Программа по предупреждению преступности в США среди несовершеннолетних. Тенденции и развитие

(Нека Л. И.)

("Вопросы ювенальной юстиции", 2012, N 2)

Текст документа

ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ В США СРЕДИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. ТЕНДЕНЦИИ И РАЗВИТИЕ

Л. И. НЕКА

Нека Л. И., доцент кафедры уголовного процессуального права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Общие положения программы федерального правительства США по предотвращению преступности среди молодежи, ряд из которых имеет обязательный и ужесточенный характер, оказывают огромное влияние на региональные программы. Вместе с тем следует заметить, что в последнее время тенденция идет к независимости федерального закона и процедуры рассмотрения дел, за исключением минимального количества положений, которые реализуются согласно Конституции в судах общей уголовной юрисдикции.

В большинстве штатов федеральные суды общей уголовной юрисдикции при рассмотрении дел о "несовершеннолетних преступниках сохраняют в основном тенденцию магистратских судов в Великобритании".

Каждый штат имеет большую самостоятельность в разработке и реализации своей программы предотвращения преступности среди молодежи. Штаты самостоятельно и гораздо шире используют экспериментальные методы предотвращения преступности. Однако именно благодаря Детскому федеральному бюро (Национальная Ассоциация по проблемам условно осужденных, Национальная конференция судей по делам несовершеннолетних и Национальная конференция юношеских ассоциаций) оказывается помощь каждому штату без исключения.

Существуют, несомненно, различия как между федеральной программой и программой каждого штата, так и сельскими заселенными районами и густонаселенными промышленными центрами и городами в каждом штате. Различия носят относительный характер и зависят прежде всего от уровня преступности среди несовершеннолетних, от уровня разрешения социальных проблем, от состояния оснащенности различных служб, уровня подготовленности персонала различных социальных служб и, конечно, от благосостояния штата, который поддерживает деятельность и финансирует эти службы.

Хуже всего оснащены и финансируются сельские районы и маленькие города и деревни. Дела о несовершеннолетних подлежат рассмотрению в судах общей уголовной юрисдикции, и к ним применяются такие же исправительные меры, как и к взрослым преступникам. Несовершеннолетние чаще всего помещаются в тюрьмы, нежели в другие исправительные институты с учетом их несовершеннолетия. Что характерно для этих регионов, суды по делам несовершеннолетних - это как одно из составных подразделений общего уголовного или гражданского суда, и собирается он очень редко: один или два раза в неделю.

Ощущается острая нехватка должностных лиц службы пробации, и местные суды приглашают для работы служебный персонал окружных судов, пользуются услугами социальных служб, клиник и других воспитательных институтов.

Здесь большую роль играют добровольцы, религиозные и другие общества, которые оказывают непрофессиональную помощь детям и их семьям.

Все двадцатое столетие американский регион представлял собой быстро развивающиеся промышленные и густонаселенные районы, именно в этих районах росли, соответственно, и услуги различных социальных служб, технический и обслуживающий персонал, как правило, именно в крупных центрах, таких, как Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Лос-Анджелес и др., развита широкая сеть различных социальных и государственных служб для применения тех или иных исправительных мер. Созданный недавно отдел по борьбе с преступностью среди молодежи в полицейском департаменте штата оказывает помощь сельской местности. В маленьких городах и сельских местностях активно действуют местные школы, церкви, общественные и частные агентства, добровольные общества. В детских клиниках больших городов создаются специальные группы по выполнению программы предупреждения преступности среди несовершеннолетних, именно их работа с трудными детьми, еще не совершившими правонарушения, вносит существенный вклад в работу юношеских судов, меры профилактического характера и план профилактических мероприятий, разрабатываемый этими группами, помогают вскрыть истинный механизм преступности и предотвратить его. Очень эффективно и интенсивно используются различные социальные службы в крупных промышленных центрах и очень экономно - в сельских районах. В густонаселенных крупных городах существует широкая разветвленная сеть специализированных исправительных институтов для несовершеннолетних делинквентов.

Внедрение новаций в структуру программы с учетом общей картины преступности активно реализуется в исправительных институтах штатов Калифорния, Миннесота, Массачусетс, Висконсин (четыре штата, где наиболее развита сеть специализированных служб и центров для молодежи) и также Нью-Йорк и Нью-Джерси. Именно в этих штатах наиболее сильно развита система судов прогрессивных уголовных и детских юрисдикций и сильна традиция деятельности различных социальных служб. Именно на уровне штата и на уровне крупных городов огромное внимание уделяется практической реализации программы предотвращения преступности среди молодежи. Следует отметить любопытный факт, что, несмотря на высокоразвитую структуру государственных и общественных институтов, занимающихся проблемами молодежи, именно в этих штатах очень высокий уровень преступности среди несовершеннолетних. Несмотря на самые дорогие усовершенствованные методы исправительного характера, реальной альтернативы сокращения преступности или уменьшения более опасных преступлений в ближайшее время для жителей крупных городов этих штатов не предвидится, т. к. по-прежнему профилактические методы оставляют желать лучшего.

Уровень преступности на американском регионе объясняется еще определенными различиями среди населения в различных штатах и провинциях как самый значительный фактор, влияющий на причинный механизм преступности.

Следует отметить, что самый высокий уровень преступности в негритянских и цветных гетто. Именно эта группа населения США чаще всего лишена всех гражданских прав и привилегий и безработная, не занята.

