Историко-правовой обзор международного опыта деятельности органов государственной и муниципальной власти по оптимизации автомобильных потоков и борьбе с заторами в крупных городах

(Войтенков Е. А.) ("История государства и права", 2012, N 2) Текст документа

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОТОКОВ И БОРЬБЕ С ЗАТОРАМИ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ <*>

Е. А. ВОЙТЕНКОВ

Войтенков Евгений Алексеевич, докторант МосУ МВД России, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.

В условиях увеличения количества автомобильного транспорта на дорогах России и перегруженности улично-дорожной сети в городах является крайне актуальным изучение богатого организационно-правового зарубежного опыта решения проблем автомобильных заторов в мегаполисах.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, общественный транспорт, безопасность дорожного движения, правовое регулирование, организация дорожного движения.

In conditions of increase of automobile transport on roads of Russia and congestion of road traffic in cities the study of a rich organizational foreign experience of solution of a problem of traffic jams in large cities is topical.

Key words: automobile transport, public transport, security of road traffic, legal regulation, organization of road traffic.

Анализ исторических этапов развития отечественного автомобильно-дорожного комплекса нашей страны и деятельности по организации дорожного движения и обеспечению его безопасности показывает, что рост численности автомобильного парка в нашей стране всегда происходил с некоторым отставанием по отношению ко многим странам Западной Европы, Азии, Северной Америки. На наш взгляд, причинами этому послужили определенные социально-экономические и политические особенности развития нашей страны в XX в. К концу XX в. России вступила в так называемую фазу взрывного роста численности автомобильного парка, что в условиях недостаточного развития улично-дорожной сети в крупных городах породило проблему многокилометровых заторов во всех крупных городах нашей страны. Однако необходимо отметить, что с аналогичными сложностями на разных этапах своего развития столкнулись практически все крупные мегаполисы за рубежом, где были выработаны весьма оригинальные организационно-правовые пути их решения. Представляется, что анализ такого зарубежного опыта крайне актуален и может быть использован с учетом адаптации к российским реалиям. Так, одним из самых эффективных в мире способов борьбы с пробками является сингапурский способ искусственного ограничения автомобилей, который действует с 1990 г. Данный способ отчасти уникален, поскольку государством жестко регулируется количество ввозимых в страну и продаваемых на ее территории автомобилей. Этот комплекс мер создает для потенциальных автовладельцев ситуацию, при которой приобретение автомобиля становится крайне затратным. Первоначальным шагом к приобретению автомобиля является приобретение квоты на его эксплуатацию в стране на протяжении 10 лет. Поскольку приобретение квоты осуществляется посредством аукциона, то стоимость квоты может различаться в разы. Сейчас ее ориентировочная стоимость около 10000 долл. США. Ввозная пошлина на автомобили составляет более 40% от их рыночной стоимости. Дополняет этот комплекс налоговых сборов пошлина за постановку транспортного средства на учет в размере 140% от его рыночной стоимости и высокие дорожные налоги. Представляется, что излишне говорить о том, что стоимость автомобиля при такой налоговой политике вырастает в разы. При этом на острове развернута система электронной системы оплаты проезда по платным дорогам (стоимость проезда от 30 центов до 1,3 долл. США). Практически 100-процентная собираемость таких платежей гарантируется обязательностью наличия у всех водителей специального бесконтактного сенсорного устройства, которое идентифицирует его и обеспечивает списание денежных средств со специального счета. Наличие на дорогах Сингапура большого количества видеокамер с функцией видеофиксации и крайне низкий уровень коррупции в стране (в том числе - среди полицейских) делает систему контроля за соблюдением правил движения по дорогам страны крайне эффективной. При этом в Сингапуре широко развиты различные виды общественного транспорта, имеется большое количество такси, проезд на котором весьма недорог. Результатом внедрения такой системы жесткого контроля количества транспортных средств на дорогах Сингапура путем введения больших налоговых нагрузок является строго регулируемый рост количества автотранспорта в стране (около 3% в год) при ведении активного дорожного строительства, что позволяет судить об этом острове как об одной из наиболее благополучных стран касательно организации дорожного движения. Аналогичные методы взимания дополнительных сборов за проезд в определенные районы города практикуются в Лондоне, где все проезжающие в Сити, Вест-Энд, Сохо и ряд других районов оплачивают ежедневный сбор. Льготы по оплате имеют лица, проживающие в этом районе, а автомобили государственных служб, общественный транспорт и специальные службы освобождены от уплаты таких платежей. Система контроля своевременной оплаты также построена на базе видеокамер и специализированного программного обеспечения, осуществляющего дистанционную идентификацию участников дорожного движения. Данная система существует в Лондоне уже около 10 лет и, по предварительным подсчетам, количество транспортных средств в вышеуказанных районах сократилось на 10 - 15%, а существенного увеличения нагрузки на общественный транспорт зафиксировано не было. С 1982 г. в Афинах существует система "чет-нечет". Согласно этой системе машины с четными цифрами в конце номера имеют право ездить по четным числам месяца, а с нечетными - по нечетным. Данная методика работы не демонстрирует высокой эффективности, поскольку система видеофиксации отсутствует и полиция осуществляет только визуальный контроль. Фактически введением такой системы был достигнут обратный эффект - около половины всех семей в Афинах имеют две машины для четных и нечетных дней. Закономерным последствием такого положения дел стала критичная ситуация с парковочными местами. В столице Италии Риме существуют ограничения на въезд на территорию исторического центра города, при этом соблюдение данного предписания