Цены, инфляция, налоги, инновационное развитие

(Васильев А. В.)

("Административное и муниципальное право", 2012, N 3)

Текст документа

ЦЕНЫ, ИНФЛЯЦИЯ, НАЛОГИ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

А. В. ВАСИЛЬЕВ

Васильев Анатолий Васильевич, доктор юридических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В данной статье рассмотрены налоговые системы России, европейских стран и США, дан их сравнительный анализ. Выявлено, что плоская шкала налогов, которая используется в России, имеет определенные недостатки по сравнению с прогрессивной шкалой налогов США и европейских стран, поскольку последняя сдерживает рост цен и инфляции, а также способствует инновационному развитию производственной деятельности предприятий. Кроме того, американская система налогообложения, которая представляет собой часть всей прибыли, а не отдельные экономические показатели, упрощает учет и соответственно контроль со стороны налоговых органов.

Ключевые слова: налоговая ставка, плоская и прогрессивная шкала налогов, налоговая база, налогообложение юридических лиц, налогообложение физических лиц, инновационное развитие, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, единый социальный налог.

Prices, inflation, taxes and innovative development

A. V. Vasiliev

This article is devoted to the tax systems of Russia, European countries and the USA and contains their comparative analysis. It is shown that the flat tax scale that is used in Russia has certain disadvantages compared to the progressive tax scale used in the USA and European countries since the latter keeps the prices and inflation own as well as contributes to the innovative development of enterprise activity. Moreover, American system of taxation that covers part of profit but not certain economic performance simplifies the process of accounting and, consequently, supervision by the tax authorities.

Key words: tax rate, flat and progressive tax scale, taxable income, taxation of legal entities, taxation of physical entities, innovative development, profit tax, value-added tax, property tax, single social tax.

В нашей стране постоянно повышаются цены на продукты питания и другие товары. С целью остановки их роста определенные меры предпринимают контрольные органы, прокуратура и даже Президент РФ. Однако остановить рост цен не удается, что влечет за собой повышение инфляции. В странах с развитой рыночной экономикой разработан экономический механизм, который без вмешательства государственных органов сдерживает стремление предпринимателей повышать цены на товары и продукты.

Известно, что величина налогов определяется следующими факторами:

1) их размер должен обеспечивать нормальное развитие бизнеса. Это означает, что после уплаты налогов предпринимателю должно оставаться такое количество денежных средств, чтобы это обеспечивало развитие производства, приобретение нового оборудования, решение других производственных и иных задач;

2) одновременно общее количество собираемых налогов должно обеспечить достойную оплату труда работников государственного аппарата, обеспечить их оргтехникой, содержание полиции, других правоохранительных органов, армии, снабжение их необходимым вооружением и т. д.;

3) количество собираемых налогов должно обеспечить решение социальных задач: выплаты пенсий, пособий, оказания помощи многодетным и другим людям, которые не в состоянии сами заработать необходимые средства существования, строительство дорог, развития инфраструктуры городов и т. д.

Со своей стороны государство обязано эффективно использовать средства, полученные в виде налогов от юридических и физических лиц, обеспечить безопасные условия жизни и деятельности граждан, бизнеса, развивать транспортную сеть, коммуникации, решать другие общенациональные задачи, публиковать бюджет и его использование, чтобы народ знал, на что расходуются выплаченные ими средства.

В настоящее время размеры налогов, как правило, не превышают 45% прибыли. В Швеции одно время налоги составляли около 65%. В результате развитие производства замедлилось. Шведские товары потеряли конкурентоспособность. Правительство Швеции снизило налоги до оптимального уровня.

Если же налоги меньше 45 - 40% прибыли, то предприниматели ускоренно богатеют, в то время как работники государственного аппарата не получают необходимых средств для нормального уровня жизни, недостаточно обеспечивается армия, полиция, не решаются социальные задачи.

Современные демократические государства выработали определенное соотношение между размерами налогов и величиной прибыли, которая должна оставаться у предприятия для того, чтобы оно могло развивать свою производственную базу, совершенствовать оборудование, технику и обеспечивать прогрессивное развитие производства, улучшать условия труда и повышать уровень техники безопасности. А это означает все более полное обеспечение общества, граждан материальными и интеллектуальными условиями жизни.

В европейских странах налоги на предприятия почти ежегодно изменяются в основном в сторону уменьшения, но имеет место и некоторое увеличение их. Однако в целом величина их более или менее сохраняется, а колебания незначительны. Так, например, налог на доходы корпораций в 2000 г. составлял от 28% в Финляндии до 41% в Бельгии, налог на добавленную стоимость - от 12% в Люксембурге до 22% в Польше, налог на имущество - от 0,3% в Швейцарии до 2,2% в Греции и ставка социальных платежей составляла в разных странах от 2% до 17%.

В Российской Федерации аналогичная система налогов. В ней также существуют налоги на прибыль (доходы), на добавленную стоимость, на имущество и социальные платежи. Размеры налогов также близки европейским или даже одинаковы. Так, налог на доходы (прибыль) составляет 20%, налог на добавленную стоимость 18%, налог на имущество 2,2%. Заметно отличаются только социальные платежи, которые составляют 34%.

