Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века

(Минаев А. В.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2012, N 4) Текст документа

ВЛИЯНИЕ И РОЛЬ КОНЦЕПЦИЙ НА ОХРАНУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНЦЕ XX ВЕКА <*>

А. В. МИНАЕВ

Минаев Александр Викторович <1>, заведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета Тувинского государственного университета, доцент кафедры уголовного права и процесса, кандидат юридических наук, докторант РАГС при Президенте РФ. -------------------------------- <1> URL: http://www. famous-scientists. ru/ 12010/.

С образованием Российской Федерации и Содружества Независимых Государств произошли существенные изменения в статусе, прохождении, договорно-правовом закреплении и обустройстве Государственной границы. Нарушились целостность системы охраны границы и пограничная инфраструктура. Образование 12 июня 1992 г. Пограничных войск Российской Федерации заложило основу обеспечения безопасности России на Государственной границе.

Ключевые слова: государственная территория, государство, пограничная полоса, Пограничные войска, закон, концепция, Государственная граница, безопасность.

When the Russian Federation and Commonwealth of Independent States was formed; the status, origin, legal agreement and structure of the State border had changed. The system integrity of the whole frontier regions and border infrastructure were ruined. The Frontier forces formation of the Russian Federation in the 12th of June 1992 based the Russia security in the State border.

Key words: State territory, Government, frontier regions, frontier forces, Law, Conception, State border, security.

