Валлийское обычное право: Закон Хауэла Доброго

(Лошкарева М. Е.) ("История государства и права", 2012, N 13) Текст документа

ВАЛЛИЙСКОЕ ОБЫЧНОЕ ПРАВО: ЗАКОН ХАУЭЛА ДОБРОГО <*>

М. Е. ЛОШКАРЕВА

Лошкарева Мария Евгеньевна, доцент кафедры теории и истории права и государства Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" - Нижний Новгород, кандидат исторических наук.

Статья посвящена анализу исторического контекста создания закона Хауэла Доброго. Традиция приписывает создание закона валлийскому королю X в. Хауэлу Та, хотя правовые реалии сохранившихся текстов соответствуют скорее XII - XIII вв. Причины правовой активности в XIII в. следует искать в англо-валлийских отношениях и политике национальных правителей этого периода.

Ключевые слова: Закон Хауэла Доброго, англо-валлийские отношения, валлийское право, сохранившиеся рукописи закона.

The article is devoted to the analysis of the historical context in which the manuscripts of the Law of Hywel the Good were produced. Welsh legal tradition ascribes writing of this law to Hywel Dda, welsh king of the X century, although the content of surviving manuscripts is more appropriate to actual of the XII - XIII centuries. It would be better to look for the reasons of this writing activity in the Anglo-Welsh relationships and the policy of native rulers.

Key words: The Law of Hywel Dda, the Anglo-Welsh relationships, Welsh native law, surviving manuscripts.

На протяжении всего Средневековья правовая система Уэльса была связана с Законом Хауэла Та (по-валлийски - Cyfrait Hywel, по-латыни - Leges Hoeli). Традиция приписывает создание закона валлийскому королю Хауэлу (X в.), хотя значительная часть правового материала относится, скорее, к XII - XIII вв. Закон Хауэла оставался единственным источником права до введения Эдуардом I Валлийского статута. После завоевания в Уэльсе было введено английское уголовное право, а вещное, обязательственное и наследственное остались валлийскими. Окончательная отмена закона Хауэла произошла только в 1535 г. с изданием Acts of Union. "Хроника принцев" упоминает Хауэла Доброго лишь дважды: в 920 г. по поводу его паломничества в Рим <1> и в 949 г. по поводу его смерти <2>. Следует заметить, что "Хроника..." именует Хауэла "главой и честью всех бриттов". Анналы Камбрии содержат ту же информацию, но путешествие в Рим отмечено 928 г., а смерть - 950 г. <3>. -------------------------------- <1> Brut Y. Tywysogyon or The Chronicle of the Princes. Peniarth MS. 20 Version / Translated with introduction and notes by Thomas Jones. Cardiff: University of Wales Press. 1952. P. 6. <2> Ibid. P. 7. <3> The Annales Cambriae 447 - 954. URL: www. fordham. edu/halsall/sbook. html.

Заметим, что правителем всего Уэльса Хауэла считать нельзя. До XIII в. Уэльс не имел политического единства: фрагментарность является характерной чертой этого региона. Хауэл получил власть после смерти тестя Лливарха ап Хифайда в 904 г. <4>, а в 942 г. стал королем Даведа после смерти его отца Каделла, отравленного согласно "Хронике...", и двух дядей Идвала и Элиседа ап Родри, убитых саксами <5>. Смерть кузена Кингена аб Элиседа в 945 г. сделала Хауэла королем почти всего Уэльса, за исключением юго-востока <6>. Смерть самого Хауэла привела к распаду королевства. -------------------------------- <4> Brut Y. Tywysogyon or The Chronicle of the Princes. P. 6. <5> Ibid. P. 6. <6> Ibid. P. 7.

Исследователи отмечают относительное "спокойствие" правления Хауэла. Видимо, этот государь избегал любых провокаций английского вмешательства в его владения. Хауэл вынужденно или по убеждению не шел на открытую военную конфронтацию. Он приносил оммаж английским королям и был принят при их дворах, имел право чеканить монету и именовался under-king в их хартиях. Паломничество Хауэла Доброго в Рим связывают с подражанием королю Альфреду. Не исключено, что и законодательная деятельность этого же правителя подтолкнула валлийского государя к началу кодификационных работ. Согласно предисловию к валлийскому закону, Хауэл созывал собрание представителей от всех его владений в Уайтлэнде: "Хауэл, сын Каделла, правитель всего Уэльса, видя злоупотребления законом, созвал по шесть мужчин от каждого кантрева в Уэльсе в Белый Дом на реке Таф. Там должны были присутствовать мудрейшие люди королевства, четверо из них должны были быть мирянами, а двое - клириками. Клирики были приглашены с тем, чтобы не допустить внесения в закон того, что могло бы противоречить Священному Писанию. Их собрали во время Великого поста, ибо именно в этот период каждый должен быть честен. Прибывшие мудрейшие сообща изучили старые законы, и некоторые из них было решено сохранить, другие - исправить, третьи - полностью отменить, иные - написать заново. После того как они объявили законы, которые приняли, Хауэл утвердил их и приказал соблюдать их точно и неукоснительно. Хауэл и мудрейшие, бывшие вместе с ним, наложили проклятие на всех в Уэльсе, кто осмелится нарушить закон и на судью, принявшего присягу и на лорда, принесшего ее, если он не знает трех разделов Закона и стоимости диких и домашних животных и того, что необходимо для ведения дел" <7>. -------------------------------- <7> The Law Of Hywel Dda. Jenkins D., Gomer Press, Llandysul, Ceredigion, 2000. P. 1.

