Некоторые исследовательские подходы к феномену политической коррупции
(Чаплыгина А. Ю.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2012, N 4) Текст документаНЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ <*>
А. Ю. ЧАПЛЫГИНА
Чаплыгина Александра Юрьевна, ст. преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет".
В статье рассматриваются подходы к явлению коррупции как политической проблемы государства. Автор определяет, что от степени развитости коррупции и эффективности борьбы с ней напрямую зависит авторитет государства на международной арене.
Ключевые слова: государство, политика, коррупция, классификация, гражданское общество, органы государственной власти.
The article considers approaches to phenomenon of corruption as a political problem of the state. The author determines that the level of development of corruption and efficiency of struggle against it influence authority of the state at the international arena.
Key words: state, policy, corruption, classification, civil society, agencies of state power.
Начавшиеся процессы политико-экономической трансформации в целом ряде стран и в России, связанные с "третьей волной" демократизации, обострили аномальные и скрытые процессы в политической и социально-экономической жизни обществ переходного типа. Процессы коррумпирования политической и государственной бюрократии поразили политические институты, формируя особое понятие политической коррупции. Приходится оказывать постоянное давление на коррумпированных политиков и чиновников, способных серьезно исказить сами мотивы государственных решений. Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что политическая коррупция связана не только с проявлением определенных отношений в системе власти, но и отражает общее состояние отношений в самом обществе, где находит поддержку и оправдание деформация целеполагания и мотивационных начал. Непосредственное использование термина "политическая коррупция" принадлежит западной исследовательнице С. Роуз-Аккерман, которая противопоставляет его "административной" коррупции. Отталкиваясь от коррупции в качестве экономической проблемы, исследователь подводит к пониманию коррупции как политической проблемы. Ее предварительный вывод связан с оценкой демократического устройства в качестве необходимого условия для борьбы с коррупцией: "Независимо от того, как демократическое государство распределяет власть между своими полномочными представителями - чиновниками, оно обеспечивает каждому из них хотя бы малую толику возможностей учитывать свои материальные интересы в процессе заключения сделок с влиятельными представителями частного бизнеса. Успешной демократии может быть выгодно стимулировать создание конкурентных частных рынков, равно как и условий для конкуренции между политическими игроками" <1>. -------------------------------- <1> Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003. С. 149.
Интерес представляет предложенная С. Роуз-Аккерман классификация, согласно которой следует различать клептократию, "где коррупция процветает на самом верху государственной пирамиды, и иными формами государственного устройства, где взятки считаются прерогативой чиновничества низовых уровней" <2>. Соответственно, выделяются специфические категории коррумпированных государств: клептократия, двусторонние монополии, мафиозные государства и конкурентная коррупция. -------------------------------- <2> Там же.
Указывая на слабую убедительность демократии как технически эффективной формы правления, С. Роуз-Аккерман подчеркивает, что именно демократия создает необходимую почву для экономического развития. В этих условиях сильная политическая конкуренция проявляет себя наиболее эффективно, ограничивая возможности коррупции: "Однако для нормальной работы подобной системы необходимо, с одной стороны, чтобы избираемые политические деятели могли быть переизбраны, с другой - чтобы их переизбрание не было слишком простым делом" <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 167.
По определению американских ученых М. Джексона и Дж. Най, политическая коррупция включает взяточничество, покровительство на почве личных связей, кумовство (непотизм), незаконное присвоение публичных средств <4>. -------------------------------- <4> Коррупция в органах власти. Природа, меры противодействия, международное сотрудничество / Под ред. П. Н. Панченко и др. Нижний Новгород, 2001. С. 234.