С образованием Российской Федерации и Содружества Независимых Государств произошли существенные изменения в статусе, прохождении, договорно-правовом закреплении и обустройстве Государственной границы. Иными стали режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу и условия служебно-боевой деятельности Пограничных войск. Нарушились целостность системы охраны границы и пограничная инфраструктура. Образование 12 июня 1992 г. Пограничных войск Российской Федерации заложило основу обеспечения безопасности России на Государственной границе. Концепция охраны Пограничными войсками Российской Федерации Государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации и внешних границ государств СНГ (на переходный период) от 24 марта 1994 г. определяет в наиболее общем виде замысел охраны Государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации и участие Пограничных войск Российской Федерации в охране внешних границ государств СНГ на переходный период, который характеризуется укреплением российской государственности, расширением интеграции государств - участников Содружества, формированием новой системы межгосударственных отношений, разрешением споров с сопредельными странами, как правило, мирными средствами. В основу Концепции положены принципы: - мирное разрешение пограничных вопросов; развитие сотрудничества в охране границ государств Содружества; - соответствие боевого состава и численности Пограничных войск решаемым задачам, действующему законодательству, международным обязательствам и экономическим возможностям Российской Федерации; - обеспечение собственной безопасности личного состава и формирований Пограничных войск Российской Федерации; - централизация руководства Пограничными войсками Российской Федерации и единоначалие на правовой основе. Пограничные войска Российской Федерации (далее по тексту - Пограничные войска) обеспечивают жизненно важные национальные интересы России на Государственной границе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также на внешних границах... Основными видами деятельности Пограничных войск по охране Государственной границы и исключительной экономической зоны являются: - войсковая; - оперативная (разведывательная, контрразведывательная, оперативно-розыскная); - военно-техническая; - административно-правовая и - погранпредставительская. Приоритетными направлениями в деятельности Пограничных войск по охране Государственной границы и исключительной экономической зоны определяются: - борьба с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб и организаций, противоправной деятельностью преступных сообществ, групп и отдельных лиц на Государственной границе; - развитие сотрудничества с Пограничными войсками государств Содружества и координация деятельности в охране внешних границ и экономических зон государств СНГ; - совершенствование форм и способов охраны границы и экономической зоны, обеспечивающих выполнение поставленных задач в условиях переходного периода; - создание полномасштабной эшелонированной группировки Пограничных войск и системы управления войсками; - оптимизация боевых возможностей группировок Пограничных войск по регионам; - повышение качества пограничного контроля и обеспечение его соответствия международным нормам и стандартам; - повышение роли оперативной деятельности по охране Государственной границы; - создание с привлечением сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации эффективных систем освещения остановки в территориальных, внутренних водах и исключительной экономической зоне; - оптимизация состава и соотношения сухопутных, береговых, морских и авиационных сил и средств на морском участке. Группировка Пограничных войск формируется и функционирует в общей системе сил и средств, обеспечивающих государственную безопасность Российской Федерации. Ее состав и эшелонирование должны обеспечить: осуществление полномочий Пограничных войск в сфере охраны Государственной границы и исключительной экономической зоны; взаимодействие по охране Государственной границы с Вооруженными Силами, другими войсками и заинтересованными ведомствами Российской Федерации и государств Содружества; совершение маневра силами и средствами при изменении обстановки; непрерывное управление войсками. Развертывание группировки Пограничных войск осуществляется в два эшелона, с учетом угрозы безопасности Российской Федерации на Государственной границе, особенностей охраны участков границы по регионам и реальных возможностей Российской Федерации. Первый эшелон составляют формирования Пограничных войск, непосредственно охраняющие Государственную границу, тактические резервы, оперативные силы и средства. Второй эшелон включает резервы командующих пограничными округами, группами войск, войсковыми группами и начальников оперативно-войсковых отделов, оперативные силы и средства Пограничных войск - в зависимости от важности направлений. Оперативные резервы Пограничных войск создаются для решения вновь возникающих задач на Государственной границе и в исключительной экономической зоне. Охрана Государственной границы осуществляется: - на участках, совпадающих с границей бывшего СССР, - существующими группировками Пограничных войск с учетом особенностей обстановки на Государственной границе и в регионе; - с государствами Балтии - создаваемыми группировками, имеющими построение охраны границы как с государствами дальнего зарубежья; - на Кавказе - созданными и формируемыми группировками по двум рубежам: первый - на внешних границах государств СНГ (Грузии, Армении, а в перспективе - и Азербайджана); второй - на Государственной границе Российской Федерации, исходя из обстановки на границе и в регионе; - с Беларусью - на договорной основе, сосредоточивая основные усилия на внешней границе СНГ. В перспективе - совместно с пограничными войсками Республики Беларусь; - с Украиной - составом сил и средств, адекватным складывающейся обстановке на российско-украинской границе. В перспективе - совместно с пограничными войсками Украины; - с Казахстаном и Узбекистаном - на договорной основе, предусматривающей сосредоточение основных усилий на охране внешней границы СНГ; - с Туркменистаном - на договорной основе, с участием Пограничных войск Российской Федерации в охране внешней границы Туркменистана. Пограничные войска на договорной основе охраняют внешние границы Таджикистана и Кыргызстана. Исключительная экономическая зона охраняется формированиями морских сил, авиации и береговыми силами и средствами Пограничных войск во взаимодействии с силами и средствами министерств и ведомств Российской Федерации. Государственная граница на суше, речных и озерных участках, водохранилищах, гидроузлах и иных искусственных водоемах охраняется исходя из конкретно складывающейся обстановки в регионе, характера решаемых задач, с учетом укомплектованности формирований Пограничных войск, путем решительного сосредоточения сил и средств на важнейших направлениях. Охрана остальных участков Государственной границы осуществляется контрольно-поисковыми способами пограничной службы, с применением оперативных сил и средств и средствами технического контроля при активном участии граждан. Государственная граница на морском участке охраняется комплексным применением морских и авиационных сил и средств в сочетании с сухопутными (береговыми) компонентами. Исследуется целесообразность создания специальных морских формирований