К вопросу о социально-ценностном статусе юриста
(Гунибский М. Ш.) ("Юридический мир", 2014, N 2) Текст документаК ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОМ СТАТУСЕ ЮРИСТА <1>
М. Ш. ГУНИБСКИЙ
Гунибский Магомед Шахмандарович, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат философских наук, доцент.
В статье обосновывается актуальность темы, проводится анализ разработанности проблемы. Обсуждается проблема категоризации социального статуса, предполагающая фокусировку внимания на различных социальных особенностях, связанных с человеческими ценностями. Социальный статус оценивается по когнитивному домену "значимость". Показывается, что различные аспекты социального статуса могут стать объектом оценки. Раскрывается специфика социального статуса юриста, взаимосвязь личностных качеств юриста и общественного мнения о праве. Описание этих аспектов имеет важное значение для формирования статуса юриста.
Ключевые слова: ценности, социально-ценностный статус, формирование статуса, ценностные ориентиры, юрист.
On the issue of the social-axiology status of a lawyer M. Sh. Gunibskij
Gunibskij Magomed Shakhmandarovich, assistant professor of the air of philosophical and social-economy subjects of O. E. Kutafin Moscow state law university, candidate of philosophical sciences, assistant professor.
The article substantiates topicality of the theme, analyses scientific development of the problem; discusses the problem of categorization of the social status which presupposes focusing attention on various social peculiarities related to human values. The social status shall be evaluated by the cognitive domain of "significance"; shows that various aspects of the social status can become the object of evaluation; reveals the specifics of the social status of a lawyer, interaction of personal features of a lawyer and public opinion with regard to law. Description of these aspects is important for formation of the status of a lawyer.
Key words: values, social-axiology status, formation of the status, axiological landmarks, lawyer.
Положение индивида и социальной группы в обществе определяется различными факторами, главный из которых - ценности, являющиеся неотъемлемым компонентом жизни и деятельности индивида и выступающие объединяющим началом человека, отдельных социальных групп и общества в целом. Ценностная система предопределяет аксиологическую направленность жизни человека, выбор способа его жизнедеятельности, ориентирует на занятие более высокого положения в социальной системе общества. Социально-ценностный статус личности и социальной группы является особой разновидностью социального статуса, имеющего аксиологическое измерение. Социально-ценностный статус выражает соотносительное положение индивида или группы в социальной системе общества, проявляющееся в самоидентификации и формах ценностного освоения бытия, детерминированного ценностями, имеющими как объективный, так и субъективный характер. Он выступает как сложно структурированный феномен, включающий экономический, политический, социальный и культурно-духовный подстатусы, а также личностный и социально-групповой, проявляющиеся на индивидуально-личностном и социально-типическом уровнях и реализующийся в закрепленных функциях. Роль и значимость статуса юриста в российском обществе были и остаются исключительно высокими. Все высшие должности (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Государственной Думы, Председатель Совета Федерации РФ) занимают граждане РФ с юридическим образованием. Среди выпускников общеобразовательных школ одной из самых востребованных является юридическая специальность. От сказанного и сделанного юристом зависят экономика, политика, духовная и социальная жизнь государства. В последние годы руководство Российского государства и общество осознали, что для России национальную угрозу представляют не только традиционные посягательства на государственные институты, положение дел в экономике, политике, в социальной сфере, но и состояние правовой идеологии и правовой практики, субъектом которых выступает личность юриста (судья, прокурор, следователь, адвокат, нотариус и т. д.). Нельзя не согласиться с В. Н. Бибило: "Главным в подготовке специалистов с высшим юридическим образованием является формирование личности, способной к саморазвитию. Для достижения этой цели необходимо отказаться от такой системы обучения, при которой учебная деятельность сводится только к процессу передачи знаний по преподаваемым учебным дисциплинам. Более эффективным может быть такое обучение, которое на первый план выдвигает не столько репродуктивную, воспроизводящую, сколько продуктивную, творческую деятельность, в ходе которой будущий специалист наряду с тем, что усваивает готовые знания, еще и создает новые. Если преподаватели и студенты-юристы займут такую личностную позицию, выработают новое отношение к знаниям - не потребительское, а творческое, можно говорить о создании внутренней предпосылки: готовности к конструктивному изменению системы правовой защиты в нашей стране" <2>. -------------------------------- <2> Бибило В. Н. Организация обучения студентов в юридическом вузе. Минск: Право и экономика, 2001. С. 5.