Существенным дополнением к анализу коррупции может служить классификация, предложенная А. Хайденхаймером. Исследователь подразделил коррупцию на белую, серую и черную. К белой коррупции причисляются практики, относительно которых в общественном мнении существует согласие, и данные действия не считаются предосудительными. Они, по существу, интегрированы в культуру и не воспринимаются как проблема. Черная коррупция является объектом осуждения всеми слоями общества. К серой коррупции были отнесены практики, по поводу которых никакого согласия не существует. Вокруг серой коррупции как раз и возникают скандалы <5>. -------------------------------- <5> Heidenheimer A., Johnston M., Levine V. (dir. publ.). Political Corruption: A Handbook. New Brunswick: Transaction Publishers, 1989. P. 362 - 363.
Здесь мы видим определенное смещение представлений в сторону моральных суждений об участниках политических процессов. Это связано с признанием того, что общество не может функционировать без различения хорошего и дурного. Это признает, в частности, известный финансист Дж. Сорос: "Задача принятия коллективных решений о том, что дозволено и что запрещено, возлагается на политику - а политика страдает из-за трудности принятия коллективных решений в мире, который лишен строгого этического кодекса" <6>. Тем самым "морализаторский" или "конвенциональный" подход продолжает играть важную роль при характеристике политической, социальной, экономической и культурной жизни общества. Один из самых видных представителей этого подхода К. Фридрих рассматривал коррупцию как поведение, отклоняющееся от преобладающих в политической сфере норм и обусловленное мотивацией получения личной выгоды за общественный счет. Речь идет о патологии политики, где личная выгода не обязательно имеет денежно-финансовый характер. Она может быть связана как с продвижением по службе самого коррупционера, членов его группы поддержки, так и иными преимуществами для членов его семьи и приближенных <7>. -------------------------------- <6> Сорос Дж. О глобализации / Пер. с англ. А. Башкирова. М.: Изд-во "Эксмо", 2004. С. 22. <7> Friedrich C. J. The Pathology of Politics: Violence, Betrayal, Corruption, Secrecy, and Propaganda. N. Y.: Harper & Row, 1972.
Контроль над политической властью в различных государствах со стороны коррупционных групп привел к необходимости определить те особенности коррупционного поведения, с которыми сталкиваются исследователи. На сегодняшний день выделяются три модели коррупции: азиатская, африканская и латиноамериканская <8>. -------------------------------- <8> Рахимжанов А. М. Классификация коррупции и методы ее изучения // Вестник КазНУ. Серия "Философия". Серия "Культурология". Серия "Политология". 2009. N 1(32). С. 21.
Азиатская модель коррупции признается в качестве привычного и общественно приемлемого культурного и экономического явления, связанного с функционированием государства. В африканской модели власть распределяется между экономическими кланами, которые договариваются между собой. Надежность такого соглашения обеспечивается политическими средствами. Эффективным средством поддержки групп является институт землячества, обеспечивающий продвижение соплеменников на высокие должности. Чиновник высокого ранга формирует подчиненный ему аппарат из земляков. Высокие доходы чиновников не являются ограничением для регулярного вымогательства взяток. В политическом плане крупная, или "матерая", коррупция связана "с неспособностью политиков проводить сколько-нибудь состоятельную кампанию во имя общественного благополучия" <9>. Считается, что данная ситуация сложилась в Африке в постколониальный период: "Африканские государства, созданные росчерком пера иностранных оккупантов, исключили местных жителей из системы управления и, более того, из совладения страной. Независимость сопровождалась созданием новой бюрократии на месте колониальной; она занята теперь главным образом использованием собственных привилегий и укреплением своего статуса в возможно короткие сроки" <10>. -------------------------------- <9> Оливер де Сардан Ж.-П. Моральная экономика коррупции в Африке? // Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. СПб.: Алетейя, 2007. С. 96. <10> Там же. С. 94.
