Комплексный анализ деятельности государственных и муниципальных органов власти по улучшению транспортной ситуации и безопасности дорожного движения в городе Москве

(Войтенков Е. А.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2012, N 3) Текст документа

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ <*>

Е. А. ВОЙТЕНКОВ

Войтенков Евгений Алексеевич, член Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

Несмотря на предпринимаемые меры, направленные на улучшение дорожной ситуации в г. Москве, тенденций к ее стабилизации и положительным изменениям не наблюдается. В г. Москве начата комплексная работа в этой сфере. Предлагается провести анализ уже предпринятых и планируемых в недалеком будущем шагов руководства столицы России.

Ключевые слова: дорожная ситуация, безопасность дорожного движения, правовое регулирование, общественный транспорт, инфраструктура.

In spite of the measures aimed at improvement of road situation in the city of Moscow there is no tendency of stabilization thereof and positive changes therein. The complex work was started in this sphere in Moscow. The author proposes to analyze steps of Moscow government which have been already taken or are planned for the future.

Key words: road situation, safety road traffic, legal regulation, public transport, infrastructure.

Ни для кого (а в первую очередь - для жителей столицы) не секрет, что дорожно-транспортная ситуация в г. Москве является весьма напряженной уже не первый год. На сегодняшний день уже для всех является очевидным, что ситуация требует скорейшего разрешения во избежание полного транспортного коллапса. 28 октября 2010 г. Президент России Д. А. Медведев на совещании по вопросам организации дорожного движения отметил, что решение транспортных проблем столицы является приоритетным направлением работы, поскольку от эффективного решения данной проблемы зависит социальная обстановка в Москве, эффективность функционирования органов управления, организаций и предприятий <1>. -------------------------------- <1> Стенографический отчет совещания по вопросам организации дорожного движения. URL: www. kremlin. ru; www. президент. рф.

