Предупреждение и пресечение финансирования терроризма
(Селиверстов С. А.) ("Российский следователь", 2012, N 3) Текст документаПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕСЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА <*>
С. А. СЕЛИВЕРСТОВ
Селиверстов Сергей Александрович, главный научный сотрудник центра N 2 ВНИИ МВД России, доктор юридических наук, Герой Российской Федерации.
В статье рассматриваются вопросы борьбы с финансированием террористической деятельности, анализируются современные террористические угрозы и проблемы их нейтрализации. Обосновываются меры оперативно-розыскного и оперативно-боевого пресечения финансирования терроризма, предлагается модель организации оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования террористической деятельности, приводится перечень необходимых оперативно-боевых мероприятий.
Ключевые слова: терроризм, финансирование, пресечение, нейтрализация, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-боевая деятельность, оперативно-боевые мероприятия.
The article considers the issues of struggle with financing of terrorist activity, analyses contemporary terrorist dangers and problems of neutralization thereof; substantiates measures of operative-search and operative-action prevention and suppression of financing of terrorist activity; presents a list of necessary operative-action measures.
Key words: terrorism, financing, neutralization, operative-search activity, operative-action activity, operative-action measures.
Россия в полной мере познала, что такое терроризм. Это и Буденновск, Дагестан, Чечня, Дубровка, Беслан и другие. Российский терроризм в будущем может ставить перед собой более решительные цели, включающие дестабилизацию или полное разрушение системы политической власти в России, разрушение федерализма и дробление территории страны на отдельные независимые земли. Уместно предположить, что террористы будут прилагать все больше усилий к обретению ими доступа к оружию массового уничтожения, проникновению с террористическими целями или шантажа на стратегически важные объекты. С учетом интернационализации многих социальных процессов в мире и превращения терроризма в глобальную мировую проблему, вполне вероятна трансформация России в одно из звеньев цепи международного терроризма. Терроризм, вероятно, будет характеризоваться дальнейшим резким изменением количественных и качественных сторон. По всей вероятности, наиболее распространенными формами и методами действий террористических организаций будут воздушный терроризм всех разновидностей, в том числе с использованием ракет класса "земля - воздух", ракетный обстрел наземных объектов посредством дистанционно управляемых пусковых установок; отравление продуктов питания, источников воды и лекарственных препаратов; использование методов из арсенала химической и биологической войн; широкое применение мин-ловушек; попытки завладеть радиоактивными веществами, ядерным, химическим, биологическим и другими видами оружия массового уничтожения или их компонентами <1>. -------------------------------- <1> Гоголицин К. М. Спонсоры джихада. М.: Эксмо; Яуза, 2003; См.: Крысин М. Ю. Джихад. М.: Вече, 2005; Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М.: Щит-М, 1999; Гушер А. И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. Интер... 2008; Путилин Б. Г. Террористический интернационал. М.: Кучково Поле, 2005. 320 с.; Борьба с терроризмом / Науч. ред. В. Н. Кудрявцев; сост. Л. В. Брятова: Обществ. консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2004. 238 с.; Йозеф Боданска. Талибы, международный терроризм и человек, объявивший войну Америке / Пер. с англ. В. А. Быстрова. М.: Вече, 2002; Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. Российская академия наук. Общественно-консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002.
Необходим упреждающий характер действий; активность; соответствие задач, правомочий ресурсного обеспечения; вариативность, наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от решения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчению последствий; обеспечение единства в действиях в международном, межгосударственном и государственном масштабах, а также в аспекте объединения усилий ведомств на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местных уровней; дифференциация задач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной, чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий. За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности ядерных, объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников) <2>. -------------------------------- <2> Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториан УРСС, 2000.
