Испытательный срок для землевладельца

(Иванова Е.) ("ЭЖ-Юрист", 2008, N 12) Текст документа

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК ДЛЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦА

Е. ИВАНОВА

Елена Иванова, газета "ЭЖ-Юрист".

Член Комитета Госдумы по труду и социальной политике Анатолий Иванов внес поправки в ст. ст. 45 и 46 ЗК РФ и ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Речь идет о том, чтобы значительно сократить срок, по истечении которого может быть принудительно прекращено право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, аренда земельного участка в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях. Предложение радикальное: уменьшить срок с трех лет до одного года. Как отмечает автор, аграрное производство является крупнейшей жизнеобеспечивающей сферой: его состояние оказывает решающее влияние как на продовольственную безопасность, так и на благосостояние народа. И здесь одним из ключевых вопросов является обеспеченность АПК соответствующими производственными ресурсами и, самое главное, землей. Сегодня с последней наблюдается определенный дефицит, несмотря на наличие свободных земель. Причина в том, что многие земельные участки, предоставленные в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование, просто не используются по целевому назначению. Например, в Самарской области таких земель порядка 50%. Наверное, одна из причин внесения такого законопроекта кроется также и в последнем всплеске цен на хлеб, прокатившемся по многим российским регионам. Кроме того, нехватка земельных участков наблюдается и в городских округах, городских и сельских поселениях, что, в свою очередь, мешает развитию их жилищной инфраструктуры и, как следствие, препятствует реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье". Одной из причин такой нехватки также является нерациональное использование взятых в аренду земельных участков. Поэтому для более результативного распределения земельных ресурсов и их предоставления наиболее эффективным землепользователям депутат и предлагает поправить ЗК РФ и Закон об обороте земель сельхозназначения, в три раза сократить "испытательный" срок для землевладельца.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Общество планирует осуществить реорганизацию в форме выделения, согласно решению совета директоров, посредством передачи имущества согласно разделительному балансу. Имуществом являются акции, не размещаемые на рынке ценных бумаг. В какой момент рыночная стоимость акций по заключению независимого оценщика отражается в бухгалтерском учете передаваемого и получающего общества? ("Налоги" (газета), 2008, N 14) Текст документа

Вопрос: Общество планирует осуществить реорганизацию в форме выделения, согласно решению совета директоров, посредством передачи имущества согласно разделительному балансу. Имуществом являются акции, не размещаемые на рынке ценных бумаг. В бухгалтерском учете учет акций осуществляется на счете 58.1 "Паи и акции". В соответствии с вышеуказанным решением производится независимая оценка акций, которая превышает первоначальную стоимость. 1. В какой момент рыночная стоимость акций по заключению независимого оценщика отражается в бухгалтерском учете передаваемого общества? 2. В какой момент рыночная стоимость акций по заключению независимого оценщика отражается в бухгалтерском учете получающего общества?