Латиноамериканская модель связана с могуществом мафиозных структур, не уступающих по силе государству. Мафия становится "государством в государстве", оказывая прямое влияние на расстановку политических сил. Политическая нестабильность может способствовать появлению диктатуры, после чего становится возможным переход к африканской модели. Все три модели предлагают рассматривать коррупцию как системное явление, подпадающее под общее понятие "восточная коррупция". Типу "восточной коррупции" как системе устойчивых отношений и социальных связей противостоит тип "западная коррупция", имеющий иную природу взаимоотношений в обществе: "В этом случае коррупция выступает в роли своеобразного рынка коррупционных услуг, на котором стороны вступают во временные разовые отношения "купли-продажи". Обычно это характерно для низовой коррупции. Когда это касается верхушечной коррупции, то ее стабильный уровень нередко поддерживается институтом посредников, сводящих на время "покупателей" и "продавцов" коррупционных услуг" <11>. -------------------------------- <11> Россия-2015: судьба коррупции и судьба России. М.: Фонд ИНДЕМ, 2002. URL: http:// www. indem. ru/ PUBLICATII/ 2015/ Corr2015.php.
Разумеется, речь идет об идеальных моделях и типах коррупции, что не исключает существование смешанных вариантов. В современной политической науке проблема коррупции рассматривается через призму действий в сфере политики, связанных с незаконным финансированием политических партий, парламентскими злоупотреблениями, торговлей влиянием, которые образуют, собственно говоря, коррупцию политическую, имеющую свое отличие от коррупции низовой, связанной с бытом и деловой деятельностью. Политическая коррупция считается верхушечной, охватывает в первую очередь политиков, высшее и среднее звено чиновников, имеющих возможность принимать решения на государственном и региональном уровне. На уровне международной организации в России "Transparency International Russia" выделяют следующие формы политической коррупции: - коррупционный лоббизм; - коррупционный фаворитизм; - коррупционный протекционизм; - тайные взносы на политические цели; - взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями <12>. -------------------------------- <12> Сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Транспэрэнси Интернешнл-Р": URL: http://www. transparency. org. ru/index. asp.
Расширенное толкование политической коррупции мы видим в Энциклопедии коррупции в Америке: "Политическая коррупция имеет четыре основных значения. Первое - явно незаконные действия в сфере политики, например - взяточничество. Второе связано с государственной практикой, может быть легальной, но имеющей неэтичный характер. Третье значение связано с конфликтом интересов у должностных лиц. Например, представитель законодательной власти, владеющий акциями нефтяных компаний, использует свой голос для поддержки решений, ведущих к истощению недр. Четвертое значение имеет как этическую, так и юридическую основу. Оно относится к политическим действиям, которые не соответствуют интересам общества. Например, Уотергейтский скандал является живым примером такого рода коррупционного поведения" <13>. -------------------------------- <13> Political Corruption in America: An Encyclopedia of Scandals, Power, and Greed. Grey House Pub, 2008. P. 11.
Данный подход к определению политической коррупции в разных формах ее проявления предлагают А. С. Быстрова и М. В. Сильвестрос, указывающие на то, что всегда имеет место отношение, в котором одна из сторон непременно является представителем власти. Другая сторона представлена субъектом, рассчитывающим на получение неких услуг и вступающим из-за этого в процесс обмена. Исследователи предлагают собственную типологию, построенную на теории обмена, и выделяют три варианта взаимоотношений: - представитель власти - субъект бизнеса; - чиновник - политик; - представитель власти - индивиды, решающие свои частные проблемы, не связанные с бизнесом или политикой <14>. -------------------------------- <14> Быстрова А. С., Сильвестрос М. В. Феномен коррупции: Некоторые исследовательские подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. III. N 1. С. 93.
Также указывается то, что предлагаемая дихотомия обмена на самом деле условна и предполагает трехчленную структуру: "шеф - агент - клиент". Исследователи ссылаются на выводы Э. К. Бэнфилда, одним из первых определившего коррупцию таким образом: "...коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, делегирующий полномочия и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы делегирующего полномочия в жертву собственным, нарушая при этом закон" <15>. -------------------------------- <15> Там же.
