Роль следственных подразделений районного территориального органа МВД России в организации охраны общественного порядка

(Васильев Ф. П., Герасимова Т. В.) ("Российский следователь", 2011, N 21) Текст документа

РОЛЬ СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РАЙОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА <*>

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, Т. В. ГЕРАСИМОВА

Васильев Федор Петрович, ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент, член Российской академии юридических наук (РАЮН).

Герасимова Татьяна Викторовна, специалист ЦПП управления МВД России по Ульяновской области.

В статье авторами рассмотрены основные аспекты организации работы полиции и следственных подразделений в системе МВД России, а также вопросы обеспечения правопорядка и безопасности, расследования уголовных дел. Существенной является позиция авторов о развитии взаимодействия следователя с полицией и анализ соответствующих нормативных правовых актов. Затронутые организационные вопросы в области охраны общественного порядка на уровне района актуальны на современном этапе в период проведенного реформирования МВД России и его территориальных органов.

Ключевые слова: административный, безопасность, ведомство, ГИБДД, закон, инструктаж, следствие, следователь, МВД России, муниципальный, РТОВД, расследование, ОВО, охрана, полиция, правопорядок, территориальный, совершенствование, СОГ, участковый уполномоченный.

In this paper the authors consider the main aspects of the organization of the police and investigative units in the Ministry of Interior of Russia, as well as questions of law and order and security, criminal investigations. Significant is the position of the authors of the development issues of interaction with the police investigator and an analysis of relevant laws and regulations. Organizational issues raised in the protection of public order at the district level are relevant at this stage in the reform period of the Russian Interior Ministry and its territorial bodies.

Key words: administrative, security, office, traffic police, law, instruction, investigation, investigator, Russian Interior Ministry, municipal, RTOVD, investigation, PSB, security, police, rule of law, territorial improvement, DSG, the district commissioner.

Необходимо отметить, что следственные подразделения <1> территориального органа МВД России в основном выступают как субъекты, обеспечивающие расследование уголовных дел, а не непосредственную охрану общественного порядка на муниципальной (иной) территории. Кроме того, они осуществляют расследование уголовных дел по преступлениям, совершенным в общественных местах (в том числе бытовым). Именно они устанавливают и доказывают обстоятельства совершения противоправных деяний подозреваемыми (подследственными) лицами, которыми были нарушены общественный порядок и безопасность юридических или физических лиц. Итоги расследования уголовных дел следователями (судом) позволяют дать общую оценку о наличии профессиональных качеств любого сотрудника полиции, прежде всего патрульно-постовых нарядов полиции (ППНП), участковых уполномоченных полиции (УУП), нарядов полиции отдела вневедомственной охраны (ОВО), нарядов полиции ГИБДД, дежурной части территориального органа МВД России (в том числе ОВО, ГИБДД). Подтверждающим фактором является то, что они первыми прибывают на место правонарушения и пресекают те или иные противоправные действия, задерживают виновных лиц (подозреваемых), собирают (способствуют) на первоначальном этапе доказательства и т. д. -------------------------------- <1> Становление и развитие следственных подразделений в России берет начало с 1860-х гг. Ими расследовались преступления и проступки. Как отмечает И. И. Колесников, в системе органов внутренних дел следственные подразделения имели различные процессуальные полномочия. См.: Управление органами расследования преступлений: Учебное пособие. Академия управления МВД России. М., 2000. С. 17 - 23.

Кроме того, на начальных стадиях они должны соблюдать процессуальные правила и требования сбора доказательств, в целях недопущения в будущем "развала", "рассыпания" уголовного дела. В связи с этим руководители следственных подразделений и подразделений полиции периодически должны привлекать следователей, имеющих практический опыт работы, для проведения занятий по служебной подготовке в учебных группах ОВО, ГИБДД, ПДН и др., а также (по графику) их участия в проведении инструктажа суточных нарядов полиции, а именно ППС, ПДН, ГИБДД, СОГ <2>. -------------------------------- <2> Следственные оперативные группы (СОГ) заступают на дежурство по отдельному графику, и инструктаж им в основном проводят руководители подразделений территориальных ОВД.

