Коллизионно-правовое регулирование науки об образовании взрослых людей (андрагогики)

(Кириенко Г. С.) ("Юридическое образование и наука", 2012, N 3) Текст документа

КОЛЛИЗИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ (АНДРАГОГИКИ) <*>

Г. С. КИРИЕНКО

Статья посвящена анализу правового регулирования общественных отношений в сфере становления и развития науки об образовании взрослых людей (андрагогики) - одного из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых.

Ключевые слова: андрагогика, взрослые люди, образование взрослых, государственная политика в области образования взрослых.

The article is devoted to the analysis of the legal regulation of social relations in formation and development of the science of education of adult (androgogy) - one of the branches of pedagogy covering both theoretical and practical problems of education, training and upbringing of adults.

Key words: androgogy, adults, education of adults, state policy in the field of education of adults.

В условиях повышения значимости взрослого населения в производственной деятельности государств, усложнения общественных и социальных отношений индивидов, качественных изменений в сфере науки и технологий в настоящее время значительное развитие получает наука об образовании взрослых людей - андрагогика. Во всех странах мира данная наука начинает занимать ключевую роль в образовательной сфере, как по охвату обучающихся, так и по глубине инновационных процессов. Исключением здесь не является и Российская Федерация, где указанное направление является одним из динамично развивающихся, что связано с демографическими диспропорциями и миграционными процессами внутри государства. Указанное положение привело к необходимости как совершенствования методов и средств осуществления подготовки и переподготовки взрослых людей, так и, что более важно, к установлению правового статуса новой науки. Ведь если с помощью педагогики и акмеологии андрагогика уже получила свое развитие как наука - определение сути, значения и принципов обучения взрослых людей <1>, то правовое регулирование основ андрагогики еще только формируется, что приводит к необходимости совершенствования данного направления. Ведь несмотря на то, что в России действует Закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <2>, своего правового определения не получили термины "андрагогика", "взрослые люди", "образование взрослых", "государственная политика в области образования взрослых", а также методы и принципы новой науки. Несмотря на это, еще в 1994 г. специальность андрагогика уже была включена в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования <3>. -------------------------------- <1> См. подробнее: Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972. 32 с.; Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых: Учебное пособие. М.: ТОО, 1995. 96 с.; Змеев С. И. Основы андрагогики: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. 152 с.; Основы андрагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон и др.; под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2003. 240 с.; Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учебное пособие для системы доп. проф. образования; учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 495 с. (Серия "Высшее профессиональное образование: Педагогика"); Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 328 с.; и др. <2> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. 1992. N 172. <3> Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.1994 N 180 "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования" // Бюллетень Госкомвуза РФ. 1996. N 5.

При этом, говоря о взрослом человеке, всегда возникает закономерный вопрос о том, как определить эту возрастную категорию. Ведь в отечественном законодательстве такая категория, как "взрослые люди", не установлена. В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ) свое закрепление нашли лишь термины "молодежное" и "детское общественное объединение" <4>: -------------------------------- <4> Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (ред. от 22.08.2004) (принят ГД ФС РФ 26.05.1995) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 27. Ст. 2503.

- молодежное общественное объединение - это объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов; - детское общественное объединение - объединение, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Кроме того, согласно письму Минобрнауки РФ от 30 мая 2006 г. N АС-588/06 "О Методических рекомендациях по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью" <5> свое определение получили следующие термины: -------------------------------- <5> Письмо Минобрнауки РФ от 30.05.2006 N АС-588/06 "О Методических рекомендациях по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью" // Вестник образования. 2006. N 13 - 14.

- дети - лица до достижения ими возраста 18 лет; - молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет. Учитывая вышеизложенные термины, можно предположить, что к группе "взрослых людей" относятся лица старше 30 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что 6 декабря 1997 г. Постановлением N 10-9 на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств был принят Модельный закон об образовании взрослых <6> (далее - Модельный закон). Модельным законом определены следующие понятия. -------------------------------- <6> Модельный закон об образовании взрослых (принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-9 на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1998. N 16. С. 155 - 184.

Взрослый учащийся - лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность со своим участием в сфере оплачиваемого труда. Образование взрослых - система учреждений и образовательных программ, предназначенных для лиц, обладающих или обладавших ранее статусом оплачиваемого работника. Андрагогика - наука, изучающая закономерности обучения взрослых. Непрерывное образование - пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, ориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира и состоящий из двух основных преемственно связанных этапов: а) обучения, воспитания и развития, предшествующих вступлению в самостоятельную жизнь; б) учебно-познавательной деятельности в период самостоятельной жизни. Государственная политика в области образования взрослых - совокупность воззрений на цели и задачи образования взрослых, воплощенных в разработанных органами центральной законодательной и исполнительной власти мероприятиях, обеспечивающих функционирование и развитие образования взрослого населения. Согласно ст. 15 Модельного закона в качестве взрослых учащихся рассматриваются субъекты учебной деятельности, достигшие возраста гражданской дееспособности и вовлеченные в сферу оплачиваемого труда. Кроме того, отмечается, что данное определение не является исчерпывающим: к категории взрослых учащихся относятся также лица, утратившие в силу каких-либо причин статус оплачиваемого работника. В этой связи ст. 17 к взрослым учащимся Модельным законом отнесены: - работающие учащиеся вечерней (сменной, заочной) общеобразовательной школы; - студенты вечерних и заочных отделений в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; - аспиранты-заочники; - лица, проходящие тот или иной курс обучения в дистанционной форме; - обучающиеся профессии на рабочем месте (ученичество); - слушатели курсов и институтов повышения квалификации; - лица, проходящие переподготовку или доподготовку в связи с изменениями в содержании их трудовых функций; - лица, осваивающие новую профессию в курсовой или иной форме; - участники программ ролевого образования; - участники программ неформального образования любительской направленности; - лица, занимающиеся направляемым самообразованием, и др. В соответствии со ст. 36 Устава Содружества Независимых Государств <7> Межпарламентская ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. В соответствии со ст. 13 Регламента Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств <8>, утвержденного Постановлением от 15 сентября 1992 г., Межпарламентская Ассамблея разрабатывает рекомендательные, законодательные акты по вопросам, находящимся в сфере общих интересов Сторон Соглашения. Согласно ст. 15 Регламента под рекомендательным законодательным актом понимается примерный законодательный акт, принимаемый Ассамблеей для ориентации согласованной законодательной деятельности Сторон Соглашения. -------------------------------- <7> Решение Совета глав государств СНГ "О принятии Устава СНГ (вместе с Уставом Содружества Независимых Государств)" (принято в г. Минске 22.01.1993) // Бюллетень международных договоров. 1994. N 1. <8> Регламент Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (принят 15.09.1992) (с изм. и доп. от 18.03.1994). Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