Достоверность этой преамбулы вызывает сомнения, ибо ни в одной хронике сведений о созыве представительства не содержится. Валлийские хроники вообще не упоминают Хауэла в связи с законодательной деятельностью. Описание ассамблеи, скорее всего, не представляет собой констатации исторического факта, а является примером мифа о политической унификации, созданного, вероятно, в XII в. (т. е. в период первой валлийской консолидации). "Первая консолидация" стала реакцией валлийцев на активную политику Генриха II в Уэльсе. Так, например, по свидетельству "Хроники принцев", в 1164 г. "все валлийские принцы объединились, чтобы сбросить иго" <8>. -------------------------------- <8> Brut Y. Tywysogyon or The Chronicle of the Princes. P. 63.

Следует отметить, что валлийское право (так же как ирландское) - это право, созданное профессионалами, здесь не создавалось новых норм из конкретных судебных решений, прецедент источником права не являлся. Но, в отличие от ирландских, валлийские законы демонстрируют силу государственной власти. Несмотря на политическую фрагментарность региона в период Средневековья, в правовом отношении Уэльс выглядит вполне монолитно. Вопрос о том, действительно ли при Хауэле Добром была проведена работа по разработке свода законов, остается спорным для историков, но не для валлийской традиции. До нас дошло около сорока манускриптов, созданных между началом XIII и началом XVI в. (т. е. в период, когда Закон Хауэла был действующим), шесть из них - на латыни, остальные - на валлийском. Древнейшим из них является Черная Книга из Чирка. Рукописи принято делить на три редакции: Cyfnerth, Iorwerth, Blegywyrd. Самая ранняя из дошедших до нас версий по-валлийски - это редакция Йорверта, составленная в Гвинеде (северо-запад Уэльса). Пролог редакции Йорверта явно отражает влияние Лливелина ап Йорверта <9>, называя Хауэла Доброго принцем <10>, а не королем, как в других редакциях и хрониках <11>. Редакция Кифнерта, хотя и дошла до нас только в манускриптах, датируемых не ранее, чем начало XIV в., явно предшествовала редакции Йорверта. Похоже, что этот текст был создан в период расцвета власти лорда Риса Дехайбартского <12>. Заметим, что культ Хауэла Доброго связан именно с Дехайбартом. Редакция Блегиврида появилась позднее редакций Кифнерта и Йорверта: она была составлена ближе к концу XIII в. в Юго-Западном Уэльсе и, по существу, это перевод латинского текста, составленного в том же регионе и известного как латинская редакция D. Три другие латинские редакции (A, B и C) датируются серединой XIII в., а четвертая - E - концом XIV в. Ни одна из редакций не содержит посвящений или прямых указаний на кого-либо из национальных правителей. -------------------------------- <9> Гвинедский принц, 1200 - 1240 гг., носил титул princeps Norwallie. <10> The Law Of Hywel Dda. P. 1. <11> Обращаясь к проблеме титула, следует внести ясность в терминологию: валлийское brenin в текстах соответствует латинскому rex, а tywysog - латинскому princeps (в английском переводе - prince). Впервые титул princeps был присвоен Овайном Гвинедским (ум. 1170 г.). <12> Правитель Дехайбарта (ум. 1197 г.), один из лидеров "первой консолидации".