В процессе реализации вышеуказанных мер вопросы как организации, так и охраны общественного порядка и безопасности любыми нарядами полиции районного территориального органа МВД России следует осуществлять в рамках действующих нормативных правовых актов, в том числе Федерального закона "О полиции", приказов и инструкций МВД России и Устава патрульно-постовой службы полиции <3>. -------------------------------- <3> В настоящее время до внесения соответствующих изменений и дополнений полицейские, несущие ППС, руководствуются Уставом патрульно-постовой службы милиции.

Что касается деятельности следственных подразделений при территориальном ОВД, то она строится в соответствии с Указом Президента России от 23 ноября 1998 г. N 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" <4>. -------------------------------- <4> Данным Указом утверждено Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ. В Положении, в частности, устанавливается, что органы предварительного следствия организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 26 ноября 1998 г., в СЗ РФ от 30 ноября 1998 г., N 48, ст. 5923 (с изм. на 14 января 2011 г.).

В органы предварительного следствия входят: Следственный департамент МВД России; главные следственные управления (управления, отделы) территориальных органов МВД России по субъектам РФ; следственные управления (отделы, отделения, группы), главное управление на транспорте (железнодорожном, воздушном и водном транспорте), следственные отделы (отделения, группы) районных (межрайонных) территориальных органов МВД России на районных, городских, сельских и иных муниципальных территориях и др. В соответствии с ФЗ "О полиции" сотрудникам младшего, среднего, старшего и высшего начсостава следственных подразделений присваивается специальное звание - "юстиции". Основными задачами органов предварительного следствия являются: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям ОВД РФ. В соответствии с возложенными задачами следственное подразделение ОВД РФ осуществляет следующие основные функции: анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности подразделения, разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступления; организует взаимодействие следователей территориального ОВД с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание и др.; изучает правоприменительную практику следователей и осуществляет разработку предложений по совершенствованию законодательства; обеспечивает эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организует рассмотрение и разрешение писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам. В соответствии с приказом МВД России сотрудники следственных подразделений территориального ОВД обязаны <5>: устанавливать в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, другие нарушения закона. Вносить в соответствующую организацию, независимо от форм собственности, или должностному лицу представление и контролировать своевременное устранение недостатков; в 3-дневный срок письменно информировать соответствующие подразделения ОВД по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет. При расследовании уголовных дел с участием детей выявлять лиц, вовлекающих их в совершение противоправных деяний, принимать меры к привлечению таких лиц к уголовной ответственности; своевременно передавать в соответствующие подразделения ОВД (полиции) сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений и др. -------------------------------- <5> Приказ МВД РФ от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений".

