Некоторые аспекты идеологического воздействия права на социальные процессы в современной России

(Жинкин С. А., Казакова Р. А.) ("Российский следователь", 2012, N 13) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>

С. А. ЖИНКИН, Р. А. КАЗАКОВА

Жинкин Сергей Алексеевич, декан юридического факультета Кубанского государственного университета.

Казакова Римма Александровна, аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета.

Статья посвящена некоторым аспектам идеологического воздействия права на социальные процессы. Право должно оказывать воспитательное воздействие на общество, это должно стать приоритетом развития Российского государства.

Ключевые слова: социальные процессы, идеологическое воздействие, глобализация, социальная эффективность права, социальная ценность права, общество, нормы права, социальные ценности.

This article is devoted to some aspects of ideological influence of law on social processes. It must be educative influence of law on society, it must be priority of development of Russian state.

Key words: social processes, ideological influence, globalization, social efficacy of law, social value of law, society, norms of law, social values.

Социальная жизнь невозможна без своего регулирования, которое неотъемлемо включает и идеологическое, ценностное воздействие. Для современной политической и правовой науки и практики сегодня вполне очевидно, что правовое воздействие немыслимо без идеологической составляющей. В литературе отмечается, что современное право стало жертвой отсутствия мировоззрения, и лишь на почве нового мировоззрения оно может снова возродиться <1>. Любое государство, а современное в особенности, не может не выполнять определенных идеологических и пропагандистских функций, не прибегать к обоснованию своей власти, своего политического курса. Так же и каждая современная конституция представляет собой документ не только юридический, но и политический, ценностный, идеологический. По словам О. В. Мартышина, если в 90-е годы иллюзии деидеологизации имели распространение в России, то в настоящее время господствует противоположная тенденция. Вопрос, нужна ли в государстве идеология, не принадлежит сейчас к числу наиболее дискуссионных. Действительно, важная и острая проблема состоит в том, какой эта идеология должна быть <2>. Эта проблема напрямую связана и с правом, с правовым воздействием, обеспечением его эффективности в регламентации социальных процессов. -------------------------------- <1> Гриценко Г. Д. Право как социокультурное явление: состояние проблемы и перспективы разрешения. Ставрополь, 2002. С. 24. <2> Мартышин О. В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в Российской Федерации // Государство и право. 2010. N 9. С. 6.

По справедливому мнению ряда авторов, различные ценности лежат в основе права и задают различные типы правопонимания в условиях различных правовых культур. Собственно говоря, применяя ценностный подход к праву, мы выходим за строгие очертания самого права, оцениваем его с помощью неправовых критериев, ценностей самого общества <3>. Следует добавить, что мы выходим и на целый ряд острых идеологических и аксиологических проблем, для разрешения которых необходимо взаимодействие различных наук гуманитарного цикла. Естественно, нельзя недооценивать влияние, которое оказывают на людей правовые идеи, принципы, правовое сознание, правовая культура. Они непосредственно не регулируют (не нормируют) общественные отношения, но определяют характер правового регулирования, его эффективность, практическое воплощение в жизнь всех элементов механизма правового регулирования <4>. Это же относится и к политико-правовой идеологии как разновидности идеологии вообще. -------------------------------- <3> Гусейнов А. И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. N 7. С. 15. <4> Капустина М. А. Правовое регулирование в обществе: механизм, сфера воздействия // Право и общество: от конфликта к консенсусу. СПб., 2004. С. 107.

Даже в условиях того, что во второй половине XX в. великие идеологии превращаются в технократическое сознание (в идеологии "второго плана", по терминологии Ю. Хабермаса), т. е. наука превращается в идеологию, их роль сегодня, в условиях массового общества, не снижается, а, может быть, даже увеличивается. Социальная жизнь невозможна без традиций, представляющих собой основания всех социальных институтов - систематически повторяющихся общественных отношений. Последние основаны на легитимации (признании широкими слоями народных масс). Легитимация, оправдание существующего положения дел - это основная функция любой идеологии. При этом идеология объявляет естественность соответствующего социального института (традиции), его "разумность", соответствие "природе вещей", "всеобщему благу" или другим мифологемам более высокого (трансцендентного) уровня <5>. -------------------------------- <5> Честнов И. Л. Теоретико-методологические основания взаимоотношения общества и права // Право и общество: от конфликта к консенсусу. СПб., 2004. С. 24.

Следует согласиться с тем, что на сегодняшнем этапе временные ценностные ориентации обусловлены напряженными ритмами, динамизмом быстро сменяющих друг друга событий, уплотнением и сокращением временных интервалов. Темп современной жизни "давит" на человека, и это давление отражается в общественных отношениях и в юридических нормах, их регулирующих. Происходит внутренняя темпоральная рассогласованность, которая проявляется в том, что назревшие изменения в общественных отношениях сдерживаются, блокируются уже изжившими себя консервативными юридическими нормами <6>. -------------------------------- <6> См.: Капустина М. А. Указ. соч. С. 114.