Пограничных войск тактического и оперативного уровней, с определением в них места и роли морского, авиационного (гидроавиационного), сухопутного (берегового) компонентов, с учетом особенностей региона. Развивается система берегового технического наблюдения и передачи информации взаимодействующим силам и средствам. Расширяется участие Пограничных войск в охране внешних границ государств СНГ. Для выполнения этих задач наращиваются (создаются) соответствующие группировки. Охрана Государственной границы в очагах локальных войн и вооруженных конфликтов осуществляется во взаимодействии с силами и средствами Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, государств СНГ, формами и способами, присущими пограничной службе и систематическим боевым действиям войск, с учетом особенностей сложившейся обстановки. На отдельных направлениях Пограничные войска совместно с Вооруженными Силами переходят к обороне и охране Государственной границы. Осуществляются мероприятия по обеспечению собственной безопасности Пограничных войск. Подводя итоги реализации Концепции охраны Пограничными войсками Российской Федерации Государственной границы, исключительной экономической зоны Российской Федерации и внешних границ государств СНГ (на переходный период), можно выделить: 1. Главным содержанием переходного периода (1994 - 1996 гг.) явились поиск и внедрение наиболее приемлемых форм и способов охраны Государственной границы в соответствии с новыми условиями и механизмами обеспечения безопасности России. 2. Построение охраны Государственной границы, боевая готовность, обеспечение, подготовка и морально-психологическое состояние органов и войск ФПС России в основном позволили решить служебно-боевые задачи в переходном периоде. В практику служебно-боевой деятельности ФПС России вошло проведение широкомасштабных стратегических и оперативных пограничных операций. Проведена реорганизация погранпредставительской деятельности, а также работа по созданию института официальных представителей ФПС России в сопредельных государствах. Разработаны концептуальные подходы к участию органов пограничной стражи ФПС России в охране Государственной границы. 3. В силу целого ряда объективных причин нерешенными в переходный период остались следующие проблемы: не в полной мере сформирован механизм реализации ФПС России своей роли как головного (координационного) федерального органа исполнительной власти в сфере защиты Государственной границы; не завершена отработка системы взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными организациями. Концепция охраны Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации на 1997 - 2000 гг. систематизирует взгляды на охрану Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. Пограничное сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств необходимо направить на практическое закрепление интеграции, создание и поддержание на внешних границах режима, способствующего укреплению статуса Содружества в целом, защиту жизненно важных интересов каждого из государств - участников СНГ. Приоритетные направления совершенствования механизма реализации координационной роли ФПС России. Основная цель координации заключается в интегрировании всех составляющих системы обеспечения пограничной безопасности путем целевого комплексного использования возможностей органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Одной из главных задач совершенствования механизма координационной роли ФПС России является ее планомерный переход от собственно военной организации к специальной государственной пограничной службе. Основными формами взаимодействия в сфере защиты интересов Российской Федерации на Государственной границе считать: - взаимный обмен информацией; проведение совместных научных исследований, научного прогнозирования, обмена результатами аналитических и прогностических разработок по смежным вопросам; - подготовку и проведение целевых и других операций, иных совместных действий; - создание на наиболее активных участках контрабандного ввоза (вывоза) сырья и товаров специализированных подразделений для пресечения подобной деятельности на основе межведомственных соглашений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; - совместную разработку межведомственных нормативных актов. Организация нормативного правового обеспечения заключается прежде всего в создании единого правового пространства, в котором комплексно решались бы вопросы защиты интересов Российской Федерации на Государственной границе. Основными направлениями считать: финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета, бюджетов заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также за счет внебюджетных средств, поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации; финансирование на долевой основе органов и войск ФПС России, находящихся на территории государств - участников СНГ и осуществляющих охрану внешних границ СНГ. Реализация Концепции носила многоуровневый и поэтапный характер. Первый уровень (федеральный): решение вопросов международно-правового оформления Государственной границы; разработка и принятие федеральных законов, регламентирующих защиту национальных интересов Российской Федерации на Государственной границе; финансово-экономическое обеспечение жизненно важных интересов государства на Государственной границе в пределах приграничной территории, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и внешних границах государств - участников СНГ; координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению пограничной безопасности государства; развитие системы обеспечения сферы охраны Государственной границы, социальной защиты военнослужащих и членов семей. Второй уровень (ведомственный): совершенствование системы управления, построения охраны Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и внешних границ государств - участников СНГ; нормативно-правовое, организационно-штатное и дислокационное завершение формирования ФПС России. Третий уровень (территориальный): обеспечение гарантированного решения задач охраны Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и совместной охраны на договорной основе внешних границ государств - участников СНГ; достижение оптимального уровня всестороннего обеспечения жизнедеятельности всех подчиненных структур и органов, функционально предназначенных для охраны Государственной границы. Реализация Концепции в два этапа: - первый - 1997 г.; - второй - 1998 - 2000 гг. Реализация вышеуказанных Концепций определила основы охраны и службы войск по охране границы Российской Федерации на данный период, что позволило сконцентрировать все силы и средства государства на неприкосновенность Государственной границы.

Литература

1. Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" N 4730-1 от 1 апреля 1993 г. М.: Граница, 1993. 2. Концепция охраны Пограничными войсками Российской Федерации Государственной границы и исключительной экономической зоны Российской Федерации и внешних границ государств СНГ (на переходный период) от 24 марта 1994 г. 3. Концепция охраны Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации на 1997 - 2000 гг. N 6923 от 30.10.1997. 4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М.: Известия, 2000. 5. Колосов В. А., Туровский Р. Ф. Географическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы // Политические исследования. 2000. N 3.

Название документа