Средства массовой информации: изменения в законодательстве

(Данилина И. В.) ("Цивилист", 2012, N 1) Текст документа

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

И. В. ДАНИЛИНА

Данилина Ирина Викторовна, советник финансового директора АНО "ТВ-Новости".

10 ноября 2011 г. вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1752-р "О перечне документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2011. N 41 (ч. 2). Ст. 5789.

Эти изменения продиктованы вступлением в силу Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <2> и Федерального закона от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации" <3>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716. <3> СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.

В отличие от Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" телевизионное вещание и радиовещание теперь отнесены к видам деятельности, в отношении которых особенности лицензирования устанавливаются специальными законами. В данном случае таким законом является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" <4>. -------------------------------- <4> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ "О средствах массовой информации" деятельность по распространению телевизионных программ подлежит лицензированию: "Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом". С 10 ноября 2011 г. Закон РФ "О средствах массовой информации" устанавливает следующее: "Телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала" (ст. 31). Ни один оператор не имеет права включить в свой пакет канал, не имеющий лицензии. В случае если Роскомнадзор обнаружит, что кто-то из операторов транслирует нелицензированный канал, им грозят штрафы. Кроме того, в п. 6 ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрена недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В прежнем Законе это положение отсутствовало. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации" вводится определение "вещатель": "под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание" (п. 1 ст. 1). Ранее в российском законодательстве такое определение отсутствовало. Единственным нормативным правовым актом, где встречался этот термин, были Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785 "Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания" <5>, которые регламентировали взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении договора об оказании услуг связи. Пользователем может являться и телеканал, который заключает договор с оператором связи. Отсутствие легального определения вещателя использовали оба участника данного правоотношения. Телеканалы избегали процедуры получения лицензии, поскольку считали, что это должны делать операторы, включающие их в свой пакет вещания. Операторы связи также не могли получить лицензию на вещание, поскольку являлись лишь приобретателями неисключительных прав на телепрограмму. Зачастую операторы даже не представляют содержания программ телеканала. Внесенные в Закон РФ "О средствах массовой информации" изменения призваны снять проблему. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 249.

К существующим формам средств массовой информации добавляются телеканал и радиоканал: "под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или), соответственно, иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом" (п. 1 ст. 1). Это определение почти полностью совпадает с определением телеканала, данным раньше в п. 28.1 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <6>. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

Введено понятие "сетевое издание". "Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом" (п. 1 ст. 1). Таким образом, планируемые к вещанию средства массовой информации должны быть зарегистрированы в форме распространения "телеканал" или "радиоканал". Информационные ресурсы сети Интернет, которые претендуют на статус средства массовой информации и до настоящего времени не были зарегистрированы в таком качестве, с 10 ноября 2011 г. должны быть зарегистрированы в установленном Законом порядке. "Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является" (ст. 8 Закона РФ "О средствах массовой информации"). В новой редакции Закона "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается "периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)", а под продукцией средства массовой информации - "тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио - или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации" (ст. 2). 31 декабря 2010 г. распоряжением N 048 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) был утвержден Временный порядок осуществления административных процедур по предоставлению, переоформлению, продлению срока действия, аннулированию лицензий по заявлению лицензиата, выдаче дубликатов лицензий, а также предоставление сведений из Реестра лицензий о конкретном лицензиате при оказании государственной услуги лицензирования телевизионного вещания и радиовещания <7>. Появлению этого документа предшествовал Указ Президента от 24 июня 2009 г. N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" <8>, в котором Правительству было поручено определить новый порядок лицензирования. -------------------------------- <7> http://www. rsoc. ru/mass-communications/license/p156/ (дата обращения - 21.10.2011). <8> СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3169.

Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" телевизионное вещание и радиовещание отнесены к видам деятельности, особенности регулирования которых могут устанавливаться законодательными актами федерального уровня в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии. Таким законодательным актом является Закон РФ "О средствах массовой информации". Право на лицензируемую деятельность возникает у вещателя и может быть реализовано с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока ее действия. Такое ограничение предусмотрено ст. 49 Гражданского кодекса РФ. С вступлением в силу новой редакции Закона РФ "О средствах массовой информации" вводится правовой институт универсальной лицензии. Такая лицензия дает возможность вещателю, который является редакцией телеканала, радиоканала, право осуществлять распространение телеканала, радиоканала на территории Российской Федерации в любых средах, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание. Вещатели, не являющиеся редакциями телеканала, радиоканала, вправе в соответствии с лицензией осуществлять распространение телеканала, радиоканала на территории Российской Федерации в определенной среде (средах) в пределах прав, полученных такими вещателями в установленном порядке (ст. 31). Теперь не требуется привязки канала к среде распространения. Каналы имеют право распространяться по единой лицензии и в эфире, и по кабелю, причем лицензия будет выдаваться на пакет. Также снимается ограничение на количество вещательных лицензий на одну территорию для одного юридического лица. Раньше кабельный оператор не мог получить одну лицензию на вещание нескольких каналов, а телеканал - одну лицензию на несколько сетей. При этом сохраняются некоторые сложности. Например, начиная транслировать канал в новой кабельной сети или расторгая с нею договор, придется получать новое приложение к вещательной лицензии. На измененную сетку потребуется новая лицензия. Чтобы получить лицензию, телеканал должен указать в заявке свой номер в сети оператора кабельного ТВ или в пакете каналов, транслируемых этим оператором. В пакете должна сохраняться сквозная нумерация общедоступных каналов. Канал должен указать всех операторов, в сетях которых он будет вещать. Срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание теперь составляет 10 лет, если меньший срок не указан соискателем лицензии в заявлении о предоставлении лицензии при его подаче (ст. 31.1). Раньше предельный срок составлял пять лет. Следует отметить, что, несмотря на существующие проблемы, сделан очередной шаг в совершенствовании законодательства, регулирующего взаимоотношения участников в сфере средств массовой информации. Это первые существенные изменения, которые вносятся в Закон "О средствах массовой информации" с момента его принятия.

Название документа