Поскольку размеры налогов в процентном исчислении европейских стран и России практически совпадают, то можно с достаточной степенью точности сказать, что и в суммарном денежном выражении изымаемая часть налогооблагаемого дохода (прибыли) предприятий в европейских странах и России приблизительно одинакова.

Однако для того, чтобы определить общую сумму налогов в денежном выражении, необходимо знать налогооблагаемый доход по каждому виду налогов, а именно по прибыли, стоимости имущества, сумме добавленной стоимости и социальных расходов. Данные показатели среднего предприятия применительно к налогам в Российской Федерации следующие.

Так, налогом на прибыль облагаются "полученные предприятием доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" (п. 1 ст. 247 НК РФ). В настоящее время налог на прибыль составляет 20%, т. е. предприятие выплачивает государству одну пятую часть своей прибыли. Четыре пятых прибыли остается у предприятия. До недавнего прошлого налог на прибыль составлял 24%.

Чтобы это положение было более понятно, обратимся к конкретным цифрам реального предприятия. Например, оно имеет общие доходы за год в сумме 92 млн. руб. Расходы за этот период составили 14 млн. руб., прибыль составила 78 млн. руб., налог в размере 20% от прибыли выплачен в сумме 15,8 млн. руб. У предприятия после выплаты этого налога остается 62,2 млн. руб.

В Российской Федерации, как уже отмечалось, налог на прибыль не единственный. Следующим налогом, который выплачивают российские предприятия, является налог на добавленную стоимость. Данный налог представляет собой начисления на вновь созданную стоимость данным предприятием и представляет собой также изъятие определенной части прибыли предприятия, но он начисляется не по итогам деятельности предприятия как на разницу между доходами и расходами, а в процессе создания новой стоимости. Происходит это следующим образом. Согласно ст. 146 НК РФ налогом облагаются все реализуемые товары, услуги, работы, выполняемые данным предприятием. В результате получается, что чем больше предприятие вкладывает своего труда, создает больше стоимости, тем больше платит налогов. Данный налог не стимулирует, а, наоборот, оказывает негативное влияние на собственно производительную деятельность предприятия. Поэтому получается, что в интересах предприятия производить как можно меньше собственной стоимости и как можно больше использовать стоимость, созданную другими предприятиями, поскольку налог на нее уплачен ими и с данного предприятия не взимается. Налог на добавленную стоимость начисляется и выплачивается следующим образом. Его размер составляет 18% от вновь созданной стоимости на произведенные сельхозпродукты, товары для детей, на некоторые другие товары налог составляет 10%.

В реальном денежном выражении применительно к рассматриваемому предприятию этот налог составляет около 14 млн. руб. при налоге в 18%.

Следует иметь в виду, что данная величина налога имеет место в торговом предприятии, в котором не создается новая продукция и НДС начисляется только на предоставленные предприятием услуги, за сданные в аренду торговые и иные площади, торговлю комиссионными и некоторыми другими товарами.

На производственных предприятиях, основная деятельность которых заключается в производстве товаров, т. е. создании новых стоимостей, величина налога значительно больше. По некоторым расчетам, она достигает на предприятиях, близких по своим параметрам данному торговому предприятию, 20 - 25 млн. руб.

Следующий налог - на имущество. Согласно ст. 374 НК РФ объектом данного налога является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Он составляет 2,2% от стоимости движимого и недвижимого имущества.

Применительно к рассматриваемому предприятию данный налог в денежном выражении составляет 55306 руб.

Данный налог для торговых предприятий является небольшим, поскольку в торговле не используется производственное оборудование: станки, механизмы, конвейеры, автоматические линии сборки изделий, другое дорогостоящее оборудование. Основную стоимость движимого и недвижимого имущества составляют торговые здания, оборудование - прилавки и витрины, стоимость которых по сравнению с производственным оборудованием, зданиями и сооружениями промышленных предприятий, их транспортом значительно ниже. Поэтому налог на движимое и недвижимое имущество производственных предприятий в денежном выражении значительно больше. Он может оказывать большое негативное влияние на приобретение предприятиями, особенно малого и среднего бизнеса, дорогого оборудования и использование его в производстве. Думается, что поэтому наш малый и средний бизнес занят в основном в сфере торговли и услуг, где не требуется наличие дорогого и производительного современного оборудования.

И последний, федеральный налог - единый социальный налог. Согласно ст. 7 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями, индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Ставка данного налога для организаций, т. е. основного количества предприятий, составляет согласно ст. 12 названного Закона 34% от суммы выплачиваемой заработной платы.

Применительно к рассматриваемому предприятию в денежном выражении этот налог составляет 4692000 руб.

Если суммировать все выплаченные за год налоги, их величина в реальном денежном выражении составляет 34547306 руб., или 45% от суммы прибыли. При общей прибыли, полученной предприятием в течение рассматриваемого года, в 78 млн. руб. за вычетом выплаченных налогов реально у предприятия остается для всех своих производственных, иных расходов, обновления оборудования, увеличения зарплаты работникам, других нужд 43452694 руб. Данная сумма составляет около 55% от общей суммы прибыли. Такой размер налогов значительно затрудняет возможности предприятий по развитию производства.