Работу следственного подразделения направляет начальник следственного подразделения, он же является заместителем начальника районного территориального ОВД. Его процессуальные полномочия определены также в нормах УПК РФ. Так, в соответствии со ст. 39 начальник следственного отдела уполномочен: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав; отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия; вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя. Начальник следственного отдела (отделения) вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. ст. 38 и 163 УПК РФ. При осуществлении полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК РФ, начальник следственного отдела вправе: проверять материалы уголовного дела; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного отдела. В ст. 38 УПК РФ также определены процессуальные полномочия следователя. Так, следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен: возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; давать органу дознания в случаях и порядке, которые установлены УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора: 1) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных в статьях УПК РФ; 6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; 8) о передаче уголовного дела другому следователю, дознавателю. В случаях, предусмотренных УПК РФ, прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю. Согласно ст. 151 УПК РФ следователями ОВД РФ предварительное расследование производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Положения пункта 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 119-ФЗ) статьями: ст. ст. 111 (ч. ч. 1 - 3), 113, 114, 117 (ч. ч. 2 и 3), 122 (ч. ч. 3 и 4), 123 (ч. 3), 124, 127.1, 127.2, 150 (ч. ч. 2 и 3), 151 (ч. ч. 2 и 3), 158 (ч. ч. 2 - 4), 159 (ч. ч. 2 - 4), 160 (ч. ч. 2 - 4), 161 (ч. ч. 2 и 3), 162, 163 (ч. ч. 2 и 3), 164, 165 (ч. 3), 166 (ч. ч. 2 - 4), 167 (ч. 2), 169, 171 (ч. 2), 171.1 (ч. 2), 172, 174, 174.1, 175 (ч. 3), 176, 178, 179, 180 (ч. 3), 181 (ч. 2), 183, 184, 186, 187, 188 (ч. ч. 2 - 4), 191 - 193, 195 - 197, 201, 202, 204 - 206, 208 - 210, 213 (ч. 2), 215.2, 215.3, 219 (ч. ч. 2 и 3), 220 (ч. ч. 2 и 3), 221 (ч. ч. 2 и 3), 222 (ч. ч. 2 и 3), 223 (ч. ч. 2 и 3), 225 - 227, 228 (ч. 2), 228.1, 234 (ч. ч. 2 и 3), 235, 236, 240 (ч. ч. 2 и 3), 241 (ч. ч. 2 и 3), 242.1, 259, 260 (ч. 3), 261 (ч. 2), 264, 266 (ч. ч. 2 и 3), 267, 268 (ч. ч. 2 и 3), 272 - 274, 290 - 293, 304, 313 (ч. ч. 2 и 3), 322.1 (ч. 2), 327 (ч. 2), 327.1 (ч. 2) и 330 (ч. 2) Уголовного кодекса РФ. Кроме того, в своей деятельности следователи также руководствуются не только приказами МВД России, ОВД по субъекту РФ, но и территориального РТОВД. В процессе осуществления расследования уголовных дел следователь обязан учитывать расценки оплаты за оказанные услуги адвокату. Они определены в совместно утвержденном Приказе Минюста и Минфина России от 15 октября 2007 г. N 199/87н "Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела" <6>. -------------------------------- <6> См.: Российская газета. 27.10.2007. С. 10.

По вопросам розыска преступников, проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по расследуемому уголовному делу следователь взаимодействует с сотрудниками уголовного розыска. При этом он обязан учитывать требования предусмотренной в совместном Приказе МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481 /32/184/97/147 "Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" <7>, изданной в соответствии с ч. 3 ст. 11 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". В тех случаях, когда по расследуемому уголовному делу необходимо осуществить привод, то он должен руководствоваться нормами (рекомендациями), предусмотренными Инструкцией "О порядке осуществления привода", утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438. Привод осуществляется только сотрудниками полиции территориальных ОВД. В итоге, по существу, следователи взаимодействуют также непосредственно с полицией, в целях своевременного обеспечения реализации норм УПК РФ. -------------------------------- <7> См.: Российская газета. 16.05.2007. С. 7.

В целях обеспечения исполнения вышеуказанных задач (функций), поставленных перед МВД России (полицией), Министр внутренних дел своим Приказом от 21 апреля 2011 г. N 222 утвердил "Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне" <8>. По существу, он определил основного субъекта, организующего расследования уголовных дел. Приказом также отменен Приказ МВД России от 25 октября 2006 г. N 847 (зарегистрирован в Минюсте России 17 ноября 2006 г., регистрационный N 8497). Данный документ определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа МВД России на районном уровне (далее - районный территориальный орган МВД России или РТО МВД России). -------------------------------- <8> Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2011 г. N 21062.

С другой стороны, несмотря на наличие независимости следователя (подразделения), необходимо отметить то, что следственные подразделения продолжают оставаться в оперативном подчинении начальника районного территориального органа МВД России, полномочия которого также определены в этом Приказе.

Литература

1. Конституция РФ от 12.12.1993. 2. Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". 3. Обращение Министра внутренних дел РФ к сотрудникам ОВД и военнослужащим ВВ МВД России от 23.08.2005. 4. Приказ МВД России N 333 от 4 мая 2010 г. "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях". 5. Совместный Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и ФСНК России N 39/1070/1021/253/780/353/399 от 29.12.05 "О едином учете преступлений". 6. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. В. П. Божьева. М.: Спарк, 2002. 7. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М.: Спарк, 2002. 8. Рыжаков А. П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств. М., 2007. 9. Уголовно-процессуальное право РФ: Учебник / Под ред. П. А. Лупинской. М., 2009. 10. Шаталов А. С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебное пособие в схемах. М., 2006. 410 с.

Название документа