Неоспорим тот факт, что авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и безопасность <3>. В настоящее время эти обстоятельства потребовали повышенного внимания к формированию личности современного юриста. Задача высшего образования состоит в том, чтобы студенты не только приобрели глубокие знания в юриспруденции, но и стали настоящими юристами, людьми с высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами, сознательно принимающими решения и несущими ответственность за свои поступки. -------------------------------- <3> См.: Шрайбер Е. Г. Воспитание профессионально значимых личных качеств будущих юристов в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. С. 3.
Специфика феномена социально-ценностного статуса заключается в социогуманитарном содержательном наполнении. С одной стороны, система социально-ценностных статусов характеризует степень развитости и целостности социальной системы, а с другой - ее ценностно-гуманитарную направленность. Социально-ценностный статус, как отмечает Т. Л. Кузьменкова, является сложным синтетическим явлением, выступает показателем системности богатых социальных связей и отношений, демонстрирует способ, характер, степень активности, включенности субъектов общественного развития в социальное бытие <4>. -------------------------------- <4> См.: Кузьменкова Т. Л. Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2011. 24 с.
В структурно-элементном аспекте социально-ценностный статус являет собой совокупность экономического, политического, социального и культурно-духовного подстатусов как основных взаимосвязанных между собой в единую систему элементов. Экономический подстатус детерминирован экономической сферой и определяется такими ценностями, как частная собственность и ее неприкосновенность, свобода и прибыльность труда, доходы, богатство, зажиточность. Политический подстатус отражает степень включения человека и социальной группы в политическую сферу общества. Для него характерны ценности: общественный порядок, политические права, законопослушание, законность, равенство всех граждан перед законом, народовластие. Социальный подстатус определяют социальная сфера и соответствующие ценности: профессионализм, деловитость, гарантии социальных прав, авторитетность, общение, коллективизм, терпимость, инициативность. Культурно-духовный подстатус обусловлен духовной сферой общества и соотносится с такими ценностями, как добро, благо, долг, честь, совесть, взаимопомощь, справедливость, благородство, красота, идеал, гармония, культурная самобытность. Юристы представляют собой особую социальную группу структуры общества и обладают особым социально-ценностным статусом. В содержательном аспекте социально-ценностный статус юриста включает в себя личностный и социально-групповой статусы, которые проявляются на индивидуально-личностном и социально-типическом уровнях и выступают результирующей общих коллективных требований со стороны правового сообщества, которые в процессе социализации трансформируются в индивидуальные, присущие отдельно взятой личности. Функциональный аспект социально-ценностного статуса раскрывает потенциал статусных возможностей через реализацию функций: интеграционной, регулятивной, ценностно-оценочной, стабилизирующей, нравственной. Изменение иерархии ценностей в обществе приводит к трансформации социально-ценностного статуса личности юриста. Значимость данной темы определяется следующими объективными и субъективными факторами. Во-первых, потребностью поиска новой системы ценностей, соответствующей трансформационным процессам в российском обществе и правоохранительных органах. Трансформации конца XX - начала XXI в., вызванные переходом к демократии и рыночной экономике, затронули все сферы жизни общества. Утвердилась новая нормативная модель, изменились условия жизни, возникла совершенно иная социальная дифференциация, социальные группы утратили свое прежнее положение и пытаются обрести новое. Реформы 90-х годов XX в. сопровождались разрушением существовавшей системы ценностей. Выход из сложившейся кризисной ситуации возможен только через обретение новой ценностной системы, что непременно будет способствовать изменению социального положения личности и социальной группы в обществе. Отсутствует в Российской Федерации и единая государственная политика, фундаментальные комплексные социологические исследования по формированию социально-ценностного статуса юриста. В данной сфере слабо разработана философско-методологическая база подготовки юридических кадров, отсутствует системная, логико-гносеологическая программа по изучению истинных мотивов, реальных целей выбора выпускниками юридических