К обсуждению законопроекта "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"

(Спасенников Б. А.) ("Российская юстиция", 2011, N 11) Текст документа

К ОБСУЖДЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТА "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Б. А. СПАСЕННИКОВ

Спасенников Б. А., доктор юридических наук, доктор медицинских наук, профессор-консультант кафедры уголовного права Института управления (г. Архангельск).

Статья посвящена принудительному психиатрическому лечению и профилактике преступлений.

Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера; профилактика правонарушений.

Article is devoted to compulsory psychiatric treatment and prevention of crime.

Журнал "Российская юстиция" имеет серьезный опыт обсуждения законопроектов, которые внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> См.: Российская юстиция. 2003. N 11; 2008. N 12; и др.

Законопроект "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", разработанный МВД России, предусматривает применение принудительных мер медицинского характера с целью профилактики правонарушений. На наш взгляд, здоровая психика определяет высокую возможность социальной адаптации, выбора социально приемлемого поведения в любой сложной жизненной ситуации. Поэтому чаще закон нарушают лица, имеющие те или иные врожденные или приобретенные расстройства социальной адаптации, обусловленной внешними (травматическими, психогенными, интоксикационными и др.) и (или) внутренними (генетическими, соматогенными и др.) патологическими факторами. В большинстве случаев это психопатии (расстройства личности), психопатизация различного генеза (посттравматического и др.), легкие формы слабоумия, реже - неврозы, невротические синдромы, иная патология <2>, зачастую комбинация этих психических расстройств. -------------------------------- <2> Спасенников Б. А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПб., 2003. С. 148.

Особенности такого субъекта сводятся к неспособности его психики сформировать полноценную контролирующую инстанцию, воспринимающую ценности и установки общества, адекватно воспринимать окружающий мир. Очевидно, что, при прочих равных условиях, правонарушения у лиц с подобными психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, встречаются чаще. Биологические корни правонарушений нельзя игнорировать или преуменьшать их роль. По мнению автора, выявляется все большее количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, обнаруживающих психические расстройства, имеющие существенную роль в механизме (патогенезе) противоправного поведения, которые определяют уменьшенную сиюминутную способность прогнозировать последствия своих действий и осознанно руководить ими. Это связано с увеличением объема поступающей информации в современном мире, темпа жизни, неопределенностью будущего в условиях рыночной экономики, другими социальными и биологическими факторами. При этом субъект зачастую полностью не лишен возможности сознательности и произвольности поведения, его способность осознавать свои действия, руководить ими не утрачена совсем, но по сравнению с условной психической нормой существенно уменьшена <3>. -------------------------------- <3> Спасенников Б. А., Спасенников С. Б. Состояние опьянения и его уголовно-правовое значение. М., 2011. С. 4.

Общеизвестно, что психическое расстройство может существенно изменять отношение человека к самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку. Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическим расстройством, гарантируется государством и осуществляется на основе законности, гуманности и соблюдения прав человека. Отсутствие должного правового регулирования принудительных мер медицинского характера способно стать одной из причин неправосудного их применения, что наносит ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан. Обратим внимание на то, что, во-первых, действующим отечественным законодательством не предусмотрено применение принудительных мер медицинского характера за совершение административного правонарушения. Предложение применять принудительное психиатрическое лечение с целью профилактики административных правонарушений не может быть признано правомерным и обоснованным. Во-вторых, согласно части второй ст. 443 УПК РФ, если лицо в состоянии невменяемости совершило общественно опасное деяние небольшой тяжести, предусмотренное статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, то суд выносит постановление об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. Судебная практика весьма строго учитывает это положение уголовно-процессуального закона. Поэтому предложение применять принудительное психиатрическое лечение с целью профилактики деяний душевнобольных, которые уголовный закон относит к преступлениям небольшой тяжести, также не может быть признано правомерным и обоснованным. В-третьих, применение принудительных мер медицинского характера с целью профилактики преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких в отношении лиц, которые страдают психическим расстройством, но не совершили эти общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, которые заведомо не имеют умысла на совершение этих деяний, также не может быть признано правомерным и обоснованным. Принудительное психиатрическое лечение предусмотрено главой 15 "Принудительные меры медицинского характера" раздела VI "Иные меры уголовно-правового характера" Уголовного кодекса Российской Федерации. Принудительные меры медицинского характера - меры государственного принуждения, назначаемые, продлеваемые, изменяемые и прекращаемые по решению суда лицам, которые совершили общественно опасное деяние, предусмотренное статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости, а также лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, либо назначаемые по решению суда лицам, виновным в совершении преступления и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, но повлиявшим на осознанно волевой выбор поведения в момент совершения преступления, и заключающиеся в мероприятиях, направленных на излечение, восстановление психического здоровья, предотвращение совершения нового общественно опасного деяния, опасности причинения вреда себе или другим лицам, возможности причинения иного существенного вреда, соблюдение прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами <4>. -------------------------------- <4> Спасенников Б. А., Спасенников С. Б. Психические расстройства и их уголовно-правовое значение. М., 2011. С. 155.

Действующий уголовный закон предусматривает применение принудительного психиатрического лечения в качестве предотвращения совершения нового общественно опасного деяния, опасности причинения вреда себе или другим лицам, возможности причинения иного существенного вреда, но лишь после установления факта совершения душевнобольным общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно части второй статьи второй УК меры уголовно-правового характера относятся к уголовным правоотношениям. Согласно части первой статьи первой УК нормы права, регулирующие уголовные правоотношения, подлежат включению в Уголовный кодекс Российской Федерации. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами. 7 апреля 2011 г. состоялся Пленум Верховного Суда Российской Федерации, который рассмотрел практику применения судами принудительных мер медицинского характера: "В связи с вопросами, возникшими у судов при назначении, продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера, а также в целях обеспечения единообразного применения законодательства при рассмотрении дел данной категории Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет: 1. Обратить внимание судов, что при осуществлении производства о применении принудительных мер медицинского характера следует строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. При решении отдельных вопросов, связанных с применением принудительных мер медицинского характера, необходимо руководствоваться положениями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"... а также иных нормативных правовых актов. ...Разъяснить, что принудительные меры медицинского характера являются мерами уголовно-правового характера и применяются только к лицам, совершившим предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, а также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и лишь при условии, когда психическое расстройство связано с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (части 1 и 2 статьи 97 УК РФ). При этом цели применения принудительных мер медицинского характера отличаются от целей применения наказания и в силу статьи 98 УК РФ заключаются в излечении или улучшении психического состояния указанных лиц, а также предупреждении совершения ими новых предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний" <5>. -------------------------------- <5> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2011 N 6 // Российская газета. 2011. 20 апреля. N 84.

Однако рассматриваемым законопроектом не предусматривается внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, иные нормативные акты. Без внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", УК РФ, УПК РФ и УИК РФ назначение, продление, изменение, прекращение принудительных мер медицинского характера с целью профилактики правонарушений будет противоречить действующему законодательству. Полагаем, что в системе профилактики правонарушений следует применять добровольное, недобровольное и обязательное лечение у психиатра, которые предусмотрены действующим законодательством. Эти виды специализированной психиатрической помощи населению могут служить важным элементом профилактики правонарушений при надлежащем их использовании. Поддерживая концепцию этого законопроекта, полагаем, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации его поддержит в первом чтении. Законопроект "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" подлежит доработке между первым и вторым чтением с учетом указанных выше замечаний.

Название документа