Технологии формирования профессиональных компетенций у сотрудников МВД в ходе практических занятий

(Караяни А. Г.) ("Юридическая психология", 2012, N 2) Текст документа

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СОТРУДНИКОВ МВД В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ <*>

А. Г. КАРАЯНИ

Караяни Александр Григорьевич, профессор кафедры юридической психологии Московского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор.

Статья посвящается проблеме оптимизации профессиональной подготовки сотрудников МВД России посредством формирования у них необходимых профессиональных компетенций в ходе практических занятий в вузе. Дается характеристика индивидуальной, микрогрупповой, индивидуально-групповой, экспертной, групповой и ролевой технологиям организации занятий. Предлагаются методические формы их проведения.

Ключевые слова: технология, профессиональная компетенция, практическое занятие.

The article is devoted to problem of optimization of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia by formation of necessary professional competences in the course of training exercises in the higher educational institution. The author gives characteristics to individual, micro-group, individual-group, expert, group and role technologies of organization of exercises; proposes methods forms of carrying out thereof.

Key words: technology, professional competence, training exercise.

Проблема формирования профессиональных компетенций сегодня приобретает особое звучание в связи с переходом отечественного высшего образования к образовательным технологиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Сегодня становится все более очевидным, что такой переход давно назрел, и его осуществление должно позитивно сказаться на качестве профессиональной подготовки, в т. ч. и сотрудников МВД России. В одном из обзоров состояния служебно-боевой подготовки сотрудников правоохранительных органов за 2010 г. приведены следующие данные об эффективности применения табельного оружия сотрудниками МВД. Анализу подверглись 135 выстрелов по реальным целям. Из них лишь 16% (34 пули) поразили цели. Все применявшие оружие сотрудники имели соответствующую огневую подготовку, показывали на практических занятиях по огневой подготовке как минимум удовлетворительные результаты. Не менее 80 - 85% обучающихся успешно сдали зачеты и экзамены по стрельбе. Однако тесты, проводимые жизнью, свидетельствуют о том, что качественное проведение занятий по стрельбе из пистолета не гарантирует эффективного применения оружия обучающимися. Дело в том, что наставление по огневой подготовке в ОВД РФ требует обучать сотрудников ведению огня из пистолета на дистанциях 20 - 25 метров, днем, по статичным мишеням, в условиях отсутствия помех. Реальная практика показывает, что оружие в 40% случаев применялось на расстоянии до 5 метров, в 50% случаев - до 10 метров, и лишь в 10% случаев - на дистанции до 25 метров. При этом почти в 6 из 10 случаев сотрудникам приходилось применять табельное оружие в ночное время. Часто стрельба велась в движении и по движущимся целям. Во многих случаях применение оружия сопровождалась предварительной борьбой, погоней, огневым противодействием противника и выраженным стрессом. Аналогичная ситуация складывается при проведении практических занятий по стрельбе из автомата. Сотрудники обучаются ведению огня по целям, которые по масштабно-геометрическим, временным, скоростным, обстановочным характеристикам существенно отличаются от боевых целей. При этом и в первом, и во втором случаях сами практические занятия проходили эффективно и достигали поставленных целей. Проблема состоит именно в целеполагании, "заказывающем" соответствующую технологию проведения занятия. В рамках реализации ФГОС-2 целеполагание осуществлялось в категориях "знание", "умение", "навык". И эти элементы весьма успешно формировались. Например, навык стрельбы из пистолета. Однако профессиональная деятельность сотрудников МВД показывает явную недостаточность подобных учебных целей и критериев оценки их профессиональной подготовленности. И это касается не только занятий по специальным учебным курсам, но и по общепрофессиональным дисциплинам соответствующих образовательных программ. Возьмем, к примеру, специалистов-психологов. В нашем университете их подготовка осуществляется на высоком методическом уровне. Однако в отдельных случаях она мало чем отличается от обучения стрельбе. Так, курсанты изучают на практических занятиях методики диагностики индивидуально-психологических и личностных качеств сотрудников, организационные формы диагностики, методы математико-статистической обработки полученных результатов. Соответственно, у них формируются навыки применения отдельных методик, организации и проведения обследований, оценки точности полученных результатов и их интерпретации. Однако эти навыки в комплексе, объединенные, например, в задаче изучения мотивации профессиональной деятельности, не встречаются. В "знаниево-навыко-умениевой" парадигме обучения специалистов такая комплексность и не требовалась. Такая ситуация в системе образования могла продолжаться сколько угодно долго. Потому что педагоги добросовестно выполняли заказ на формирование профессиональных навыков у специалистов, члены государственных аттестационных комиссий фиксировали их достаточную сформированность и только практика высказывала явную неудовлетворенность. И "не было бы счастья, да несчастье помогло". Появился Болонский процесс, а за ним и федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Теперь в качестве системообразующего элемента образовательного процесса выступает система компетенций будущего сотрудника. Компетенция же представляет собой модель конкретной функции сотрудника. В этой модели интегрированы знания, навыки и умения в форме способности "делать дело", "выполнять функцию", "решать задачу" с использованием определенных средств в конкретных условиях профессиональной деятельности. И теперь именно компетенция или группа взаимосвязанных компетенций должна рассматриваться в качестве цели каждого практического занятия. А это значит, что вновь заявляет о своей насущности и состоятельности наш отечественный "деятельностный подход в обучении". Суть этого подхода состоит в том, что именно модель профессиональной деятельности и модели отдельных профессиональных действий сотрудников МВД должны объективироваться и отрабатываться на каждом практическом занятии. При этом обязательному моделированию подлежат методы, средства, пространственно-временные, социальные, эколого-эргономические, оперативные, боевые, психологические компоненты общей модели профессионального действия (см. рис. 1).

