Проблемные аспекты в регулировании правового образования в России
(Денисова Е. М.) ("Юридическое образование и наука", 2012, N 3) Текст документаПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ <*>
Е. М. ДЕНИСОВА
Денисова Екатерина Михайловна, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет".
На сегодняшний день отечественное юридическое образование находится в ситуации радикальной трансформации. Необходимость его существенной модернизации диктуется требованиями и вызовами времени, которым оно отвечает лишь частично. Юридическая наука в наши дни вынуждена встраиваться в новые социально-экономические реалии, и единственным выходом из кризиса юридической науки видится формирование и преобразование всей системы законодательства.
Ключевые слова: образование, право на образование, правовое образование, правовая культура, высшая школа, образовательное законодательство.
Nowadays Russian law education is in a situation of radical transformation. Need of its essential modernization is dictated by requirements and calls of time. Admittedly, modern russian law education meets the new requirements only partially. The jurisprudence is compelled to be built in new social and economic realities and the only way to overcome a crisis is to form and reform the legislative system.
Key words: law, education right, law culture, higher school, educational legislation.
В условиях всемирной глобализации, стремительного расширения информационного пространства и насущной потребности в развитии инновационных технологий в современном мире особую актуальность приобретают вопросы усиления научного потенциала и подготовки высококвалифицированных специалистов. В этой связи одной из важнейших задач современного развития общества становится поддержка образования и науки, от которых зависят экономическая, политическая и культурная стабильность любой развитой страны, ее авторитет на мировой арене. Главным, основным, базовым источником профессионального правового сознания в современном цивилизованном обществе является высшее профессиональное юридическое образование. Именно оно, с одной стороны, является частью правовой культуры общества, выполняющей особые функции - аккумулирует в себе правовую культуру общества и передает ее от одного поколения профессиональных юристов к другому. В этом аспекте юридическое образование выступает как форма воспроизводства профессиональной правовой культуры и подчиняется закономерностям развития и функционирования правовой системы общества. С другой стороны, высшее юридическое образование является частью системы высшего профессионального образования страны, оно имеет свои содержательные элементы в виде стандартов, образовательных программ и других документов; реализуется в различных формах специализированными социальными институтами - высшими учебными заведениями. В этом аспекте высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования. 26 мая 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев издал Указ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации", в этот же день состоялась Всероссийская конференция Ассоциации юристов России, Министерства образования и науки РФ, Министерства юстиции РФ на тему "О первоочередных мерах повышения качества высшего юридического образования", которая приняла соответствующие рекомендации, направленные на решение данной проблемы. Кроме того, в своем выступлении на заседании итоговой коллегии Министерства образования и науки в марте 2011 г. Министр образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко подчеркнул, что "важнейшей составляющей инновационной экономики является формирование в т. ч. эффективно функционирующего кадрового потенциала, отвечающего требованию непрерывного обновления знаний, умений и навыков. Во всем мире требование становится сегодня основным фактором, определяющим новую парадигму образования не на всю жизнь, а через всю жизнь. Способность к постоянному обучению выступает как важнейшее качество, определяющее конкурентоспособность человека на рынке труда. При этом очень важно, чтобы людям нравилось учиться" [1]. Такая озабоченность данным вопросом обусловливается прежде всего тем, что от состояния юридического образования во многом зависят подготовка высококвалифицированных юристов и качество осуществляемой ими деятельности, которая оказывает существенное воздействие на самые разные стороны развития российского общества, в т. ч. на экономику, культуру, социальные и политические факторы. На сегодняшний день в системе правового образования наблюдаются юридическая безграмотность, распространенность правового нигилизма, различных правонарушений и правовая пассивность населения в нашей стране. Хотя юристы и должны быть в авангарде правового обучения и воспитания людей, в юридических вузах недостаточно хорошо