Об источниках правового регулирования зрелищных услуг

(Халудорова С. В.) ("Юридический мир", 2012, N 7) Текст документа

ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗРЕЛИЩНЫХ УСЛУГ

С. В. ХАЛУДОРОВА

Халудорова Саяна Викторовна, аспирант кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального университета.

В данной статье рассмотрены источники правового регулирования зрелищных услуг. В работе проанализированы и систематизированы нормативно-правовые акты в сфере оказания зрелищных услуг.

Ключевые слова: источники, правовое регулирование, зрелищная услуга, Постановление Правительства Российской Федерации.

About the sources of legal regulation of entertainment services S. V. Haludorova

The article examines the sources of legal regulation of entertainment services. It analyses and systematizes legal regulations in the field of provision of entertainment services.

Key words: sources, legal regulation, entertainment service, Resolution of the Government of the Russian Federation.

В условиях глобализации современного общества растут потребности человека как в материальных, так и в нематериальных услугах. Это подтверждается мнением многих исследователей. Так, А. Ю. Кабалкин и В. М. Хинчук писали, что "...сфера обслуживания - это та сфера, услугами которой постоянно пользуются все граждане, которая во многом определяет их настроение, влияет на отношение к делу, к окружающим" <1>. -------------------------------- <1> Кабалкин А. Ю., Хинчук В. М. Удовлетворение потребностей граждан и закон / Научн. ред. М. М. Славин. М.: Моск. рабочий, 1980. С. 7.

Говоря о нематериальных услугах, можно отметить зрелищные услуги, которые на сегодняшний день являются востребованными, поскольку они призваны удовлетворять культурные, эстетические, духовные потребности граждан. Так, М. Н. Малеина отмечает: "...в неимущественном обязательстве по оказанию услуг услугополучатель стремится удовлетворить свой нематериальный интерес" <2>. М. М. Агарков подчеркивал, что одной из целей обязательства является обеспечение имущественного положения граждан, направленное на удовлетворение их материальных и культурных потребностей" <3>. -------------------------------- <2> Гражданское право: Учебник. Часть вторая / Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юристъ, 2007. С. 378 - 379. <3> Агарков М. М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940. С. 75 - 83.

Законодательное право на пользование достижениями культуры было закреплено еще в ст. 46 Конституции СССР <4>. Впервые в кодифицированном отраслевом законе услуги были предусмотрены в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик применительно к конкретным отношениям, при том лишь в двух статьях: как транспортная экспедиция (ст. 105) и право на товарный знак и знак обслуживания (ст. 148) <5>. Так, в соответствии с Законом СССР от 19 ноября 1986 г. "Об индивидуальной трудовой деятельности" <6> был расширен перечень услуг, которые можно было оказывать в социально-культурной сфере <7>, но ст. 19 данного Закона запрещала гражданам заниматься организацией зрелищных мероприятий, т. к. указанный вид трудовой деятельности противоречил интересам общества. -------------------------------- <4> Кабалкин А. Ю., Хинчук В. М. Забота о благе народа и закон. М.: Моск. рабочий, 1988. С. 173. <5> Кабалкин А. Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. 1994. N 8/9. С. 79. <6> Ведомости ВС СССР. 1986. N 47. Ст. 964. <7> Кабалкин А. Ю., Брычева Л. И. Услуги населению: правовое обеспечение. М.: Сов. Россия, 1988. С. 12.

С переходом к рыночной экономике, основанной на принципах свободного предпринимательства, развиваются разнообразные виды услуг, в т. ч. и в культурно-зрелищной сфере. Л. Б. Ситдикова отмечает, что "...законодательный массив, призванный регулировать отношения на возмездное оказание услуг, представлен большим числом специальных источников. В зависимости от специфики предоставляемой услуги договор возмездного оказания услуг получил свое закрепление в соответствующих законах, иных правовых актах, многие из которых носят комплексный характер, и в зависимости от содержания общественных отношений их нормативное регулирование делится на частноправовое и публично-правовое" <8>. -------------------------------- <8> Ситдикова Л. Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России. М.: Издательская группа "Юрист", 2008. С. 55.

Так, ст. 8, 74 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. <9> гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, свободу экономической деятельности, а ст. 44 гласит, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного творчества и участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры. -------------------------------- <9> Российская газета. 1993. 25 декабря.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. <10> говорится, что государства признают право каждого человека на участие в культурной жизни, пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. <11> защищает и охраняет права исполнителей, где исполнителями являются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений. -------------------------------- <10> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17(1831). <11> Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1991. С. 451.

Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.) <12> в ст. I упоминает, что каждое государство обязуется принять все меры, необходимые для обеспечения охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. <13> обеспечивает охрану прав авторов на их литературные и художественные произведения. -------------------------------- <12> URL: http://iv. garant. ru/SESSION/PILOT/main. htm (дата обращения: 17.05.2012). <13> Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 9. С. 3.

Глава 39 ГК РФ <14> о возмездном оказании услуг содержит всего пять статей (ст. 779 - 783), в связи с этим М. И. Брагинский отмечает, что количество специального материала в Кодексе отнюдь не соответствует значимости договоров на возмездное оказание услуг <15>. -------------------------------- <14> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 5. Ст. 410. <15> Брагинский М. И. Возмездное оказание услуг // Законодательство и экономика. 1997. N 17/18. С. 42.

