Роль А. Ф. Кони в формировании принципов деятельности и философии справедливого российского правосудия и судебной адвокатуры

(Воронов А. А.) ("Адвокатская практика", 2014, N 1) Текст документа

РОЛЬ А. Ф. КОНИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИЛОСОФИИ СПРАВЕДЛИВОГО РОССИЙСКОГО ПРАВОСУДИЯ И СУДЕБНОЙ АДВОКАТУРЫ

А. А. ВОРОНОВ

Воронов Александр Алексеевич, профессор кафедры адвокатуры и правоохранительной деятельности Российской академии адвокатуры и нотариата, адвокат Воронежской областной коллегии адвокатов, доктор юридических наук.

В статье рассматривается проблема формирования в России нравственного и справедливого правосудия и судебной адвокатуры. Показана роль выдающегося юриста А. Ф. Кони в создании концепции и принципов реализации настоящего справедливого правосудия.

Ключевые слова: правосудие, суд, адвокат, справедливость, философия.

The role of A. F. Koni in formation of the principles of activity and philosophy of fair russian justice and judicial legal profession A. A. Voronov

In article the problem of formation of moral and fair justice in Russia and judicial legal profession is considered. The role of outstanding lawyer A. F. Koni in creation of the concept and the principles of realization of the true fair justice is shown.

Key words: justice, court, lawyer, justice, philosophy.

В последнее время все чаще внимание юристов-исследователей привлекают историко-философские проблемы отечественной мысли. К их числу относится проблема либеральной правовой мысли российского судоустройства и правозащитной деятельности II половины XIX века. Кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующие современную российскую действительность, потребность в новой системе мировоззренческих ценностей, связанных с обеспечением прав и свобод человека, вызывают необходимость изучения процесса становления либерального мировоззрения в философии российской правозащитной деятельности XIX века <1>. -------------------------------- <1> Яшин А. Н. Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX в.: Дис. ... канд. философ. наук. Мурманск, 2009. 249 с. URL: http://dslib. net/api/download/?id=127493465&key19uFEmNDJ6L0VPfo; http://dslib. net/api/download/?id=127493458&key=mI15h1NnV5HRxlGe).

У японцев существует легенда о "камикадзе" - божественном ветре - тайфуне, уничтожившем в 1281 г. армады монгольского флота хана Хубилая. Это спасло их родину - священную страну Ямато. Так же стали называть себя летчики-смертники, направлявшие свои самолеты на американские и австралийские корабли во время Второй мировой войны <2>. Что же сегодня может спасти Россию? Здесь присутствует множество факторов, но один из них - это, несомненно, фактор справедливости и нравственности. К сожалению, серьезные изменения в экономической и духовной жизни общества привели к своеобразному удалению личности от общества. Главенствующие принципы "каждый сам за себя" и "выживает сильнейший" делают человека жестким, обезличенным существом, где мало места духовности, милосердию и нравственности. Имеющие место грубые нарушения принципа справедливости, законности приводят к утрате человеком веру в Закон, настоящую власть, справедливость. -------------------------------- <2> Кучерена А. Г. От государственного террора к эре милосердия: В 2 кн. М.: Национальное обозрение, 2008. Кн. 1. С. 416.

