Задача - научить студентов учиться
(Гришин С. П., Зинченко И. А.) ("Юридическое образование и наука", 2012, N 2) Текст документаЗАДАЧА - НАУЧИТЬ СТУДЕНТОВ УЧИТЬСЯ <*>
С. П. ГРИШИН, И. А. ЗИНЧЕНКО
Гришин Сергей Петрович, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ.
Зинченко Игорь Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент.
В статье анализируются вопросы повышения качества высшего образования путем обучения студентов знаниям, умениям и навыкам, необходимым для эффективной учебы в вузе. Высказывается предложение о включении в образовательные стандарты высшего профессионального образования соответствующего специального курса.
Ключевые слова: качество образования, учить студентов учиться.
The article analyzes the issues of improvement of quality of higher education by means of teaching the students the knowledge, skills necessary for efficient study in institute of higher education. The author expresses proposal on inclusion into education standards of higher education of the relevant special course.
Key words: quality of education, to teach students to learn.
Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.
Н. В.Гоголь
"Высоко в горах жили мцыри. Во время грозы грянул гром, и один мцырь испугался и убежал" - это из экзаменационной работы выпускника школы 2011 г. о поэме М. Ю. Лермонтова <1>. А вот еще: В. И. Ленин - первый президент Союза ССР; в состав СССР входили от 7 до 10 союзных республик (среди них можно встретить Монголию и Болгарию); наиболее реакционные политические режимы в мире существуют в Литве, Латвии и Эстонии. Эти откровения почерпнуты из материалов опроса студентов-первокурсников негосударственного юридического вуза, проведенного одним из авторов настоящей статьи. Причины, по которым 12 июня и 4 ноября "назначены" праздничными днями Российской Федерации, смогли правильно назвать лишь трое из 152 опрошенных. Подобных примеров немало. Стоит ли после этого удивляться, что из теле - и радиоэфира уста высокопоставленных "эрудитов" от юриспруденции ежедневно изрекают: прецеНдент, инциНдент, возбУжденное дело, осУжденный, Эксперт, средствА и прочие откровения, воспринимать которые порой просто стыдно. Специалисты отмечают: даже правовая практикующая элита - судьи, не говоря уже о переаттестованных полицейских и армии других правоохранителей, не всегда полноценно ориентируются в тонкостях отечественного законодательства <2>. -------------------------------- <1> Цитата из передачи на канале НТВ "Сегодня. Итоговая программа". 19 июня 2011 г. <2> По мнению члена Общественной палаты Е. А. Лукьяновой, "необходима полная переквалификация всего судейского корпуса". См.: Лукьянова Е. А. На правах высшего судьи // РГ. 2011. 9 июня.
Деинтеллектуализация современного российского общества признается многими. И вовсе не брюзжащими обывателями, рассуждающими на тему "отцов и детей", а людьми сведущими. "В сфере образования, вполне доброкачественного в прошлом, - пишет в своей интересной и мудрой книге В. Т. Томин, - заблуждения уже начинают переходить в действия. Результат налицо: усредненный студент-юрист, равно как и правовед - кандидат наук, с каждым последующим учебным годом становится все слабее. О качестве некоторых докторов наук "болоньевского розлива" стыдливо умолчу" <3>. Мы, как и многие наши коллеги, разделяем это нелицеприятное мнение известного ученого и педагога. Помимо субъективных высказываний специалистов, а они могут быть разнонаправленными (в копилках изречений мудрецов нетрудно отыскать цитаты, применимые к любым ситуациям и концепциям), существуют и более убедительные данные. Так, в рейтингах ведущих университетов мира (Webometrics, шанхайского, журналов Forbes, The Times Higher Education и др.) даже наиболее авторитетные российские университеты никогда не занимали сколько-нибудь заметных позиций. При всем нашем вполне понятном скептицизме к процедуре формирования этих рейтингов (обоснованности выбора критериев, методике сбора информации и т. п.) их результаты не могут устраивать ни научное сообщество, ни общественность, ни деятелей из сферы управления образованием, ни самих студентов. -------------------------------- <3> Томин В. Т. Уголовный процесс: актуальные проблемы теории и практики. М.: Юрайт, 2009. С. 28.