ведется подготовка кадров, умеющих выполнять функцию правового просвещения общества и воспитания у граждан надлежащего правосознания и правовой культуры. Как свидетельствует проведенный обзор источников, в России система всеобщего правового обучения и воспитания требует дополнительных доработок. Современный этап развития юридического образования в России характеризуется рядом достаточно противоречивых тенденций. С одной стороны, общество и государство остро нуждаются в грамотных и квалифицированных юристах, ведь потребности рыночной экономики увеличивают спрос на юридические услуги, поскольку ведение любых коммерческих операций настоятельно требует адекватного правового сопровождения, осуществляемого профессионалами высокой квалификации. Действительно, безграмотные или непрофессиональные действия по предоставлению юридических услуг в различных сегментах рынка могут поставить под вопрос стабильность хозяйственного оборота. Государственный и муниципальный аппараты также испытывают потребность в квалифицированных и по-новому мыслящих юристах, готовых обеспечить завершение начатых в стране реформ, в т. ч. судебной и правовой. С другой стороны, наблюдается снижение качества юридического образования в результате снижения государственного контроля за этой важнейшей сферой жизни общества. Сам термин "реформа" по отношению к образованию приобрел внушающий страх смысл. Очень часто реформы образования ассоциируются в общественном сознании с попытками окончательного разрушения доставшихся от прошлого надежных и конкурентоспособных общественных институтов. Юристов в России много, по словам Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, "закритично высокое количество. Поэтому и работу они найти не могут. А если и находят, то это еще опаснее, поскольку уровень образования у них крайне низкий" [2]. Дерегулирование сферы юридических услуг очень негативно сказывается на состоянии высшего юридического образования. Студенты, обучаясь в вузах, недостаточно мотивированы на тщательное и глубокое изучение правового материала, развитие навыков устных выступлений и составления юридических документов, приобщение к стандартам профессиональной культуры, поскольку знают, что для самостоятельного оказания юридических услуг достаточно иметь только диплом. Получение какого-либо практического опыта не требуется, сдавать квалификационный экзамен (как это делают во всех развитых странах) не нужно, следовать строгим правилам юридической этики не обязательно, и, более того, привлекать к профессиональной ответственности за некачественную юридическую помощь никто не вправе. В такой ситуации студенты просто не задумываются о том, что нужно лучше учиться для того, чтобы потом получить право самостоятельно оказывать юридические услуги. Юридическое образование является очень популярным в нашей стране, очень развитым, но, к сожалению, имеет серьезные недостатки. Качество подготовки студентов, получающих образование в форме дистанционных технологий, экстерната или в неаккредитованных вузах и их филиалах, не всегда соответствует государственным образовательным стандартам высшего юридического образования. Программы по юриспруденции реализуют более трети вузов страны, по состоянию на март 2011 г. количество студентов, обучающихся по этим программам в государственных и негосударственных вузах страны, превысило 900 тыс. человек. Согласно данным прогноза потребности экономики, такой объем подготовки юридических кадров почти в три раза выше необходимого. Тем не менее ежегодно поступает около 100 новых заявлений на лицензирование юридических программ (бакалавриат, магистратура или подготовка специалиста) в вузах и филиалах. Министерство образования и науки Российской Федерации постепенно снижает объемы подготовки юристов за счет средств федерального бюджета в непрофильных государственных вузах федерального подчинения. В 2011 г. количество обучающихся на юридических факультетах на бюджетной основе по сравнению с 2005 г. сократилось на 13 тыс. человек. Одной их самых острых проблем является контроль качества высшего юридического образования. К процедурам лицензирования и государственной аккредитации сегодня привлекаются работодатели, представители Министерства юстиции России, академического сообщества. Проводятся выборочные проверки качества подготовки выпускников в вызывающих сомнение вузах, ужесточены требования, предъявляемые при первичном лицензировании образовательных программ. Все эти меры вызваны тем, что зачастую в непрофильных вузах и филиалах учебный процесс осуществляется за счет совместителей, отсутствуют выпускающие кафедры, а в библиотеках юридическая учебно-методическая литература имеется в недостаточном количестве [3]. В настоящее время деятельность по повышению качества юридического образования в России осуществляется