специальностей, наличия способностей студентов к юридической профессии. Во-вторых, имеются пробелы и в единой координации действий в формировании социально-ценностного статуса юриста на федеральном уровне, а также нет необходимого взаимодействия между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, между органами власти и учебно-образовательными учреждениями, между государственными органами и общественными организациями, что приводит к разобщенности деятельности государственных органов, учреждений образования, средств массовой информации и общественности. В-третьих, необходим социально-философский анализ сложных процессов реформирования правоохранительных органов, в ходе которых изменяется социальное положение их работников. Также слабо разработаны критерии и показатели социально-ценностного статуса юриста в Концепции государственной административной реформы. В-четвертых, важно выявление сущности и содержания социально-ценностного статуса, определение путей его достижения и развития, которые приобретают особое значение в настоящее время в связи с начавшимся выходом из духовного и социально-политического кризиса, когда стала ощущаться потребность в поиске дальнейших путей развития человека и общества. На первый план выходят утилитарные ценности, ориентированные, как правило, на получение материальных благ, а роль духовных ценностей при этом уменьшается. Такое положение неизбежно ведет к нестабильности процессов формирования аксиологической системы. Перед российским обществом стоит выбор: утверждение либеральных ценностей или развитие собственной системы ценностей как синтез современных и традиционных. В-пятых, целесообразно формирование должного социально-ценностного статуса работника правоохранительных органов, что возможно при условии проведения внутренней социальной политики государства, направленной на формирование достаточного материального благосостояния работников правоохранительных органов и утверждение соответствующей системы ценностей. Это позволит стабилизировать и повысить социально-ценностный статус и достичь высокой степени согласованности всех его структурных элементов. В-шестых, необходимость изучения социально-ценностного статуса юриста обусловлена объективной потребностью российского общества на современном этапе: борьба с коррупцией и очищение правоохранительных органов от криминогенных факторов. Одной из основных причин ухудшения криминальной ситуации в стране, усиления правового нигилизма в российском обществе, расширения коррупции среди государственных служащих является недостаточный уровень нравственно-ценностного воспитания, образования, а также правовой культуры общества, формирование которой признано приоритетным направлением деятельности государства в правовой сфере, важнейшим фактором обеспечения правовой безопасности, устойчивого развития страны. Проблемы социально-ценностного статуса личности, в том числе выявление его сущности, структурных элементов, трансформаций в социальной философии и социологии, недостаточно проработаны. В отечественной науке еще не проводилось целостное, системное изучение социально-ценностного статуса социальных групп, в том числе группы работников правоохранительных органов. Судейские, прокурорские, следственные и другие сообщества юристов находятся вне социологического исследования и философского анализа. Анализ работ по данной теме позволяет условно разделить имеющуюся литературу на три группы. Первая группа источников включает социологические и социально-философские исследования проблемы социального статуса личности. Впервые понятие "статус" (от лат. status - положение, состояние) использовал английский историк Г. Мейн в работе "Античное право" (1885 г.). Социальный статус в рамках теорий "социальной стратификации", "социальной мобильности", "социального действия" исследовали М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин и др. <5>. Ими рассматривалась социальная дифференциация общества, виды статусов, факторы и показатели, определяющие социальное положение личности в обществе. Были сформулированы выводы о разнообразии статусов, которыми обладает личность, определены факторы, влияющие на положение индивида в социальной структуре общества, но зачастую статус рассматривался в рамках какой-либо одной сферы жизни общества - экономической, политической или духовной, что не позволяет представить его как систему и затрудняет выделение его детерминант. -------------------------------- <5> Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. N 5. С. 169 - 183; Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000; Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.
