Влияние незаконной миграции на террористическую активность в Северо-Кавказском федеральном округе

(Старцев Г. В.) ("Миграционное право", 2011, N 4) Текст документа

ВЛИЯНИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Г. В. СТАРЦЕВ

Старцев Г. В., специалист-эксперт аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, кандидат экономических наук.

В последнее десятилетие все более заметную роль в системе угроз внутренней безопасности России занимает незаконная миграция, которая стала влиятельным сектором организованной преступности, третьим по доходности после наркобизнеса и оружейного бизнеса. Взаимосвязь незаконной миграции и терроризма заключается в том, что они приводят к росту социальной напряженности, обострению многочисленных противоречий (межнациональных, межрелигиозных и др.), к конфликтам на межнациональной основе. Географическое положение северокавказских республик с точки зрения геополитики имеет важное стратегическое значение для многих государств Евразии и оказывает заметное влияние на развитие целого ряда политических и социально-экономических процессов в регионе. В наибольшей степени это касается южных рубежей России. Характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое сокращение доли русского населения в Северо-Кавказском федеральном округе вследствие уменьшения рождаемости и увеличения миграционного оттока в другие регионы Российской Федерации. Например, в Кабардино-Балкарской Республике миграционная убыль в январе - сентябре 2010 г. увеличилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общее число убывших составило 3360 человек (АППГ - 3032), рост составил 328 человек, или 10,8%. Число прибывших составило 1763 человека (АППГ - 1973), снижение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составило 210 единиц - 11,9%. Среди выбывших трудоспособное население (до 40 лет) составляет 1737 (АППГ - 1618) человек, что составляет 48,2% в общем числе выбывших, а среди прибывшего населения - 898 (АППГ - 1061) человек - 60,2%. Одновременно отмечается устойчивый рост численности представителей титульных наций в республиках Северо-Кавказского федерального округа как за счет более высоких демографических показателей, так и за счет оттока русского населения. Такие процессы приводят к существенным изменениям в структуре населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Наиболее заметно это проявляется в Чеченской Республике, в которой доля нечеченского населения уменьшилась в несколько раз, а также в Республике Ингушетия, что позволяет говорить об этих республиках как об моноэтнических <1>. -------------------------------- <1> Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 40. Ст. 5107.

В 2010 г. на территории Краснодарского края органами прокуратуры было выявлено 1,1 тыс. нарушений миграционного законодательства, что в полтора раза больше, чем годом ранее. В марте 2010 г. сотрудниками Отдела ФМС совместно с подразделениями МВД, Управления ФСБ России по Республике Калмыкия в целях усиления контроля и надзора за выполнением требований действующего законодательства в части соблюдения режима пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и использования иностранной рабочей силы были проведены мероприятия: "Нелегальный мигрант", "Маршрутка", "Магистраль". Проверкой были охвачены гостиницы, рынки, торговые точки, строительные и иные объекты на территории региона. В результате проведенных мероприятий проверено 9 работодателей, использующих труд иностранных работников, 33 иностранных работника, 26 мест компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Выявлено 28 административных правонарушений в сфере иммиграционного законодательства <2>. -------------------------------- <2> Сотрудники миграционной службы Калмыкии провели рейд по выявлению нелегалов (5 апреля 2010 г.). URL: www. kalmykia-online. ru.

Долгосрочной задачей радикальных мусульманских движений по развитию ситуации на Северном Кавказе является стремление к созданию теократического сообщества путем слияния "Кавказского Имарата" с территориями Астраханской области, Северного Казахстана, Татарстана и Башкирии, населенными преимущественно мусульманами-единоверцами. Возрождение халифата некоторыми радикальными исламистскими организациями, прежде всего партией "Хизб ут-Тахрир", рассматривается как высшая политическая цель. В силу того, что территории Ставропольского, Краснодарского краев и Республики Калмыкии по своему национальному и религиозному составу являются рубежом, препятствующим вышеуказанному прямому слиянию, то одной из геополитических задач указанных субъектов Российской Федерации является сохранение своего рода буферной зоны, препятствующей реализации данного направления идеи Всемирного Халифата. Предварительный анализ возможного варианта дальнейших действий радикальных мусульманских организаций говорит о возможности направления миграционного потока выходцев из северокавказских республик в Ставропольский, Краснодарский края и Республику Калмыкия для "ненасильственной" ассимиляции ее районов с последующей религиозной переориентацией местного населения в сторону ислама. Нельзя не согласиться с утверждением А. Дмитриева, что в настоящее время Краснодарский край явно перенаселен (приблизительно 70 человек на 1 кв. км), и поскольку большая его часть на юго-востоке и северо-востоке малопригодна для проживания, то основная масса населения сосредоточена на Черноморском побережье и в самом Краснодаре. Это обусловлено выгодным экономико-географическим положением территорий. Перечисленные выше характеристики Краснодарского края как региона-реципиента не позволяют считать его благоприятным для массовой миграции. Тем не менее как весь Северо-Кавказский регион, так и Краснодарский и Ставропольский края остаются лидерами по числу зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев <3>. -------------------------------- <3> Дмитриев А. В. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. С. 56.