Не обходит стороной эта проблема и судебную власть, точнее, условия и принципы реализации надлежащего, законного и справедливого правосудия. В этой связи уместно обратиться к историческим корням его формирования и тем основам, которые были заложены нашими великими предшественниками, но, увы, не сбылись. Отсутствие в современном российском обществе глубокого научного обоснования адвокатской деятельности родоначальников русской правозащитной деятельности XIX века делает актуальным исследование философских идей мыслителей русской судебной защиты, которое дает значительный материал для обоснования современной концепции философско-правовой мысли российских юристов. В философском правопонимании российских юристов XIX века, в их концепциях правоприменения содержатся ценные идеи, новации, имеющие прямое отношение к проблеме особенностей российского национального правосознания. В последние два десятилетия, как и полтора столетия назад, Россия находится практически в переходном периоде, периоде продолжающихся реформ. В России строится правовое демократическое государство, а подобное строительство невозможно без совершенствования законодательной базы и в первую очередь судебной системы. Еще в 1991 г. в России была утверждена концепция судебной реформы, разработчики которой взяли за основу идеи реформаторов судебной системы середины XIX века. Именно те преобразования позволили российским судоустройству и судопроизводству стать одними из лучших в Европе. Реформаторам необходимо было принимать в расчет и менталитет человеческого материала, осваивающего спускаемые на него реформаторами конструкции. Для русского человека особенно важно понимание всяких призывов, инициатив, преобразований, т. е. осознание философии реформ. Философская и правовая науки признают сомнительной эффективность прямого заимствования и использования западных моделей развития без учета российского социально-культурного контекста и исторических особенностей. В связи с этим русский проект судебной реформы на Западе воспринимался скептически, поскольку масштаб его не охватывался европейским сознанием именно потому, что он - смыслообразующий. В его основу заложены идеи справедливости и милосердия. Для европейца важны только его свобода и права человека, во всей их полноте и неприкосновенности. А русский проект реформы включал в себя идеи правды и милосердия <3>. -------------------------------- <3> Яшин А. Н. Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX в.: Дис. ... канд. философ. наук. Мурманск, 2009. 249 с. URL: http://dslib. net/api/download/2id.

Мыслители эпохи Просвещения утверждали, что правовое государство имеет достаточно средств, чтобы обеспечить в обществе свободу, равенство и братство, водворить в нем внутреннее согласие и единство. Социальная действительность XIX в. показала, что право само по себе не в состоянии осуществить достижение обществом этого идеала. "Правовое преобразование общества не есть венец истории, не есть последний идеал нравственной жизни, - справедливо заметил П. И. Новгородцев, - это не более как подчиненное средство, входящее как частный элемент в более общий состав нравственных сил" <4>. -------------------------------- <4> Кони А. Ф. Избранные произведения. Статьи и заметки. Судебные речи. М., 1956. С. 615.

Следует заметить, что важнейшая роль в формировании принципов надлежащего правосудия и правозащитной деятельности принадлежит нашему соотечественнику А. Ф. Кони, юбилей которого наша страна отмечает в эти дни. Многие громкие дела и судебные процессы в царской России расследованы, проведены, справедливо и юридически грамотно оценены именно благодаря усилиям А. Ф. Кони. Он всегда стоял на стороне закона, боролся за свободу вероисповедания, отстаивал права женщин. А. Ф. Кони был человеком исключительных дарований и исключительных заслуг перед нашей страной. Общественный деятель, тесно связавший свое имя с лучшими традициями русской общественности и могущий служить образцом для многих последующих поколений; глубокий вдумчивый знаток и исследователь права; тонкий литературный критик и историк русской литературы и общественного движения, великий мастер литературного и живого слова, А. Ф. Кони по справедливости заслужил себе благодарную признательность русского общества <5>. -------------------------------- <5> Кони А. Ф. Закон и справедливость. Статьи и речи. М.: Эксмо. 640 с.

Казалось, сама судьба дала России юридический талант А. Ф. Кони. Изначально он стремился заниматься математикой и поступил на математический факультет Петербургского университета, но из-за его закрытия в 1861 г. перевелся (записался) в Московский университет на юридический факультет. Изучая биографию А. Ф. Кони, невозможно не удивляться всесторонности его образования, широте взглядов, глубине его мировоззрения. Его книги могут служить не только путеводителем по уголовному процессу прошлого века, по нравственным его началам, но и вообще по всей культуре конца XIX века. Его переписка не уступает "Избранным местам из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя, а его биографические заметки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и других великих деятелях той эпохи могут претендовать на звание шедевров жизнеописания. Особо ценны для нас произведения А. Ф. Кони. Они актуальны и с точки зрения практики - ведь многие положения уголовного процесса, вводимые сейчас в жизнь, во времена работы А. Ф. Кони действовали, применялись и изучались. Этот опыт бесценен для нас. Так, неуклонное следование моральным принципам во всем, даже в житейских мелочах, оставило незапятнанным имя прокурора окружного суда, чего нельзя сказать об отдельных высоких чиновниках, ставших жертвами обмана. "Не личное счастие должно быть задачей, не отдаленные цели мирового развития и не успех в борьбе за существование, приносящие в жертву отдельную личность, а счастье ближнего и собственное нравственное совершенство", писал А. Ф. Кони в своей наиболее знаменитой работе "Нравственные начала в уголовном процессе". Сам Кони всегда достойно нес высокое звание юриста и человека <6>. -------------------------------- <6> Яшин А. Н. Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX в.: Дис. ... канд. философ. наук. Мурманск, 2009. 249 с. URL: http://dslib. net/api/download/2icH127493465&key=19uFEmNDJ6L0VPfo; http://Cslib. net/api/CownloaC/2iC=127493458&key=mI15h1NnV5HRxlGe).