/\

\ / Психологическая \ / среда \ / \/ \/ люди

< предмет > \ / \ / < \ / > \/ > процесс

Обучаемый субъект /\ Средства Методы Объект (субъект)

\/ Оперативная (боевая) среда Социальная среда

Экологическая и эргономическая среда

Рис. 1. Общая модель профессиональной деятельности

Действуя в рамках конкретной модели профессиональной деятельности, обучаемый должен в реальных временных рамках, в аналогичных для реальной деятельности социальных, оперативных или боевых, эргономических условиях выполнять соответствующую функцию предписанными методами с использованием штатных средств. И эти действия должны порождать психологическую реальность, близкую по содержанию и напряжению психологической реальности профессиональной деятельности. При выпадении хотя бы одного из этих компонентов отрабатываемая модель и соответствующая профессиональная компетенция должны признаваться условными, ограниченными. Отрабатываемая на практическом занятии профессиональная компетенция в значительной степени задает технологию его проведения. Под технологией проведения занятия мы понимаем объединенный единым методическим замыслом комплекс методов и средств обучения, реализуемых по единой дидактической траектории для достижения конкретных учебных целей (формирование конкретных компетенций). При всем многообразии компетенций, подлежащих отработке в ходе подготовки сотрудников МВД, реестр технологий проведения практических занятий можно ограничить индивидуальной, микрогрупповой, индивидуально-групповой, экспертной, групповой и ролевой технологическими формами. Рассмотрим эти технологии.

1. Индивидуальная технология

Индивидуальная технология практического занятия может реализовываться в форме кейс-стадинга, "бумажной корзины", разбора корреспонденции и др. Она призвана моделировать индивидуальную деятельность сотрудника и создавать условия для тренировки обучаемого по выполнению конкретной функции в конкретных условиях. Возьмем для примера действия по составлению психологом психологического портрета предполагаемого преступника. В данном случае моделированию подлежат: описание места, времени, способа преступления, улик, письменные свидетельские показания (они должны быть реальными, относящимися к конкретному делу), информационно-справочные материалы, временные рамки решения задачи, уровень ответственности за результаты деятельности, средовые обстоятельства, социальный "шум". Занятия проводятся по следующей схеме. Преподаватель, обращаясь к группе, ставит задачу каждому обучаемому, например: "Товарищи курсанты! Каждый из вас выполняет обязанности психолога. В вашем распоряжении находятся следующие документы... В течение двух часов самостоятельно составьте набросок психологического портрета предполагаемого преступника для последующей конкретизации и обсуждения. В вашем распоряжении имеются...". Участники занятия самостоятельно по заданной преподавателем схеме решают поставленную задачу. Специально назначенные лица имитируют социальный "шум" (телефонные звонки, вызовы к начальству, обращения коллег и т. д.). По истечении времени, выделенного на решение задачи, преподаватель просит обучаемых поочередно доложить о полученных результатах. Затем организуются групповое обсуждение и выработка группового психологического портрета предполагаемого преступника, рефлексия наиболее эффективной схемы процесса психологического портретирования. Итоговая схема составления психологического портрета фиксируется обучаемыми в конспектах.