В этой связи геополитическое значение указанных субъектов возрастает многократно, и вопрос миграционной ситуации является одним из основных факторов, влияющих на сохранение стабильности в регионе. Результаты социологических опросов показывают, что у населения Краснодарского, Ставропольского краев и Калмыкии сложилось далеко не однозначное отношение к мигрантам определенных национальностей. Это обстоятельство, несомненно, накладывает определенный отпечаток на межнациональные отношения и дает основание поставить миграцию в ряд конфликтогенных факторов. Влияние этого фактора заметно возрастает, если мигранты не только не разделяют принятые нормы поведения и ценности принимающего их общества, но и не проявляют стремления интегрироваться в него. Поскольку над экономикой обозначенных регионов до сих пор довлеют факторы кризиса, то наиболее страдающим от его последствий является, по утверждению А. Дмитриева, старожильское (в основном русское) население. В то же время в таких сферах, как торговля, туризм, сферах обслуживания, где есть возможность быстрого получения доходов, явно прослеживается "этнизация" экономики. Однако и в сельском хозяйстве последствия структурного кризиса приблизительно те же: пользуясь так называемым прикрытием местных властей, этнические группы пасут скот на общественных пастбищах, продают скот или забивают его, но не платят за это налоги <4>. С такой сельскохозяйственной "предприимчивостью" мигрантов местному населению юга России нелегко конкурировать. Имея "крыши", они оказываются, по сути дела, беззащитными перед натиском т. н. новых кавказцев. -------------------------------- <4> Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 18. М., 2002. С. 84.

Примерно такая же ситуация складывается в Ставропольском и Краснодарском краях, где этническая миграция опирается на уже имеющиеся здесь и бурно развивающиеся диаспоры. Например, в Ставропольском крае наиболее успешно развивают бизнес армяне, греки, даргинцы, чеченцы. По этому поводу также можно согласиться с мнением А. Ерохина: "...если в национальных республиках "новые кавказцы" доминируют безусловно, то в русских регионах почти доминируют, во всяком случае, теснят "новых русских" <5>. -------------------------------- <5> Ерохин А. М. Этнополитические аспекты трансформации российского общества. М., 2003. С. 213.

Усиление межнациональной напряженности в последние двадцать лет во многом было обусловлено высокими темпами миграции северокавказских народов, по своей ментальности и степени интегрированности в российское социокультурное пространство сильно отличающихся от местного русского населения. На формирование негативного стереотипа у коренного населения влияют особенности организации диаспор с Кавказа, где господствуют патриархальные отношения. Внутренняя жизнь таких обществ регламентируется традиционными нормами, основанными на безукоризненном подчинении своему лидеру и интересам общины. Это предполагает определенный тип поведения мигрантов, порождает их этническую замкнутость и вытекающую из этого дистанцированность от местного населения. Как следствие, в местах компактного проживания таких обществ существует некоторое межнациональное напряжение в отношениях с местным населением. Не последнюю роль в плане слабой интеграции таких мигрантов в социокультурное пространство играет и религиозный фактор. Факторами, способствующими незаконной миграции, как правило, являются: - активизация процессов криминализации как в среде самих мигрантов, так и коренного населения; - развитие преступного бизнеса (незаконной торговли оружием, наркобизнеса и др.); - рост преступности против личности и имущества граждан; - формирование новых сегментов теневого оборота финансовых средств, источников и каналов финансирования коррупционной, экстремистской и террористической деятельности; - расширение источников пополнения террористических организаций новыми участниками из-за рубежа и из состава образовавшихся диаспор. Часть участников незаконной миграции становится объектом интереса со стороны экстремистских и террористических организаций как социальная среда для инициирования ее участия в межнациональных конфликтах, сепаратистских движениях, иных выступлениях против конституционного строя. При этом обратная связь незаконной миграции с терроризмом существует на тех же основах, что и для других видов организованной преступности. Таким образом, в России имеет место глубокая связь терроризма с большим числом антиобщественных социальных и психологических процессов и явлений в различных областях общественной жизни, выступающих угрозами национальной безопасности. Между этими угрозами и терроризмом отсутствуют четко выраженные границы. Незаконная миграция относится к угрозе национальной безопасности. Одной из основных задач в области противодействия этой угрозе является предотвращение оттока и возвращение русского населения в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. Этому могли бы способствовать такие первоочередные меры единой государственной национальной и молодежной политики в рамках федеральных целевых программ и иных мероприятий, как: - поддержка русского языка как средства межнационального общения и развития межкультурного диалога; - усиление методической помощи, координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за реализацию государственной национальной и молодежной политики, со стороны соответствующих федеральных органов исполнительной власти; - проведение мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма; - проведение постоянного мониторинга и прогноза развития рынка труда с учетом реализации комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа; - проведение мониторинга финансово-экономического состояния и перспектив развития системообразующих предприятий для выработки мер по их государственной поддержке, созданию новых рабочих мест и привлечению к работе квалифицированных специалистов.

Название документа