Международная финансовая безопасность: современное состояние и роль финансового контроля в ее обеспечении

(Кондрат Е. Н.) ("Юридический мир", 2011, N 12) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ

Е. Н. КОНДРАТ

Кондрат Елена Николаевна, судья Арбитражного суда г. Москвы, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена последствиям мирового финансового кризиса для мировой экономики, влиянию рисков в финансовой сфере на финансовую безопасность и обоснованию необходимости укрепления системы финансовой безопасности государства.

Ключевые слова: финансы, финансовый кризис, безопасность, финансовая безопасность, экономическая безопасность, финансовая система.

The international financial security: a current state and a role of financial control in its maintenance E. N. Kondrat

Article is devoted consequences of world financial crisis for world economy, to influence of risks in financial sphere on financial security and to a substantiation of necessity of strengthening of system of financial security of the state.

Key words: finance, financial crisis, security, financial security, economic security, financial system.

Государственное регулирование экономики является необходимым элементом эффективного функционирования рыночного механизма, вместе с тем государство является активным участником рыночных отношений, управляя национальными ресурсами страны. В то же время, выступая полноправным субъектом экономических отношений, государство оказывается перед лицом тех же вызовов, которые выпадают на долю отечественной экономики. Серьезным испытанием, проверившим на прочность все отечественные экономические достижения, явился мировой финансово-экономический кризис, обусловленный преимущественно неконтролируемым процессом глобализации. Российская экономика оказалась особенно уязвимым звеном глобальной мировой экономики в силу специфической структуры национальной экономики с преобладанием добывающих отраслей и сырьевой направленностью и неготовностью конкурировать в условиях открытого мирового рынка, а также наличием значительного числа собственных системных проблем и противоречий. Причиной уязвимости России также явились и такие внешние факторы, как экономические, политические, демографические. В настоящее время состояние России в мировой экономике характеризуется нестабильностью, в частности, в силу ряда таких факторов, как: - слабая инвестиционная активность, снижение темпов иностранных инвестиций; - зависимость банковского сектора от иностранного капитала, экспансия банков с иностранным капиталом; - сложности в получении кредитных ресурсов для реального сектора экономики; - наличие административных барьеров и высокий уровень коррупции среди государственных служащих; - недостаточность финансирования высокотехнологичных отраслей экономики, риски в сфере венчурного производства. Необходимо отметить, что вышеуказанные проблемы присущи и государствам - членам ЕС. Неконтролируемая глобализация и кризисные явления несут в себе вызовы как для России, так и для всего мирового сообщества. Череда печально известных событий в Европе, разразившихся в 2010 г. и названных "европейским долговым кризисом", вряд ли является самостоятельным эпизодом экономической истории. Скорее всего, это следующая закономерная фаза мирового финансово-экономического кризиса, наступление которого было предопределено еще осенью 2008 г. Выход мировой экономики из кризиса может сопровождаться рисками снижения темпов и возврата отдельных стран и регионов в область негативной динамики. Основной угрозой являются резко возросший уровень корпоративного и государственного долга во многих развитых странах, включая системные риски высоких бюджетных дефицитов в таких центрах мировой экономики, как США, Евросоюз и Япония. В странах ОЭСР дефицит бюджетов в среднем достиг 10% ВВП. Известные финансовые аналитики предрекают не лучшее будущее Еврозоне. Уже в ближайшие 2 - 3 года из-за роста финансовых проблем Евросоюз может оказаться на грани распада. Такой прогноз обусловлен несколькими факторами. Большой объем госдолгов при высоком бюджетном дефиците сохраняется в ряде стран. К их числу относится не только Греция, получившая помощь от Международного валютного фонда и других членов Евросоюза, но и Португалия, Испания, Ирландия. Вызывает беспокойство и финансовое состояние Венгрии и Великобритании. Эти проблемы придется решать в самое ближайшее время путем предоставления дополнительной финансовой помощи отдельным странам, сокращением бюджетных расходов и увеличением доходов за счет повышения налогообложения, что неизбежно негативно скажется и на состоянии экономики, и на уровне жизни населения <1>. -------------------------------- <1> Раскина О. Международные новости от 28.10.2010 // Клуб главных бухгалтеров. 2010. N 11.