Л. Б. Ситдикова утверждает, что договорная модель гл. 39 ГК РФ "...содержит лишь общие положения норм, содержание которых показывает явную недостаточность для эффективного регулирования рассматриваемых нами отношений" <16>. Аналогичной точки зрения придерживается и А. Е. Черноморец, который также считает, что "...лишение полноценного нормативного регулирования является серьезным упущением законодателя" <17>. -------------------------------- <16> Ситдикова Л. Б. Нормативная модель договора на возмездное оказание услуг // Российский судья. 2008. N 1. С. 32 - 34. <17> Черноморец А. Е. Свобода как гражданско-правовая категория // Юрист. 2003. N 11. С. 12.

В Основах законодательства Российской Федерации о культуре <18> регулируется культурная деятельность в области использования памятников истории и культуры, художественной литературы, кинематографии, сценического, музыкального искусства, телевидения и других областях и закрепляется право на культурную деятельность каждого гражданина. Закон "О защите прав потребителей" <19> регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Тем временем А. Ю. Кабалкин, истинный идеолог последовательного, комплексного и системного регулирования отношений в сфере предоставления услуг <20>, отмечает, что "...данный нормативный акт ставит, по сути, знак равенства между многими правилами, касающимися выполнения работ и оказания услуг. Это проявляется в том, что за подавляющим большинством норм, регламентирующих выполнение работ, следует указание на услуги. Наглядной иллюстрацией может служить название гл. III Закона: "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)"... Необходимо отметить, что в юридической литературе не без оснований в свое время было выражено отрицательное отношение к резкому противопоставлению в гражданском праве понятий "услуга" и "работа". Услугой является действие, оказывающее помощь, пользу другому, а работой - занятие каким-либо делом, применение своего труда" <21>. Также, А. Ю. Кабалкин утверждает, что данный Закон нуждается в совершенствовании формулировок, а также в доработке отдельных норм по существу <22>. А. В. Шерстобитов, затрагивая пробелы Закона, полагает, что по своему объему понятие "охрана" гораздо полнее понятия "защита". Охрана охватывает и систему средств гражданско-правовой защиты прав потребителей. Поэтому справедливо было бы назвать закон "Охрана прав потребителей", нежели "Защита прав потребителей" <23>. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" <24>, который действует в настоящее время, призван вести государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан, и обеспечивать сохранность, порядок и условия использования памятников. -------------------------------- <18> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615. <19> Российская газета. 1992. 7 апреля. <20> Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей / Под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 81. <21> Кабалкин А. Ю. Гражданско-правовые договоры в России. Общие положения: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 2002. С. 166 - 167. <22> Кабалкин А. Ю. Услуги в системе отношений, регулируемых гражданским правом // Государство и право. 1994. N 8/9. С. 88. <23> Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 1993. С. 36. <24> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1978. N 51. Ст. 1387.

Федеральный закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" <25> определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии; Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <26> содержит особенности правового положения Музейного фонда РФ, музеев в РФ; Федеральный закон "О библиотечном деле" <27> устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. -------------------------------- <25> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 35. Ст. 4136. <26> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 22. Ст. 2591. <27> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 1. Ст. 2.

Актами Правительства Российской Федерации являются: Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" <28>, Постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" <29>, Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения" <30>, Постановление Правительства Российской Федерации "О регистрации кино - и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" <31>, Постановление Правительства Российской Федерации "О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии" <32>, Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации" <33>, Постановление НКТ СССР "Правила об охране труда работников цирка" <34>. Также распоряжение Правительства Российской Федерации "Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года" <35>, распоряжение Правительства Российской Федерации "О Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года" <36>, распоряжение Правительства Российской Федерации "О Концепции федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" <37>. -------------------------------- <28> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 28. Ст. 2670. <29> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 13. Ст. 1615. <30> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 31. Ст. 3282. <31> САП и ПРФ. 1993. N 18. Ст. 1607. <32> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 15. Ст. 1794. <33> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 8. Ст. 949. <34> Известия НКТ СССР. N 31. 1929. <35> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 25. Ст. 3650. <36> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 15. Ст. 1807. <37> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 10. Ст. 1255.

Приказы Минкультуры Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие правил охраны труда в театрах и концертных залах" <38>, "Об утверждении Аналитической программы ведомства "Популяризация и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере культуры на 2010 - 2012 годы" <39>. Последний Приказ призван развивать малый и средний бизнес в сфере культуры, активизировать предпринимательскую инновационную деятельность, повысить квалификацию граждан. -------------------------------- <38> Об утверждении и введении в действие правил охраны труда в театрах и концертных залах: Приказ Минкультуры Российской Федерации от 6 января 1998 г. N 2 // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=84708 (дата обращения: 17.05.2012). <39> Об утверждении Аналитической программы ведомства "Популяризация и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере культуры на 2010 - 2012 годы": Приказ Минкультуры Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 144 // URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=EXP;n=479280 (дата обращения: 17.05.2012).

Исходя из рассмотренных выше нормативно-правовых актов в системе источников правового регулирования можно сказать, что в Российской Федерации существует обширная правовая база в области оказания услуг в зрелищной сфере. Тем временем законодательство недостаточно раскрывает сущность, основные понятия, правовую природу, правовое регулирование указанных услуг. Считаем целесообразным создать единый акт, в котором будет целое законодательное закрепление правоотношений в сфере зрелищных услуг со сложившимися социально-экономическими и социально-культурными условиями общества.

Название документа