Некоторые вопросы разработки концепции антинаркотической безопасности

(Харабет К. В.) ("Наркоконтроль", 2011, N 4) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ <*>

К. В. ХАРАБЕТ

Харабет К. В., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФСКН России, кандидат юридических наук, доцент (г. Москва).

В статье рассматриваются вопросы разработки концепции антинаркотической безопасности. Автор говорит, что обеспечение антинаркотической безопасности является целью антинаркотической политики, и формулирует основные методологические вопросы антинаркотической безопасности как подсистемы в системе национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, антинаркотическая безопасность, антинаркотическая политика, наркотизм.

The article considers the issues of elaboration of concept anti-narcotic security, the author substantiates that ensuring of anti-narcotic security is the purpose of anti-narcotic policy and formulates basic methodological issues of anti-narcotic security as a sub-system in the system of national security.

Key words: national security, anti-narcotic security, anti-narcotic policy, narcotism.

1. Крупнейшим событием в сфере реализации государственной криминологической политики, направленной на предупреждение и борьбу с наркотизмом и связанной с ней преступностью, стала разработка в 2009 г. ФСКН России по поручению Президента Российской Федерации, и утверждение Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. <1>. -------------------------------- <1> См.: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 24. Ст. 3015.

Под Стратегией государственной антинаркотической политики (далее по тексту - антинаркотическая Стратегия) ее разработчики понимают официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту. Государственная антинаркотическая политика определена в качестве системы стратегических приоритетов и мер, а также как деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией. В качестве генеральной цели Стратегии определено существенное сокращение (к 2020 г.) незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства (п. 4), что представляется авторам амбициозной, при этом реально выполнимой задачей. 2. Основными современными политико-правовыми актами страны (Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. <2> и антинаркотической Стратегией 2020 г.) наркомания, наркопреступность, включая ее "международно-правовую" составляющую, названы в числе важнейших угроз безопасности личности, общества, государства. Необходимость активизации деятельности по противодействию наркомании и связанной с ней преступности с 1995 г. неоднократно отмечалась в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Противодействие преступности в сфере незаконного оборота наркотиков обоснованно рассматривается как важная составляющая современной уголовной политики государства. При этом необходимо помнить, что самая лучшая уголовная политика - это политика социальная (Ф. Лист) <3>. -------------------------------- <2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 20. Ст. 2444. <3> См.: Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004.

В России в целом сформирована и функционирует система органов государственной власти, реализующих антинаркотическую государственную политику. Анализ содержания последней как "межведомственной" деятельности, охватывающей направления социальной, медицинской, уголовной и другой политики, обусловленной потребностями защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства от угроз наркотического характера, осуществляемой федеральными органами власти, органами субъектов федерации и местного управления, иными субъектами в соответствии с международным и национальным правом, свидетельствует об окончательном формировании данного вида государственной деятельности, для краткости именуемой нами антинаркотической, в "качестве" одной из функций современного Российского государства <4>. -------------------------------- <4> Впервые в научной литературе вывод о формировании в нашей стране в качестве внутренней временной государственной функции - противодействия наркотизации общества - был обоснован Е. Е. Тонковым в его монографии. См.: Тонков Е. Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Представляется, что антинаркотическая функция носит интегративный характер, она выделилась (сформировалась) из правоохранительной и социальной (охраны здоровья населения) функций. Антинаркотическая функция осуществляется не только посредством внутригосударственной деятельности, но и посредством международных отношений (например, борьба с международной наркопреступностью в рамках Соглашений Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации Североатлантического договора (НАТО), двусторонних договоров и др.), т. е. речь идет о комплексной функции, имеющей широкие "связи" с внешней функцией укрепления международного правопорядка и новой комплексной государственной функцией борьбы с терроризмом. Антинаркотическая функция носит, по-видимому, не основной (по отношению к главной, социальной, функции государства) и, возможно, временный характер. Последний признак (характеристика) рассматриваемой функции будет зависеть во многом от глобальных мировых тенденций развития наркоситуации и успехов современной цивилизации по противодействию наркоугрозе. 3. Представляется, что независимо от законодательных формулировок главной целью государственной антинаркотической политики должно явиться обеспечение антинаркотической безопасности, которая, с учетом общего нормативного определения безопасности, приведенного в ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. "О безопасности" <5>, может быть рассмотрена, например, с позиций социально-правовой концепции безопасности человека <6> как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз наркотического характера. -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 2. <6> См. подробнее: Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998.