Существенным и актуальным вопросом, связанным с совершенствованием идеологического и ценностного воздействия права, является следующий: каковы должны быть критерии отбора тех или иных ценностей, защищаемых правом, в условиях социальной дифференциации, противоречивости социальных интересов? В этом плане интерес представляет точка зрения А. Н. Бабенко, который указывал, что обоснование ценностей связано с осознанием принципа общезначимости. Общезначимо то, что признано взаимодействующими субъектами, способствует стабильности их отношений и образа жизни, взаимоприемлемому развитию. Общезначимое - это общепринятое в определенном сообществе, имеющее социокультурные основания объективности, а также распространяемое на неопределенный круг субъектов на добровольных началах. По мнению А. Н. Бабенко, в качестве одного из критериев установления первичных общезначимых ценностей может быть предложен следующий: в условиях неизбежности разногласий между субъектами об ориентирах жизни следует выделять такие общие ценности, осуществление которых необходимо для реальной возможности всем субъектам жить в соответствии со своими ориентациями <7>. -------------------------------- <7> Бабенко А. Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Государство и право. 2002. N 12. С. 93.

Вообще, по справедливому замечанию ряда авторов, в современном мире происходит смещение акцентов от материальных ценностей, связанных с выживанием, к ценностям, связанным с самовыражением и качеством жизни. Человека, разделяющего ценности самореализации, можно представить как "ищущего себя", заинтересованного в постоянном саморазвитии и психологическом комфорте, стремящегося к неформальному общению <8>. Все эти моменты должны учитываться в ходе осуществления социально-ценностного воспитания граждан. Не секрет, что в переходные периоды возникает несоответствие правовой идеологии и правовой психологии подавляющего большинства людей изменившейся реальности. При этом правовая идеология может "забежать" далеко вперед в сравнении с развитием социально-экономической ситуации, а правовая психология - заметно отстать от них. Это приводит к неадекватному поведению субъектов права, усугубляющему социально-психологическую дезадаптацию общества в переходный период <9>. -------------------------------- <8> Скок Н. В. Ценностные изменения современности: теоретический и прикладной аспект // Право и политика. 2009. N 3. С. 529. <9> Сорокин В. В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. N 10. С. 61.

Когда копируя стабильные западные общества, реформаторские силы в переходный период заимствуют и развивают ценности свободы, то при этом неизбежно разрушаются ценности порядка и равенства, не менее важные для современного российского социума. В цивилизациях западного типа, где абсолютизируется ценность личной свободы, упор делается на динамичное развитие. В обществах переходного периода динамика изменений колоссальна, поэтому им более подходят ценности системоцентристской правовой культуры, базирующиеся на солидарности, ответственности, обязанностях по отношению к общине, природе. Только ценности системоцентризма позволяют обеспечивать в этот период устойчивость государственно-правового развития, гражданский мир и согласие. Персоноцентристский тип правовой культуры возможен в обществе, обладающем высокой степенью стабильности и высоким уровнем общей культуры, а также при более или менее справедливой системе распределения материальных благ. В обществе переходного периода персоноцентризм обычно оборачивается диктатурой олигархического меньшинства в условиях глубокой социальной дифференциации <10>. -------------------------------- <10> См.: Сорокин В. В. Указ. соч. С. 64.

Интересной, хотя и весьма дискуссионной, чертой идеологических поисков в современной России стали оправдание неравенства, популяризация идей элитизма и создания "правящего слоя" из "активных" групп населения. Плодородной почвой для этих идей послужил резкий рост социального неравенства <11>. Думается, что пропаганда данных идей не будет способствовать социальному развитию, развитию и действенности права как социального регулятора, действенности, основанной на общественном консенсусе и общественной солидарности. В качестве родового признака, объединяющего идеологические установки в современной России, О. В. Мартышин называет консерватизм. Он включает центризм и отрицательное отношение к классовой борьбе, исключение в будущем революционных потрясений, отказ от "экспортного варианта демократии", сохранение национальных традиций и национальной культуры <12>. -------------------------------- <11> См.: Мартышин О. В. Указ. соч. С. 14. <12> Там же. С. 15.

Итак, идеология, защищаемая правом, должна быть построена на общественном консенсусе. В литературе отмечается, что достижение ценностного консенсуса между разными социальными слоями и группами является одной из главных задач политического управления в любой стране. Эта задача актуальна и для современного российского общества, так как в нем либерально-консервативная модель государственного управления, судя по материалам социологических исследований, нередко вступает в противоречие с традициями, ценностями и символами, свойственными российской ментальности, российскому национальному характеру и образу жизни. Только актуализация социально-культурных традиций отечественного правосознания, их гибкая адаптация к современным реалиям способна обеспечить оптимальную трансформацию отечественной правовой системы. Реконструкция правового сознания российских людей, включающая всю совокупность глубинных социальных ценностей, может рассматриваться в качестве примера системного ответа на вызовы XXI в. Все это должно гармонично вплетаться в идеологическое воздействие права, в идеологическую составляющую государственной политики. Итак, право, само по себе являясь социальной и духовной ценностью, закрепляет и защищает целый ряд других социальных ценностей, устоев цивилизации и культуры. Успех в осуществлении и защите этих ценностей в совместной жизни людей определенного общества будет являться важным показателем эффективности правового регулирования и правовых учреждений. Правильный выбор этих ценностей, их социально-правовое ранжирование станут существенным условием успешности социально-ценностного и правового воспитания, успешности политики государства в соответствующий период исторического, в том числе правового и политического, развития.

Название документа