Финансирование террористической деятельности является одной из основных причин существования терроризма <3>. Финансирование террористов активизирует их деятельность, способствует притоку в них новых членов из числа молодежи, способствует коррупционным проявлениям. Наукой оперативно-розыскной деятельности разработаны формы и методы выявления, предупреждения и пресечения финансирования терроризма, но в связи с ростом преступного профессионализма, конспирации и технической оснащенности террористических группировок, существующей криминальной обстановкой в стране, оперативной обстановкой на Северном Кавказе считать, что данные вопросы изучены полностью, было бы неверно. -------------------------------- <3> Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
В связи с тем что в последние годы в России эффективно действует система предупреждения и пресечения финансирования терроризма через банковскую сеть и подставные фирмы из-за рубежа и в результате деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу, акцент в финансировании сместился на деятельность финансовых курьеров. Они ввозят крупные партии денег из-за границы наличными, поэтому так актуальны оперативно-боевые формы и методы выявления и захвата финкурьеров, изъятия денег и установления источника финансирования и канала доставки. До того как преступления террористического характера образовали самостоятельный вид преступности, и была установлена уголовная ответственность за терроризм, названные мероприятия обычно рассматривались в рамках оперативно-розыскной деятельности. Однако в связи с ростом террористической преступности и ее общественной опасности эти рамки оказались достаточно узкими. Стало очевидно, что террористов, в том числе организаторов, исполнителей и лиц, финансирующих терроризм, можно задержать или уничтожить чаще всего при условии осуществления оперативно-боевого пресечения. В связи с этим возникла необходимость разработки частной теории оперативно-боевого пресечения финансирования террористической деятельности, которая особенно актуальна для борьбы с незаконными вооруженными формированиями - основными поставщиками террористов и организаторами террористических акций <4>. -------------------------------- <4> Организованный терроризм и организованная преступность / Под ред. проф. А. И. Долговой. Российская криминологическая ассоциация, 2002; Антонян Ю. М., Давитидзе М. Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения: Учебное пособие. М.: Щит-М, 2004; см.: Антонян Ю. М. Состояние террористической преступности в России: Сборник работ ИГУМО. N 6. 2005.
Разумеется, это нисколько не отрицает важности осуществления оперативно-розыскных мероприятий, ведь именно с их помощью выявляются конкретные террористы, места их дислокации или укрытия, места хранения боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ, замаскированных террористов, пособников, районы подготовки таких преступников и т. д. Уже потом с помощью оперативно-боевого предупреждения и пресечения террористические преступники задерживаются или уничтожаются. Таким образом, сама жизнь, изменение криминологической обстановки в стране, исключительная опасность этнорелигиозного терроризма поставила проблему применения совокупности оперативно-розыскных мер с боевыми, разработки организации, стратегии и тактики соответствующей деятельности в борьбе с этим явлением. В настоящее время в Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в п. 4 ст. 3 даются "Основные понятия". В п. 5 говорится, что контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также минимизации последствий террористического акта. В контртеррористической операции пресечение террористической деятельности осуществляется в ходе оперативно-боевого пресечения непосредственно проведением оперативно-боевых мероприятий. Так, в Федеральном законе РФ от 03 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" в п. "б.1" ст. 13 прямо говорится, что ФСБ имеет право "осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления". Другими словами, дается определение оперативно-боевой деятельности как проведения специальных операций по пресечению террористической деятельности <5>. -------------------------------- <5> Сундиев И. Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию: Монография. М.: Юнити-Дина; Закон и право, 2011; Основы борьбы с организованной преступностью: Монография / Под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: Инфра-М, 1996; Северный Кавказ: история и современность: Информационно-справочное пособие. Федеральная погранслужба РФ. М.: Граница, 2000.
Если оперативно-боевая деятельность (ОБД) - это пресечение террористической деятельности, то она может быть и одним из инструментов предупреждения и пресечения финансирования террористической деятельности. Исходя из того что ОБД является силовой составляющей ОРД ОВД, то и предупреждение, и пресечение финансирования терроризма наряду с оперативно-розыскными мероприятиями осуществляется также оперативно-боевыми методами. Теорией ОРД разработана частная теория оперативно-боевой деятельности, являющейся ее составной частью. Одним из эффективных методов предупреждения и пресечения финансирования терроризма является его оперативно-боевое пресечение <6>. -------------------------------- <6> Селиверстов С. А. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел: Монография / Под ред. Ю. М. Антоняна. М.: Изд. ОИД МВД России, 2007. 416 с.