по трем основным направлениям. Первое направление - это совершенствование содержания образования через совершенствование федеральных образовательных стандартов. Второе направление деятельности - это совершенствование планирования объемов подготовки специалистов. Третье направление и, может быть, главный, ключевой вопрос совершенствования процедур контроля качества - это нормативное правовое обеспечение процедур лицензирования и аккредитации, причем основанное не на каких-то внутренних параметрах, а на востребованности выпускников со стороны работодателя. Уже закрыт целый ряд филиалов, сокращен ряд диссертационных советов, однако главная цель, которая сегодня стоит перед государством, - добиться того, чтобы юристов готовили только в тех вузах, в которых действительно осуществляется хорошая подготовка, - пока не достигнута. Решение этой проблемы видится в качественном улучшении системы подготовки юристов со стороны работодателей. Повышение качества юридического образования, в т. ч. посредством проведения общественной аккредитации высших учебных заведений юридического профиля, является одним из направлений активной работы Ассоциации юристов России. Ею же и предложено ввести квалификационный экзамен, который бы определял, насколько выпускники, получившие диплом юриста, реально готовы работать в этой сфере, в этом направлении [4]. Кроме того, улучшение качества юридического образования непосредственно связано с задачей повышения эффективности государственного управления в целом, развития правового государства и правовой культуры общества. Проводимые в стране реформы, создание рыночной экономики, развитие предпринимательства, усиление судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование работы правоохранительных органов и другие происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют сегодня новые требования к подготовке юристов. В современных условиях юрист должен обладать высоким уровнем правовой культуры, хорошо ориентироваться в российском и зарубежном законодательстве, разбираться в проблемах рыночной экономики, уметь давать анализ конкретных ситуаций, стоять на защите свободы договоров, быть способным защищать права человека и гражданина. В условиях жесткой конкуренции, когда подготовку юристов ведут многочисленные ведомственные, специализированные, частные и другие учебные заведения, выпуск специалистов высокого профессионального уровня является главным критерием их востребованности. В отношении современных научных работ, посвященных вопросам правового регулирования высшего юридического образования, стоит отметить, что, во - первых, они весьма немногочисленны; во-вторых, достаточно фрагментарны и касаются лишь отдельных сторон этой комплексной проблемы; в-третьих, анализ вопросов высшего юридического образования часто исчерпывается эмоциональными оценками и не содержит обоснования закономерностей развития российского высшего юридического образования как части мировой и национальной систем высшего профессионального образования. Необходимость изменения действующих и создания новых институтов, относящихся к системе юридического образования в России, вызвана прежде всего процессами внутреннего развития страны, подвергавшейся за последние два десятка лет массированному, не всегда удачному реформированию. Нынешнее состояние указанной системы, так же как ее проблемы и трудности, - порождение современной ситуации в России, и это обстоятельство, естественно, определяет задачи всей деятельности по переустройству образовательной сферы в контексте экономических, политических и культурных реалий. В научной и общественной политической литературе активно обсуждаются проблемы развития российского общества на современном этапе, его правовой системы, присущие ей противоречия и недостатки. Решение этих проблем многие видят в необходимости дальнейшего развития законодательства, совершенствовании организационных структур, осуществляющих правоприменительную деятельность. Все это правильно и дает известные позитивные результаты, но нередко вызывает и негативные последствия [5. С. 331]. Это происходит во многом потому, что игнорируется личностный фактор и забывается о том, что эффективность функционирования любой сферы общественной жизни напрямую зависит от тех конкретных людей, которые ее профессионально осуществляют. Применительно к сфере юридической деятельности это означает, что каковы юристы-профессионалы, такова и правовая система общества. Следовательно, деятельность по формированию сообщества юристов, подготовке профессионалов для работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для всей правовой системы общества. Особую значимость она приобретает на современном этапе развития российского общества, как в силу объективной необходимости усиления роли правовых начал в его жизни, так