Предлагаемый подход важен для отработки методики исследования коррупционных схем, но, как признают сами А. С. Быстрова и М. В. Сильвестрос, не дает возможности ответить на вопрос, почему модели коррупционного поведения приобретают массовый характер и становятся "привычнотипическими", скажем, в России <16>. -------------------------------- <16> Там же.
В этом случае, полагаем, речь необходимо вести о политической культуре, подвергаемой деформации со стороны институтов управления. Так, в Италии клиентелизм неотделим от функционирования правящих политических партий Италии и пронизывает деятельность муниципалитетов, индустриальных корпораций госсектора, всю разветвленную парагосударственную систему, включающую массу учреждений, организаций, фондов <17>. -------------------------------- <17> Кисовская Н. К. Государственное предпринимательство и политическая борьба в Италии (1960 - 1975 гг.). М.: Наука, 1977.
Несомненно, что предлагаемый подход служит объяснению, близкому к юридическому, характеризуя коррупцию в терминах Уголовного кодекса, когда коррупция находит свое выражение в конкретных актах преступного поведения. Тем не менее, как считает Н. Ф. Кузнецова, "представляется, что именовать коррупцией всю систему корыстных должностных преступлений, например злоупотребление властью, превышение власти, подлоги, не только нецелесообразно, но и несогласуемо с принципом дифференциации вины, ответственности и индивидуализации наказания. В уголовном праве это весьма осложнило бы законодательную регламентацию хозяйственных и должностных преступлений, внесло бы путаницу в квалификацию преступления и их наказуемость" <18>. Заметим, автору принадлежит введение в научный оборот выражения "криминализация политики и политизация преступности", имеющего непосредственное отношение к характеристике политических событий в России в 90-е годы. -------------------------------- <18> Кузнецова Н. Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник МГУ. Серия 11: Право. 1993. N 1. С. 22.
Эффектную характеристику, близкую к пониманию сути политической коррупции, мы находим у отечественного исследователя профессора В. А. Номоконова: "На наш взгляд, коррупция представляет собой не что иное, как торговлю властью в государственном - прежде всего - и негосударственном секторах. Другими словами, коррупция - это нелегальный рынок властных полномочий, обмен власти на выгоду в ущерб принципу социальной справедливости" <19>. -------------------------------- <19> Номоконов В. А. Концепция антикоррупционного механизма в системе регулирования экономических отношений в России // Terra Economicus. Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2009. Т. 7. N 3. С. 133.
Уже в 1995 г. под политической коррупцией в отечественной политологической литературе понимали использование должностным лицом, общественным или политическим деятелем прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; подкуп представителей политических элит разного уровня (как правило, государственных деятелей) в политических целях <20>. -------------------------------- <20> Политологический словарь / Под ред. В. Ф. Халипова. М., 1995. С. 74 - 75.
Отметим, что среди исследователей представление о связи политической деятельности с коррупцией распространено достаточно широко, особенно когда речь идет о незаконном финансировании избирательных и иных политических кампаний, партий и отдельных политиков, а также подкупе политиков и избирателей <21>. -------------------------------- <21> Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003. С. 175 - 179.
По сути, политическая коррупция рождается там, где политическая конкуренция превращается в фарс, искажаются цели политики, когда политика в масштабах государства осуществляется не в общественно полезных целях, а в целях групп: "Маховик политической коррупции начинает раскручиваться со злоупотреблений законодательным ресурсом государственной власти, "совершенствования" законодательства, направленного на ограничение политической конкуренции, возможностей для легальной деятельности оппозиции и создания условий для доминирования в поле политики правящих социальных групп. При этом политическая коррупция не только сама непосредственно разъедает изнутри систему государственной власти, обрекая ее на деградацию и саморазрушение, но и создает питательную почву для распространения в государственно-бюрократической среде должностной, деловой и других видов коррупции. Политический и государственный деятель, достигший и удерживающий власть посредством политической коррупции, теряет иммунитет ко всем видам коррупции, к коррупции как таковой" <22>. -------------------------------- <22> Нисневич Ю. А. Свобода и конкуренция или коррупция? М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2009. С. 16.