Еще в студенческие годы А. Ф. Кони начинает тщательно изучать произведения немецкого философа И. Канта - "Критику практического разума" и др. В зрелом возрасте Кони неоднократно ссылается на философские концепции И. Канта, находя "раскаты мощной мысли" его "во всех позднейших учениях о проявлениях человеческого духа". А. Ф. Кони импонирует "вытекающее из возвышенного и глубокого учения Канта справедливое отношение к человеку, выражающееся в сознательном и беспристрастном поставлении себя на его место в данном случае" <7>. -------------------------------- <7> Кони А. Ф. Избранные произведения. Статьи и заметки. Судебные речи. М.: Правда, 1956. С. 404.

Оценивая судебную реформу 1864 года, А. Ф. Кони делает вывод о том, что преобразования были обусловлены "общественными потребностями" и "общественными соображениями", а также желанием "царя-освободителя" дать русскому народу "суд скорый, правый, милостивый" <8>. -------------------------------- <8> Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М., 1914. С. 273.

Философия судебной реформы XIX века не несла в себе разрушительного начала, а содержала идею построения в России демократического правосудия на основе либеральных ценностей и идей правового государства, учитывая исторический опыт и ментальность русского человека. В этом несомненная заслуга реформаторов. Судебная власть оценивается как справедливая тогда, когда она применяет законы, признанные обществом справедливыми, разрешает дела, установив истину, достоверно выяснив их фактические обстоятельства, принимает решения в соответствии с познанными фактами и требованиями закона. Справедливый суд - это суд, где виновный обоснованно подвергается заслуженному наказанию, а невиновный обязательно оправдывается. Внедряя в философию нового правосудия категорию справедливости, авторы судебной реформы исходили из ясного понимания того факта, что русский человек в принципе способен смириться с бедностью (это, разумеется, не является попыткой оправдать саму бедность), со своим низким социальным статусом. Но никогда человек не примирится с несправедливостью. Последняя же проистекает не столько из имущественного и социального неравенства, как принято считать в левой философии, сколько из неравноправия, из разного применения одних и тех же правовых норм к разным людям, в зависимости от их положения. Мировоззрение А. Ф. Кони во многом складывалось под влиянием освободительных идей 60-х годов. Он был либералом умеренных политических убеждений, не примыкал к революционной интеллигенции, но всю жизнь находился в скрытой оппозиции к самодержавию, а временами явно выражал свое несогласие с царским правительством. Особенно большое влияние на молодого А. Ф. Кони оказали И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и Н. А. Некрасов. Они привили ему любовь к родному русскому языку, ненависть к крепостничеству, понимание русского национального характера. Уже в зрелые годы А. Ф. Кони говорил, что с мыслью о И. А. Гончарове у него было связано благородное воспоминание о незабвенных для русской литературы временах, когда в конце пятидесятых годов как из рога изобилия сыпались чудные художественные произведения <9>. -------------------------------- <9> Кони А. Ф. Избранные произведения. Статьи и заметки. Судебные речи. М., 1956. С. 576.

Огромную роль в реализации надлежащего правосудия А. Ф. Кони уделял новой российской адвокатуре, формирование которой также проходило в тот период времени. Тот факт, что судебная адвокатура в России с первых лет своего существования проявила себя как корпорация профессионалов с высокими гражданскими и нравственными установками, свидетельствует о непреходящем значении русской мысли первой половины XIX века, воплощенной в таком либеральном институте государственной власти, как правосудие. Кстати, сам А. Ф. Кони считал, что он тоже "был создан" для адвокатуры, и в 1884 г. подумывал уйти в присяжные поверенные, но "не без внутренней борьбы" остался на государственной службе: "Старая привычка служить государству и любовь к судебному ведомству взяли верх" <10>. -------------------------------- <10> Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1967. С. 376.

