Некоторые проблемы нового этапа развития юридического образования

(Шевелева Н. А., Лаврикова М. Ю.) ("Закон", 2014, N 1) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. ШЕВЕЛЕВА, М. Ю. ЛАВРИКОВА

Шевелева Наталья Александровна, декан юридического факультета, заведующая кафедрой государственного и административного права СПбГУ, доктор юридических наук, профессор.

Лаврикова Марина Юрьевна, проректор по учебной работе, доцент кафедры трудового права СПбГУ, кандидат юридических наук.

В контексте Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" авторы рассматривают одну из актуальных проблем юридического образования - взаимодействие образовательной организации с потенциальными работодателями выпускников. Проведя анализ возможных форм такого взаимодействия, закрепленных в новом Федеральном законе, авторы аргументируют свои предложения о необходимости внести дополнительные поправки в действующее законодательство.

Ключевые слова: высшее юридическое образование, взаимодействие вуза с работодателями, допуск к юридической профессии.

Болонский процесс, участником которого Российская Федерация является с 2003 г., поставил перед странами Европы целый ряд важнейших общественных проблем, решение которых, приемлемое для всех, не найдено до сих пор, а значит, дальнейшая трансформация направлений деятельности государств в сфере образования неизбежна. Так, например, для европейского сообщества одним из центральных вопросов стала выработка критериев сопоставимости уровней (этапов) образования, позволяющих определить, соответствует ли кандидат на ту или иную должность предъявляемым профессиональным требованиям. Как показывает практика, особенности национальных систем образования каждого государства - весьма значимая ценность, поступиться которой общество не готово. Гармонизация и унификация процессов в сфере образования не оказались настолько значимыми, чтобы стать катализаторами изменений в восприятии проблемы на национальном уровне. Немаловажным обстоятельством также является тот факт, что ряд государств (в частности, США, Канада) не участвуют в Болонском процессе, соответственно, их правовые школы не подвержены таким новациям, хотя, безусловно, они находятся под влиянием глобализирующегося мира. На современном этапе для России в Болонском процессе все более значимым становится, например, такой аспект, как выбор адекватной модели высшего образования, которая дает результаты, признаваемые в Европе и сопоставимые с данными, отраженными в российских документах об образовании. Одновременно она должна соответствовать потребностям российского рынка труда, в том числе запросам государственного сектора экономики, что необходимо учитывать, приступая к реализации обновленного правового регулирования. Переход на уровневую систему образования в России радикально изменит сложившиеся в ней отношения, поскольку прежде эта система долгое время развивалась в замкнутом пространстве и в какой-то момент стала существовать ради самой себя. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) <1> был принят 29 декабря 2012 г., но существенная часть его положений вступила в силу лишь 1 сентября 2013 г. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2012. N 53. Ст. 7598.

