Авторское право в цифровом образовании

(Добрякова Н. И.) ("Юридическое образование и наука", 2008, N 2) Текст документа

АВТОРСКОЕ ПРАВО В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н. И. ДОБРЯКОВА

Добрякова Н. И., доцент кафедры экономического права Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

Многие продукты творческого труда, создаваемые для реализации образовательного процесса или созданные вследствие реализации образовательного процесса, обладают свойствами, присущими объектам интеллектуальной собственности. Развитие локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительная бытовая компьютеризация могут существенно изменить формы, содержание, а быть может, и смысл образования. Эти изменения относятся не только к интернет-образованию. Появление новых информационных и коммуникационных технологий революционизировало те естественные процессы старения и обновления, которые вяло протекали в сфере авторского права. Киберпространство - это не просто сфера действия Интернета и других подобных локальных, региональных и глобальных сетей. Еще не обретя общепризнанного юридического определения, оно уже до краев наполнено правовыми отношениями практически изо всех классических отраслей права, не говоря уже об авторском праве. В Договоре ВОИС по авторскому праву киберпространство определено через понятие "такого образа" сообщения произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи, при котором "представители публики могут осуществлять доступ к произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору" <1>. Вслед за Договором ВОИС Закон "Об авторском праве и смежных правах" повторил данное положение, но, по мнению многих юристов, некорректно <2>, что значительно сузило права авторов в Интернете по сравнению с применением предыдущей редакции данного Закона. Четвертая часть Гражданского кодекса в этом отношении не претерпела каких-либо изменений. Таким образом, законодательство, призванное регулировать отношения в киберпространстве, либо недостаточно приспособлено к этим условиям, либо вообще не разработано. -------------------------------- <1> Ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву. <2> Калятин В. О. Закон об авторском праве: использование произведений в Интернете // http://patents-and-licences. webzone. ru/cont2004.php.

При этом пользователь платит за услуги связи и за пользование информационными ресурсами, и платным становится даже беглый просмотр произведения, чтобы определить, нужно оно тебе или нет. Единственный способ избежать экономической удавки под видом охраны авторских прав - это активно использовать в национальном законодательстве систему ограничений авторских прав в интересах науки и образования, допускаемых Бернской конвенцией и Всемирной конвенцией об авторском праве. Однако это не полностью решит такую важную проблему образования с использованием компьютерных технологий, как распространение (копирование) цифровых произведений в учебных целях, незаконное с точки зрения авторского права, но необходимое в образовательном процессе, поскольку не только государство является правообладателем цифровых учебных ресурсов. Так, в лицензии, сопровождающей каждый программный продукт, указано, какими правами обладает пользователь этого программного продукта. Например, лицензия определяет одного владельца или разрешает групповое использование. Но никогда лицензия пользователя не разрешает копирование продукта целиком или по частям для продажи или дарения другому лицу, запрещается также создавать производные продукты для публикации. Гражданский кодекс РФ в ст. 1274 допускает без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио - и телепередачах, звуко - и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью. Использование произведений в качестве иллюстраций пп. 2 п. 1 ст. 1274 Гражданского кодекса РФ предусмотрено в объеме, оправданном поставленной целью. Цель - учебная, но объем законодателем не определен. Так, произведение или отрывок из него могут включаться в какое-то иное произведение: в учебник, телепередачу, в звуковую передачу учебного характера. Однако поскольку такое произведение должно служить иллюстрацией, т. е. включаться в какое-то иное учебное произведение, данный случай не распространяется на хрестоматии <3>. Таким образом, закон ограниченно позволяет использовать в качестве иллюстраций правомерно обнародованные произведения и отрывки из них в учебном процессе. Однако это не решает такой проблемы в образовании, как копирование программных продуктов и мультимедийных изданий, используемых в учебном процессе, которые, как правило, необходимо поставить на все учебные компьютеры образовательной организации. Затраты, которые понесет образовательная организация, абсолютно неприемлемы. Государственные органы и многие представители научного и образовательного сообщества ведущих стран мира осознают негативный характер действия современного законодательства в области авторского права в части копирования произведений и принимают меры для нормализации ситуации: многие авторы отказываются предоставлять издательствам исключительные права на научные произведения, вузы помещают в открытый доступ свои образовательные цифровые ресурсы, государственные и судебные органы принимают законодательные решения в пользу свободного доступа к научной и образовательной информации <4>. В России же ситуация в области авторского права в отношении цифровых учебных ресурсов развивается крайне негативно. Так, например, директор сельской школы села Сепыч Верещагинского района Пермского края А. Поносов в ноябре 2006 г. был обвинен прокуратурой в использовании для обучения учеников информатике нелицензионных версий операционной системы Windows. "Дело Поносова" оказалось в центре внимания видных российских чиновников и политиков, выступивших в защиту учителя. В феврале 2007 г. суд закрыл уголовное дело Поносова за "малозначительностью" причиненного ущерба, но тем не менее назвал директора школы виновным в инкриминируемом ему преступлении <5>. И такая ситуация сейчас почти во всех российских образовательных организациях. "Школа - главный поставщик пиратов? Нравственная сторона вопроса не осталась без внимания. Школа стимулирует "пиратство" учащихся. "А как же образовательный стандарт по информатике? Там есть строки про воспитание правового отношения к пользованию информацией и информационными продуктами", - пишет педагог дополнительного образования из Пермской области Сергей Сибиряков. В качестве выхода он предлагает "учить на свободном программном обеспечении и факультативно показывать коммерческое". "В школе должно использоваться только лицензионное программное обеспечение - это однозначно, но... в лицензионной программе "Налогоплательщик", которую официально приобрели в налоговой для школьной бухгалтерии, встроена нелицензионная версия архиватора RAR - это как? А при всем этом к нам в гимназию уже вчера приходили с проверкой из городского отдела образования...", - рассказывает учитель информатики из Ростова-на-Дону Татьяна Дедюлькина <6>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах Э. П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации издательства - "Экзамен", 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <3> Гаврилов Э. П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". М., 2002. С. 150. <4> Фокина В. Н., Слива А. В., Письменский Г. И. О правовых аспектах свободного доступа к научной и учебной информации // Право и образование. 2005. N 5. С. 38. <5> www. lenta. ru <6> http://blog-edu. org/?p=63#more-63