Философия судебной и правозащитной деятельности сформировалась на основе аккумулирования идей Просвещения и либерально-правовой мысли России первой половины XIX века. Идеи либерализма воплотила в адвокатскую деятельность плеяда выдающихся русских юристов XIX века: А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, Ф. Н. Плевако, К. К. Арсеньев, С. А. Андреевский, которые создали русскую национальную школу адвокатуры, во многом конкурировавшую с адвокатскими школами Запада. Их успехи в развитии нравственных начал судопроизводства вошли в золотой фонд российской философско-правовой мысли. А. Ф. Кони неоднократно в своих научных трудах и публичных лекциях подчеркивал, что каждый должен осознавать себя личностью. Активная созидательная личность, по его убеждению, является необходимым условием политического развития России; личность, для которой стремление к свободе, к самораскрепощению будет сопровождаться повышением эффективности и ответственности политической власти, что в конечном счете позволит создать государство, способное предоставить людям свободу для развития своих способностей и потенциальных возможностей. Осознание себя личностью должно быть жизненной нормой. Такая норма является необходимым условием для существования права. А. Ф. Кони имеет в виду не то право, которое существует в виде нормативов, идущих от государства, когда воля государя, например, возводилась в закон. Дефицита в таком праве русский народ никогда не испытывал. Он говорит о праве, каким оно должно быть по существу. С точки зрения А. Ф. Кони, право - это многосторонний феномен, поскольку относится не только к сфере причинно-обусловленных явлений, но и представляет собой духовный продукт, связанный с деятельностью человека, подчиненной нормам логики и этики. Да, конечно, служа закону, А. Ф. Кони служил строю, несчетное число раз допускавшему нарушение им же декларируемого закона. Но каждый раз, защищая интересы человека из народа, из общества, А. Ф. Кони занимал позицию не просто блюстителя закона - он, отстаивая достоинство простого человека, призывая видеть в нем личность, действовал с общедемократических позиций - и нередко демократ в нем побеждал либерала. Неуклонно следуя закону, судья или прокурор А. Ф. Кони глубоко вникал в психологию провинившегося человека, всегда видел в нем не отвлеченную фигуру, к коей необходимо применить ту или иную статью Уложения о наказаниях, а "душу живу", тщательно анализировал все за и против, с последовательным гуманизмом и бесстрашием отстаивал право человека в тех случаях, когда оно попиралось. Однако всегда был непримирим к заведомым и бесстыдным закононарушителям <11>. -------------------------------- <11> Яшин А. Н. Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX в.: Дис. ... канд. философ. наук. Мурманск, 2009. 249 с. URL: http://dslib. net/api/download/?id=127493465&key=19uFEmNDJ6L0VPfo; http://delib. net/api/download/?id=127493458&key=mI15h1NnV5HRxlGe.

Имея огромный опыт работы в прокуратуре и в суде, А. Ф. Кони имел право справедливо заявить о том, что закон не может считаться единственным источником прав и свобод личности - наряду с ним таким источником является судебное решение. Как известно, судебная практика наряду с конкретизацией законодательных норм восполняет неизбежные пробелы права, что способствует более полной и эффективной защите прав личности. Справедливость выводов А. Ф. Кони заключается в правовой возможности судьи принять решение по судебному делу не только на основании закона, но и на основе внутреннего убеждения (современное российское процессуальное законодательство допускает данный принцип) <12>. По внутреннему убеждению судья смягчает или ужесточает наказание в рамках закона, учитывает смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, обвиняет или оправдывает, дает оценку подсудимому как личности. Внутреннее убеждение судьи во многом формируют адвокаты, защищая права и интересы личности подсудимого. А. Ф. Кони отмечал, что прокурор, как и адвокат, в суде должен быть беспристрастным и спокойным исследователем виновности подсудимого; он не вправе извлекать из дела только уличающие подсудимого обстоятельства, он не должен преувеличивать значения доказательств вины. -------------------------------- <12> Кони А. Ф. Избранные произведения. Статьи и заметки. Судебные речи. М., 1956. С. 615.