Какую правовую модель сформировал Закон N 273-ФЗ в рамках стратегии развития образовательных отношений? Можно ли говорить о ее кардинальной трансформации как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе? Каким образом изменился правовой статус участников отношений в сфере образования? Ответы на эти и многие другие вопросы пытаются найти как представители образовательных организаций, так и непосредственные получатели их услуг, с каждым годом все в большей степени осознающие, насколько важным является вектор государственной политики в данной области. Помимо концептуальных моментов, взвешенное восприятие которых должно сформироваться на основе практики применения нового нормативного материала, особого внимания на сегодняшний день заслуживает совершенствование системы образования применительно к определенному виду профессиональной деятельности. Например, бесспорно, что образовательные программы в области свободных искусств следует воплощать в жизнь иным образом, нежели соответствующие программы в сфере государственного управления, а подготовка инженеров должна иметь явные отличия от подготовки социологов. В конечном итоге эти "отраслевые" особенности как максимум должны быть зафиксированы в соответствующем правовом регулировании, а как минимум - допущены им. Обращаясь к актуальным проблемам юридического образования, нельзя не отметить, что многие из них возникли уже достаточно давно, однако справиться с ними не смогли ни Закон N 273-ФЗ, ни принятые в его развитие акты; другие же, наоборот, были порождены этими документами и потому приобретают особую остроту. Остановимся подробнее на одном из животрепещущих вопросов в сфере юридического образования, который в одних случаях является детерминантой, а в других - следствием иных проблем, решение которых имеет стратегическое значение. Речь идет о необходимости организовать и поддерживать конструктивное взаимодействие образовательной организации с потенциальными работодателями выпускников, тщательно выстраивая его на определенных принципах сотрудничества членов академического и профессионального сообществ. Эта деятельность нацелена на обеспечение качества юридического образования, а значит, на соблюдение прав как самих студентов, так и граждан и организаций, которым выпускники юридических вузов в дальнейшем будут оказывать правовую поддержку. Именно тот факт, что профессия юриста неразрывно связана с обеспечением законных интересов других лиц, накладывает столь высокие обязательства на участников отношений в сфере юридического образования. Концептуальным для системы образования в целом и критически важным обстоятельством является то, что в описывающей ее ст. 10 Закона N 273-ФЗ работодатели и их объединения включены в ее структуру, а в ст. 2 они названы участниками отношений в сфере образования. Таким образом, сформирована новая парадигма реализации конституционного права на образование, которая рассматривает образовательные отношения через призму плюралистического подхода к их субъектному составу, включающему лиц, чей интерес в обеспечении качественной подготовки выпускников корреспондирует, помимо прочего, с желанием эффективного развития трудовых отношений, которые могут возникнуть в будущем. Законодатель осознал потребность перейти от замкнутой системы отношений "обучающийся - образовательная организация - публичный субъект" к открытой модели, реализация которой направлена на достижение не только внутреннего эффекта, но и внешнего результата. Закон N 273-ФЗ предлагает следующие конкретные формы участия работодателей в образовательных отношениях: - проведение работодателями и уполномоченными ими организациями профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ст. 96); - создание учебно-методических объединений с участием представителей работодателей (ст. 19); - проведение государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам с участием работодателей или их объединений (ст. 59). Достаточно ли будет использовать лишь перечисленные формы участия работодателей в сфере юридического образования с точки зрения целей подготовки будущих правоведов? Отрицательный ответ на поставленный вопрос не вызывает сомнений. Профессиональное сообщество со всей очевидностью констатирует факт, что итогами реформирования системы высшего юридического образования должны стать готовность выпускника заниматься практической деятельностью, наличие у него необходимых для этого навыков. На это нацеливают два федеральных государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" - как по квалификации (степени) "бакалавр" (утвержден Приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 N 464 <2>), так и по квалификации (степени) "магистр" (утвержден Приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 N 1763) <3>. -------------------------------- <2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26. <3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 14.

В ряде случаев представители юридического сообщества указывают, что готовность выпускника заниматься практической деятельностью должна быть сопряжена с отсутствием у него дополнительной подготовки непосредственно на рабочем месте, поскольку иное означает для работодателя необходимость производить существенные затраты (временные, финансовые и иные), а в дальнейшем и брать на себя ответственность за действия выпускника, которая становится "зоной риска" для самого работодателя. На наш взгляд, поддержки заслуживает иная модель взаимодействия. Во-первых, необходимо задуматься над усилением активности роли работодателей в организации и проведении студенческих практик как важной части освоения профессиональных компетенций и навыков студентов. Работодатели зачастую обвиняют систему профессионального образования в том, что она отстает от реалий современного рынка труда. В сфере юридического образования данную проблему можно обозначить с поправкой на то, что выпускник, получивший качественное юридическое образование, должен не понаслышке знать о реальной деятельности органов публичной власти и иных организаций, формирующих правовое пространство, а в идеале - иметь возможность хотя бы временно на законных основаниях становиться частью коллективов таких субъектов. Во-вторых, дополнительная подготовка выпускника-юриста, которая может и должна осуществляться работодателем, прямо определенным Законом N 273-ФЗ в качестве участника отношений в сфере образования, de facto является следующим неформализованным уровнем образования, в рамках которого должны совершенствоваться компетенции выпускника, необходимые ему для работы в конкретных отраслях юриспруденции. Образовательная организация, независимо от особенностей подготовки обучающихся, в данном случае не может выступать субститутом работодателя, минимизация затрат которого возможна только путем его активного включения в образовательный процесс. На сегодняшний день с сожалением приходится признать, что у многих работодателей отсутствует даже общая информация о том, как устроена система юридического образования в России, не говоря уже о понимании особенностей ее структуры. Одним из обстоятельств, вызывающих особую тревогу, является непонимание профессиональным сообществом сущности, а главное, целей обучения как в магистратуре, так и в аспирантуре юридических вузов. Во многом такая ситуация спровоцирована содержанием норм, действующих в данной области. Так, например, практически отсутствует дифференциация требований к компетенциям юристов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры. Сопоставление соответствующих разделов федеральных государственных образовательных стандартов показывает, что зафиксированные там квалификационные требования отличаются несущественно, тогда как обсуждаемые уровни образования телеологически имеют различную направленность <4>. -------------------------------- <4> Подробнее см.: Шевелева Н. А. Проблемы юридического образования на современном этапе // Судья. 2013. N 9. С. 12 - 13.