В соответствии со ст. 1280 Гражданского кодекса РФ "лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения... изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования". На наш взгляд, данное положение не соответствует хозяйственной практике в области образования и науки. Не менее остро стоит вопрос о правовом положении электронных библиотек, существование которых имеет огромное значение для образования и науки. Процесс воспроизведения произведений и предоставление к ним доступа через компьютерные сети, в том числе через сеть Интернет, включает в себя такие действия, как перевод произведения в цифровую форму (воспроизведение произведения), включение произведения в электронную библиотеку (иными словами, в базу данных) и предоставление к нему доступа в компьютерной сети. На все эти действия в соответствии со ст. 16 Закона "Об авторском праве и смежных правах" и ст. 1270 Гражданского кодекса РФ необходимо получение разрешения правообладателя. Однако Бернская конвенция предусматривает в национальных законодательствах ограничения авторского права. Такие исключения из общего режима действия авторского права нашли свое отражение в Директиве 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета от 22 мая 2001 г. "О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе". В соответствии с вышеназванным документом временные акты воспроизведения, которые являются промежуточными или случайными, неотъемлемой и существенной частью технологического процесса и чьей единственной целью является обеспечение возможности: a) передачи по сети посредником между третьими лицами; или b) законного использования произведения, которое не имеет независимой экономической значимости, - изымаются из действия воспроизведения. Российское законодательство в области авторского права ничего подобного не предусматривает, что делает незаконным не только, например, перевод библиотеками произведений в цифровую форму, но и просмотр произведений в электронных сетевых ресурсах, поскольку, прежде чем пользователь просмотрит содержание той или иной веб-страницы, цифровая форма произведения сохранится в памяти компьютера пользователя, т. е. формально будет создана копия произведения. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ в п. 2 ст. 19 ввел новое ограничение и обязал библиотеки предоставлять во временное безвозмездное пользование электронные произведения только в помещениях библиотек и без возможности копирования этого произведения. Данное положение повторяет п. 2 ст. 1274 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, Закон косвенно ограничивает создание вузовских электронных библиотек, так как их основное назначение состоит в использовании учащимися цифровых учебных ресурсов на расстоянии, а производить постоянные выплаты по авторским гонорарам за каждое такое использование будет очень дорого образовательным учреждениям. Совершенно иная картина наблюдается в западных странах. Так, например, поддержку свободного доступа к информации научная общественность получила в 2004 г., когда комитетом палаты представителей США было принято решение об обязательной публикации результатов всех научных работ биомедицинской тематики, выполненных при финансовой поддержке национального института здравоохранения, на сервере PubMedCentral не позднее шести месяцев после их публикации в научной периодике. Блестящий пример стратегии свободного доступа к учебной информации продемонстрировал Массачусетский технологический университет, выложивший в открытый доступ несколько сотен лекций по широкому кругу направлений подготовки. Значительный объем учебной информации в свободном доступе размещен на сайте Минобрнауки России. Кроме того, Директивой 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета предусматривается ограничение авторских прав в отношении особых актов воспроизведения, совершаемых общедоступными библиотеками, образовательными учреждениями, музеями либо архивами, которые не направлены на получение прямого или косвенного экономического или коммерческого преимущества. По мнению автора, в законодательстве следует закрепить положение, в соответствии с которым цифровые экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, могут предоставляться зарегистрированным пользователям (читателям) вне помещений библиотек, т. е. в on-line без права создания копии, за исключением произведений, не попадающих под авторско-правовую охрану. Учащимся образовательных учреждений разрешается использовать цифровые произведения, в том числе копировать произведение в целом или отрывок, предоставляемые библиотеками этих образовательных учреждений для учебных целей. Такое использование может предоставляться образовательным учреждением как по внутренней сети для учащихся очных и очно-заочных форм обучения, так и через Интернет при дистанционном обучении.

------------------------------------------------------------------

Название документа