Ответ: На Ваши вопросы, касающиеся реорганизации общества в форме выделения, сообщаем следующее: Общие положения: Согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 15 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности осуществления реорганизации организаций производится при наличии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации решения учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 2 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации организации имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации, в частности, по текущей рыночной стоимости (п. 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). При этом стоимость имущества, отраженного в разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке (п. 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Составление разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организацией (п. 6 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). 1. В соответствии с решением (договором) учредителей оценка передаваемого при реорганизации имущества по текущей рыночной стоимости может быть произведена реорганизуемой организацией при составлении разделительного баланса (п. 7 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации, на основании решения учредителей производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации (п. 34 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). При этом разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организации не производится (п. 34 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). В связи с несовпадением даты передачи имущества и обязательств реорганизуемой организации на основе разделительного баланса и даты внесения в реестр соответствующей записи о созданных организациях в возникающий промежуток времени между этими датами в установленном порядке реорганизуемой организацией составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность (п. 10 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). При этом числовые показатели промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным разделительного баланса (п. 10 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Передача имущества и обязательств при реорганизации по разделительному балансу от одной организации к другой организации в порядке универсального правопреемства не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как безвозмездная их передача (п. 11 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Передача имущества и обязательств по разделительному балансу организацией, передающей имущество и обязательства в порядке правопреемства, бухгалтерскими записями не отражается (п. 11 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). При реорганизации в форме выделения организация, у которой в процессе выделения из нее другой организации на основании решения учредителей меняется только объем имущества и обязательств и текущий отчетный год не прерывается, закрытие счета учета прибылей и убытков не производит и заключительную бухгалтерскую отчетность не формирует (п. 33 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Таким образом, обществу, из которого выделяется новая организация, необходимо ценные бумаги по рыночной стоимости отразить в разделительном балансе на дату его составления. До реорганизации ценные бумаги учитывались в обществе на счете 58.1 по балансовой стоимости. В случае если дата передачи ценных бумаг на основе разделительного баланса не совпадает с датой внесения в реестр записи о создании выделяющейся организации, общество в возникший промежуток времени должно составить промежуточную (годовую) бухгалтерскую отчетность, где передаваемые выделенной организации ценные бумаги также должны быть отражены по балансовой стоимости. На дату внесения в реестр записи о создании выделяющейся организации общество, передающее ценные бумаги, производит уменьшение в бухгалтерском учете и отчетности балансовой стоимости ценных бумаг. Если дата передачи ценных бумаг на основе разделительного баланса совпадает с датой внесения в реестр записи о создании выделяющейся организации, общество, передающее ценные бумаги, лишь производит уменьшение в бухгалтерском учете и отчетности балансовой стоимости ценных бумаг на дату внесения в реестр записи о создании выделенного общества. 2. Во вступительной бухгалтерской отчетности, возникшей в результате реорганизации организации на начало отчетного периода (дату государственной регистрации), данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденного в установленном порядке разделительного баланса с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств (п. 13 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Хозяйственные операции, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации в форме выделения организаций, должны найти отражение в бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации, составленной на дату внесения в реестр записи о возникших организациях (п. 37 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций (п. 38 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н). Следовательно, полученные ценные бумаги выделенное общество должно отразить у себя во вступительной бухгалтерской отчетности на дату внесения в реестр записи о создании общества по рыночной стоимости на основе разделительного баланса.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Расскажите о том, как учитываются при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль расходы за проживание в гостинице работников компании, направленных в служебную командировку. ("Налоги" (газета), 2008, N 15) Текст документа

Вопрос: Можно ли учитывать при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль расходы за проживание в гостинице работников компании, направленных в служебную командировку, в следующей ситуации: для обеспечения проживания заключен договор с туристической фирмой, которая на основании заявки компании осуществляет бронирование и оплату услуг гостиницы; компания получает от туристической фирмы счет, счет-фактуру, накладную на заказанные услуги; счет, выставленный туристической фирмой, оплачивается по безналичному расчету; подтверждающие документы от гостиницы, связанные с проживанием работника в период командировки, компании не передаются. В ходе телефонного согласования вопроса заказчиком внесены следующие уточнения: в вопросе N 1 необходимо осветить следующие моменты: а) риски указания в договоре лизинга незначительной выкупной стоимости (например, 1000 рублей); б) риски включения выкупной стоимости предмета лизинга в состав лизинговых платежей; в) классификация предмета лизинга после перехода права собственности на него к лизингополучателю в качестве объекта основных средств или материально-производственных запасов (материальных затрат) в случае, если его выкупная стоимость менее 10 тыс. рублей; выкуп предмета лизинга лизингополучателем происходит в рамках первоначального договора лизинга, без возврата предмета лизинга лизингодателю.