Такое состояние финансовой системы ставит под угрозу не только безопасное и автономное функционирование национальных финансовых институтов, но и существование наднациональных союзов. Практически все страны - участники зоны евро не выполняют принятые критерии конвергенции, или Маастрихтские критерии. При этом установленные по Маастрихтскому договору (Maastricht Treaty) стандарты еврозоны в части пороговых значений дефицита государственного бюджета менее 3% ВВП и государственного долга - менее 60% ВВП уже давно не выполняются. Не соблюдается критерий темпа роста инфляции не более чем на 1,5 процентного пункта среднего аналогичного показателя в трех странах с наименьшим ростом цен. Для предотвращения дефолта Греции и аналогичных явлений в других государствах Европейского Союза министры финансов стран ЕС приняли решение о создании специального антикризисного фонда в 750 млрд. евро. Учитывая изложенные обстоятельства, очевидно, что проблемы экономического характера могут оказывать существенное влияние на стабильное функционирование государства, и одной из ключевых составляющих обеспечения безопасности в России и во всем мире являются финансовые аспекты безопасности. Зависимость национального благосостояния любого государства от устойчивости финансовой системы, важнейшее стратегическое значение сохранения объемов финансирования государственных расходов из государственного бюджета, взаимосвязь и взаимообусловленность государственных централизованных финансов со всеми другими системообразующими элементами финансовой системы, а также уязвимость финансовой системы в условиях кризисных явлений позволяют выделить в архитектуре национальной безопасности финансовую безопасность в качестве самостоятельного объекта. Финансовая безопасность - это понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите финансово-экономических интересов государства на макроуровне, а также финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. Под финансовой безопасностью государства автор понимает состояние защищенности наиболее важного элемента экономической безопасности государства - финансов, представляющее собой результат деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти по защите, в том числе средствами правового регулирования, национальных интересов государства в бюджетной, налоговой, финансово-кредитной, денежно-валютной и инвестиционной сферах от внешних и внутренних угроз. Иными словами, финансовая безопасность - это состояние защищенности централизованных и децентрализованных финансовых потоков от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается эффективное и безопасное функционирование финансов посредством использования оптимального формата сотрудничества всех органов государственной власти. Особое положение финансовой безопасности в архитектуре экономической безопасности обусловлено рядом причин, таких как, во-первых, влияние экономических процессов и явлений на финансы, что особенно ярко проявляется в условиях кризисов и противоречий экономики; во-вторых, взаимозависимость и взаимообусловленность экономики и финансов, поскольку любая экономическая инициатива нуждается в финансировании; в-третьих, экономика любого государства нуждается в финансовой стабильности, что является стимулом для государств создавать системы финансовой безопасности, адаптированные к вызовам XXI в., являющиеся одновременно и экономическими регуляторами; в-четвертых, безопасное функционирование финансовой системы государства является важной стратегической составляющей национальной безопасности. Угрозы, возникающие в сфере финансовой безопасности, нередко совпадают с угрозами экономической безопасности, что объясняется интеграцией рассматриваемых сфер и наличием общих объектов. Выделяют внутренние и внешние вызовы и угрозы экономической и финансовой безопасности. На теоретическом уровне в качестве основных рисков для Российской Федерации в экономической сфере обозначаются: - нерациональный выбор приоритетов и пропорций развития экономики, усиление структурной деформации экономики страны; - криминализация экономики и утечка капитала из страны; - снижение производственного потенциала и низкая инвестиционная активность; - возможность энергетического кризиса; - превышение пределов открытости национальной экономики в условиях международной глобализации; - неблагоприятная экономическая конъюнктура, снижение мировых цен на энергоносители; - внешний долг, создающий опасность обострения финансового кризиса; - низкая конкурентоспособность продукции; - снижение объемов сельскохозяйственного производства, потеря продовольственной независимости <2>. -------------------------------- <2> См.: Акимов В. А. Оценка и прогноз стратегических рисков России: теория и практика // Право и безопасность. 2004. N 1.