В разработку проблематики социального статуса внесли вклад отечественные ученые. Сформировалось несколько подходов к рассмотрению социального статуса личности. Так, Б. Г. Ананьев и Ю. В. Сычев <6> рассматривали статус в рамках атрибутивного подхода и понимали под ним положение личности в системе общественных отношений, Е. А. Ануфриев <7> в рамках функционально-ролевого подхода соотносил социальный статус с активностью личности, а Н. В. Витрук <8> на основе социально-нормативного подхода соотносил социальный статус с нормативно-правовой сферой, а в качестве его главного элемента выделял правовой статус личности. -------------------------------- <6> Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968; Сычев Ю. В. Микросреда и личность (Философские и социологические аспекты). М., 1974. <7> Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности (Личность как объект и субъект общественных отношений). М., 1984. <8> Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
В социальной философии правовому статусу человека посвящена работа А. Р. Арсланова <9>, статусу работника железнодорожного транспорта - исследование Т. А. Кузьменковой <10>, социальный статус личности на примере группы военнослужащих исследовал Ю. А. Чернавин. В целом анализ первой группы источников позволяет заключить, что единой трактовки социального статуса, позволяющей определить положение индивида в социальной системе общества, полностью не сложилось. Несмотря на то что в работах присутствуют многообразные точки зрения на проблему, глубоко проработаны различные аспекты социального статуса, обобщенно представить социальный статус личности как системное образование и его структуру невозможно. -------------------------------- <9> Арсланов А. Р. Правовой статус человека и социально-философский дискурс: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2003. <10> Кузьменкова Т. Л. Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2011. 174 с.
Вторую группу источников составили исследования проблемы ценностей. Изучение ценностного отношения индивида к объективной реальности начинается с момента появления философии. Но собственно научный статус категория "ценность" получает в XIX в. Аксиологическая проблематика занимала значительное место в трудах русских философов Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка и др. <11>. -------------------------------- <11> Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993; Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 2007; Лосский Н. О. Ценность и бытие: Бог и царство Божие как основа ценностей. М., 1994; Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
В отечественной философии XX в. аксиологическую проблематику глубоко исследовали С. Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, В. П. Тугаринов <12>. Среди современных исследований особо выделяются работы Г. П. Выжлецова, А. А. Гусейнова, А. А. Ивина, М. С. Кагана, А. Н. Максимова, Н. С. Розова, Л. Н. Столовича <13>. -------------------------------- <12> Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967; Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986; Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. М., 1968. <13> Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996; Гусейнов А. А. Этика. М., 2003; Ивин А. А. Аксиология. М., 2006; Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997; Максимов А. Н. Философия ценностей. М., 1997; Розов, Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998; Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.
Помимо анализа общих вопросов аксиологии, выявления сущности ценностей, их классификации и функционирования, исследователями второй группы источников затрагивались и узкоспециальные аспекты, такие, как культурологический, социологический, психологический. Анализ данных работ показывает, что много внимания уделялось проблеме структуры и динамики ценностей, исследованию ценностных ориентаций различных социальных общностей. Однако вне поля зрения исследователей остаются вопросы о противоречиях в структуре ценностей на уровне усвоения их индивидами и социальными группами, о причинах этих противоречий. Третья группа источников рассматривает реформирование правоохранительных органов, процессы, происходящие в правовой сфере, социальное положение юристов. Однако представленный материал дает разрозненные сведения и не позволяет составить целостную картину исследуемого явления. Анализ всей совокупности источников дает возможность выявить круг неисследованных или недостаточно исследованных вопросов. В частности, авторы рассмотренной научной литературы оставляют за исследовательскими рамками проблемы влияния ценностей на социальное положение личности, взаимосвязи ценностей и социально-ценностного статуса личности. Не в полной мере обосновано взаимодействие социально-ценностного статуса личности со статусом той группы, к которой принадлежит индивид. Практически не изучался социально-ценностный статус отдельных социальных групп, имеются пробелы в исследовании социально-ценностного статуса юриста и динамики его развития. В свете сложившегося противоречия между возрастающей потребностью в формировании социально-ценностного статуса конкретных социальных групп и отсутствием всестороннего исследования возникает необходимость в анализе феномена социально-ценностного статуса юриста.
Литература
1. Бибило В. Н. Организация обучения студентов в юридическом вузе. Минск: Право и экономика, 2001. С. 5. 2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. N 5. С. 169 - 183. 3. Кузьменкова Т. Л. Социально-ценностный статус работника железнодорожного транспорта: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2011. 24 с. 4. Шрайбер Е. Г. Воспитание профессионально значимых личных качеств будущих юристов в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. С. 3.
Название документа