Ответ: Затраты на командировки работников могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при наличии соответствующих подтверждающих документов (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом действующее законодательство не содержит запрета на организацию командировок работников с использованием услуг сторонних организаций, в частности туристических фирм. Позиция уполномоченных органов в отношении документального подтверждения командировочных расходов в случае организации командировки через туристическую фирму менялась с течением времени. В более ранних письмах Минфин России высказывался следующим образом: счет (счет-фактура, ваучер, накладная) туристической фирмы сам по себе не может быть оправдательным документом в отношении командировочных расходов, для подтверждения расходов к нему необходимо приложить копии всех первичных документов, подтверждающих фактическую оплату затрат по командировке: проездные билеты, счета гостиницы, квитанции и пр. (письмо Минфина России от 12 августа 1998 г. N 04-02-05/11, от 24 июня 1999 г. N 04-00-11). В настоящее время позиция налоговиков изменилась. Согласно мнению, высказанному в письме УФНС по г. Москве от 19.05.06 N 20-12/43886@, расходы на командировки, подтвержденные приказами (распоряжениями) о направлении работников в командировки, командировочными удостоверениями, служебными заданиями для направления в командировки и отчетами об их выполнении, авансовыми отчетами, авиабилетами, счетами турфирм, в которых расшифрована стоимость каждой оказанной услуги, и актами выполненных работ, подписанными с турфирмами, могут быть приняты в качестве первичных документов для целей налогового учета. Также в письме УМНС по г. Москве от 3 августа 2000 г. N 03-12/34620 налоговики разъяснили, что, в случае если форма ваучера, выданного туристическим агентством, отвечает требованиям по оформлению принимаемых к учету документов, изложенным в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", он может быть рассмотрен в качестве подтверждения расходов организации по найму жилого помещения для размещения командированного работника. Таким образом, по нашему мнению, с учетом текущей позиции налоговых органов организация может учесть в целях налогообложения расходы на проживание в гостинице командированных работников на основании счета туристической фирмы и накладной на оказанные услуги при условии наличия в этих документах подробной расшифровки стоимости оказанной услуги и ее соответствия пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в части расходов по найму помещения. Вместе с тем считаем необходимым отметить следующий существенный риск спора с налоговиками. Дело в том, что согласно условию вопроса в рассматриваемой ситуации оказание туристических услуг оформляется накладной на оказанные услуги, в то время как гражданским законодательством для оформления факта оказания туристических услуг как подвида факта возмездного оказания услуг предусмотрен акт выполненных работ (оказанных услуг) (п. 2 ст. 779, ст. 783, ст. 702 ГК РФ). При этом Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. N 04-02-05/1/33 отметил, что для признания расходов налогоплательщиков, понесенных по гражданско-правовым договорам, акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом в случае, если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором. Между тем суд в Постановлении ФАС Московского округа от 03.04.2007, 10.04.2007 N КА-А40/809-07 по делу N А40-22309/06-127-102 высказал мнение о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено обязательное наличие акта, кроме случаев осуществления материальных расходов (ст. 254 НК РФ).

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Для целей налогообложения по учету лизинговых платежей есть разные толкования. Какой позиции придерживаться? Нашими филиалами в лизинг приобретаются автомобили, компьютерная техника. Например, выкупная стоимость а/м указана 1000 руб., остальная сумма заложена в лизинговые платежи. Так как в ГАИ а/м будет зарегистрирован за филиалом, должен начисляться транспортный налог, поэтому бухгалтерией РОСНО - МС предлагаются проводки. ("Налоги" (газета), 2008, N 15) Текст документа

Вопрос: Для целей налогообложения по учету лизинговых платежей есть разные толкования: <Минфин от 13.07.07.doc>, <Выкупная стоимость (Арбитражный суд).doc>. Какой позиции все-таки правильно придерживаться? Нашими филиалами в лизинг приобретаются автомобили, компьютерная техника. Например, выкупная стоимость а/м указана 1000 руб., остальная сумма заложена в лизинговые платежи. <Как отразить в учете выкуп от 24.09.07.doc> Так как в ГАИ а/м будет зарегистрирован за филиалом, должен начисляться транспортный налог, поэтому бухгалтерией РОСНО - МС предлагаются проводки: <Бухучет лизинга (Проводки).doc>.

