Политика обеспечения национальной безопасности государства

(Карпович О. Г.) ("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 2) Текст документа

ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА <*>

О. Г. КАРПОВИЧ

Карпович Олег Геннадьевич, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье анализируются основные особенности политики обеспечения национальной безопасности государства, рассматриваются исторические особенности и предпосылки формирования настоящего понятия.

Ключевые слова: безопасность; кризисы; вызовы; баланс сил; геополитика; общество; политический курс; личность.

The present article analyses basic peculiarities of policy of ensuring of national security of state, considers historical peculiarities and prerequisites of the present concept.

Key words: security; crises, challenges; balance of forces; geopolicy; society; political course; personality.

Прошедший XX в. и начавшийся XXI в. дали истории значительное количество различного рода кризисов, вызовов и конфликтов, в связи с этим массовое сознание различных стран все более явно ощущает хрупкость и уязвимость своего бытия. Соответственно проблема национальной безопасности вызывает много споров и дискуссий в практической политике государства. Традиционно в практике государств уделялось первостепенное внимание военной безопасности и балансу сил. Такая традиция идет из глубины веков, когда формировалась геополитическая структура мира. При том что гонка вооружений набирала свои обороты и одна война следовала за другой, возник альтернативный подход к безопасности и даже рассматривается вопрос о демилитаризации международных отношений. Так, в конце XIX в. Россия выступила с инициативой созыва первой всемирной конференции, где рассматривался вопрос и о разоружении. В ином контексте стала рассматриваться и национальная безопасность. Возникает пацифистское движение. В теоретическом плане пацифизм включает широкий спектр этических позиций начиная от абсолютного запрета на всякое использование силы против живых существ и заканчивая утилитарным ограничением определенных форм насилия в конкретных случаях. С развитием демократии оформляется точка зрения, которая в центр политики безопасности ставит человеческую личность с ее правами и свободами, материальными и духовными ценностями. Концепция национальной безопасности работает тем эффективнее, чем более развито конструктивное гражданское общество. Гражданское общество и государство - это созданные и создающиеся в процессе исторического развития человеческого общества системы реализации прав и свобод граждан. В свою очередь, правовая форма взаимоотношений людей - это отношения, регулируемые по равной норме дозволений, запретов, воздаяний и т. д. Эта форма взаимоотношений людей включает в себя: - формальное равенство субъектов; - их формальную свободу, т. е. их формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере права; - формальную справедливость в их взаимоотношениях, т. е. одинаково равную для всех меру и форму дозволений, запретов и т. д., исключающую чьи-либо привилегии. Гражданское общество и государство - два сопряженных понятия, первое является лабораторией политических проектов и их локомотивом, а второе - своеобразным якорем, консервативной структурой, которая не позволяет обществу бросаться в авантюры, в которых оно неминуемо бы погибло, если бы не было сдерживающей консервативной силы государства. Целью государственной политики национальной безопасности является создание наилучших возможных условий для свободного поиска, обретения и реализации смысла жизни каждым человеком. К сожалению, практические цели политики национальной безопасности далеки от идеальной. В современном понимании безопасность общества складывается как совокупная характеристика безопасности каждой личности. Безопасность государства связана прежде всего с сохранением конституционного строя, обеспечением суверенитета и территориальной целостности. Но это следует рассматривать опять же через призму защиты личности. Государство со всеми его атрибутами, институтами и органами должно служить интересам каждого человека. Поэтому, если какие-то части и институты государства перестают служить интересам человека, то должен существовать конституционный механизм, позволяющий внести коррективы в государственное устройство. Вместе с тем следует отметить, что система национальной безопасности теоретически должна включать соблюдение баланса "интересов личности, общества и государства" и их взаимную ответственность за обеспечение безопасности. Сложность этой задачи связана не только с пониманием формата и достижением указанного баланса, но и с тем, что личность, общество и государство являются объектами безопасности и одновременно субъектами ее обеспечения. Решающую роль в формировании и обеспечении национальной безопасности играют национальные ценности, национальные интересы и национальные цели. Национальные ценности сводят к трем основным блокам: процветанию народа, защите и обустройству территории проживания, сохранению и развитию национальной культуры. Национальные интересы представляют собой жизненно важные интересы, важные интересы и просто интересы. К первой группе относятся интересы, связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования людей, общества и государства, таких, как суверенитет, государственная и территориальная целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации. Вторая группа связана с реализацией конституционных прав и свобод граждан, сохранением социально значимого достояния общества, преодолением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и т. п. В третью группу входят интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами и т. д. <1>. -------------------------------- <1> См. об этом: Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. Прохожева. М.: РАГС, 2002.