И хотя рассматриваемый Модельный закон носит рекомендательный характер, он имеет целью ориентировать страны-участницы на согласованную законодательную деятельность. Принятие данного Модельного закона позволило бы систематизировать понятийный ряд и осуществить точную законодательную формализацию. Ведь отсутствие общих и, что более важно, законодательно установленных дефиниций не позволяет сформировать единой государственной политики по данному вопросу и, соответственно, снижает эффективность системы государственного управления. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что, хотя, как мы уже указали ранее, взрослым признается человек старше 30 лет, думается, этого критерия не только недостаточно, но и, более того, он входит даже в противоречие с положениями Модельного закона. Ведь если в Модельном законе подчеркивается, что взрослый учащийся - это лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность со своим участием в сфере оплачиваемого труда, то согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации <9> полная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) - возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста и даже ранее - в случае вступления в брак до достижения восемнадцати лет и эмансипации. Таким образом, любой гражданин, достигший восемнадцати лет, поступивший в любое учебное заведение и по совместительству осуществляющий трудовую деятельность, уже является взрослым человеком. В этой связи признаками, отличающими взрослого человека от представителя молодежи, может быть участие в сфере оплачиваемого труда и достижение тридцатилетнего возраста. -------------------------------- <9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

Учитывая изложенное, термин "взрослый учащийся" Модельного закона применительно к Российской Федерации следует изложить в следующей редакции: лицо, достигшее возраста тридцати и более лет, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность со своим участием в сфере оплачиваемого труда. Также необходимо отметить следующую правовую неопределенность. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается" <10>, андрагогика причисляется к специальностям, по которым "получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается", таким образом, получение образования по данной специальности разрешено только по очной форме обучения, в то время как согласно Приказу Минобрнауки Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 4 <11> андрагогика не входит в перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования. Итак, возникла коллизия, требующая скорейшего своего разрешения. -------------------------------- <10> Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 48. Ст. 5556. <11> Приказ Минобрнауки РФ от 12.01.2005 N 4 "Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования" (ред. от 27.09.2007) // Бюллетень Минобрнауки РФ. 2005. N 8.

Таким образом, думается, что в целях установления правового регулирования основ науки об образовании взрослых людей (андрагогики) необходимо принять Федеральный закон "Об образовании взрослых" и закрепить вышеуказанные термины, закрепленные в Модельном законе. При этом термин "взрослый учащийся" Модельного закона следует изложить в новой редакции. Кроме того, необходимо устранить вышеуказанное противоречие и внести андрагогику в перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.

Литература

I. Нормативные источники и документы

1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. 1992. N 172. 2. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (ред. от 22.08.2004) (принят ГД ФС РФ 26.05.1995) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 27. Ст. 2503. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. 4. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 "Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 48. Ст. 5556. 5. Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.1994 N 180 "Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования" // Бюллетень Госкомвуза РФ. 1996. N 5. 6. Приказ Минобрнауки РФ от 12.01.2005 N 4 "Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования" (ред. от 27.09.2007) // Бюллетень Минобрнауки РФ. 2005. N 8. 7. Письмо Минобрнауки РФ от 30.05.2006 N АС-588/06 "О Методических рекомендациях по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью" // Вестник образования. 2006. N 13 - 14. 8. Решение Совета глав государств СНГ "О принятии Устава СНГ (вместе с Уставом Содружества Независимых Государств)" (принято в г. Минске 22.01.1993) // Бюллетень международных договоров. 1994. N 1. 9. Регламент Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (принят 15.09.1992) (с изм. и доп. от 18.03.1994). Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс". 10. Модельный закон об образовании взрослых (принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением N 10-9 на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 1998. N 16. С. 155 - 184.

II. Научная литература. Монографии, справочная и учебная литература

1. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972. 32 с. 2. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых: Учеб. пособие. М.: ТОО, 1995. 96 с. 3. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 495 с. (Серия "Высшее профессиональное образование: Педагогика".) 4. Змеев С. И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. М., 1999. 152 с. 5. Основы андрагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон и др.; под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2003. 240 с. 6. Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 328 с.

Название документа