Анализ научной литературы и отечественного законодательства в области безопасности свидетельствует, что на доктринальном уровне и в правовой системе наркотическая безопасность в теории безопасности как самостоятельное направление пока не выделяется; отдельные концептуальные положения и основные угрозы антинаркотической безопасности содержатся в антинаркотической Стратегии и Стратегии национальной безопасности, в Концепции долгосрочного социального экономического развития страны на период до 2020 г. и в других правовых актах. По направленности наркотические угрозы делятся на угрозы личности, обществу и государству. Необходимо особо отметить, что главной является угроза личности, ее жизненно важным интересам. Негативные последствия действий данных угроз заключаются прежде всего в пагубном влиянии на жизнь (повышенный риск преждевременной смерти от заболевания наркоманией либо сопутствующих ей факторов) и здоровье человека как отдельно взятого индивида и члена социума (общества). В свою очередь, здоровье выступает обобщающим показателем качества жизни, а именно - системного медико-социального явления, охватывающего психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные, культурные и все жизненные ценности, уровень цивилизованности и др. Здоровье как состояние характеризуется следующими компонентами: витальный, физический (соматический), психический, генетический, репродуктивный, духовный и интеллектуальный. 4. В настоящее время идет осмысление феномена наркотизма в рамках различных научных парадигм: превентологии, валеологии, конфликтологии, теории социальных отклонений, социальной антропологии, частной криминологической теории, теории социальных девиаций и др.; интенсивное научное развитие различных направлений в рамках концепции общей безопасности, в том числе антинаркотической безопасности. Стратегия национальной безопасности страны требует учета интересов личности, общества, государства для всех видов безопасностей. При этом, чтобы все эти направления безопасности были определены количественно и качественно, необходимо определить приоритет каждой опасности в рамках всего спектра возможных опасностей, получить конкретные рекомендации по мерам защиты и объединить эти меры в общую систему. Для решения данного комплекса задач нужна такая категория "наркотической безопасности", которая бы системно объединила все возможные опасности, - в рассматриваемой ситуации это так называемая системная антинаркотическая безопасность. Рассмотрим некоторые основные подходы к ее пониманию и структурированию через методологию общей системной безопасности, основанную на практической реализации принципа дополнительности <7>. -------------------------------- <7> См. подробнее: Харабет К. В. Противодействие наркотизму и наркопреступности в военной организации государства: Монография. М., 2010.

К основным методологическим вопросам системной наркотической безопасности в целом следует отнести: 1) организацию взаимосвязи между различными сферами (областями) теории и практики в области противодействия наркотизации; 2) определение соотношений различных аспектов антинаркотической деятельности (профилактика наркоманий, борьбы с НОН и др.) с учетом выполнения требований необходимости и достаточности; 3) разработку процедуры и алгоритма принятия решений по антинаркотической деятельности в рамках средне - и долгосрочного прогнозов; 4) разработку единой многофакторной дополнительной системы индикаторов-показателей текущей и планируемой (перспективной) наркоситуации. Все наркоопасности могут быть доведены до приемлемого уровня специальной системой мер защиты (мер безопасности). Каждую опасность принципиально можно либо нейтрализовать, либо скорректировать, либо соответствующим образом воспринять, при этом каждой опасности можно противопоставить одну меру защиты либо комплекс мер. Формирование спектра опасностей и системы мер защиты может осуществляться на основе анализа матрицы наркотической безопасности. Основными вопросами при построении матрицы наркобезопасности являются: определение полного спектра (перечня) опасностей (угроз); формирование мер противодействия угрозам в рамках единой системы; определение способов оценки эффективности нейтрализации наркоопасностей; и др. Учет всех разновидностей опасности, потенциально действующих на конкретного человека (общество), предполагает построение типового модуля, учитывающего генетическую предрасположенность (или нерасположенность) к психоактивным веществам (ПАВ), условия формирования и социализации, профессиональную и иную принадлежность, индивидуальные особенности, степень влияния ближайшего окружения и наркотической субкультуры и т. д. При формировании условного закона воздействия угроз (опасностей) в отношении индивида следует исходить из единства изучения человека как биологического вида, духовного мира, представителя социума и автономной биоэнергетической системы. Следует отметить, что в настоящее время изучение закона условного воздействия опасностей на человека находится в отечественной системологии в стадии становления. Комплексный анализ деятельности по противодействию наркотизму базируется на решении взаимосвязанных задач, среди которых: - определение целей, поставленных субъектом наркопрофилактики; - определение совокупности задач, решаемых в интересах достижения поставленных целей и состава мероприятий, обеспечивающих оптимальное решение заданных задач; - определение полного спектра наркоопасностей (угроз), сопровождающих достижение целей; - определение оптимальной системы мер, нейтрализующей эти угрозы и опасности; - выработка рекомендаций для субъектов профилактики; - разработка на основе количественных и качественных оценок наркоситуации эффективных и безопасных вариантов целенаправленной деятельности. Принципами построения модели (программы) предупреждения наркотизма являются принципы законности, системности, стратегической целостности, многоаспектности, ситуационной адекватности профилактической деятельности, динамичности, взаимодействия. Принципиальными условиями являются высокий уровень профессиональной подготовки, высокая нравственность и другие характеристики социально-психологического портрета, включенные в контур модели личности, принимающей управленческое решение по вопросам борьбы с наркотизмом и наркопреступностью. В заключение считаем необходимым обратить внимание на следующее важное обстоятельство. Антинаркотическая политика - одна из двух составляющих (направлений) реализации задачи обеспечения наркотической безопасности. Другим направлением, неразрывно с ним связанным, является антиалкогольная политика, направленная на предупреждение пьянства и алкоголизма, на достижение здорового образа жизни. Научно доказана и подтверждена практикой тесная корреляция алкоголизма, наркотизма, суицидов и преступности как друг с другом, так и с состоянием здоровья индивида, населения, смертностью, качеством популяции и др. Задачу профилактики пьянства и алкоголизма населения (в институциональном плане) необходимо поднять на тот же уровень, что и проблему предупреждения наркотизма и связанной с ней преступности, преследуя цель формирования в стране единой, комплексной, государственной антинаркотической политики (и функции), имея в виду употребление термина "наркотики" в широком смысле, включая собственно наркотики, иные ПАВ, в том числе алкоголь и табак.

Название документа