Исходя из близких размеров налогов на прибыль, на имущество, НДС, а также более высоких ставок социальных платежей можно предположить, что в европейских странах общая суммарная величина изымаемой прибыли несколько ниже и составляет около 39 - 40%.

Данная сумма, изымаемая из прибыли предприятия в виде налогов, является оптимальной, поскольку она удовлетворяет, с одной стороны, потребности общества и государства, а с другой - обеспечивает модернизацию оборудования, техники предприятия и тем самым создает условия для поступательного бесконфликтного развития всего общества.

В США налог - один, и он установлен в процентах по отношению к всему налогооблагаемому доходу и изымается как его определенная часть. Так, при налогооблагаемом доходе до 50 тыс. долларов налог составляет 15%, при доходе от 50001 до 75000 - 25%, при доходе от 75001 до 100000 - 34%, от 100001 до 335000 - 39%, от 335001 до 10000000 - 34%, от 10000001 до 15000000 - 35%, от 15000001 до 18333333 - 38% и более 18333333 - 35%.

Данная система упрощает бухгалтерские расчеты предпринимателя при начислении налога и осуществлении контроля со стороны налоговых органов. Одновременно он в большей мере отвечает принципу справедливости, согласно которому богатые должны платить больше. Однако этот принцип выдержан не до конца, поскольку имеет место и снижение налога при увеличении налогооблагаемого дохода. Так, при увеличении дохода от 335001 до 10000000 долл. налог составляет 34%, в то время как при доходе от 100001 до 335000 долл. его размер - 39%.

Но самое главное, в этой прогрессивной системе налогообложения содержится экономический механизм, сдерживающий предпринимателей, особенно в сфере торгового бизнеса, от необоснованного повышения цен на товары. Дело в том, что при повышении цен и увеличении дохода предприниматель оказывается в другой, более высокой шкале налогов. Например, если предприниматель имел прибыль до 50000 долл. и платил налог 15%, то при увеличении дохода даже на 1 долл. до общей суммы 50001 долл. он будет платить 25%, что существенно увеличивает сумму налога. Данное обстоятельство является важным фактором, сдерживающим необоснованный рост цен.

При плоской шкале налогов размер налога не изменяется независимо от того, какую прибыль имеет предприниматель. Цены растут произвольно, что имеет место в настоящее время в Российской Федерации. В этом, думается, одна из главных причин того, что количество миллиардеров у нас растет быстрее, чем в других странах, а для решения многих социальных вопросов денег не хватает. Административно-властные меры не в состоянии остановить рост цен. Поэтому думается, что более результативным способом борьбы с повышением цен на рынке товаров является введение прогрессивной шкалы налогов, которая также упростит бухгалтерский учет по налогам и контроль со стороны налоговых органов. В настоящее время он сводится к проверке правильности арифметических расчетов предпринимателем величины налогов. Одновременно снизятся темпы роста инфляции.

Введение прогрессивной налоговой системы также будет способствовать большему использованию в производстве новейших достижений науки и на этой основе повышению качества продукции, увеличению ее количества, экономии материальных, энергетических и трудовых ресурсов, поскольку только в этом случае может быть повышена прибыль предприятия. Таким образом, получит большее развитие инновационный метод хозяйствования.

В Российской Федерации плоской является и шкала налогов с физических лиц. Она зависит не только от размеров получаемого дохода, но и от других факторов, которые учитываются в других странах, например, в США в зависимости от дохода физического лица налоги составляют 15, 28, 31, 36 и 39,6%, во Франции - 0,6, 83, 19,14, 28,26, 37, 38, 42,62, 48,09%.

Кроме того, в США все физические лица делятся на следующие группы: одинокие физические лица, супружеские пары, выплачивающие налоги совместно, или овдовевшие члены семей, члены семей, выплачивающие налоги самостоятельно, главы семей. Данные обстоятельства также влияют на размер налогов. Прогрессивная шкала налогов сдерживает запредельный рост личных доходов и расходов физических лиц.

В нашей стране с доходов всех физических лиц налог составляет 13%, а с членов профсоюза - 14%, так как еще 1% взимается в пользу профсоюза. Думается, что и в этом вопросе также есть возможность усовершенствовать систему налогообложения физических лиц.

Стабильность цен, отсутствие инфляции, использование в производстве инновационных методов хозяйствования способствуют более успешному развитию экономики в целом.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ. Официальное издание. Части 1, 2. М., 2003.

2. Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования". М., 2009.

3. Алиев Б. А., Абдилгалимов А. И. Теоретические основы налогообложения. М., 2004.

4. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: В 2-х т. / Пер. с фр. М., 1994.

5. Налоги: Словарь-справочник. М., 2000.

6. Налоги и налогообложение. М., 1998.

7. Налоговая система России. М., 1999.

8. Селезнева Н. Н. Налоги и налоговая система России. М., 2000.

9. Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран. М., 2009.

10. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение. М., 2000.

Название документа