К основным угрозам финансовой безопасности относятся: мировые системные финансовые кризисы; влияние теневой экономики на финансовую систему; перемещение капитала, полученного в России, в иностранные государства; неправомерные действия органов государственной власти в сфере распределения и использования ресурсов бюджетной системы, финансовые правонарушения, коррупция и многие другие угрозы в финансово-кредитной, денежно-валютной, бюджетной и налоговой сферах. Основанием классификации любой из угроз финансовой безопасности являются следующие критерии: источник и причины возникновения угрозы, сфера наибольшей локации угрозы, характер угрозы, длительность влияния угрозы на элемент финансовой системы, степень отклонения угрозы от порогового значения, а также возможность устранения угрозы при помощи административных, правовых и экономических ресурсов. В последнее время процесс глобализации обусловил изменение существующих и возникновение новых центров экономического влияния, изменил традиционную структуру экономической власти. Появившиеся во второй половине XIX в. транснациональные корпорации к концу XX в. аккумулировали более 50% мирового производства и фактически вышли из-под контроля национальных финансовых властей. Все это создает сложности при осуществлении финансового контроля в налоговой, валютной и денежно-кредитной сфере, а также создает риски возникновения новых угроз финансовой безопасности. Указанные риски актуализируются в условиях трансформации международной экономики, появления новых угроз и вызовов трансграничного характера. Сотрудничество России с новыми партнерами, в частности диверсификация внешнеэкономических отношений с партнерами из Азии, предусматривает преимущественно сырьевую составляющую экспорта и вряд ли может быть одинаково конструктивным для обеих сторон. Вместе с тем такое сотрудничество несет в себе ряд рисков для России в сфере финансовой безопасности, таких как неконтролируемое движение капиталов, увеличение доли теневой экономики, коррупция, новые схемы по оптимизации налогообложения и др. На сегодняшний день в свете формирования новой мировой экономической архитектуры изменяются системные качества и законы функционирования российской экономики, что обусловливает необходимость закономерных изменений в финансовой системе, прежде всего необходимость усиления роли государственного финансового контроля на все элементы финансовой системы, включая увеличение "государственного присутствия" на рынке финансовых услуг. Кроме того, необходимо ужесточить механизм государственного финансового контроля над денежными потоками в той части, которая обеспечивает формирование фондов денежных средств государства и контроль за движением государственных централизованных финансов. Однако новые глобальные вызовы несут в себе угрозы для финансовой безопасности также и в сфере децентрализованных финансов, поэтому уместно говорить о создании системного механизма государственного контроля, включающего в себя и контроль за движением денежных потоков частных субъектов. Иначе говоря, государство должно иметь возможность осуществлять финансовый контроль над движением капитала при помощи эксклюзивных методов, выступая в роли "внешнего наблюдателя", и в случае необходимости использовать рычаги финансового контроля. Основные подходы к контролю над движением капитала (capital control) были разработаны в ходе Первой мировой войны, когда правительства нуждались в поддержании соответствующей налоговой базы для финансирования расходов военного времени. Срезу после войны контроль над движением капитала начал исчезать, но уже в период Великой депрессии в 1930-х годах он прочно занял место в системе государственного регулирования. Главной целью его использования в то время было предотвращение угрозы бегства капитала с национального рынка. После Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. VI статья Устава МВФ фактически разрешила применение контроля над движением капитала. Характерными чертами финансового контроля являются: - осуществление в сфере отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления; - реализация посредством деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями; - осуществление в целях обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет <3>. -------------------------------- <3> Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 10.

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется за соблюдением законности и целесообразности в сфере образования, распределения и использования финансовых ресурсов публичного характера. Иными словами, компетенция органов финансового контроля ограничивается стадиями формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов государства: от разработки проекта бюджета, рассмотрения и утверждения проекта бюджета до исполнения бюджета и контроля за его исполнением. Такая узкая специфическая направленность деятельности финансово-контрольных органов, привязанность полномочий к денежным фондам государства не позволяют органам государственного финансового контроля в полной мере контролировать весь поток распределения и перераспределения денежных фондов, кругооборот денежных средств в финансово-кредитной сфере, в связи с чем возникают сложности с оперативным применением мер воздействия при выявлении нарушений финансовой дисциплины и финансовых правонарушений. Невозможно обеспечить безопасное функционирование финансовой системы, если отсутствует государственный финансовый контроль в какой-либо сфере экономики. Достаточно вспомнить опыт приватизации, когда отсутствие эффективной системы государственного контроля привело к тому, что, по данным Росстата, в 1993 г., когда в частную собственность были переданы 42 942 государственных предприятия, или 1/3 всех приватизированных за 15 лет предприятий, в бюджет поступило около 450 млрд. обесценившихся рублей или 90 млн. долларов. Ввиду отсутствия механизма реализации государственного контроля эффективность процесса приватизации стала сопоставима для экономики России с катастрофой. Вслед за этим финансовая система испытала ряд потрясений, таких как кабальные займы у МВФ, дефолт 17 августа 1998 г. и др. Анализируя существующие угрозы и риски в финансовой сфере, можно сделать вывод о том, что финансовая безопасность представляет собой такое состояние защищенности экономических интересов государства, которое: - позволяет обеспечить финансовую стабильность государства на прогнозируемый период в любых условиях, в том числе минимизировать последствия кризиса денежной и финансово-кредитной систем; - нейтрализует влияние мировых финансов и экономической экспансии зарубежных стран на национальную безопасность; - удовлетворяет потребности общества в финансовых ресурсах и обеспечивает экономический рост; - способно противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб государству, вызвать зависимость государства от внешних факторов, подорвать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, вызвать отток российского капитала за рубеж; - обеспечивает гибкость законодательства при проведении экономических преобразований, а также соответствие национального законодательства международным стандартам; - обеспечивает защищенность финансовых интересов государства и общества; - обладает эффективным механизмом финансового контроля в сфере распределения и использования потоков государственных денежных средств; - создает инвестиционную привлекательность посредством создания соответствующего инвестиционного климата и правового режима защиты иностранных капиталовложений; - обеспечивает эффективность в использовании административных методов при формировании доходной части бюджета.

Название документа