Мнение о том, что образование - один из главных ресурсов воспроизводства и развития общества, что оно призвано обеспечить инновационную науку и экономику высококвалифицированными специалистами, а общество - достойными гражданами, разделяется всеми, но вот направления движения в целях его совершенствования определяются неоднозначно. Традиционно звучат призывы к увеличению бюджетных "вливаний" в сферу образования; полномасштабному завершению присоединения России к "болонскому процессу"; привлечению передового зарубежного опыта и его носителей - специалистов; созданию научных центров (Сколково, федеральных университетов и др.), и их оценка в обществе неоднозначна. В сфере высшего образования немало серьезных проблем - от тотальной коррумпированности вузов (согласитесь, "коррумпированный юридический институт, например, МВД России" - звучит потрясающе) до профанации обучения в бесчисленных филиалах негосударственных вузов (в некоторых из них до нескольких сотен), высоко почитающих такие финансовые фишки, как заочное и дистанционное обучение <4>. Векторность настоящей статьи имеет иную направленность. В ней затрагиваются проблемы, касающиеся качества образования. Мы призываем обратить внимание на робко звучащую на протяжении десятилетий, но мало реализуемую в реальном учебном процессе потребность учить студентов учиться. Проблема сия не только российская. "Ни преподаватели, ни студенты никогда не учили основ того, как учиться, - пишет главный редактор журнала "Converge" (США) Бернард Перси и продолжает: - Это является наиболее распространенным препятствием в сфере образования" <5>. -------------------------------- <4> Конечно, любая из форм образования имеет право на существование при качественной организации учебного процесса. В Англии, например, существует девять форм обучения, причем в колледжах студенты-очники составляют лишь 40%. Когда же в нашем отечестве "знания" повсеместно становятся объектом купли-продажи, упрощенные процедуры в образовании положительных эмоций не вызывают. <5> Перси Б. Что нам мешает учиться? URL: http:shcolazhizni. ru/archive/o/n-39232/.
Идеи о необходимости и направлениях совершенствования и/или даже реформирования высшего образования перманентно обсуждаются в нашей стране с начала 80-х годов прошлого столетия. Однако реальные преобразования свелись к требованиям создавать учебно-методические комплексы по дисциплинам, разработке прогрессивных форм и методов проведения отдельных видов занятий, внедрению технических средств обучения, созданию кабинетов педагогического мастерства и т. п. Эти мероприятия, безусловно, были и остаются полезны и нужны, но единственное, чего в них существенно не хватает, - это внимания к главному участнику образовательного процесса - студенту. Справедливости ради следует вспомнить, что еще ранее, примерно в середине 70-х годов прошлого века, в академическую, а стало быть, и в студенческую среду стали активно проникать идеи методологии общей, в том числе и образовательной, деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, их ученики и последователи). В этот же период в распоряжении передовых факультетов и кафедр появились переводные зарубежные материалы, посвященные эффективным методикам обучения. Их следы продолжают обнаруживаться в самых неожиданных работах <6>. Но согласимся: владение солидной методологией в повседневной педагогической практике юридических факультетов и вузов - удел немногих. И даже "рядовая" аспирантура - ни очная, ни уж тем более заочная - не шибко печется об исправлении этой неловкой ситуации. Не по плечу эти проблемы и различным эпизодическим формам повышения квалификации. -------------------------------- <6> См., например: Носков В. А., Иванова Л. Н. Обучение учению: Практикум. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 1998.