Оперативно-боевое пресечение финансирования терроризма - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативно-боевыми подразделениями органов внутренних дел, уполномоченными на то Федеральными законами Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности", "О полиции", "О противодействии терроризму" в пределах их полномочий посредством осуществления совокупности оперативно-розыскных мероприятий и боевых действий в целях пресечения финансирования терроризма, а также защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от особо тяжких преступных посягательств. Оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования терроризма является частью опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение правоохранительных задач и функций. Оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования терроризма осуществляется исключительно государством. Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной судебной власти может наделять правом осуществления оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования терроризма органы внутренних дел, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм существующего законодательства, регулирующего оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования терроризма органами внутренних дел <7>. -------------------------------- <7> Сундиев И. Ю. Террористическое вторжение: криминологические и социально-политические аспекты проблемы: Монография. М.: ВНИИ МВД РФ, 2008. 114 с.; Литвинов Н. Д. Террористические организации: формирования и деятельность: Монография / Под ред. С. Е. Вицина. Воронеж: ВИ МВД России, 1999. С. 20.
Оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования террористической деятельности состоит из оперативно-боевых мероприятий, которые представляют собой совокупность оперативно-розыскных и боевых действий. Специальными подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-боевое пресечение финансирования терроризма, являются отряды специального и особого назначения (в настоящее время идет их реорганизация в центры специального назначения (ЦСН)), а также органы внутренних дел, проводящие оперативно-боевые мероприятия по пресечению финансирования терроризма <8>. -------------------------------- <8> Селиверстов С. А. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел: Монография. ОИД МВД России, 2007. 415 с.; Практика борьбы с терроризмом за рубежом (правовые, организационные и тактические аспекты. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. 93 с.; Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом. Академия управления МВД РФ, Институт социологии РАН: Сборник научных статей. М.: Академия МВД РФ, 2003. 145 с.; Проблемы ОРД: Сб-к избранных работ В. А. Лукашова / Сост. Горяинов К. К., Исиченко А. П., Вандышев А. С. М.: ВНИИ МВД России, 2000. 152 с.; Анисимов В. Л., Артюх А. Г., Баранов Н. Н. и др. Организационные основы деятельности ОВД при проведении специальных операций: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, 1998. 140 с.; Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. М.: Инфра-М, 2004. 848 с.; Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М.: Инфра-М, 2001. 794 с.; Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова.
Оперативно-боевое подразделение ОВД - это специально обученное и экипированное штатное подразделение ОВД, укомплектованное должностными лицами ОВД, осуществляющее согласованные и взаимоувязанные по цели, времени и месту оперативно-боевое пресечение финансирования терроризма на основании существующего законодательства. Оперативно-боевое подразделение органов внутренних дел - это организационно-штатное звено, входящее в структуру МВД России и ее подразделений в МВД - ГУ МВД - У МВД в регионах РФ, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-боевых задач, предусмотренных федеральными органами. Спецподразделения полиции предназначены для выполнения специальных задач по пресечению финансирования терроризма. Содержание оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования террористической деятельности представляет собой систему управленческих и оперативно-боевых мероприятий, сил, средств, форм и методов их реализации. Сотрудники оперативно-боевых подразделений органов внутренних дел являются сотрудниками полиции или лицами, привлеченными к данной деятельности на основании ст. 6 Закона "О милиции", где говорится, что могут быть привлечены к выполнению задач полиции и другие сотрудники органов внутренних дел <9>. -------------------------------- <9> ФЗ от 07.02.2011 N 3 "О полиции"; ФЗ от 07.02.2011 N 4-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О полиции"; Антонян Ю. М., Смирнов В. В. Терроризм сегодня. М.: ВНИИ МВД РФ, 2000. 56 с.; Международно-правовые основы борьбы с терроризмом / Сост. В. С. Овчинский. М.: Инфра-М, 2003. 480 с.; Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. В. Б. Рушайло. СПб.: Лань, 2000. 720 с.; Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С. В. Степашина. СПб.: Лань, 2000. 720 с.; Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. М.: Изд. Шумилова И. И., 2006. 368 с.; Вагин О. А., Исиченко А. П., Шабанов Г. Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: Учебно-практическое пособие. М.: Изд. Шумилова И. И., 2006. 117 с.; Захарсков С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 259 с.; Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация / Под ред. А. С. Овчинского и В. С. Овчинского. М.: Инфра-М, 2000. 367 с.; Комментарий к ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". М.: Вердикт М, 1997. 208 с.