Закон Хауэла имеет своеобразную структуру и весьма интересную логику изложения материала, сохраняющуюся в большей части списков. Закон Хауэла распадается на три книги: 1) "Законы двора"; 2) "Законы страны"; 3) "Книга для судей". Каждый из разделов распадается на подразделы (несколько различающиеся между собой в редакциях). "Законы двора" содержат шесть подразделов: 1) члены двора; 2) королевская семья; 3) чиновники короля; 4) чиновники королевы; 5) дополнительные служащие; 6) разное. Эта часть явно предшествовала по времени создания остальным: книга выглядит архаично: детальные описания прав и привилегий явно расходятся с реалиями XII - XIII вв. Это позволяет утверждать, что книга о праве двора восходит к донорманнскому периоду, ко времени Хауэла или даже ранее. Книга вторая "Законы страны" имеет девять подразделов: 1) о правах женщин; 2) "девять языков", посвященный оценке доказательств; 3) об ущербе, наносимом животным; 4) поручительство и договор; 5) защита церкви; 6) земельное право; 7) иноземцы; 8) королевские права и администрация; 9) семейное право. Ярчайшей особенностью закона Хауэла Доброго, не встречающейся в других средневековых кодификациях, является наличие "Книги для судей", т. е. своеобразного пособия, знание которого является обязательным условием для получения должности судьи <13>. "Книга для судей" состоит из десяти разделов: 1) убийство; 2) кража; 3) пожар; 4) стоимость диких и домашних животных; 5) деревья; 6) дома; 7) утварь; 8) человеческое тело; 9) пахотная земля; 10) зерно. Таким образом, Закон рисует весьма своеобразную, не вполне типичную для средневекового общества систему преступлений. -------------------------------- <13> The Law Of Hywel Dda. P. 141.

Сохранившиеся манускрипты совершенно точно не были первыми правовыми компиляциями в Уэльсе. Закон содержит явные указания на ранние источники, в частности латинские. Например - использование фразы Leges Brittanie для описания законов Уэльса в прологе к латинской редакции A (компиляции середины XIII в.): здесь редактор мог привлечь часть о предполагаемой реформе Хауэла Доброго, составленную не позднее 1130 г.: в этот период слово Britannia выходит из употребления и камбро-латинские авторы для обозначения Уэльса используют термин Wallia или, реже, Kambria. Следует отметить, что ни одна из сохранившихся редакций не является архетипом для других. Но можно с уверенностью утверждать, что сохранившиеся редакции имеют общий источник, ибо пролог, книги о праве двора и праве страны содержатся во всех манускриптах, в одном порядке. Есть все основания полагать, что этот общий источник был составлен значительно раньше. Даже если предположить, что источник этот восходит ко времени Хауэла Доброго, нерешенным останется вопрос о причинах создания массы правовых текстов XIII в. До нас дошли шесть манускриптов, датируемых серединой XIII в., что свидетельствует о весьма активной деятельности по созданию правовых текстов в этот период. Одной из главных причин такой активности можно считать "первую консолидацию", ставшую реакцией на вторжения Генриха II Плантагенета, а затем борьбу гвинедских принцев за оформление статуса княжества Уэльс <14>. -------------------------------- <14> Гвинедским принцам Лливелину ап Йорверту, а затем Лливелину ап Гриффиту удалось формализовать отношения с английской короной. Высшим достижением валлийских принцев стал договор в Монтгомери 1267 г., определивший статус княжества Уэльс и принца Уэльского.

Наличие писаных законов было требованием времени, и Уэльс, постоянно стоявший перед угрозой английского вторжения, даже несмотря на политическую раздробленность, проигнорировать этого требования не мог. Валлийские правовые тексты проводят идею унитарного Уэльса, под властью одного правителя с единым правом, оформленную в миф о политической унификации, достигнутой уже при Хауэле Добром. Другими словами, валлийские правовые тексты содержат мощные идеологические установки валлийской исконности, защищая чисто "валлийский" Уэльс (Марка никогда не упоминается в законе). Идеология - важнейший ключ к пониманию причин создания правовых компиляций. Этот процесс нельзя объяснять только прагматическими целями. Совершенно очевидно, что развитие валлийского права не закончилось в правление Хауэла и даже не началось в этот период. Теперь трудно сказать, какие из дошедших до нас норм относятся к периоду его правления, а какие относятся к периоду первой консолидации. По мнению британского исследователя Х. Прайса, значительную роль сыграло стремление валлийских юристов укрепить национальную правовую традицию перед угрозой со стороны самих валлийских принцев <15>. Эта угроза была связана с широкими переменами в Уэльсе, в связи с английскими вторжениями, последующим урегулированием, договорами и модернизацией в результате влияния англо-французской культуры. -------------------------------- <15> Huw Pryce. The Context and Purpose of the Earliest Welsh Lawbooks // Cambrian Medieval Celtic Studies, 39 (Summer 2000). P. 40.

Причины создания компиляций в XII - XIII вв. лежат в потребностях валлийского общества того времени. Как тексты, которые универсализируют валлийский обычай, представляя его как правовую реформу крупного донорманнского государя, правовые своды придают национальной правовой традиции авторитет и характер неизменности в сложный период перемен. В частности, они могут быть отражением укрепления валлийской культуры и национального самосознания перед угрозой завоевания как военного, так и правового.

Название документа