Немаловажным аспектом является то, что Москва существует в тесной (в т. ч. транспортной) взаимосвязи с другим регионом - Московской областью. Ежедневно существенное количество жителей Подмосковья совершают поездки в столицу с использованием личного и общественного наземного транспорта, а также пригородных электропоездов, что обеспечивает дополнительную загруженность автомагистралей и иных объектов транспортной инфраструктуры как Москвы, так и пригородов. Чуть более 1 года назад мэр Москвы С. Собянин заявил о необходимости принятия комплексных мер, направленных на скорейшее оздоровление ситуации в данной сфере. В рамках данного проекта планируется существенно увеличить число парковочных мест путем более эффективного использования придомовых территорий, строительство перехватывающих парковок возле периферийных станций московского метрополитена для разгрузки основных магистралей города от личного автотранспорта, строительство новых станций московского метрополитена (в т. ч. за пределами границ г. Москвы), организация выделенных полос для общественного транспорта в пределах уже существующих магистралей, тесное взаимодействие с руководством Московской области в части решения транспортных проблем, решение вопросов о сокращении числа съездов/выездов на МКАД в связи с большим количеством торговых центров в непосредственной близости от этой автодороги. Как уже отмечалось, часть из намеченных планов в настоящее время уже реализуется (например, открытие выделенных полос для общественного транспорта), другие (как, например, строительство новых станций метрополитена) находятся в начальной стадии реализации. Предлагаем остановиться на анализе каждого из этих основных мероприятий несколько подробнее. В течение 2011 г. велась работа по оптимизации свободного пространства в непосредственной близости от жилых домов во многих районах г. Москвы, что действительно позволило обеспечить жителей города дополнительными парковочными местами во дворах. Однако данная мера, к сожалению, не позволяет в полном объеме решить вопрос об обеспечении жителей города достаточным количеством парковочных мест для личного автотранспорта. В настоящее время плотность застройки в г. Москве такова, что число имевших место ранее так называемых "плоскостных" стоянок и гаражей сокращается с каждым годом, а программа правительства Москвы "Народный гараж", призванная комплексно решить эту проблему, не была востребована населением, поскольку размещение этих инженерных сооружений зачастую было неудобным для жителей, а стоимость машино-места - завышена. Результатом этого стало то, что уже в возведенных "Народных гаражах" удалось реализовать населению не более 50% машино-мест. Ситуация с парковочными местами для жителей центральных районов города представляется нам еще более затруднительной, поскольку там возможность возведения парковок отсутствует чисто физически, а потребность в новых машино-местах растет с каждым днем в силу постоянно увеличивающегося количества автотранспорта. В последние месяцы 2011 г. начато активное строительство перехватывающих парковок возле станций метро. Перехватывающие парковки ориентированы на владельцев личного автотранспорта, которые готовы за разумную плату осуществлять пересадку для дальнейшего проезда общественным транспортом. Вместе с тем анализ функционирования уже введенных в эксплуатацию перехватывающих парковок показывает, что в настоящее время они недостаточно эффективны по следующим причинам: - значительная часть автовладельцев города еще не пришла к уверенному решению о готовности выстраивать свой маршрут таким образом; - перехватывающие парковки имеют недостаточную вместимость; - расположение таких парковок зачастую неудобно для въезда и выезда автолюбителей; - неготовность к осуществлению поездок на общественном транспорте в силу чрезмерной его перегруженности и низкого комфорта проезда. Одним из масштабных направлений работы по улучшению транспортной ситуации в столице является решение об увеличении темпов строительства московского метрополитена. Это решение представляется абсолютно верным, однако нам кажется, что более верным будет не только увеличение количества станций на уже существующих "ветках", а строительство новых "веток" с организацией дополнительных пересадочных контуров вне центра города с привязкой станций таких "веток" к местам размещения перехватывающих парковок и специализированных транспортных комплексов, возведение которых планируется в г. Москве уже не первый год. К уже реализуемым мерам, направленным на улучшение дорожной ситуации в г. Москве, относится организация выделенных полос для движения общественного транспорта. К концу 2011 г. уже на многих основных магистралях города появились такие выделенные полосы, которые предназначены для движения автобусов, троллейбусов, иных маршрутных транспортных средств. Движение по этим полосам запрещено для других видов транспорта, о чем свидетельствует соответствующая разметка и дорожные знаки. Вместе с тем, на наш взгляд, внедрение выделенных полос на магистралях столицы имеет ряд неоднозначных последствий и не в полном объеме достигает заявленных целей. Дело в том, что организация выделенных полос произошла за счет проезжей части путем ее сокращения для остальных участников дорожного движения на 1 полосу. Негативным последствием является то, что, обеспечивая возможность свободного проезда маршрутным транспортным средствам, ситуация с загруженностью дорог для других участников движения только усугубляется. При этом на сегодняшний день пока не реализована другая важная составляющая, которая могла бы стать серьезным аргументом для отказа от личного транспорта в пользу общественного, - комфорт перевозок на общественном транспорте пока остается без изменений и оставляет желать лучшего. Другим обстоятельством, которое фактически оказывается неразрывно связано с внедрением таких специальных полос, является то, что зачастую участники дорожного движения использовали часть пространства полосы (которую теперь отвели для движения общественного транспорта) для парковки автомобилей. Теперь такая возможность отсутствует, в то время как альтернативных способов парковки на сегодняшний день пока просто нет. Представляется весьма правильной и важной совместная инициатива руководства г. Москвы и Московской области о совместном решении проблем в сфере транспорта. При этом нам видится, что круг этих вопросов не должен ограничиваться совместным планированием развития транспорта и строительства дорог. Проявляя перспективное мышление, руководителям этих двух регионов следует задуматься о разумном планировании расширения и застройки подмосковных населенных пунктов и соответствии их населенности возможностям существующей транспортной сети как Подмосковья, так и столицы. В противном случае через весьма непродолжительный промежуток времени Подмосковье может ждать транспортный коллапс, аналогичный сложившемуся в г. Москве. На фоне всех сложных процессов, происходящих в автотранспортной сфере в г. Москве, представляется целесообразным для руководства города активизировать взаимодействие с общественными организациями, которые могут оказать реальную помощь в борьбе с заторами на столичных дорогах. Уже сейчас в Москве существует общественная организация "Московский центр борьбы с пробками" <2>. Члены данной общественной организации, исходя из своего ежедневного личного опыта, формируют интерактивную карту заторов г. Москвы и предлагают на рассмотрение местных властей те или иные решения, направленные на улучшение дорожной ситуации в столице. Помимо этого, в настоящее время ими проводится работа по мониторингу ситуации и оценке эффективности внедрения выделенных полос для общественного транспорта. Нам представляется, что многие результаты работы москвичей могут быть востребованы в практической работе по организации дорожного движения в г. Москве. -------------------------------- <2> URL: www. probok. net.

Безусловно, предпринимаемые сегодня меры не могут дать мгновенный результат, однако нам представляется крайне актуальным не допустить ошибок на этапе планирования тех или иных долгосрочных мероприятий, которые могли бы усугубить и без того сложную автотранспортную ситуацию в столичном регионе. Анализируя сложную дорожную ситуацию в Московском регионе, следует помнить, что многие другие города Российской Федерации находятся в сходной ситуации и уже через некоторое время могут столкнуться с аналогичными сложностями, которые потребуют эффективных и взвешенных управленческих решений.

Название документа