При оперативно-боевом предупреждении и пресечении финансирования террористической деятельности успех невозможен без проведения оперативно-розыскных мероприятий ОВД. При оперативных задержаниях и захватах не обойтись без скрытого наблюдения и выполнения оперативных установок, проведения мероприятий личного сыска. Сотрудникам оперативно-боевых подразделений необходимо умение вести разведывательный опрос, зашифровать свою ведомственную принадлежность, использовать документы оперативного прикрытия. При организации засады нужно строго соблюдать правила конспирации, применять приемы индивидуальной и коллективной маскировки. Одновременно в оперативно-боевом предупреждении и пресечении финансирования терроризма присутствует и общевойсковая тактика, без которой не обойтись при ликвидации террористических группировок. Необходимо уметь действовать как индивидуально, так и в составе оперативно-боевого подразделения, применяя имеющееся вооружение, специальные средства, специальную и боевую технику. В таких операциях нужно действовать в обороне и наступлении, вести войсковую разведку, дополняя и проверяя имеющуюся агентурно-разведывательную информацию. Оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования террористической деятельности ОВД - это научно обоснованная и проверенная на практике совокупность форм и методов оперативно-розыскных и боевых действий. С учетом сегодняшней ситуации в стране и проведением контртеррористической операции на Северном Кавказе организация и совершенствование оперативно-боевого пресечения финансирования террористической деятельности приобретает особую актуальность. Оперативно-боевые формы и методы по предупреждению и пресечению финансирования терроризма эффективны, когда имеется необходимость в применении именно оперативно-боевых сил и средств в любом регионе России <10>. -------------------------------- <10> Елинский В. И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности: Монография. М.: Изд. Шумилова И. И., 2001. 228 с.; Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций / Под ред. Г. К. Синилова. М.: ЮИ МВД России, 2002. 184 с.; Овчинский А. С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: Монография. М.: Инфра-М, 2002. 970 с.; Исиченко А. П. Оперативно-розыскная криминология: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001. 69 с.; Мешков В. М., Попов В. Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. М.: Щит-М; Калининградский юридический институт МВД России, 1999. 80 с.; Алферов В. Ю., Ильиных В. Л., Фединин А. Е. Оперативно-розыскная деятельность: Учебно-справочное пособие / Под ред. В. Л. Ильиных. М.: Приор, 2002. 272 с.; Концепция национальной безопасности // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 52. Ст. 5909 (в ред. Указа и. о. Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24).
Оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования терроризма - это выявление преступлений, установление каналов финансирования с помощью оперативно-розыскных и иных мероприятий, захват террористов и их пособников либо уничтожение с помощью боевых действий, использование физической силы, оружия, специальных средств, специальной и боевой техники, изъятие денежных сумм. Применение оперативно-боевых сил, средств и методов предупреждения и пресечения финансирования терроризма связано не только с их практической полезностью, но и с правомерностью. По своему характеру, содержанию и целенаправленности эти средства и методы должны полностью соответствовать духу и букве закона, а их применение - требованиям законности. Поэтому нормативная регламентация тактических рекомендаций, основанная на изучении отношений в сфере тактики оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования терроризма, является важной гарантией соблюдения законности в деятельности органов внутренних дел. Необходимо согласование и координация деятельности всех служб, подразделений и отдельных сотрудников, осуществляющих оперативно-боевые функции, и направление их совместных усилий на достижение поставленных целей и конечных результатов предотвращения и пресечения финансирования терроризма, розыска пособников террористов и их захват. Эти отношения включают в себя совокупность информационных и управленческих связей, возникающих между различными подсистемами оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования терроризма, а также между управляющим и управляемым уровнями системы ОВД в процессе руководства этим участком работы. В организационных отношениях выражается статика и динамика оперативно-боевого пресечения финансирования террористической деятельности: структурное построение системы оперативно-боевых подразделений, сил и средств, их отношения координации и взаимодействия отдельных структурных элементов и т. д. Организация оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования терроризма - это наиболее целесообразная при имеющихся объективных и субъективных условиях система комплексного применения оперативно-боевых сил и средств и методов для обеспечения эффективного решения задач в области пресечения финансирования терроризма при условии обеспечения законности <11>. -------------------------------- <11> Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: Научно-практическое пособие. М.: Изд. Шумилов И. И., 2005. 147 с.; Голубовский В. Ю. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности: история и современность. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 86 с.; Хомитков В. П. Организация управления оперативно-розыскной деятельности. М.: Закон и право, ЮНИТИ; 1999. 191 с.; Шумилов А. Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: Монография. М.: Изд. Шумилова И. И., 2007. 160 с.; Яковец Е. Н. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности ОВД: Монография. М.: Изд. Шумилова И. И., 2005. 219 с. Сафонов И. И. Организация раскрытия и расследования терроризма: Монография. М.: Изд. Шумилова И. И., 2004. 155 с.
Оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования террористической деятельности является одной из силовых составляющих и частью оперативно-розыскной деятельности ОВД, так как частично охватывает проблемы оперативно-розыскной деятельности - это оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие ведение боевых действий по пресечению финансирования терроризма. В оперативно-боевом предупреждении и пресечении финансирования террористической деятельности оперативно-боевыми подразделениями полностью используется специальная тактика, являющаяся тактикой оперативно-розыскной деятельности. Это такие действия, как оперативные задержания, захваты и др. При характеристике современного терроризма ученые выделяют свыше 15 его особенностей, притом треть из них относятся к его экономической составляющей. Во все времена экономическая база в терроризме занимала достаточное место. По экспертным оценкам, совокупный бюджет террора составляет от 5 до 20 млрд. долл. США в год <12>. -------------------------------- <12> См.: Мат-лы международного форума "Инновационные технологии и системы". Минск: ГУ "БелИСА", 2006. 156 с.; Михайлов В. И., Тропилин Е. З., Баньковский А. Л. Противодействие легализации "грязных доходов": правовые и организационные формы / Под ред. В. И. Михайлова. Минск: Тесей, 2001. 400 с.; см. также: Щербаков В. Ф. Теоретические основы государственной политики противодействия экономической преступности / Научн. ред. В. Д. Ларичев. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2005. 120 с. Сотрудники МВД России совместно с ФСБ в 2002 г. на территории Чечни обнаружили и изъяли 80,1 тыс. фальшивых дензнаков, среди которых 79,4 тыс. - банкноты США на общую сумму 7,9 млн. долл. Уже доказано, что большая часть этих фальшивок предназначалась для финансирования боевиков. Преступные группы фальшивомонетчиков, в состав которых входили чеченцы, выявлялись в Брянской, Пермской областях и некоторых других регионах России. Криминальные структуры тоже работают на кошелек боевиков. Например, только в один день преступные группировки имеют дань с потребительских рынков страны в размере 120 - 150 тыс. долл. США. Часть идет на финансирование бандформирований. Эмиссары боевиков взяли в поле зрения челночный бизнес. Они предлагают челнокам оставить деньги в России, а за границей по определенному адресу получить на ту же сумму весь необходимый товар. Как известно, на территории ряда государств живут многочисленные соотечественники боевиков, которые им активно помогают. В 2004 г. в ходе КТО в Чеченской Республике выявлены и уничтожены 1799 мини-заводов по незаконной переработке нефти. Применительно только к отмыванию денег Международный валютный фонд оценивает общий объем денежных средств, отмываемых во всем мире, в 2 - 5% от мирового валового национального продукта. По статистическим данным 1996 г., эти проценты составляют примерно от 590 млрд. до 1,5 трлн. долл. США. Таким образом, эта оценка свидетельствует о грандиозных масштабах данной проблемы, заслуживающей полного внимания каждой страны. См.: Вторжение в Россию. М.: Экспринт, 2003. 304 с.; Теория оперативно-розыскной деятельности: Краткий учебный курс / Под ред. И. И. Горяинова. В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М.: Норма, 2006. 368 с. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс: Учебно-практическое пособие / Под ред. В. В. Черникова и В. Я. Кикотя. М.: Инфра-М, 2002. 86 с.; Шумилов А. Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие. М.: Изд. Шумилова И. И., 1999. 128 с.; Смирнов М. П. Комментарий оперативно-розыскного законодательства РФ и зарубежных стран: Учебное пособие для студентов. М.: Экзамен, 2002. 544 с.; Новые законы и положения о ФСБ: Сб-к норм. и прав. актов М.: Изд. Шумилова И. И., 2005. 55 с.