Миссию (функцию) обучающегося субъекта, в нашем изложении - студента (или даже аспиранта), не принято именовать профессией или специальностью. Но никому не придет в голову в здравом разумении отрицать, что получение образования - это вид, и далеко не самый простой вид деятельности. Конечно, здесь в первую очередь целесообразно задуматься о формировании интересов и потребностей, мотивирующих цели и задачи этой деятельности, но они будут бесплодны без "орудийных" средств и способов достижения таковых; и осознании факта - тому, кто обучается, надлежит обладать вполне определенными знаниями, умениями и навыками, специфичными для этого вида деятельности. В общеобразовательной школе занятия ребенка начинаются с обучения его грамоте и счету. Начав с овладения палочками и крючочками, он переходит к познанию букв и цифр, затем - чисел, слов и выражений. С помощью этих средств школьник изучает литературу, историю, математику, другие предметы. К студенту отношение иное. Презюмируется, что первокурсник достаточно подготовлен школой общеобразовательной для продолжения занятий в школе высшей. И что же? С первых дней пребывания в вузе, в принципиально новых, непривычных для себя условиях, он вынужден приступать к изучению фундаментальных дисциплин - философии, теории и истории государства и права, судоустройства и др. Проблема здесь видится в том, что между реальной школьной педагогикой и организацией учебно-методической и научно-исследовательской работы со студентами в университетской среде существует меньший или больший, но всегда принципиальный разрыв. Лицемерно или наивно - отрицать или не замечать это обстоятельство. Оставим сейчас в стороне риторические рассуждения о мудрых профессорах и энтузиастах-одиночках, "сеющих разумное, доброе, вечное". (Счастье, что они все еще существуют!) Попытаемся посмотреть, чем располагают юридические вузы (и не только они) в плане сформулированной проблемы. Здесь приходится констатировать - даже элементарные категории дидактики высшей школы, такие, например, как функциональное и развивающее обучение; продуктивные и репродуктивные методы; индуктивная и дедуктивная логика; аналитический и синтетический пути познания; способы и меры сочетания вербальных, зрительных и практических средств; роль самовоспитания, самообразования, самосознания, самооценки и многое другое, для "среднестатистического" преподавателя юридического факультета или вуза - тайны "за семью печатями". Конечно, на кафедрах, факультетах и в вузах, в том числе и юридических, всегда создавались и продолжают множиться многочисленные методические рекомендации по подготовке к зачетам и экзаменам, по написанию контрольных, курсовых и дипломных работ, по содержанию учений, стажировок и практик и т. п. Однако по большому счету эти документы трудно назвать обучающими. Скорее, в них излагаются традиционные формальные требования, предъявляемые к тому или иному виду учебной работы. В результате должно пройти какое-то, иногда немалое время, и студенты, будучи вовлеченными педагогами в совместную образовательную деятельность, познают тонкости вузовского ученичества. Успехи на этом пути ожидают далеко не всех. В определенном смысле в этом отношении показательна ситуация в бывшем СССР, а ныне и в России с изучением иностранных языков, прежде всего, конечно же, языка английского, по известным причинам проникающего в самые разнообразные сферы современной действительности. Интерес и внимание к нему велики. Разработаны, например, личностно ориентированные многоуровневые системы обучения, широко используются зарубежные языковые школы, аудио - и видеокурсы. Однако (sic!) поразительно, но факт: российские учащиеся и студенты, изучая иностранные языки такое невообразимо большое количество лет учебы в школе (в настоящее время - одиннадцать!) и семестров в неязыковом вузе (четыре!), которое сопоставимо лишь с овладением физкультурой, имеют в итоге сходный результат - ни крепкого здоровья, ни приличного знания чужого языка. Соискатели ученых степеней, помимо этого, оттачивают иноземную словесность, готовясь к сдаче одного из экзаменов по программе так называемого кандидатского минимума. Однако мало кому из них, несмотря на самоуверенные записи в анкетах - "читаю и перевожу со словарем", удается без помощи специалистов перевести два-три предложения аннотации к собственной научной статье. Приписываемый порой Л. А. Арцимовичу лозунг "Студент - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь" оптимистично звучал из уст упоминавшихся выше энтузиастов и хорошо вписывался в вузовскую обстановку во времена бывшего СССР, когда в отношениях "преподаватель - студент", как правило, исключалась коммерческая составляющая. Прагматическому обществу целесообразно использовать и иные инструменты. В этой связи мы полагаем целесообразным сформулировать вопрос о включении в образовательные стандарты и соответственно в учебные планы юридических факультетов и вузов специального курса, призванного научить студента приемам и методикам самостоятельной работы. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает планирование не только аудиторных, но и внеаудиторных занятий, поэтому самостоятельная работа перестает быть частным делом студента. Она становится обязательным элементом обучения, детально планируемым и подлежащим контролю. Роль навигатора в этом процессе должна выполнять рабочая программа дисциплин. В программе устанавливается траектория изучения дисциплины с указанием тематики лекций, семинарских и практических занятий, задания на самостоятельную работу и понедельный хронометраж времени на их выполнение, формат электронных и иных средств фиксации результатов выполненных в ходе самостоятельной работы заданий, механизм отчета об этой работе, критериях ее оценки и т. д. Контроль за ходом освоения материала таков, что, не отчитавшись за одну тему (модуль), нельзя перейти к изучению другой темы (модуля). Весь позитивный материал, таким образом, усваивается в полном объеме, без каких-либо пробелов и по определенной логической схеме. В принципе, каждый студент вправе выбрать собственную траекторию обучения, согласовав с преподавателем график своей самостоятельной работы. Но такие возможности, как нам представляется, могут быть полноценно реализованы только на старших курсах, когда студент приобретет необходимые знания и умения. На начальном же этапе обучения важно научить студента приемам и методикам самостоятельной работы. Следует отметить, что во многих учебных заведениях с первокурсниками проводят занятия по программе "Введение в специальность". Как правило, в рамках 10 - 12 часов, отводимых этой дисциплине, начинающих студентов знакомят со славным прошлым, настоящим и светлым будущим учебного заведения, особенностями приобретаемой в вузе профессии и последующей трудовой деятельности. Однако такая тематика мало ориентирована на обретение студентом умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала. Думается, что предлагаемый нами курс может быть назван "Обучение учению в высшем учебном заведении" и состоять из пяти тем. Тема "Правовые и методические основы образовательного процесса в вузе" должна включать в себя вопросы, связанные с нормативно-правовой и учебно-методической базой высшего учебного заведения. Они объединяют материалы из общероссийского законодательства об образовании, локальных нормативных актов, действующих в конкретном вузе, учебных и учебно-тематических планов, программ учебных дисциплин и т. д. Важной частью курса должна стать тема "Виды и содержание аудиторных занятий и внеаудиторной работы студента в вузе". Студенту надлежит знать, какова роль лекции, какие по видам и содержанию лекции читаются в юридическом вузе. Обстоятельные характеристики семинарских и практических занятий, практикумов, деловых игр и других видов аудиторной работы, рассматриваемые через призму стоящих перед ними целей и задач, будут ориентировать студента работать на них со знанием дела, полно и глубоко осваивая учебный материал. Центральной должна стать тема "Методика и приемы самостоятельной работы студента". С учетом знаний, полученных на предыдущих занятиях, студент узнает, как нужно готовиться к лекции, как работать по ходу лекции, в чем заключаются особенности работы над конспектом и его дальнейшего использования в учебном процессе. Кроме того, педагог должен предложить студенту комплекс приемов и методик по подготовке к различным видам аудиторных и внеаудиторных занятий, написанию эссе и рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ, подготовке к текущему, рубежному и итоговому контролю, участию в олимпиадах и конкурсах, выступлениях на заседаниях научных кружков и студенческих конференциях. Студенту предстоит столкнуться с большим потоком информации, поэтому ему следует учиться выделять в изучаемом материале главные мысли, сопровождать их комментариями, давать им адекватную оценку, формировать собственную точку зрения. Тема "Работа в библиотеке и с информационно-поисковыми системами в Интернете" должна научить студента поиску рекомендуемой литературы и информации в целом. Студент должен знать, что такое научная, учебная, учебно-методическая литература, нормативные источники: законы и подзаконные акты. Необходимо научить студента самостоятельно находить рекомендуемые и иные литературные источники в вузовской библиотеке, пользоваться межбиблиотечным абонементом, фондами районных, региональных и федеральных библиотек. Он должен знать, что такое учебный и научный абонемент, как организовать работу в читальных залах, чем предметный каталог отличается от систематического и как использовать электронные базы библиотек. С первых дней занятий студент должен усвоить требования о документальном оформлении своей самостоятельной работы и обязательной отчетности перед преподавателями. О конкретных формах и приемах такого контроля студент информируется в завершающей теме курса "Документальное оформление самостоятельной работы и контроль за ее исполнением". В заключение отметим: значение предлагаемого курса не сводится лишь к уяснению и совершенствованию технологии обучения. Его роль важна в обеспечении столь желанного для общества перехода от трудно изживаемой "знаниевой парадигмы", в которой студент выступает в роли "сосуда", который надо залить знаниями, умениями и навыками, к деятельности обучающегося по саморазвитию и самообразованию. В результате предлагаемой работы у студента должно зарождаться и развиваться положительное эмоционально-оценочное отношение к своему статусу, пробуждаться интерес к поиску и экспериментированию, т. е. чрезвычайно важному в любом виде деятельности самостоятельному труду. Чем скорее он адаптируется к требованиям и специфике вузовской педагогики, тем скорее ослабнут или вовсе исчезнут связанные с ними проблемы. В этой связи нельзя не обратить внимание на стимулирующую, развивающую и воспитательную функции учебной дисциплины, нацеленной на то, чтобы научить студента учиться. И еще: позитивные сдвиги могут и должны произойти и в самой педагогике.
Название документа