Сказанное, однако, не означает, что работодатели не должны стремиться осмыслить существующие академические реалии, выбрав для себя ту индивидуальную траекторию взаимодействия с образовательной организацией, которая соотносится с их стратегиями развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Им необходимо дифференцировать для себя те основополагающие группы компетенций, которые отличают выпускников бакалавриата, магистратуры и аспирантуры юридических вузов. Думается, что только такой подход позволит корректно выстраивать HR-политику конкретной организации и тем самым минимизировать риски нарушения прав и законных интересов третьих лиц - получателей юридических услуг. Сегодня рынок юридических услуг стремительно эволюционирует. Постоянно возникает потребность в специалистах, обладающих специальными профессиональными компетенциями, способных учитывать реалии изменений в различных областях юриспруденции. В такой ситуации работодатели получают уникальную возможность, с одной стороны, оперативно осознавать сформировавшуюся кадровую потребность, а с другой - своевременно на нее реагировать, налаживая тесное сотрудничество с образовательными организациями. Без сомнения, предложения о взаимодействии будут встречены представителями последних с большим интересом. Опыт Санкт-Петербургского государственного университета показывает: использование договорных форм взаимодействия с партнерами - весьма эффективный управленческий механизм, который имеет важное правовое значение и постоянно применяется при реализации образовательных программ по направлению "Юриспруденция" и иным направлениям подготовки. С потенциальными работодателями выпускников заключаются договоры, которые по аналогии с имеющейся сейчас в трудовых, а также административных отношениях практикой, закрепленной в ряде программных документов, можно условно охарактеризовать как "эффективные контракты" - документы, нацеленные на достижение определенных результатов. Для выполнения условий подобных договоров чаще всего организуются такие мероприятия, как: - совместная разработка и реализация образовательных программ и их разделов, отдельных учебных курсов; - участие представителей работодателей в аттестационных испытаниях, в том числе в подготовке контрольно-измерительных материалов для промежуточной и государственной итоговой аттестации, в работе государственных аттестационных комиссий; - стажировки и практики для обучающихся; - олимпиады и иные состязательные мероприятия (конкурсы, деловые игры и т. д.), в которых представители работодателей выступают в качестве разработчиков заданий, членов жюри и т. д. В свою очередь, образовательная организация может оказывать экспертную поддержку своим контрагентам и (или) реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы для их работников. Как показывает опыт, любое конструктивное взаимодействие заинтересованных лиц в сфере юридического образования имеет свои положительные результаты, которые начинают проявляться незамедлительно после начала сотрудничества. Главное - сохранять его взаимовыгодный и двусторонний характер. Возможность для образовательной организации в инициативном порядке установить партнерские отношения с потенциальными работодателями выпускников вызывает лишь одобрение, однако в отсутствие реального интереса со стороны контрагента в достижении определенного результата такой по сути совместной деятельности смысл подобной работы нивелируется. В связи с этим, принимая во внимание накопленную эмпирическую базу и положительно оценивая закрепление в Законе N 273-ФЗ форм взаимодействия по модели "образовательная организация - работодатель", своевременным представляется рассмотрение как минимум вопроса о нормативной фиксации обязательного привлечения работодателей к реализации части образовательной программы, в том числе их участия в проведении аттестационных испытаний и подготовке контрольно-измерительных материалов. Думается, что подобная норма, если она получит императивный характер, будет способствовать налаживанию партнерских отношений, результатом которых должно стать повышение качества высшего образования и подготовки юридических кадров. Дополнительный индикатор интереса работодателей к системе высшего, в том числе высшего юридического, образования, не связанный с договорными формами взаимодействия, описанными выше, - это участие представителей профессионального сообщества в формировании рейтингов высших учебных заведений. Как известно, рейтингование, в особенности международное, высших учебных заведений является важным инструментом при оценке эффективности их деятельности. Участие работодателей в мониторинге деятельности образовательных организаций демонстрирует их ответственность перед профессиональным сообществом. В настоящее время сложно, по крайней мере в сфере юридического образования, говорить о том, что в Российской Федерации большинство работодателей, деятельность которых так или иначе связана с юриспруденцией, осознали свои возможности в этой части и активно пользуются ими, хотя положительные тенденции, в особенности если речь идет о представительствах крупных международных фирм, имеют место. Только тогда, когда сами работодатели начнут создавать барьеры для осуществления образовательной деятельности для высших учебных заведений, уровень подготовленности выпускников которых не отвечает современному представлению о лицах, имеющих высшее юридическое образование, из профессии автоматически будут "вымываться" квазиюристы. Таким образом, поэтапно должна решаться проблема допуска к юридической профессии, которая в свете либеральной модели регулирования отношений данного рода (к сожалению, не всегда способствующей формированию правового баланса конституционных ценностей при столкновении разнонаправленных интересов) вызывает сегодня в профессиональной среде широкие дискуссии.

Название документа