** **

** **

//

** **

** **

// - преподаватель, - обучаемые, ** - обучаемый, исполняющий роль

Рис. 2. Организационная схема проведения практического занятия по индивидуальной технологии

2. Микрогрупповая технология

Микрогрупповая технология применяется для моделирования видов профессиональной деятельности, требующих компетенции взаимодействия сотрудников. Моделированию здесь подлежат как условия выполнения непосредственной задачи, так и обстановка профессионального взаимодействия. Преподаватель разбивает учебную группу на подгруппы, например: "Курсанты Саврасов, Пономаренко и Лебедев - первая подгруппа, курсанты Петер и Абдурахманов - вторая подгруппа и т. д." - и ставит подгруппам задачи, например: "Товарищи курсанты! Вы - психологи, приглашенные для проведения психологической экспертизы... Целью вашей совместной деятельности является... В вашем распоряжении имеются... Время на решение задачи 1 час". Обучаемые в составе подгрупп в течение указанного времени решают задачу. Ход выполнения задания и взаимодействие между обучаемыми фиксируются видеокамерой или специально назначенной группой наблюдателей. По окончании указанного времени преподаватель просит представителя одной из подгрупп доложить результаты работы. Во время доклада члены других подгрупп исполняют роль экспертов, критиков, затем докладывают собственные варианты решений. В конечном итоге вырабатывается общее решение каждой задачи. После этого с помощью обратной связи (видеозапись, сообщение наблюдателей) оценивается степень влияния стиля взаимодействия в подгруппах на эффективность выполнения ими задания. В ходе группового обсуждения вырабатываются принципы и способы эффективного взаимодействия.

** **

** **

** **

** **

// ** **

Рис. 3. Организационная схема проведения практического занятия по микрогрупповой технологии

3. Индивидуально-групповая технология

Индивидуально-групповая технология практического занятия применяется для моделирования видов профессиональной деятельности сотрудников, требующих компетенций публичного выступления, взаимодействия с группой, организаторской деятельности, а также для получения опыта прохождения процедуры взаимодействия в роли обследуемого (подчиненного). Моделированию подлежат пространственно-временные, интерактивные, обстановочные элементы выполнения задачи. Преподаватель предлагает обучаемым последовательно выполнить одну роль, которая предполагает какие-либо практические действия (диагностические, коррекционные, управленческие и др.) со всей группой, например: "Курсант Зайцев! В роли специалиста профессионального психологического отбора проведите обследование группы абитуриентов с помощью методики "МЛО. Адаптивность-02" и доложите полученные результаты". Назначенный курсант разъясняет группе цели, порядок проведения обследования и проводит практическое их обследование. Остальные обучаемые получают опыт проведения опроса в качестве обследуемого. Затем в роли специалиста профотбора выступят другие участники занятий. Действия каждого обучаемого подлежат коллективному обсуждению, в ходе которого вырабатываются эффективные способы выполнения конкретной профессиональной функции.

**

//

Рис. 4. Организационная схема проведения практического занятия по индивидуально-групповой технологии