Ответ: Согласно Федеральному закону от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон) положения договора лизинга могут предусматривать переход лизингового имущества в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон (п. 1 ст. 19 Закона). В этом случае в общую сумму договора может включаться выкупная цена предмета лизинга (п. 1 ст. 28). При этом Закон не уточняет, что такое выкупная стоимость имущества и как она определяется. Позиция Минфина России на настоящий момент времени (письмо от 27.04.2007 N 03-03-05/104, письмо от 12.07.2006 N 03-03-04/1/576) заключается в следующем: выкупная цена предмета лизинга должна быть установлена на основании рыночной цены данного объекта. При этом рыночная цена определяется сторонами сделки самостоятельно и может быть установлена в любом, в том числе самом незначительном, размере, однако при ее формировании необходимо учитывать положения статьи 40 НК РФ. Пунктом 4 ст. 40 НК РФ установлено, что рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Следовательно, для проверки выкупной цены по рассматриваемому договору лизинга налоговым органам необходимо найти сопоставимую сделку, что можно сделать только среди таких же лизинговых договоров. В частности, для того чтобы налоговики обосновали свои претензии по поводу заниженной выкупной цены, им придется найти сведения (причем, по мнению судей, из официальных источников - см. Постановление ФАС СЗО от 10.02.2006 N А13-4471/2005-19) о размере выкупной цены предмета лизинга, содержащиеся в договорах, условия которых тоже должны быть сопоставимы (в частности, срок действия договора, вид лизингового имущества, его первоначальная цена, размер лизинговых платежей и т. д.). Учитывая отсутствие на данный момент официальных источников подобной информации, нахождение сведений о размере такой выкупной цены представляется невыполнимой задачей как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Судебная практика по вопросам применения ст. 40 НК РФ для лизинговых сделок на данный момент отсутствует, однако решения судей по делам, связанным с обжалованием налогоплательщиками решений налоговых органов, принятых в соответствии со ст. 40 НК РФ применительно к другим хозяйственным сделкам, практически единогласны: в отсутствие доказательств налоговых органов в виде информации о ценах по сопоставимым сделкам цена, установленная сторонами сделки, считается справедливой и соответствующей рыночному уровню (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2006 по делу N А56-13533/2005, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2003 N А29-353/03А; от 04.11.2002 N А11-2410/2002-К2-1039, Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2003 N КА-А40/4145-03). Таким образом, с учетом существующей арбитражной практики полагаем, что риски указания в договоре незначительной выкупной цены предмета лизинга (например, равной 1000 рублей) с точки зрения доказательства налоговыми органами ее несоответствия рыночному уровню на данный момент времени являются минимальными, поскольку отсутствуют официальные источники получения информации о рыночных ценах по сделкам. При этом, безусловно, следует иметь в виду, что свою правоту в отношении данного вопроса налогоплательщик, возможно, будет отстаивать в суде. По вопросу необходимости выделения выкупной стоимости из суммы лизинговых платежей можно отметить следующее. По мнению чиновников, выкупная стоимость - это затраты организации на приобретение объекта лизинга без учета услуг по лизингу. При этом в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Таким образом, выкупная стоимость не учитывается в составе лизингового платежа, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль у лизингополучателя, в составе текущих расходов независимо от формы и способа расчетов, поскольку формирует первоначальную стоимость объекта, которая впоследствии включается в расходы посредством начисления амортизации (письмо Минфина России от 09.11.2005 N 03-03-04/1/348, письмо ФНС России от 16.11.2004 N 02-5-11/172@, письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/392). Таким образом, по нашему мнению, в случае невыделения выкупной стоимости из суммы лизинговых платежей у лизингополучателя возникает риск толкования налоговыми органами затрат по уплате лизинговых платежей в качестве расхода, направленного на приобретение права собственности на объект лизинга и формирующего первоначальную стоимость данного объекта, и, следовательно, непринятия уплачиваемых лизингополучателем сумм лизинговых платежей (части сумм