Оперативно-боевое пресечение финансирования терроризма дополняет уже существующее пресечение финансирования террора оперативно-розыскными мерами, на более качественном уровне в связи с возросшей агрессивностью и вооруженностью терроризма. Отличие оперативно-боевого пресечения финансирования терроризма от оперативно-розыскного пресечения дано далее в работе. Должностные лица, осуществляющие оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования терроризма, решают эти задачи посредством личного участия в нем, путем организации и проведения оперативно-боевых мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Причем никто не вправе вмешиваться в их законные действия, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то Федеральными законами "Об ОРД" и "О полиции" (ч. 2 ст. 16), "О противодействии терроризму". В частности, должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-боевого пресечения финансирования терроризма, в ходе его проведения подчиняется непосредственному начальнику. Оперативно-боевое предупреждение и пресечение терроризма может осуществляться как проведением ОБМ (оперативно-боевых мероприятий) спецподразделениями полиции, так и подразделениями оперативного внедрения. Спецподразделения полиции пресекают финансирование террористических группировок, уничтожая подпольные заводы по переработке нефти, посевы наркосодержащих культур, пресекая транспортировку морепродуктов, крупных сумм в иностранной валюте и рублях. При освобождении заложников, захваченных с целью получения выкупа, а также пресекая работорговлю. Осуществление таких мероприятий по оперативно-боевому предупреждению и пресечению финансирования терроризма, как оперативное задержание курьеров с деньгами, захват с поличным главарей и активных участников террористических группировок при производстве расчетов во время преступных сделок, в ходе оперативного удара и изъятие денег, предназначенных для терроризма, дает возможность противопоставить новым, более дерзким и опасным проявлениям финансирования терроризма, новые формы и методы силовых решений со стороны органов внутренних дел. Разработанная в рамках этой теории модель организации оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования терроризма позволяет решать ряд прикладных задач: - разработать комплекс системных базовых методик оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования террористической деятельности, оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению каналов финансирования и захвату (ликвидации) террористических группировок, контролирующих канал финансирования, оперативному задержанию (захвату) их главарей и наиболее активных членов, изъятие у них денежных средств, предназначенных для финансирования терроризма; - разработать предложения о внедрении в практическую деятельность ОВД методики оперативно-боевого предупреждения и пресечения терроризма; - подготовить методические рекомендации по оперативно-боевому предупреждению и пресечению ОВД финансирования терроризма; - разработать предложения в ряд организационно-правовых внутриведомственных документов, регламентирующих оперативно-боевое предупреждение и пресечение органами внутренних дел финансирования террористической деятельности и практику подготовки сотрудников спецподразделений органов внутренних дел для осуществления этой деятельности. Определение общих положений организации оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования терроризма и сущности организации единичного оперативно-боевого мероприятия по пресечению конкретного канала финансирования терроризма показывает, что тактика борьбы с терроризмом наполнена мерами оперативного характера. Последние позволяют координировать усилия сотрудников, отдельные функции и элементы оперативно-боевого подразделения в решении ряда вопросов. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" установил исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий. Такого перечня в отношении оперативно-боевых мероприятий не имеется. Перечень оперативно-боевых мероприятий разработан теорией оперативно-боевой деятельности органов внутренних дел (ОБД ОВД), и он включает в себя: оперативное задержание; специальные мероприятия; специальные акции - захват (уничтожение) главарей и иных (при необходимости) членов банд, уничтожение складов с оружием и боеприпасами; специальные операции; оперативное окружение; оперативный удар. Данный перечень оперативно-боевых мероприятий объединяет и систематизирует разрозненные боевые действия в ОБД ОВД с использованием специальной тактики ОВД, общевойсковой тактики и тактики ОРД ОВД. Оперативно-розыскные мероприятия в Законе об ОРД систематизируют и объединяют в систему разрозненные агентурно-оперативные и оперативно-технические мероприятия ОРД ОВД. Оперативно-боевое предупреждение и пресечение финансирования террористической деятельности осуществляется в рамках спецоперации или контртеррористической операции на основании ФЗ "О противодействии терроризму". В нем определены для предупреждения и пресечения финансирования теракта специальные и иные оперативно-боевые и войсковые мероприятия.
Название документа