контролируется с помощью бесконтактной электронной системы, аналогичной сингапурской. За последние 10 лет интенсивность движения в центре города снизилась на 20% при одновременном увеличении на 6% нагрузки на общественный транспорт. С 70-х годов XX в. в США практически стихийно сформировалось общественное течение совместного использования автомобилей, при котором люди различными способами находили попутчиков для передвижения на автомобилях. С появлением Интернета аудитория этого движения существенно расширилась. Власти усмотрели в этом явлении пользу для снижения степени загруженности дорог и улиц и всячески пропагандируют такие совместные поездки. Весьма экзотичным способом борьбы с заторами является методика, практикуемая в Швейцарии уже более полувека. Там создана система, при которой одним автомобилем фактически пользуются несколько водителей (один для поездки на работу и домой, другой - в течение дня, третий - по выходным). При этом собственником автомобиля является предприниматель, который осуществляет техобслуживание автомобиля и выстраивает наиболее эффективную схему использования автомобильного парка. Однако широкому распространению данной методики мешает врожденное чувство собственничества у каждого человека, что закономерно. В Австрии и Голландии уже более 20 лет существует система перехватывающих парковок и ограничения времени парковки в центре города с обязательной эвакуацией транспортных средств в случае просрочки пребывания. Несмотря на утверждения властей (как в Австрии, так и в Голландии) о том, что загруженность центров городов существенно снизилась, представляется, что данные заявления не лишены доли лукавства - фактически транспортные потоки переместились на периферийные районы города. Более 10 лет система платных дорог существует в Мельбурне (Австралия). Там доля горожан, передвигающихся с использованием личного, а не общественного транспорта, весьма высока. Решение вопроса о снижении нагрузки на автомобильные магистрали было реализовано путем строительства платных магистралей с развязками на бесплатные дороги общего пользования. Как и в других описанных выше странах, контроль за соблюдением правил оплаты осуществляется дистанционно, с использованием электронных бесконтактных систем. Одним из лидеров по внедрению целого комплекса систем по управлению дорожным движением является Сеул (Южная Корея). В этом городе создан специальный центр по управлению дорожным движением, в задачи которого входит всесторонний анализ ситуации на дорогах столицы в режиме реального времени. Интеллектуальная транспортная система использует все последние достижения науки в сфере организации дорожного движения, такие как датчики вдоль дорог, видеокамеры, системы спутниковой навигации, изменяемые дорожные знаки и указатели, интеллектуальная программа по управлению светофорами. Внедрение подобного высокотехнологичного комплекса по управлению движением, который способен просчитывать тысячи внештатных ситуаций на дорогах, вывело Сеул в число лидеров по качеству организации автотранспортных потоков среди крупных городов. Более 100 лет существует система организации дорожного движения в Вашингтоне, которая ориентирована на работу с реверсивными полосами движения. Одна или несколько полос меняют направление своего движения в зависимости от степени загруженности потока в одну или в другую сторону. Внедрение такого метода наиболее характерно для местности, где увеличение ширины проезжей части невозможно в силу различных причин. Технологически реализация такого метода возможна различными способами: установка специальных барьеров, использование специальных светофоров в сочетании со специальной дорожной разметкой. При достаточной дешевизне данного способа борьбы с заторами существует серьезный недостаток: при движении по реверсивным полосам велика вероятность лобовых столкновений, что чревато тяжелыми травмами. В Европе в целях популяризации общественного транспорта и отказа от использования личного автотранспорта широко практикуется развитие сети выделенных полос для автобусов и других видов наземного общественного транспорта. Такую методику борьбы с заторами практикуют в том числе и власти Парижа, однако необходимо отметить, что выделение специальных полос повлекло за собой увеличение загруженности оставшихся полос проезжей части, увеличило количество заторов на перекрестках, что сказалось и на скорости передвижения автобусов через них. При этом анализ соцопросов показывает, что большинство парижан не разделяют взгляды властей на такой порядок организации движения в столице Франции. Таким образом, обзор зарубежного опыта оптимизации транспортных потоков в крупных городах показал, что в современных условиях решение данной проблемы практически невозможно без реализации весьма непопулярного решения - введения оплаты за проезд по отдельным участкам дорог и районам городов. При этом очевидным является то, что, учитывая интенсивность современного дорожного движения, для решения задачи по 100-процентному сбору платежей необходимо внедрение специальных бесконтактных систем контроля и оплаты проезда автотранспорта. Немаловажной составляющей данной работы является тщательная проработка правовой базы решений, принимаемых в данной сфере. Использование систем видеофиксации для наложения штрафов за такие правонарушения, как отказ от оплаты или несвоевременная оплата проезда по платной магистрали, последующие санкции за повторные нарушения требуют внесения изменений и дополнений в целый ряд норм отечественного законодательства. Дополнительным доказательством необходимости внедрения беспристрастных систем фото - и видеофиксации является печальный опыт Афин, где ввиду отсутствия такой системы и осуществления только визуального контроля "по старинке" эффективность существующей системы организации движения весьма низка. Вместе с тем считаем необходимым учесть опыт ряда европейских стран, где, несмотря на внедрение системы выделенных полос для общественного транспорта (Париж), ощутимого эффекта достичь не удалось, а доля негативных оценок со стороны населения достаточно высока. К сожалению, также необходимо отметить неготовность (в большинстве) наших сограждан к применению методики совместных поездок по примеру США, причиной чему служат, скорее всего, особенности отечественного менталитета.

Название документа