уплачиваемых лизинговых платежей) в качестве текущих расходов. Позиция судей по данному вопросу преимущественно заключается в признании включения выкупной стоимости в состав лизинговых платежей правомерным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.06.2007 по делу N А29-7407/2006а, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2006 по делу N А79-6704/2005, Постановление ФАС Поволжского округа от 23.05.2006 по делу N А65-19028/2005-СА2-41, Постановление ФАС Поволжского округа от 05.05.2006 по делу N А12-21318/05-С3), хотя есть и примеры судебных решений в поддержку позиции налоговиков (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.07.2006 N Ф04-1578/2006(24330-А27-40) по делу N А27-43911/2005-2). С учетом всего вышесказанного для минимизации риска спора с налоговиками по поводу признания лизинговых платежей расходами рекомендуем разделить в договоре суммы лизинговых платежей и выкупной стоимости. Внести сведения о размере выкупной цены и порядке ее выплаты можно, например, посредством заключения дополнительного соглашения или приложения к договору лизинга. Это позволит отделить затраты по лизинговым платежам, подлежащие включению в состав текущих расходов лизингополучателя (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ), от расходов по формированию первоначальной стоимости амортизируемого имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ). По вопросу отнесения предмета лизинга после перехода права собственности на него к лизингополучателю к материально-производственным запасам или объектам основных средств (на основании представленных в вопросе бухгалтерских проводок) отметим следующее. Порядок бухгалтерского учета операций по договору лизинга регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, а также указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 (далее - указания), и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Согласно п. 11 указаний при выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001 "Арендованные основные средства"; одновременно производится запись на эту стоимость по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 010 "Износ основных средств", субсчет "Износ собственных основных средств". При этом согласно п. п. 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 объекты основных средств принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая в данном случае будет представлять собой общую сумму задолженности перед лизингодателем по договору лизинга (то есть включать сумму лизинговых платежей и выкупную стоимость (без учета НДС)). Таким образом, с учетом числовых данных, представленных в условии вопроса, в бухгалтерском учете первоначальная стоимость объекта, полученного лизингополучателем в собственность по окончании договора лизинга, составит... рублей (... рублей + 100 рублей), что однозначно превышает стоимостной критерий в 20000 рублей, на основании которого организация, согласно п. 5 ПБУ 6/01, может классифицировать активы как материально-производственные запасы. Следовательно, в бухгалтерском учете рассматриваемый объект будет подлежать зачислению в состав собственных основных средств лизингополучателя (при условии выполнения также общих критериев признания активов основными средствами, содержащихся в п. 4 ПБУ 6/01). В налоговом учете лизинговые платежи за принятый в лизинг предмет относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ) и не формируют первоначальную стоимость данного предмета. По окончании срока действия договора лизинга организация получает указанный предмет в собственность, уплачивая при этом его выкупную цену. Первоначальная стоимость выкупленного оборудования определяется в размере его выкупной цены, предусмотренной договором лизинга (без учета НДС) (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). В рассматриваемом примере выкупная стоимость предмета лизинга (без учета НДС) равна 100 рублям, следовательно, первоначальная стоимость объекта, перешедшего в собственность лизингополучателя по окончании договора лизинга, будет также равна 100 рублям. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты организации на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода этого имущества в эксплуатацию. Таким образом, в налоговом учете лизингополучателя полученный в собственность предмет лизинга не войдет в состав амортизируемого имущества, а отразится в составе материальных расходов текущего месяца в сумме 100 рублей.

------------------------------------------------------------------

Название документа