Форма и содержание произведения

(Штенников В. Н., Беляева И. А., Штенников И. В., Зяблова А. Ю.) ("Юридическое образование и наука", 2008, N 2) Текст документа

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В. Н. ШТЕННИКОВ, И. А. БЕЛЯЕВА, И. В. ШТЕННИКОВ, А. Ю. ЗЯБЛОВА

Штенников В. Н., зам. начальника управления информатики по интеллектуальной собственности ФГУП УЭМЗ, кандидат технических наук.

Беляева И. А., руководитель группы интеллектуальной собственности ФГУП УЭМЗ.

Штенников И. В., студент ЕАСИ.

Зяблова А. Ю., студентка ЕАСИ.

Конституционный Суд РФ опубликовал следующее Определение от 20 декабря 2005 г. N 537-О: "...законодатель закрепил комплекс мер государственной защиты, направленных на обеспечение баланса конституционных гарантий свободы творчества и защиты прав авторов научных (научно-технических) результатов как в части защиты выявленного ими содержания этих результатов (средствами патентного права), так и в части защиты формы изложения этих результатов (средствами авторского права)". Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15, "правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание". В соответствии с национальной концепцией к не охраняемым авторским правом элементам произведения художественной литературы относятся элементы содержания: тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание, а к охраняемым - элементы формы: образы и язык произведения <1>. Образы названы внутренней формой произведения. Язык произведения отнесен к внешней форме. Под языком произведения искусства понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др. относятся к элементам содержания и потому авторским правом не охраняются. Язык научного произведения, включающий особые научные знаки и символы (внешняя форма), а также принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия научных идей и расположение материала (внутренняя форма) предполагают охрану. -------------------------------- <1> Ионас В. Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Юридическая литература, 1963; Сергеев А. П. Авторское право России. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. С. 3.

Однако при ближайшем рассмотрении вопроса обнаруживаются явные противоречия, связанные с охраной формы произведения. Так, сам А. П. Сергеев отмечает основной недостаток упомянутой концепции, который заключается в том, что, обеспечивая защиту от копирования программ для ЭВМ, оно не охраняет лежащие в их основе алгоритмы <2>. Указанный недостаток в наибольшей степени затрагивает научные произведения <3>. -------------------------------- <2> Сергеев А. П. Указ. соч. <3> Сергеев А. П. Указ. соч.; Штенников В. Н., Беляева И. А. Авторское право и научные произведения // Инновации. 2007. N 6. С. 82 - 84.

Более того, А. П. Сергеев отмечает, что новизна произведения "может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.", что фактически противоречит ранее провозглашенной доктрине <4>. -------------------------------- <4> Сергеев А. П. Указ. соч.

Обратимся к словарям. Источник <5> определяет форму как часть содержания - внешнее очертание, наружный вид предмета. Таким образом, нельзя отрицать охрану содержания, если охраняется его часть - форма. -------------------------------- <5> Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Чтобы уточнить словосочетание "форма произведения" в понимании разработчиков закона, обратимся к соответствующим статьям 4-й части ГК РФ, которая вступила в силу с 01.01.2008. В главах 70 "Авторское право" и 71 "Права, смежные с авторскими" используются следующие виды форм произведения (см. ст. ст. 1259, 1268, 1273, 1274, 1275, 1304, 1305): объективная; письменная; устная; визуальная (изображение); звуковая; объемно-пространственная; материальная форма; в форме зданий и аналогичных сооружений; цифровая оптическая или машиночитаемая; форма, допускающая воспроизведение и распространение с помощью технических средств; форма, воспринимаемая слухом. В другом значении термин "форма" в кодифицированном и действующем варианте Закона "Об авторском праве и смежных правах" не используется. Согласно п. 6 ст. II Бернской конвенции "если перевод произведения выпускается в свет лицом, обладающим правом на перевод или с его разрешения по ценам, соответствующим тем, которые обычно устанавливаются в стране на аналогичные произведения, любая лицензия, выдаваемая в соответствии с настоящей статьей, прекращает свое действие, если такой перевод выполнен на том же языке и имеет в основном то же содержание, что и перевод, выпущенный в свет по лицензии". Согласно п. 6 статьи III "когда лицо, обладающее правом на воспроизведение, или кто-либо с его разрешения распространяет экземпляры такого издания в стране, упомянутой в пункте (1), среди публики или в связи с систематическим обучением по ценам, соответствующим тем, которые обычно устанавливаются в этой стране для аналогичных произведений, любая лицензия, выдаваемая в соответствии с настоящей статьей, прекращает свое действие, если такое издание выпущено в свет на том же языке и в основном того же содержания, как и издание, выпущенное в свет по лицензии. Авторское право США "исходит из постулата о том, что произведение охраняется авторским правом, если оно рождено путем добавления к оригиналу чего-то нового, с дополнительной целью или иным характером, внесения в него новой выразительности, нового смысла или содержания" <6>. -------------------------------- <6> Дэвид О. Карсон. Законодательство США по авторскому праву. Раздел "Добросовестное использование".

Согласно п. 1 ст. 9 Бернской конвенции "авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме"! Аналогичные положения вошли в 4-ю часть ГК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 1263 "...аудио-визуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле - и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации". Понятно, что словосочетание "способ первоначальной фиксации" эквивалентно используемому в международном авторском праве - "любым образом и в любой форме". Следовательно, законодатель, с одной стороны, провозглашает охрану произведения вне зависимости от первоначальной формы фиксации, а с другой - предполагает охрану только формы, игнорируя содержание. По нашему мнению, отказ от охраны содержания произведения недостаточно оправдан, а постулат об охране формы носит противоречивый характер. С нашей точки зрения, более корректным является критерий охраны "основного содержания" произведения.

------------------------------------------------------------------

Название документа