Четких границ между группами интересов нет, они подвижны в силу конкретной ситуации в стране. Кроме того, интерпретация их по своей сути субъективна и противоречива. Вполне очевидно, что реально их интерпретируют элиты, и прежде всего властные элиты. Здесь имеет значение наличие или отсутствие дискуссии, наличие оппонентов и институтов обсуждения как определенной гарантии избежать ошибок. Политика национальной безопасности может принимать разнообразные формы и использовать различные средства: экономические, дипломатические, военные и т. д. Все нации, проводя политику национальной безопасности, защищают свои интересы, разница заключается лишь в том, какими ресурсами и механизмами обеспечивается безопасность. Понятия "цель", "интересы" и "угрозы" являются основой разработки мер национальной безопасности. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими, экономическими и силовыми средствами. Национальные цели - это основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных личностей по реализации и защите национальных интересов, они определяют приоритеты внутренней и внешней политики государства <2>. -------------------------------- <2> См.: Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: ЮИ МИИТА, 2002.

Современные угрозы безопасности для нации носят комплексный характер, зачастую их трудно разделить на внутренние и внешние, экономические и политические и т. д., ибо они так или иначе взаимосвязаны. Многие процессы, развертывающиеся в различных регионах мира, влияют на состояние данного государства, возможности развития общества и каждого его члена, на определение и формулирование национальных целей. Система мер по достижению целей нации, защите ее интересов и отражению угроз в сочетании с их ресурсным обеспечением составляют стратегию обеспечения национальной безопасности. Мероприятия стратегии обеспечения национальной безопасности могут быть сведены в следующие группы: политические, военные, экономические (от отказа в поставках определенных видов благ до полной экономической блокады), социальные (от помощи бедным до регулирования забастовок), экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны). Существует определенная зависимость между уровнем безопасности и устойчивостью национального развития <3>. Чем выше устойчивость развития нации как системы, тем выше уровень ее безопасности. Следовательно, системная устойчивость выступает основным из показателей, характеризующих степень национальной безопасности. Категория "устойчивое развитие" впервые вводится в сферу политики и становится объектом изучения в СССР/России в период "перестройки" после опубликования доклада для ООН в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию, возглавлявшейся Гру Харлем Бруттланд. Более системное и методологически целостное изложение понимания этой категории было дано в документах Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г. -------------------------------- <3> См.: Урсул А. Д. Устойчивое развитие и проблемы безопасности // Безопасность. 1995. N 5; Америка и устойчивое развитие. М., 1996; Стратегия и проблемы устойчивого развития в России в XXI веке. М., 2002.