В этой группе населения чаще всего отмечаются случаи психических заболеваний, умственной отсталости, неблагополучные семьи - все эти пороки и язвы дезорганизуют негритянское и цветное население. Характерно, что именно для этой группы преступного риска не хватает услуг клиник, социальных центров, воспитательных и религиозных институтов. Иммиграционная политика, конфликты между культурами различных национальностей и коренных жителей Америки представляют собой благополучную почву для преступности в американском обществе. Сюда следует отнести и внутренние конфликты внутри семей этих этнических групп. Недостаток средств и методов для борьбы с этими патологическими симптомами сказывается на уровне преступности.

Принятие тех или иных мер, направленных на борьбу против социальной дезорганизации общества, особенно в крупных городах, сталкивается с рядом сложных проблем. Расширение сети социальных служб, несомненно, уменьшает уровень преступности, ослабляет социальные конфликты и смягчает напряженную обстановку и неблагоприятные условия, в которых живут несовершеннолетние.

Исследования и изучения известных американских юристов Шелдона и Илионора Глюка поднимают такие вопросы, как внутренние семейные конфликты, которые лежат не в материальном благосостоянии и достатке в семье (этот фактор относителен), а в тех моральных, культурных, духовных, религиозных ценностях, установках и принципах, которые заложены в каждой семье.

Проблемы нарушения закона лежат глубоко именно в этих конфликтах в сложных принципах человеческих культурных ценностей, заложенных в каждой семье. На это следует обращать внимание полиции, юношеским судам и другим социальным институтам и службам, упор делать на индивидуальную работу с этими семьями. Высокий уровень преступности отмечается в крупных густонаселенных и промышленных городах.

Что же касается сельской местности непромышленных районов, то здесь сильны семейные традиции, моральные установки в семье, влияние церкви, уважение самой американской традиции и уважение к закону. Здесь очень редко возникают внутренние нравственные конфликты в семье и нарушение закона очень редко встречается. Поэтому, в свою очередь, здесь судебные услуги и помощь социальных служб очень редко требуется, здесь очень развиты дружеские отношения между семьями, взаимная помощь. Они очень гордятся этими незыблемыми традициями, своими благотворительными обществами, верой в Бога.

Это, в свою очередь, сказывается на более эффективной деятельности с такими семьями клиник, социальных центров, различных служб, агентств и других воспитательных институтов. Эти институты осуществляют индивидуальную работу с каждым несовершеннолетним из такой семьи, если он совершил какой-либо проступок или правонарушение.

Наконец, следует отметить, эти программы предотвращения преступности среди молодежи с учетом каждого района США и населения прежде всего должны включать локальную характеристику и индивидуализацию.

В основном США придерживаются строгой тенденции избегать Федеральной превентивно-исправительной программы из-за боязни большой централизации власти и давления ее на местное управление. Отсутствие координационной связи между программами штата и федеральной наносит удар по эффективности воспитательных мер. Роль федеральных органов по проблемам преступности среди несовершеннолетних на уровне штата подчас сводится к минимуму.

Особенности локальных программ с учетом количества населения и его расовой принадлежности сочетаются с программами на уровне штата. Более мягкое территориальное деление каждого штата на свои районы и применение локальных программ, конечно, имеют свои преимущества. Это своего рода сдерживающий фактор роста преступности в данном территориальном участке. Но в целом это не решает полностью проблемы на уровне штата.

Следующая черта программы - это неполнота, частичность. Следует отметить, что на уровень преступности влияют социальные, экономические и политические проблемы, при решении которых или манипулировании которыми правительство США старается дестабилизировать рост преступности. Дальнейшее развитие сети социальных служб, клиник направляется прежде всего на индивидуальную работу с каждой личностью, оказавшейся в беде. Несомненно, обращать внимание на эти симптомы необходимо. Очень многие американцы весьма скептически относятся к коренному изменению социального порядка. Они предпочитают меры улучшения и восполнения пробелов самого общества. Отсюда и поверхностное изучение самих проблем, даже если очевидно, что преступность среди несовершеннолетних наследуется и происходит из социально-культурной организации самого общества. Такое американское недоверие самой власти к правительству очень характерно для многих ученых-юристов. Предпочтение отдается тем методам, благодаря которым можно излечить само общество, ликвидировать его пороки.

Особое внимание, в большей степени, несомненно, уделяется индивидуализации в исправительных и воспитательных мерах. Это действительно выдающаяся заслуга и достижение многих ученых-юристов, которые дают наиболее высокий эффект в исправлении несовершеннолетнего делинквента. Они признают, что делинквент - это продукт "социальных сил" - семьи, церкви, школы, состояния экономики, политики штата и уровня самой американской культуры.

Большую роль в этом плане призваны сыграть индивидуальная ориентация в предотвращении преступлений и исправления делинквента. На это направлена работа американских юношеских коррекционных институтов. Сама личность несовершеннолетнего делинквента берется отдельно как независимое целое. К ней применяются терапевтические, психологические, психиатрические и эмоциональные методы и средства.

Симптомы преступного поведения коренятся в эмоциональной нестабильности, неуравновешенности, болезни несовершеннолетнего, его конфликтное отношение к самой культуре, ее принципам и тем моральным установкам в семье и в окружающей действительности. Эту трудную задачу в последнее время особенно активно должны решать социальные и воспитательные институты, система пробации, система школьного воспитания. Недостаток этой формы состоит в том, что несовершеннолетний, сама личность берется отдельно, независимо от общества, семьи, школы, церкви.

Название документа