ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733. <9> Кванина В. В. Договор на оказание возмездных услуг: Учеб. пособие. Челябинск: Из-во ЮУрГУ, 2002. С. 6 - 7.
В законодательстве определение услуги содержится в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации <10> - "услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности". -------------------------------- <10> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
По данному определению услуги Л. Б. Ситдикова отмечает, что "такое понятие услуги большей частью раскрывает экономический аспект, нежели правовой" <11>, и предлагает "под услугой понимать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей нуждающихся в ней субъектов, при этом не оставляющую овеществленного результата" <12>. -------------------------------- <11> Ситдикова Л. Б. Экономико-правовой аспект понятия "услуга": Сборник научных трудов международного юридического института. Вып. II / Под ред. д. ю.н. Л. В. Голоскокова. М.: Международный юридический институт, 2010. С. 154 - 163. <12> Ситдикова Л. Б. Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг. Набережные Челны: Изд-во Камского госуд. политехн. ин-та, 2003. С. 88 - 89.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <13> услуга упоминается в ст. 128, в которой говорится об объектах гражданских прав. В п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ <14> содержится определение - "по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги". Таким образом, из анализа понятия "услуга" видно, что оно трактуется учеными и законодателями по-разному. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. <14> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
Наши научные поиски привели к тому, что определенный интерес вызывают услуги в зрелищной сфере, поскольку они, на наш взгляд, еще недостаточно исследованы. Если у гражданина возникает потребность в посещении театра, кинотеатра, циркового представления, он покупает билет для удовлетворения своих нематериальных потребностей. В современном мире спрос на посещение зрелищных мероприятий является достаточно высоким, существует многообразие зрелищных организаций, которые предоставляют услуги гражданам. В словаре С. И. Ожегова слово "зрелище" означает: 1) то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж и т. п.); 2) театральное или театрализованное представление <15>. К зрелищным организациям можно отнести театр, кинотеатр, цирк, концертный зал, музей. В советское время ученые А. Ю. Кабалкин и В. М. Хинчук отмечали: "Культурно-воспитательная деятельность осуществляется государством через широкую сеть государственных и общественных организаций, действующих на основании нормативных актов, в которых закреплены их задачи, права и обязанности. Это театры, кинотеатры, концертные организации, художественные коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубы, творческие союзы художников, композиторов, театральные общества и др. Той же цели служат радиовещание и телевидение" <16>. По мнению М. Н. Малеиной, к зрелищным организациям относятся театр, филармония, цирк, кинотеатр, музей, выставочный зал (галерея), зоопарк <17>. Таким образом, получается, что нет единства мнений по классификации состава организаций, оказывающих зрелищные услуги. -------------------------------- <15> Ожегов С. И. Указ. соч. С. 203. <16> Кабалкин А. Ю., Хинчук В. М. Удовлетворение потребностей граждан и закон / Научн. ред. М. М. Славин. М.: Моск. рабочий, 1980. С. 32. <17> Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юристъ, 2007. С. 398.
Существует многообразие нормативных актов, которые регулируют деятельность зрелищных услуг <18>. В п. 1 ст. 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации (части четвертой) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ <19> упоминается, что театрально-зрелищное представление является результатом интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта. -------------------------------- <18> Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Российская газета. 1992. 7 апреля; Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4136; Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" // СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2670; Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения" // СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3282; распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р "Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3650; распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 434-р "О концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2012. N 15. Ст. 1807. <19> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5496.
Так, в ст. 3 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" <20> содержится понятие культурной деятельности - "деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей", дается понятие культурных благ - "условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей". В ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" <21> говорится, что "кинематография - область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии"; "организация кинематографии - организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются... выполнение работ и оказание услуг по производству фильма...". В Правилах по киновидеообслуживанию населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения" <22>, содержится понятие услуги по киновидеообслуживанию - "показ художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных кино - и видеофильмов (далее - киновидеофильмы), предназначенных для публичной демонстрации киновидеозрелищными предприятиями и имеющих прокатные удостоверения установленного образца, выданные в установленном порядке Министерством культуры Российской Федерации". В Положении о театре в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" <23>, содержится понятие театра, под которым понимается "организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве". -------------------------------- <20> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615. <21> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4136. <22> СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3282. <23> СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615.
В Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года <24> даются определения: "цирковое дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление цирковой деятельности"; "цирковая деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ произведений циркового искусства". Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р <25>, использует следующие понятия: "театральное дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности"; "театральная деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей". Из вышеизложенного можно заключить, что законодатель не дает определения зрелищной услуги, зрелищной деятельности. -------------------------------- <24> СЗ РФ. 2012. N 15. Ст. 1807. <25> СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3650.
Так, М. В. Севостьянов высказывает определение: "...культурно-зрелищная услуга - это фактически и юридически осуществимая услуга, не имеющая овеществленного результата и по этой причине обладающая признаком неосязаемости, оказываемая и поглощаемая единовременно - в процессе самой деятельности, неотделимая от источника, направленная на удовлетворение культурных потребностей широкого круга зрителей, заключающаяся в уникальности, единичности форм создания или воспроизведения, оказываемая, как правило, посредством творческой деятельности исполнителя по интерпретации произведений культуры и искусства, то есть создания объективной формы для первоначальных произведений, пригодной для демонстрирования зрителям", а также определяет: "Концертная услуга - это разновидность культурно-зрелищных услуг, представляющая собой фактически и юридически осуществимую услугу по организации и проведению концертов, не имеющую овеществленного результата и по этой причине обладающую признаком неосязаемости" <26>. -------------------------------- <26> Севостьянов М. В., Шаронов С. А. Гражданско-правовое регулирование концертных услуг и охрана прав их участников: Науч.-практ. пособие // URL: http://base. garant. ru/5853241/ (дата обращения: 17.05.2012).
Н. А. Баринов пишет, что "...гражданско-правовой договор как правовое средство обеспечивает удовлетворение потребностей граждан в услугах" <27>. Интересную мысль высказывает В. А. Ойгензихт, относя зрелищные услуги к нетипичным договорным отношениям. Анализируя характер отношений между гражданами и зрелищными предприятиями, автор считает: "...это возмездные (коллективно-возмездные) отношения, возникшие в результате волеизъявления сторон на основании публичной оферты зрелищного предприятия и оформления конкретного обязательства путем купли-продажи билета" <28>. Тем временем М. Н. Малеина определяет понятие договора зрелищных услуг следующим образом: "...по договору об оказании зрелищных услуг организация культуры обязуется продемонстрировать гражданину результат творческой деятельности в форме публичного показа или исполнения (предоставить гражданину возможности пользоваться благами культуры), а гражданин вправе требовать обеспечение пользования благами культуры с учетом установленных для удовлетворения своих культурных потребностей правил" <29>. -------------------------------- <27> Баринов Н. А. Указ. соч. С. 3. <28> Ойгензихт В. А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве: Учеб. пособие. Душанбе, 1984. С. 26 - 28. <29> Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юристъ, 2007. С. 397.
Итак, анализ этих понятий показывает, что каждая зрелищная деятельность содержит признаки: 1) услуга, направленная на удовлетворение культурных потребностей; 2) творческая направленность; 3) публичное представление. Таким образом, понятие "услуга" не содержит единого определения как объекта гражданско-правовых отношений <30>. Также зрелищные услуги, предоставляемые для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей, в настоящее время не находят достаточного законодательного закрепления. -------------------------------- <30> Ситдикова Л. Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ // Юридическое образование и наука. 2008. N 1. С. 28 - 32.
Исходя из вышеизложенного, необходимо дать понятие определения зрелищной услуги. Под зрелищной услугой следует понимать деятельность по проведению зрелищного представления для удовлетворения нематериальных потребностей, осуществляемую зрелищными организациями (физическими лицами).
Название документа