О приоритете для А. Ф. Кони нравственного закона, вообще нравственного начала свидетельствуют результаты частотного анализа его тезауруса. Концепт "Нравственный закон" имеет для А. Ф. Кони мировоззренческое значение. Юриста больше всего интересует действие совести на человека виновного, причем акцент делается на ее неумолимой карающей силе. Искупить содеянное человек может лишь полным признанием вины. Совесть - это суд, на котором говорят только правду и приговор которого справедлив. Судит себя сам человек <13>. -------------------------------- <13> Баишева З. Г. Языковая личность судебного оратора А. Ф. Кони: Автореф. дис. ... д-ра философ. наук. Уфа, 2007. 46 с.

Разграничивая закон нравственный и юридический, А. Ф. Кони объединяет понятие нравственности с понятием совести. Судить "по совести" - значит руководствоваться не только законами юридическими, но и нравственными, отдавая предпочтение именно им. Таким образом, совесть для русского юриста стала нравственной основой всего судебного процесса. Председатель Петербургского окружного суда А. Ф. Кони, адвокаты Ф. Н. Плевако, С. А. Андреевский, К. К. Арсеньев, А. И. Урусов и другие своим высочайшим профессионализмом, приверженностью идеям гуманизма, сострадания доказали, что добиваться справедливого судебного решения можно в условиях существовавшей судебной власти, политического и общественного давления. Каждый из них использовал разные приемы и методы правозащиты и правоприменения, добиваясь справедливого приговора или решения, но ни один из них не нарушил закон. У А. Ф. Кони было все, что необходимо судебному деятелю: огромный запас знаний, острый, наблюдательный ум, строгая логика мышления, дар широкого обобщения фактов, незаурядное литературное мастерство, а главное - огромная теплота, задушевность, тонкое понимание движений человеческой души, умение дать правильный анализ человеческим поступкам. В судебных поединках его могучим и верным оружием была справедливость. Она помогала ему в борьбе с косностью, беспринципностью, надменностью и лицемерием. А. Ф. Кони никогда не допускал "выход суда за рамки" содержащихся в законе норм, считая это беззаконием. Его позиция была одной: закон должен быть соблюден при любых условиях. Русские адвокаты внесли существенный вклад в формирование принципов профессионального судопроизводства, которые изучает и использует современная российская правозащита, утвердили идеи гуманизма и справедливости в русском правосудии. Благодаря адвокатам "первого призыва" одним из принципов российского правосудия становится принцип гуманизма: вся профессиональная, творческая и общественная деятельность лучших адвокатов XIX века пронизана идеями гуманизма - многие из них были выдающимися писателями, публицистами, поэтами, музыкантами, деятелями культуры. Отстаивая идею справедливости при осуществлении правосудия, русские адвокаты исходили из здравого понимания того факта, что незаконное решение суда в принципе нельзя признавать справедливым. Наконец, русская правозащита XIX века, не уступая в профессионализме западным адвокатам, кроме того, воплощала в себе идею жертвенности. Указанные ориентиры были взяты за основу и самим А. Ф. Кони, который доказал своим примером, что можно служить государственной охране правовых интересов, не забывая личности подсудимого и не превращая его в простой объект исследования <14>. -------------------------------- <14> Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века. Тула: Автограф, 1997. С. 790.

Литература

1. Баишева З. Г. Языковая личность судебного оратора А. Ф. Кони: Автореф. дис. ... д-ра философ. наук. Уфа, 2007. 46 с. 2. Кучерена А. Г. От государственного террора к эре милосердия: В 2 кн. М.: Национальное обозрение, 2008. Кн. 1. 560 с. 3. Кони А. Ф. Закон и справедливость. Статьи и речи. М.: Эксмо. 640 с. 4. Кони А. Ф. Избранные произведения. Статьи и заметки. Судебные речи. М.: Правда, 1956. 850 с. 5. Кони А. Ф. Отцы и дети судебной реформы. М.: Изд-во журн. "Русская мысль", 1914. 349 с. 6. Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1967. 537 с. 7. Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века. Тула: Автограф, 1997. 816 с. 8. Яшин А. Н. Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX в.: Дис. ... канд. философ. наук. Мурманск, 2009. 249 с. URL: http://dslib. net/api/download/?id.

Название документа