Вместе с тем, как полагает Ю. А. Нисневич, "многое зависит от того, какие личности и каким образом приходят во власть, формируется ли власть в результате равноправной политической конкуренции или тем или иным образом она монополизируется единолично или группой лиц" <23>. Исследователь ссылается на утверждение Арнольда Рогоу и Гарольда Лассуэлла: "Честность не расходится с властью. Власть не обязательно ведет к коррупции или, наоборот, облагораживает". Авторы этого утверждения ставят под сомнение тезис лорда Актона о том, что "власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно". -------------------------------- <23> Там же. С. 15.
Разворот мысли в понимании коррупции в социально-политическом ключе разделяет отечественный исследователь А. И. Кирпичников: "Коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его устойчивости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости" <24>. При таком подходе коррупция предстает как индикатор не только институтов власти, но и всего состояния общества. -------------------------------- <24> Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997. С. 17.
Таким образом, политическая коррупция может рассматриваться как сложное явление, характеризующее состояние политической системы в государстве и его институтов. Но наряду с этим может быть поставлен вопрос о состоянии общества в целом, а наличие коррупции рассматриваться в политическом ключе. Коррупция выступает в качестве показателя для оценки места государства в системе межгосударственных отношений, развитости государственных институтов и общественных отношений, соответствия демократическим нормам права.
Литература
1. Friedrich C. J. The Pathology of Politics: Violence, Betrayal, Corruption, Secrecy, and Propaganda. N. Y.: Harper & Row, 1972. 2. Heidenheimer A., Johnston M., Levine V. (dir. publ.). Political Corruption: A Handbook. New Brunswick: Transaction Publishers, 1989. P. 362 - 363. 3. Political Corruption in America: An Encyclopedia of Scandals, Power, and Greed. Grey House Pub, 2008. P. 11. 4. Быстрова А. С., Сильвестрос М. В. Феномен коррупции: Некоторые исследовательские подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. III. N 1. С. 93. 5. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997. С. 17. 6. Кисовская Н. К. Государственное предпринимательство и политическая борьба в Италии (1960 - 1975 гг.). М.: Наука, 1977. 7. Коррупция в органах власти. Природа, меры противодействия, международное сотрудничество / Под ред. П. Н. Панченко и др. Нижний Новгород, 2001. С. 234. 8. Кузнецова Н. Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник МГУ. Серия 11: Право. 1993. N 1. С. 22. 9. Нисневич Ю. А. Свобода и конкуренция или коррупция? М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2009. С. 16. 10. Номоконов В. А. Концепция антикоррупционного механизма в системе регулирования экономических отношений в России // Terra Economicus. Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2009. Т. 7. N 3. С. 133. 11. Оливер де Сардан Ж.-П. Моральная экономика коррупции в Африке? // Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. СПб.: Алетейя, 2007. С. 96. 12. Политологический словарь / Под ред. В. Ф. Халипова. М., 1995. С. 74 - 75. 13. Рахимжанов А. М. Классификация коррупции и методы ее изучения // Вестник КазНУ. Серия "Философия". Серия "Культурология". Серия "Политология". 2009. N 1(32). С. 21. 14. Россия-2015: судьба коррупции и судьба России. М.: Фонд ИНДЕМ, 2002. URL: http://www. indem. ru/ PUBLICATII/ 2015/ Corr2015.php. 15. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003. 16. Сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Транспэрэнси Интернешнл-Р". URL: http://www. transparency. org. ru/ index. asp. 17. Сорос Дж. О глобализации / Пер. с англ. А. Башкирова. М.: Изд-во "Эксмо", 2004. С. 22.
Название документа