4. Ролевая технология

Ролевая технология проведения практического занятия может использоваться для формирования у сотрудников широкого спектра общепрофессиональных и специальных компетенций. Она позволяет моделировать практически любую ситуацию профессиональной деятельности сотрудника любого профиля. Моделированию подлежат пространственно-временные и социально-психологические элементы выполнения задания. Преподаватель предлагает отработать компетенцию, обеспечивающую овладение конкретной профессиональной функцией сотрудника. Например, он назначает двум обучаемым исполнить роли, имеющие место в профессиональной деятельности психолога, и просит разыграть ту или иную ситуацию, например: "Курсант Петров - психолог ОВД. Курсант Краснов разыгрывает роль сотрудника, принимавшего участие в боевых действиях и обратившегося к психологу за помощью по поводу ночных кошмаров и бессонницы. Товарищ Петров, проведите необходимые диагностические процедуры и выработайте тактику психологической помощи ветерану". Во время разыгрывания ролей остальные участники занятий выступают в роли наблюдателей, экспертов и готовятся предложить свои варианты решения этой же задачи. Результаты действий курсантов, разыгрывавших роли, обсуждаются в ходе групповой дискуссии. Коллективными усилиями вырабатываются правила, траектории и приемы эффективного решения профессиональных задач подобного типа (класса).

//

**

Рис. 5. Организационная схема проведения практического занятия по ролевой технологии

5. Экспертная (супервизорская) технология

Экспертная технология проведения практических занятий предназначена для развития специальной компетенции - способности анализировать и оценивать ход профессиональной деятельности, выявлять в ней слабые места и предлагать меры для их устранения, предотвращать профессиональные деформации сотрудников. Эти компетенции важны в любой профессиональной деятельности, но особенно велико их значение в деятельности психолога. Моделированию подлежат интерактивные элементы выполнения задания. Для реализации данной технологии преподаватель назначает одного или несколько обучаемых экспертами и дает группе (подгруппам) какое-либо задание, например: "Тов. Баидак и Хрунов - сотрудники, находящиеся в состоянии острого межличностного конфликта. Курсант Ионов, исполняя роль психолога ОВД, попытайтесь конструктивно разрешить конфликтную ситуацию. Курсант Петров - эксперт (супервизор). Внимательно наблюдайте за действиями участников ситуации, фиксируйте способы взаимодействия, верные решения и ошибки". После окончания работы "психолога" или по команде преподавателя эксперт высказывает свое видение происходящего и дает рекомендации по оптимизации решений профессиональных задач подобного типа.

**

**

//

Рис. 6. Организационная схема проведения практического занятия по экспертной технологии

6. Групповая технология

Групповая технология проведения практического занятия позволяет моделировать деятельность подразделения ОВД и отрабатывать выполнение важнейших профессиональных функций и взаимодействия сотрудников в рамках ролевой модели этого подразделения. Моделированию подлежат ролевые функции участников занятия. Преподаватель дает задание всей группе, и для его решения каждому обучаемому назначается конкретная роль, например: "Курсант Петров - руководитель ОВД, курсант Гарнов - заместитель руководителя ОВД по работе с личным составом, курсант Камышев - психолог ОВД. Задание: "Спланировать мероприятия по психологической подготовке сотрудников, убывающих для выполнения задач в экстремальных условиях. Время -...". Такая схема позволяет смоделировать реальную ситуацию профессиональной деятельности во всех ее связях и отношениях. Таким образом, технологическая форма проведения практического занятия, выстраиваясь вокруг той или иной функции профессиональной деятельности сотрудника, фокусируется на формировании у обучаемых конкретной профессиональной компетенции.

//

** **

** **

** **

** **

Рис. 7. Организационная схема проведения практического занятия по групповой технологии

Практические занятия в рамках каждой технологической формы можно проводить, опираясь на различные психолого-педагогические теории: ассоциативно-рефлекторную, поэтапного формирования умственных действий и др. Главное - выдержать общий принцип: поэтапно, от простого к сложному, тренировать людей в выполнении хорошо осмысленных профессионально важных действий, позволяющих решать эффективно задачи требуемого класса.

Литература

1. Караяни А. Г. Формирование у слушателей и курсантов умений и навыков на практическом занятии // Информационный бюллетень. 2000. N 1 - 2. 2. Караяни А. Г., Белоусов А. В. Методика формирования у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков на практических занятиях // Инновации в образовании. 2006. N 2. 3. Приказ МВД РФ от 11 сентября 2000 г. N 955 "Об утверждении Наставления по огневой подготовке в Органах внутренних дел Российской Федерации". 4. Пути совершенствования служебно-боевой подготовки сотрудников правоохранительных органов. Волгоград: ВА МВД РФ, 2010.

Название документа