Практически с самого начала осмысление в России значимости проблем устойчивого развития осуществляется в русле выработки государственной стратегической политики. В Указе Президента от 1 апреля 1996 г. "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" речь идет не только о преодолении угроз, но и о такой государственной политике, которая направлена на развитие и укрепление прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей российского общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Причем не вообще, а с учетом многообразия групп интересов и региональной специфики. Выбор политического курса в любом государстве начинается с четкого определения целей, конечных ориентиров, к которым необходимо стремиться. То есть методологически разработка системной стратегии национальной безопасности теоретически предполагает несколько последовательных шагов: определяются национальные интересы, затем реальные и потенциальные угрозы этим интересам, и только потом формулируется политика предотвращения или нейтрализации угроз, т. е. политика национальной безопасности. Но на практике и стереотипно и вполне возможно, что психологически ситуативные угрозы или традиционное их восприятие подавляют процесс осознания соотношения национальных интересов и методов предотвращения угроз. Безусловно, что национальные интересы одной страны должны понимать и учитывать интересы других государств. Это значит, что в процессе формулирования целей и поиска путей их достижения в политике национальной безопасности необходимо придерживаться следующих принципов: - признания за другими права определять, что именно отвечает их интересам; - сдержанности в утверждении собственных национальных интересов относительно интересов других; - отказа от попыток представить собственную трактовку национальных интересов в виде приоритета и нормы; - готовности к восприятию альтернативных доктрин национальных интересов и политики национальной безопасности. Тем не менее высшие интересы мирового сообщества, прежде всего выживание человеческой цивилизации, предполагают безусловную необходимость формирования системы международной безопасности. В связи с этим национальная безопасность как категория политики обозначает способы, средства и формы обеспечения национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений. Предпочтительность той или иной формы международной безопасности для каждой конкретной страны зависит от ее национальных интересов. Поскольку интересы разных держав чаще всего неодинаковы, то они оказываются источниками опасности, т. е. напряженности, конфликтов и войн на мировой арене. Цель политики национальной безопасности в том, чтобы ограждать людей от опасности, создавать им такие условия, чтобы они свободно пользовались своим разумом, не соперничали друг с другом в ненависти, гневе или хитрости и не относились враждебно друг к другу. Следовательно, цель политики национальной безопасности - создать и хранить правовую свободу и справедливость в государстве. На протяжении многих веков военная мощь служила государству для самозащиты и для нападений. Чем сильнее было государство с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самым риск нападений извне, и, конечно же, устранения любых беспорядков, восстаний и т. д. внутри государства. В то же время сила давала возможность государству достигать своих целей, используя силу как основное средство против противников. В условиях, когда национальные интересы формулировались исходя из представления о защите государственной территории, населения и природных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства. Исходя из этого, можно сказать, что концепция национальной безопасности долгое время имела внешнюю направленность, и в этом смысле главными ее несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение. На современном этапе значение военной силы изменилось. С появлением ядерного оружия, современных баллистических ракет, способных в считанные минуты достигать любой точки мира и имеющих большую разрушительную силу, концепция "превосходство сил" для обеспечения безопасности и достижения целей потеряла смысл. К тому же с развитием науки и техники и усовершенствованием вооружений содержание вооруженных сил становится все более дорогим. Последующая гонка за превосходство может привести государства к экономическому истощению. Даже имея сверхсовременное вооружение и превосходную армию, ни одно государство не могло бы обеспечить гарантированную защиту от нападения современными ракетами и не могло бы сохранить преимущество, которое бы гарантированно защищало его самого от уничтожения. Иначе говоря, наступление ракетно-ядерной эры составило одну из многих причин того, что значение и роль военной мощи в обеспечении национальной безопасности существенно сократились. Но так как на протяжении всей человеческой цивилизации в сознании людей понятия силы и превосходства были напрямую связаны с понятием безопасности самого индивида, семьи, государства, а также с возможностью достижения своих целей, то резко изменить этот стереотип на современном этапе невозможно. Поэтому военная мощь государства по-прежнему остается одной из главных составляющих национальной безопасности. Однако в настоящее время национальная безопасность зависит не только от вооруженных сил, но и от таких факторов, как экономика страны и ее конкурентоспособность, благосостояние граждан и их умонастроение и т. д. В связи с активным технологическим развитием стран, их желанием быть в числе наиболее развитых и конкурентоспособных появляются новые угрозы национальной безопасности, такие, как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, загрязнение окружающей среды, замедление или остановка экономического роста, продовольственная зависимость и др. Поэтому в дополнение к обеспечению физической безопасности страны и ее территориальной целостности в настоящее время национальную мощь во всех ее аспектах следует реализовать, принимая во внимание загрязнение окружающей среды, численность населения, энергоресурсы, открытость страны для международного сотрудничества и множество других проблем, усиливающихся растущей взаимозависимостью. На современном этапе национальную мощь отдельно взятого государства можно определить только в контексте его отношений с другими государствами и их восприятия друг друга. Во многих странах (в первую очередь развитых) в компетенцию органов, занимающихся проблемами национальной безопасности, кроме вопросов исключительно военной политики, отнесены и вопросы, касающиеся экономики, социального обеспечения, экологии, образования, науки и т. д. Происходит постепенное сокращение роли военных средств обеспечения безопасности <4>, и увеличивается роль иных средств. Так называемые невоенные средства обеспечения безопасности - это все то, чем располагает государство, за исключением военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во-первых, это совокупность политических, экономических, научно-технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования ее в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивление, воздвигающих барьеры для силовой политики, во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения войн и военных конфликтов. В-третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик. -------------------------------- <4> Халоша Б. М. Значение невоенных аспектов сотрудничества Россия - НАТО // Первая годовщина со дня подписания Основополагающего акта Россия - НАТО: итоги и перспективы. Материалы международной конференции 19 - 20 июня 1998 г., Москва. М., 1999; Качалова Т. Г. Невоенные аспекты деятельности НАТО. М., 2002.

Стоит отметить, что среди всех средств обеспечения национальной безопасности ведущая роль принадлежит непосредственно политике. Именно политика формирует, направляет, применяет всю совокупную мощь государства и ее отдельные компоненты ради достижения национальной безопасности.

Название документа