и в силу обилия противоправных деяний в процессе от одного состояния общества к другому [6. С. 46]. В настоящее время идет интенсивный процесс коррекции федерального законодательства: принимается значительное количество новых законов, вносятся изменения и дополнения в уже существующие. Серьезно пострадало качество научных исследований, в первую очередь это сказалось на конституционно-правовой науке. Нынешнее состояние отечественной юридической науки следует охарактеризовать как глубочайший кризис, имеющий материальную, психологическую и функциональную составляющие. Основными болевыми точками российской юридической науки стали хроническое недофинансирование, неэффективное использование средств, отток специалистов, отсутствие системного подхода к реформированию науки. К сожалению, процессы, происходящие в юридической науке, не стали пока поводом для серьезных раздумий на высшем государственном уровне. Хотя предпринимаются предпосылки к реформированию юридического образования для выведения его на новый качественный уровень. Состояние информационного обеспечения российской юридической науки также оставляет желать лучшего. Среди издаваемой юридической литературы в основном преобладают обзорные труды. Безусловно, как и во все времена, в начале XXI в. на развитие юриспруденции как юридической науки огромное влияние оказывает политическая ситуация в стране. Власть в государстве, на наш взгляд, доминирует над правом и всегда доминировала. Таким образом, видимая сторона правовой науки - это теории, положения, выводы и пр., а скрытая сторона - это совокупность политических интересов и моральных ценностей, которые могут объяснить, почему правовые теории по своей сущности такие, а не другие. Отечественное юридическое образование находится в ситуации радикальной трансформации. Необходимость его существенной модернизации диктуется требованиями и вызовами времени, которым оно на сегодняшний день отвечает лишь частично. Одна из чрезвычайно сложных и многоаспектных задач, стоящих перед отечественным высшим юридическим образованием и требующих неотложного решения, - подготовка кадров высшей квалификации, способных в контексте беспрецедентного наступления обездушенной технической цивилизации, разъедающей основы гуманистического строя бытия, противостоять самой страшной из грозящих человечеству катастроф - антропологической, уничтожающей человеческое в человеке. Все это может быть предотвращено средствами образования, приобщающими людей к жизнеутверждающим ценностным началам и формирующими их как ответственных в своем мышлении и поведении деятелей [7. С. 25]. Итак, юридическая наука в наши дни вынуждена встраиваться в новые социально-экономические реалии. В наших сегодняшних условиях именно потенциал научного знания в области юриспруденции становится ведущей производительной силой. Российская юридическая наука стала одной из жертв реформ, продолжающихся в стране вот уже около двадцати лет. Она крайне неуверенно вписалась в отечественную модель рыночной экономики. Нынешнее состояние юридической науки можно охарактеризовать как затянувшийся системный кризис. Единственным выходом из кризиса юридической науки видится в формировании и преобразовании всей системы законодательства и, главное, в удовлетворении потребности общества именно в ученых-правоведах. Ведь несмотря на огромное количество юристов, каждый год выпускающихся из юридических учебных заведений, настоящих специалистов юридического профиля очень мало. И, к сожалению, ни государство, ни общество в целом краха российской юридической науки стараются не замечать.
Литература
1. Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко на заседании итоговой коллегии Министерства образования и науки России 19 марта 2011 года. URL: http://mon. gov. ru/ruk/ministr/dok/8344. 2. Юридические вузы под жесткий контроль. Дмитрий Медведев собирается поднять качество правового образования. URL: http://www. izvestia. ru/education1/article3127573. 3. Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России Игорь Реморенко высказался о качестве юридического образования. URL: http://www. pravo. ru/news/view/25712. 4. Стенограмма Всероссийской конференции Ассоциации юристов России, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации на тему "О первоочередных мерах повышения качества высшего юридического образования". URL: http://www. alrf. ru/projects/quality/oldnewsstenogr. 5. Русинов Р. К., Семитко А. П. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права. М., 1997. С. 331. 6. Горбатова М. К. Основные тенденции развития высшего юридического образования в современной России. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. С. 46. 7. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования: Учебно-методическое пособие. М., 2006. С. 25.
Название документа